Собеседование при приеме в школу: испытание для детей и их родителей

Воспитание детей – это такое ремесло, где
нужно терять время, чтобы его выигрывать.
При записи в первый класс, как правило, с ребенком проводится собеседование. Его цель — познакомиться с будущим учеником, подобрать наиболее подходящую программу обучения, соответствующую уровню его развития, способностям и состоянию здоровья, а также дать рекомендации родителям по устранению слабых мест в развитии малыша.

Перед таким важным событием, прежде всего, сами родители должны вести себя правильно. Тревожное, а порой даже неуравновешенное поведение родителей, бабушек и дедушек всегда отражается на ребенке. А у него и так сейчас в душе таится множество страхов перед неизвестной школой. При ребенке недопустимо обсуждать, насколько он умен и достаточно ли развит. Ни в коем случае нельзя говорить ему: Ты у нас такой застенчивый, да и сообразительностью не блещешь! Сможешь ли хоть на один вопрос ответить?
Не стоит бояться собеседования и тем более пугать им малыша, предрекая неудачу и вселяя в него неуверенность: Вот ответишь неправильно, и не возьмут тебя в школу! Ребенка нужно психологически подготовить к беседе с незнакомыми людьми и успокоить. Заранее расскажите, что его ждет при записи в школу, объясните, что учителя с ним просто хотят познакомиться. Посоветуйте ему спокойно и четко отвечать на те вопросы, на которые он знает ответы, а если что-то ему непонятно и он не знает, как ответить, то так об этом и сказать. Учтите, что открытость и в хорошем смысле бойкость ребенка играют подчас большую роль, чем знания как таковые.
Отправляясь на собеседование в школу, будьте готовы к тому, что малыш самостоятельно без вашей помощи будет демонстрировать свои знания и умения, поскольку родителей, как правило, в класс не допускают. Что же происходит за его закрытыми дверями?
В каждой школе собеседование проходит по-разному, но оно подчиняется единым принципам, учитывающим все факторы готовности ребенка к школе. Длится оно, как правило, 10-20 минут.
Типичный перечень вопросов и заданий на собеседовании в государственной школе:
1. Определение представлений ребенка об окружающем мире
Сначала ребенку задают вопросы, которые позволяют определить его представления об окружающем мире и кругозор.
— Назови свою фамилию и имя.
— Сколько тебе лет?
— Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
— Как зовут твоих родителей, твоих бабушек и дедушек?
— Кем работают твои родители?
— У тебя есть сестра, брат?
— Как называется страна, в которой мы живем?
— Назови город, в котором мыживем.
— У тебя есть друзья? Как их зовут.
— В какие игры ты с друзьями играешь зимой (летом)?
— Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
— Назови дни недели, времена года.
— Какое сейчас время года? А в какое время года ты пойдешь в школу?
— Чем отличается зима от лета?
— В какое время года на деревьях появляются листья?
— Что остается на земле после дождя?
— Каких домашних (диких) животных ты знаешь?
— Как называют ребенка собаки (кошки, коровы, свиньи, лошади и т.п.)?
— Какие профессии ты знаешь?
— Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
— Какие овощи ты знаешь?
— Каким одним словом можно назвать ложку, тарелку, чайник и кастрюлю?
— Закончи предложения: Если выйдешь на улицу зимой без теплой куртки, то…, Пошел дождь, поэтому…
— Какой среди этих предметов лишний: стол, диван, чашка, шкаф?
Постоянно старайтесь обращать внимание ребенка на то, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. С помощью вопросов добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы. Так, во время собеседования на вопрос Как зовут твою маму? ребенок должен дать ответ Маму зовут Ольга Николаевна, а не Оля, а на вопрос Кем работает твой папа? ответить не Папа работает на работе, а, к примеру, Папа работает врачом.
2. Определение уровня готовности к обучению грамоте
— Знаешь ли ты буквы? Назови буквы, которыенаписаны на карточках.
— Выбери из карточек ту, на которой написана буква м, и, с и т.д.
— Умеешь ли ты читать? Прочитай, что написано на карточках? (ребенку предлагается прочитать слоги или двух-трехсложные слова, например, та, во, ре, бу, ны, ки, ре; дом, каша, река, собака, малина)
— Напиши печатными буквами слово (мама, папа, лес, кот, рука, стол)
— Назови первый и последний звук в слове волк, мотор, шарф.
— Прочитай предложение (Даша пила молоко). О ком говорится в предложении?
— Расскажи, что изображено на картинке (ребенку предлагается сюжетная картинка).
— Прочитай наизусть стихотворение.
Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, объясняйте их значение, обращайте внимание на то, что у многих слов есть синонимы и антонимы. Разучивайте с ним стихи, скороговорки, учите разгадывать загадки. Просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
3. Определение уровня готовности к обучению математике

Для выяснения временных и пространственных представлений, а также начальных знаний математики ребенку могут задать следующие вопросы и попросить выполнитьтакие задания:
— Сейчас утро или вечер?
— Что бывает раньше – утро или день?
— Покажи правую руку.
— Что находится слева от тебя?
— Какой из этих предметов лежит посередине? Какой – наверху? Что лежит внизу?
— Пересчитай пальцы на руках. На какой руке больше?
— Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
— Назови цифры на карточках.
— Продолжи счет 1,2,3…
— Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
— Что больше 7 или 4, 2 или 5.
1) На ветке сидело 5 птичек. 3 птички улетели. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?
2) В парке посадили 3 березки и столько же елок. Сколько деревьев посадили?
3) На столе стояло 8 чашек. Убрали 3 чашки. Сколько чашек осталось?
4) В гараже стояло 6 машин. Приехало еще 2 машины. Сколько стало машин в гараже?
— Назови фигуры (перед ребенком выкладывают круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).
— Сложи прямоугольник из двух треугольников.
Учите ребенка сравнивать различные предметы и явления и находить, что в них общего и чем они отличаются. На прогулках и при выполнении повседневных дел несложно научить детей считать и решать простейшие задачи, складывая и вычитая камешки, шишки, столовые приборы, полотенца и т.п. Между делом незаметно малыш постигает такие понятия, как больше меньше, выше -ниже, дальше- ближе и т.д. Хороший повод потренироваться в счете поход в магазин. Познакомиться с основами геометрии помогают, к примеру, занятия аппликацией, во время которых можно наглядно показать, какотдельные геометрические фигуры, так и деление их на части, сложение из них новых фигур.
4. Определение степени развития мелкой моторики

В ходе собеседования ребенка могут попросить нарисовать человека, какую-либо геометрическую фигуру, выполнить графический диктант. При этом он должен от отмеченной точки на листе в клетку проводить линии, выполняя задания: одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточкавлево и т.п.
Уделяйте большое внимание занятиям, развивающим и укрепляющим мелкие мышцы рук: лепке, рисованию, работе с ножницами, играм с конструкторами и мозаиками различного типа. Они способствуют развитию мышления ребенка и в дальнейшем формированию у него хорошего почерка. С этой же целью полезно использовать и подручные средства: можно отделять горох от фасоли, сортировать пуговицы, нанизывать бусы, развязывать узелки, застегивать и расстегивать пуговицы.
4. Определение отношения к школе
Завершают собеседование обычно вопросы, позволяющие выяснить отношение ребенка к школе:
— Ты ходишь в детский сад?
— Что тебе нравится в садике? А что не нравится?
— Чем ты любишь заниматься больше всего?
— Ты хочешь учиться в школе?
— Зачем надо учиться?
— Тебе понравилась наша школа?
Очень важно прививать ребенку вкус к учебе и поддерживать желание идти в школу. Ему надо рассказывать не только и не столько о внешних атрибутах школьной жизни, сколько о том, чему он там научится и как это может ему пригодиться в жизни.
Поведение ребенка в совокупности с ответами на вопросы и выполненными заданиями позволяют педагогам сделать вывод о степени подготовленности малыша к обучению в школе и дать соответствующие рекомендации родителям.
Не стоит специально натаскивать ребенка перед собеседованием. Опытный педагог без труда определит истинный психический и умственный потенциал ребенка.
Но прежде чем отправиться в школу на собеседование, ничто не мешает вам провести своеобразную репетицию школьного собеседования. Для этого между делом в непринужденной обстановке время от времени задавайте ребенку те или иные вопросы из приведенных выше. (Если вы готовите ребенка к поступлению в так называемое престижное учебное заведение имейте в виду, что перечисленных знаний и навыков может оказаться недостаточно). Задавая подобные контрольные вопросы, не упоминайте, что таким образом вы проверяете его знания и способности, и что об этом же его могут спросить в школе. При этом четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал неправильный ответ. Нужно доброжелательно и тактично исправить его ответ.
Собеседование – это экзамен для родителей
Оно выявляет, насколько успешными были усилия родственников малыша в качестве воспитателей и дает им своеобразную оценку. Если родители считали своей главной задачей накормить и одеть ребенка, если основным воспитателеммалыша был телевизор, любимыми игрушками — компьютер и игровая приставка, а родителей он умилял отскакивающими от зубов рекламными слоганами, то пройти собеседование при записи в первый класс ему будет трудновато.
Если же с ребенком с рождения много разговаривали, читали ему книги, терпеливо отвечали на бесконечные почему, ходили в театры и музеи, то ответить на вопросы и выполнить задания во время первого собеседования ему будет несложно и даже приятно. Ведь любой ребенок обычно с удовольствием делится своими знаниями и показывает свои умения.