Не пропусти
Главная » Развитие детей » Чего родители ждут от своих детей, Журнал «Здоровье Школьника&raquo
Пусть заголовок заставит задуматься: а чего вы ждете от этой статьи? Задумались? Конечно, ожидание связано с нашим представлением о желаемом. Это наши надежды, мечты, желания.

Чего родители ждут от своих детей, Журнал «Здоровье Школьника&raquo

Пусть заголовок заставит задуматься: а чего вы ждете от этой статьи? Задумались? Конечно, ожидание связано с нашим представлением о желаемом. Это наши надежды, мечты, желания. А теперь представьте, что эти надежды и мечты не оправдались. Результат получился совсем другой. Возможно, диаметрально противоположный. Или похожий на то, что предполагалось, но имеющий незапланированные дополнительные вводные. Или такой, о котором мы не могли помыслить: Сделать хотел утюг – слон получился вдруг …

А теперь обратите внимание на свою реакцию: разочарование, праведный гнев, опустошенность. Или интерес, удовольствие, азарт, желание срочно все поправить и сделать так, чтобы получилось в точности то, что задумано? В любом случае, чтобы мы могли получить желаемое, на смену ожиданию приходит действие по его достижению (например, дочитать статью до конца). Затем мы сравниваем результат с замыслом, возможно, вносим окончательные изменения. И говорим себе: Отлично, в точности как надо или М-да… Что-то не то .

Всё это справедливо, если наши действия направлены на неодушевленный предмет, который зачем-то надо улучшить или поправить. А если на месте предмета живой собственный ребенок? Что я или он должен делать, чтобы мои ожидания исполнялись? Всё чаще родители приходят к психологу с просьбой: сделайте что-нибудь с сыном (дочкой): не слушается, плохо учится, стал неуправляемым. Мы ждали, что будет нашим помощником, отличником, спортсменом… Добавляйте по желанию. Иногда родительские ожидания еще жестче: Мы в него вкладывали по максимуму, он обязан нам, а вместо этого…

Не напоминает ли вам это отношение к неодушевленному предмету? Есть я и мои ожидания – и есть предмет, который их не оправдал. Вы – мастер, поэтому поправьте его и верните мне таким, каким я хочу его видеть… Конечно, это крайние случаи. Только, к сожалению, таких случаев все больше. И обе стороны – и родитель, и ребенок – испытывают разочарование и непонимание друг друга.

Ровно на этом этапе возникает классический вопрос: Что делать? Составьте для себя так модный нынче wish-list: опишите, чего вы ждете от ребенка. После составления такого списка попробуйте разделить ожидания на актуальные и долгосрочные. Например, чтобы приходил домой вовремя, чтобы успешно сдал ГИА в этом году – актуальное ожидание. Продолжить семейные традиции и стать врачом/бизнесменом/архитектором, успешно жениться/выйти замуж, принести стакан воды в старости (угу, именно для этого мы растим детей… но всё же есть и такое) – долгосрочные.

Проясним актуальные ожидания. Для начала посмотрите на их реальность: смешно ждать от ребенка первого места в соревнованиях по теннису, если он только взял ракетку в руки. Посмотрите на окрашенность этих ожиданий: они больше похожи на долженствования или надежду? Какую позицию по отношению к ребенку занимаете вы сами? И если, как любой любящий родитель, вы хотите для ребенка самого лучшего, светлого и большого (наверняка совпало с пунктами долгосрочных ожиданий), то попытаемся найти нечто среднее между долженствованием и надеждой. Если позиция я от него жду = он должен = я требую , то это значит – я подчиняю ребенка своей воле, подавляя его волевые усилия. А кто в долгосрочных планах прописывал успешность ребенка? Ведь успешность без волевых усилий – достаточно сложное занятие. Но так ли безобидно надеяться ? Просто надеяться, лежа на диване и не предпринимая никаких усилий. Вдруг как-нибудь решится само. Или перекинуть ответственность на другого (ребенка в данном случае): ты не оправдал моих надежд! Всё, чувство вины ребенку обеспечено.

Обратите внимание: и в одной, и в другой позиции нет диалога с ребенком. А именно диалог позволяет нам смотреть на жизнь реально. Я вижу мир, я вижу себя в этом мире, я вижу другого в этом мире и взаимодействую и с миром, и с ним. И тогда это уже история не про ожидания от другого, а про выстраивание с ним взаимодействия. Это про готовность прийти на помощь, умение договариваться. Я сообщаю другому, что мне хотелось бы от него получить и что я могу ему дать. Кстати, не все родители готовы сообщать свои ожидания, даже актуальные, детям. И тогда каким образом ребенок должен об этом узнать? Видимо, по разочарованному вздоху родителей и реплике в его адрес: мы-то от тебя ждали пятерок, победы на соревнованиях, жалости к уставшей на работе маме и мытья посуды без напоминаний…

Учитесь говорить о своих ожиданиях, постарайтесь услышать ответ вашего ребенка, его мнение по этому поводу, процент его участия в вашем ожидании. И тогда это уже не просто ожидание от ребенка, а наше с ним взаимодействие, где у каждого есть своя доля участия. А самые смелые – поинтересуйтесь: чего ребенок ждет от вас? Ведь иногда мы прикрываемся ребенком, как щитом, от собственных неудач и неуспеха, страха обратиться к собственной жизни…

Уважая сына или дочь как отдельную личность, мы позволяем им идти своим путем. И мы на этом пути – помощники и проводники, но не строители и тем более не замерщики с секундомером каждого этапа. И тут мы подходим к теме долгосрочных ожиданий.

Мы, любящие родители, стремимся дать чаду максимум заботы и внимания. Беспокоясь о его судьбе, начинаем с трехлетнего возраста таскать на различные кружки и развивалки, вкладывая в это силы и деньги. Пока он маленький и толком узнать о его желаниях мы не можем, а наша вера, что мы растим самого умного, самого красивого, самого успешного ребенка, велика, мы всячески пытаемся расширить поляну его интересов. И, самое плачевное, часто подменяем его интересы своими, транслируя наследнику: это для тебя важно, интересно, здорово, будь успешным, достигай, это инвестиция в твое будущее. И когда он почему-то не приходит первым к финишу или набирает меньше ожидаемых нами баллов по ЕГЭ, то наша тревога растет (мы ошиблись, мы что-то упустили, как он сможет дальше сам, путевка в жизнь не приобретена) и транслируется ребенку в искаженном виде: мы от тебя ждали по высшему разряду, а ты…не оправдал, не справился. Вот здесь самое время сказать себе стоп . Как писала швейцарский психотерапевт Алис Миллер, многих людей всю жизнь мучит гнетущее чувство вины. Они считают, что не оправдали ожидания родителей .

Представляете, сколько сил тратится ребенком на чувство вины? А сколько своих сил вы тратите на ожидания и тревогу, если эти ожидания не оправдались? Может быть, намного лучше использовать эти силы для строительства своей жизни во всей ее красоте, непредсказуемости, сюрпризах? И тогда удовольствие от жизни, от ответственности за свой собственный жизненный путь ребенок впитает с молоком матери. Ведь мы можем передать как дар своему ребенку только то, что имеем сами.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Что такое тревожность у детей младшего школьного возраста

что такое тревожность у детей младшего школьного возраста Вебинар на тему "Проблема тревожности у школьников и пути ее коррекции". Более подробно на сайте: http://infourok.

Что такое СДВГ? Лечение и диагностика у детей и взрослых СДВГ

Что такое СДВГ? Лечение и диагностика у детей и взрослых СДВГ Что такое СДВГ? Это заболевание, которое достаточно распространено у дошкольников, а также у детей школьного возраста.

Правила поведения детей за столом, Мамина любовь

Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым.

Правила поведения детей за столом картинках

Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством. На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

Что такое насилие в семье психология для детей

Можно сказать, что всякая жертва переживает много насилий сразу. По статистике не все маньяки убийцы оказываются психически неполноценными людьми. В результате насилия в семье разрушается личность, формируются серьезные преграды к саморазвитию.

Что заставляет детей — пропадать — в Интернете — новости интернет–индустрии, Tengrinews

Интернет и социальные сети стали наркотиком для современного общества. Большую опасность виртуальные коммуникации представляют для детей. Психотерапевт больницы медцентра УДП РК Ляйля Утениязова рассказала корреспонденту Tengrinews.

Что же делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Родителям — Родителям — Библиотека — ПочемуЧка — Сайт для детей и их родителей

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛЫМ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ В ОБЩЕНИИ С ПОДРОСТКОМ? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место.

Правила поведения детей за столом

01 марта 2013 . Раздел Разное Являясь родителями, вы прекрасно знаете, что самые неприятные вещи дети делают в неподходящие моменты. Особенно нас раздражают разные шалости за обеденным столом.

Что делать, если ребёнок не слушается, Развивающие игрушки и игры для детей

Само слово НЕ СЛУШАЕТ СЯ, можно расшифровать примерно так: не в состоянии слушать себя. Мы так устроены, что все понимаем через свое воображение, сформированное из влияющего на нас окружающего пространства.

Что говорит психология о взаимоотношениях детей и родителей

Что говорит психология о взаимоотношениях детей и родителей В психологии есть такой краеугольный камень, такой символ веры, если хотите. Его можно выразить одной рас­хожей фразой: Все мы родом из детства . Итак.

Правила поведения детей в школе: причины плохого поведения, что днлать если поведение неадекватное? Как научить хорошему поведению в школе

Как правило, когда мы слышим о плохом поведении ребенка в школе, большинству из нас представляется ученик начальной школы, который носится на переменах, не слушает учителя, подкладывает кнопки одноклассникам и на задней парте играет в игры.

Читать сказки для детей на ночь

Подписка на обновления развивающих игр и статей о детях. Жил-был на полянке поросенок. Он очень любил лето и раннюю осень. Еще бы, с утра до вечера можно лежать под раскидистым дубом, любоваться пролетающими мимо бабочками и кушать желуди, падающие с веток.

Правила наказания детей

bull; При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.

Читать Реферат: Почему случаются конфликты в семьях, ждущих детей, страница 4 на

Основные факторы, влияющие на обострение межличностных взаимоотношений отца и матери в период ожидания ребенка, поможет выявить проводимое социологическое исследование. 2. Объект и предмет исследования Объект и предмет социологического исследования - социальная реальность и ее различные стороны и отношения.

Читать контрольная по психологии: Замкнутость у детей, скачать бесплатно, рефераты, отзывы

Читать контрольная по психологии: Замкнутость у детей Во время своих наблюдений студентка записала: Саша (5 лет) внимательно слушал объяснения воспитателя.

Читать книгу Правильно воспитывать детей

Текст книги Правильно воспитывать детей. Как? - Антон Макаренко Это произведение, предположительно, находится в статусе 'public domain'. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Правила Интернет-безопасности для детей

Интернет повсеместно проникает в нашу жизнь, а дети растут гораздо быстрее, чем мы замечаем. Именно поэтому важно научить ребенка правилам безопасности в Интернете. Приведем несколько рекомендаций для родителей, призванных познакомить детей с угрозами Интернета и приучить малышей к безопасной работе в нем.

Читать книгу Не кричите на детей! Как разрешать конфликты с детьми и делать так, чтобы они вас слушали Даниэле Новара: онлайн чтение — страница 4

Текст книги Не кричите на детей! Как разрешать конфликты с детьми и делать так, чтобы они вас слушали - Даниэле Новара Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Четыре возрастных кризиса детей

Еще вчера малыш прекрасно понимал слово нельзя и спокойно реагировал на родительские запреты, а сегодня. Сегодня он почему-то упал на пол, начал кричать, плакать и успокоился только тогда, когда добился своего.

Почему я ненавижу детей

Ненавижу детей. Ненавижу. Интернет то и дело пестрит подобными заявлениями от взрослых людей. Причем некоторые из них уже Родители. Что стоит за столь странной ненавистью, ярой неприязнью к малышам? Почему люди испытывают негативные эмоции при виде младенцев? Конечно, можно повесить ярлыки, что это только «ненормальные», «больные» люди ненавидят детей или поверить в вполне логичное объяснение самого ненавистника (в детстве видел процесс родов и пр.) и не заглядывать вглубь проблемы, но от этого ничего в лучшую сторону не изменится.

Чему учить детей?

Родителей интересует вопрос, с какого возраста стоит начинать обучение детей и с чего же именно начать. Многие знают, что основы развития закладываются еще до 3-х лет, поэтому не упустить время и потратить его с пользой для будущего ребенка очень важно.

Чему учить детей

Автор: Инга Коростылева | Источник: Финанс Успешный человек выполняет свою работу лучше других. А умение быть профессионалом закладывается с детства. Родителям следует не только дать своему ребенку знания, но и выбрать самые полезные из них.

Чему учат детей народные сказки, Детский досуг, отдых, творчество, ДЕТИНФОРМ

В детстве мы не всегда задумываемся о скрытом смысле народных и литературных сказок разных стран мира. Только через несколько десятилетий, когда мы сами становимся родителями и начинаем читать эти сказки своим детям, мы понимаем, о чем на самом деле они говорят, чему учат, и на что программируют каждое последующее поколение.

Почему родители ненавидят своих детей

Ах, это вас не касается! Вы своих детей любите. Тогда оглянитесь вокруг: среди друзей, приятелей, знакомых, соседей вы обязательно найдете семьи, у которых дети, как минимум, нелюбимы, а часто ненавидимы.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->