Тип нервной системы и индивидуальный познавательный стиль учащихся
Часто родителей и педагогов удивляет, почему успехи ребёнка в школе ниже, чем могли бы быть; почему по результатам психологической диагностики у него высокий уровень развития мышления, а за контрольные работы он получает не только четвёрки, но порой и тройки; почему психологи утверждают, что с вниманием у него всё в порядке, а учителя сетуют на его невнимательность. К тому же родители отмечают, что ребёнок сильно устаёт, а врачи не находят у него проблем со здоровьем
На успешность обучения в школе может сильно влиять тип нервной системы ребёнка
Оказывается на успешность обучения в школе может сильно влиять тип нервной системы. Педагоги и родители должны знать об этом и учитывать эти особенности при организации урока, подготовке домашнего задания, т.е. помогать ребёнку находить свои сильные стороны и компенсировать трудности.
Итак, что такое тип нервной системы и как он влияет на процесс и результат обучения? Это понятие было введено И. Павловым, считавшим, что наиболее важная характеристика нервной системы сила процесса возбуждения, которая отражает его работоспособность и проявляется в способности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения.
С этой точки зрения можно говорить о сильном и слабом типах нервной системы, различающихся, прежде всего, работоспособностью или утомляемостью, к4оторая при определённых условиях может быт оптимальной.
У детей со слабым типом нервной системы выносливость ниже, поэтому им требуется больше времени на выполнение заданий. Им подходит такое обучение, когда они имеют возможность качественно выполнять разнородные действия. Если не обеспечить им этого, они будут переходить к выполнению следующего действия ещё до получения предыдущего результата и производить впечатление учеников, которые не доводят дело до конца, в то время как у них просто включается охранительное торможение во избежание переутомления. Так, при заучивания текста им полезны вспомогательные действия: деление текста на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление плана текста и т. п.
Если же дети действительно устали, следует подумать как организовать их отдых. Возможно, стоит снизить внеучебную нагрузку (кружки, спорт) часто в особо сложной ситуации оказываются мальчики, у которых отцы имеют сильный тип нервной системы и которым незнакомы подобные проблемы.
Тип нервной системы влияет на приготовление уроков. Дети с сильным типом нервной системы способны делать домашние задания за один присест (при наличии высокой мотивации) даже в условиях не слишком сильного шума. Общество сверстников им не мешает, а только помогает в работе. Однако, иногда вначале им требуется некоторая раскачка , поэтому для таких детей предпочтительна последовательность выполнения заданий от лёгких к трудным.
Детям со слабой нервной системой, наоборот, необходимы полная тишина, уединение и перерывы в работе. Приготовление уроков полезно планировать: сначала-более трудные, затем-более лёгкие задания. Желательно предоставлять им возможность тщательного контроля полученных результатов. Можно предлагать составлять наглядные образы к устным заданиям, которые они смогут использовать во время урока при ответе.
На работоспособность влияет степень нервного напряжения. Сильные дети в трудной ситуации повышают тонус умственной деятельности, сокращая за счёт этого время выполнения заданий, поэтому они часто могут выполнять контрольные работы лучше текущих заданий. У слабых детей в этой же ситуации тонус умственной деятельности снижается, время выполнения задания соответственно увеличивается, а качество контрольной работы часто ухудшается. Психологи советуют родителям сильных детей накануне контрольной работы всячески настраивать их на успех, предлагать постараться, обещать поощрить.
Слабым детям это противопоказано, т.к. может привести к полному срыву контрольной. Даже если родители не будут говорить об ожидании успеха, но дадут понять косвенно, например, старательно готовясь вместе с ребёнком к контрольной работе, ухудшение результата вполне возможно. Родителям таких детей стоить слегка, обесценить значимость предстоящей проверочной работы, рассказать о собственных провалах контрольных, пошутить над этим.
Ученику со слабым типом нервной системы часто требуется время для того, чтобы настроиться на ответ или выполнение контрольной работы. отсутствие такой возможности может оказаться разрушительным для его деятельности. Не следует задавать такому ребёнку неожиданные вопросы, требующие быстрого ответа. Иногда нужно предоставлять ему возможность ответить в письменной форме. Такой ученик должен настроиться не только на время, но и на форму проведения контрольной работы. задания должны иметь привычную для него форму (алгоритм, шаблон, схему). Снизить тревогу ребёнка при усвоении материала и ответе на уроке можно с помощью внешних опор: графиков, схем, диаграмм, таблиц. Не стоит требовать отвечать по только что пройденному материалу.
Получается своеобразное лезвие бритвы :нужно предоставить ученику возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение.
Следующим отличием индивидуального стиля деятельности слабых и сильных детей является соотношение главных и вспомогательных действий. Что имеется в виду? Оказывается, все действия человека делятся на главные, которые ведут непосредственно к достижению определённой цели, и вспомогательные, которые организуют условия для выполнения главных действий(контролируют, подготавливают и т.д.).например, в написании изложения главное действие сводиться к прочтению текста, запоминанию и его изложению в письменной форме.
При этом вспомогательные действия заключаются в том, чтобы удобно разложить учебные предметы; написав абзац, перечитать его и подумать, о чём писать дальше; и прочее. Дети со слабым типом нервной системы при свободном выполнении заданий совершают главных действий меньше, чем вспомогательных. Для получения высокого результата им необходимо тщательно подготовить рабочее место, настроиться, проверить работу в конце, иначе результат будет хуже возможного. Дети с сильным типом нервной системы, наоборот, главных действий совершают намного больше, чем вспомогательных, им требуется меньше времени на подготовку к работе, проверку правильности её выполнения. Однако, точность выполнения при этом может страдать, поэтому психологи советуют побуждать их к этому, учить не торопиться и тщательно проверять выполненную работу.
Ещё одна особенность касается планирования деятельности. Дети с сильным типом нервной системы могут одновременно помнить и заботиться о нескольких заданиях без специального планирования. Слабым детям нужно начинать новую работу только после того, как они закончат предыдущую. Если предстоит выполнить несколько заданий в течении длительного срока, работу необходимо планировать.
Важно отметить, что дети со слабой нервной системой отличаются большей эмоциональной чувствительностью. Они сильно реагируют на такое внешнее воздействие, которого другие могут даже не заметить. Однако, у них довольно быстро наступает порог насыщения, после которого интенсивность реакций сильно снижается. Взрослые должны учитывать это при поощрении и наказании детей. Слишком эмоциональное поощрение чревато перевозбуждением и снижением работоспособности ребёнка, а замечание учителя на уроке, вероятнее всего, приведёт к ухудшению результата его деятельности.
У некоторых учащихся может формироваться страх неудачи, тогда при выполнении заданий они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что существенно снижает эффективность их работы.
Такому ребёнку достаточно одного взгляда педагога или родителя для того, чтобы изменить своё поведение. Нужно помнить, что у некоторых учащихся может сформироваться страх неудачи, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что существенно снизит эффективность их работы, ослабит внимание. Нужно формировать у таких детей умение переживать неудачу. Помимо страха неудачи слабым детям присущи психосоматические реакции на невозможность добиться желаемого учебного результата.
У сильных детей возможна другая трудность. Для поддержания оптимального уровня возбуждения им нужно проявлять высокую активность. То есть им необходимы энергичные или продолжительные двигательные реакции,, моторные или интеллектуальные действия. Таким детям следует избегать длительной монотонной , эмоционально не окрашенной работы, она снижает их внимание, вызывает истощение. Им нужно менять виды деятельности, иметь возможность выполнять задания своими предпочтительными способами. Психологи рекомендуют формировать у таких детей самоконтроль выполнения задания, учить их планировать свои действия, использовать различные способы повторения пройденного.
Учебная деятельность и особенности восприятия информации ребёнком
Иногда родители удивляются, почему после урока один ученик всё запомнил, а другой не запомнил почти ничего и ему приходиться дома ещё раз всё учить, тратить на это время. Если такая ситуация повторяется неоднократно, родители начинают искать причины, просят проверить память и внимание ребёнка. А когда оказывается, что результаты проверки соответствуют возрастной норме, недоумевающий родитель либо признаёт ребёнка неспособным, либо считает, что педагог плохо учит. Однако в подобной ситуации часто не виноват ни ребёнок, ни учитель. Просто ребёнок не запоминает материал потому, что воспринимает информацию не в той форме, в какой её преподносит учитель.
Как известно, любой человек может получать знания с помощью зрения, слуха и ощущения. Эти способы восприятия информации обычно называют визуальным, аудиальным и кинестетическим. Иногда из визуального выделяют ещё один способ логический, который опирается на восприятие формул, графиков, схем. Любой человек пользуется каждым из указанных способов, но при этом имеет любимый , который для него является наиболее лёгким. Есть дети, у которых хорошо развит только один способ восприятия. Такие дети могут не усваивать информацию на уроке и производить впечатление забывчивых
Интересно, что передавая информацию другому, человек использует тот же самый способ. Получается, что способы восприятия и передачи знаний у одного и того же человека совпадают. Однако, есть дети, у которых хорошо развит только один способ восприятия, остальные слишком трудны для использования. Такие дети могут не усваивать информацию на уроке и производить впечатление забывчивых в случае, если их способ получения знаний не совпадает со способом подачи материала учителем. В особо сложной ситуации могут находиться дети-кинестетики, поскольку для хорошего усвоения им надо что-либо потрогать, разобрать, сложить или произвести какие-то другие действия, на которые не хватает времени на уроке.
Какой можно сделать вывод? Если ребёнок плохо усваивает, запоминает учебный маториал, то в качестве одной из возможных причин следует рассмотреть несовпадение способов получения и передачи информации. Если школьный психолог подтвердит эту причину, то нужно будет развивать у ребёнка умение использовать плохо работающие у него способы, а пока предоставить ему возможность пользоваться тем, который он предпочитает. Если ребёнок-кинестетик, то при общении с ним следует включать в речь описание ощущений. Например, если очень огорчает то, что он не выучил уроки, можно сказать ему: Когда я проверяю твои уроки и они оказываются невыученными, мне становиться так плохо, будто меня колют тысячами иголок . Если ребёнок-визуал нужно включать в речь образы: Давай посмотрим на перспективу невыполнения тобой уроков. Заглянем в будущее. Какие картинки у тебя всплывают? Если ребёнок-аудиал, то стоит обратиться к нему примерно так: Расскажи мне почему тебе не удалось сделать уроки . Если ребёнок-логик, можно попробовать предложить ему следующий вариант: Давай строить график твоих невыученных уроков. Тогда я смогу не беспокоиться, а заранее предполагать, в какой из дней они не будут сделаны .
Кроме ведения разговоров по душам с использованием предпочтительного способа, необходимо учить ребёнка делать уроки. Так, кинестетику можно позволить держать на столе некоторые вещи, которые по мере выполнения задания он мог потрогать, повертеть их. Визуалу перед выполнением задачи, при прочтении текста и запоминании стихов целесообразно предлагать делать рисунки, которые потом можно использовать как опоры при ответе. Если визуалам трудно работать по устным инструкциям, нужно переводить их в письменную форму. Аудиалу нужно предоставить возможность пошептать, прочитать вслух(можно шёпотом) условие задачи, учебные тексты, вслух ответить на предложенные вопросы. Логику будет проще решить задачу, если он сделает к ней чертёж, легче запомнить текст, если он разобьёт его части и выделит в них главный смысл.
Страх сделать что-то не так мешает учиться
Довольно часто ребёнок сильно переживает из-за учебных неудач; огорчается, допуская ошибку; ошибившись при ответе на уроке, вовсе перестаёт поднимать руку; а получив тройку, плачет. У некоторых детей, особенно маленьких, ошибка может привести к торможению мыслительного процесса. Один раз ошибившись, они словно совсем перестают соображать и запоминать, выполняют задание всё хуже и хуже.
Контрольная работа для такого ребёнка представляет собой серьёзное испытание. Он начинает волноваться заранее, даже если неплохо знает материал. У него могут заболеть голова, живот. Если задание письменное, то по ходу его выполнения у ребёнка могут сильно напрягаться или потеть руки. От этого он сильно устаёт, его внимание ухудшается, и он допускает несвойственные ему ошибки. Заметив это, родители нередко просят психолога проверить внимание ребёнка, позаниматься с ним, однако в данном случае внимание, как правило, сохраняется в норме.
На уроке этому ребёнку так хочется достичь хорошего результата в учёбе, что он либо постоянно тянет руку и обижается, когда его не спрашивают, либо, наоборот, внутренне напрягается и редко поднимает руку, а порой и вовсе перестаёт выражать готовность к ответу после случайной ошибки. Такой ребёнок ставит себе высокую планку и огорчается, если его результат оказывается ниже желаемого. При этом он не завидует другим, а просто сам хочет успеха(на уроке, в олимпиаде, спортивной игре) и очень-очень старается. Казалось бы, здорово, что ребёнок хочет быть лучшим! Он сам устремляется к победам. Нужно ли поощрять его в этом? Давайте разберёмся.
Стараясь не сделать ошибку, ребёнок находится в постоянном напряжении и поэтому устаёт быстрее других. Одни на переменах сбрасывают накопившееся напряжение криком и беготнёй, другие начинают болеть. Таким детям учиться труднее, сильное напряжение часто снижает их внимание, и они делают ошибки не по невнимательности, а из-за боязни ошибиться. Иногда страх ошибиться на уроке ребёнок переносит в другие значимые для себя сферы жизни, например отказывается быть капитаном команды в каких-либо соревнованиях или выступить на сцене, опасаясь несовершенства, а в самом трудном случае и вовсе отвергают лидирующие позиции, несмотря на то, что реально имеют все основания для этого и хотел бы проявить себя. Почему же это происходит? Может быть родители делают что-то неверно. Самое удивительное, что такого ребёнка могут воспитать только очень хорошие родители , которые отдают ему много сил и внимания. Ребёнок — большая ценность в их семье, а иногда и основной смысл жизни. Чаще всего сами родители хорошо образованны и социально успешны, поэтому не только хотят, но и знают, как воспитать хорошего ребёнка.
В такой семье ребёнок очень любит своих родителей, гордиться ими, хочет походить на них, но дело в том, что он видит своих родителей уже состоявшимися успешными людьми. Тот путь, который они преодолели, добиваясь успеха, даже если известен детям, то не наполнен эмоциональным смыслом. Всё равно они сравнивают себя с родителями сегодняшними, и это сравнение не в пользу детей. Они кажутся себе недостаточно успешными. Каждая сделанная ими ошибка подтверждает это, указывая им на их никчёмность, на то, что они недостойны любви таких замечательных родителей
Родители могут никогда не ругать и не наказывать ребёнка за ошибки, однако он ругает и наказывает себя сам. Парадокс, но чем теснее эмоциональная связь между ребёнком и родителями, чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее ребёнок боится огорчить их, и каждая допущенная им маленькая ошибка превращается для него в громадную ошибищу. А если ребёнок к тому же внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то переживания по поводу ошибок сильно мешают ему жить.
Страх ошибок относят к социальным страхам, потому, что его основной смысл заключается в стремлении ребёнка всячески соответствовать социальным нормам и требованиям, предъявляемым к поведению. Действительно, дети с боязнью ошибки, как правило, стараются соблюдать все школьные нормы. Они всегда слушают учителя, не разговаривают с соседом, не отвлекаются, не разглядывают свои руки или пенал, т.е. находятся на уроке в дополнительном напряжении. С такими детьми очень хорошо и удобно педагогам, но самим детям тяжело постоянно жить без нарушения правил.
Родителям таких замечательных детей ,прежде всего необходимо начать с себя и сказать: Я-хороший родитель, раз у меня такой хороший ребёнок . Если будет трудно произнести это, то возможно кто-то из родственников говорит им о том, что они недостаточно хорошие мать или отец, и эти слова вызывают у них чувство вины за то, что они что-то не доделали. Чувство вины неконструктивное. Если оно есть у человека, ему нужно постараться убедить себя в том, что он всё делает настолько хорошо, насколько может. Всегда могут найтись объективные причины для того, чтобы что-то не успеть или не суметь сделать.
Таким родителям необходимо научиться искусственно, создавать ситуации, в которых они будут выглядеть несовершенными, и демонстрировать это ребёнку. Воспринимающий своих родителей как эталон, которому необходимо соответствовать ребёнок, увидев их ошибки, позволит самому себе быть таким, каков он есть. Однако этого недостаточно, важно научиться правильно реагировать на ошибки детей. Не следует произносить: Ничего страшного, не волнуйся , потому что ребёнок услышит противоположное: Это страшно, волнуйся . Эффективнее использовать позитивную лексику, исключив частицу не , например: Всё нормально , будь спокойнее , потом сделаешь правильно и т.п. Если ребёнок сильно переживает по поводу какой-либо ошибки, нужно найти способ похвалить его за что- то другое: Ты ошибся, зато красиво писал, видно как ты старался .
Нужно учить ребёнка искать причину совершения ошибки, например: Ошибка может произойти из-за того, что ты перепутал право и лево, подумай сам . Но, главное, необходимо осознавать обучающее воздействие ошибок. Имеет смысл поднять их обучающую роль до уровня жизненной философии, чтобы не просто огорчаться по поводу любой совершённой в жизни ошибки, а осмысливать их и приобретать опыт, побуждающий к самоизменению. Для этого можно повторять крылатые слова: Не ошибается тот, кто ничего не делает , Успех радует, а ошибка учит , Умный стремиться не избегать ошибок, а исправлять их и т.п. Нужно приучать ребёнка анализировать причины ошибок, совместно с ном осознавать полученный опыт.
Хорошо, когда родители делятся с учителем своими тревогами по поводу наличия у ребёнка социальных страхов, обращают его внимание на проблемную область, просят помощь. В особо сложных случаях требуется поддержка психолога, который организует с ребёнком индивидуальные занятия. Однако труднее всего родители справляются с собственным стремлением опекать детей, ведь они кажутся им такими хрупкими и беззащитными.
Родители могут по — разному помочь детям, но иногда они сами закрепляют, а порой даже усиливают у ребёнка боязнь совершения ошибки. А детям, напротив, показана самостоятельность, которую они могут проявить в соответствии со своим возрастом. Ещё им полезно много смеяться и иногда совершать необдуманные поступки. Иными словами, правильное воспитание должно оставлять немножко места для непослушания, непокорности и шаловливости.
Итак, родители могут по разному помочь детям, но иногда они сами закрепляют, а порой даже усиливают у ребёнка боязнь совершения ошибки. Это происходит, например, при слишком эмоциональной реакции на ошибку ребёнка, когда родители очень уж сильно огорчаются или когда после неудачной работы ребёнка проводят с ним воспитательную беседу. В этом случае у эмоционального, чувствительного ребёнка мотивация на достижение высокого результата в учёбе может подменяться мотивацией на избегание неудач, и на уроке он будет думать не о том, как правильно выполнить работу, а о том, как не ошибиться. Естественно, темп его деятельности снизится, а ошибки с большей долей вероятности появятся, ведь о чём чаще всего думаешь, то как правило, и происходит. Одёргивать и ругать, даже укорять за ошибку — табу в отношении детей с социальными страхами!
В заключении совет педагогов — психологов родителям: дети будут очень успешны, если бережно относиться к их хрупкой эмоциональной душе!
О.В. Хухлаева д-р наук, канд.психол.наук, проф. Факульт.социальн. психол.ГОУ ВПО МГППУ