


Согласитесь, что современные дети, буквально купаясь в потоках информации, знают гораздо больше, чем мы с вами в их годы. Их развитие идет весьма специфическим образом. Обилие игрушек, мультики в любое время дня и ночи, сказки в виде дайджестов или комиксов. Они быстро ориентируются в видеоинформации, но не умеют слушать. Знают героев зарубежных мультфильмов, но не помнят , кто тащил репку… Легко разберутся с функциями мобилки, но не знают, что такое крапива, как достают воду из колодца… Ребенка окружают яркие расцветки, броский видеоряд, «заводная» музыка… На этом кричащем, пестром фоне буквы и цифры смотрятся довольно скромно и ребенка зачастую не впечатляют. Многие родители вспоминают себя, когда они шли в школу, не умея читать и считать. Конечно, и сегодня ребенка, не умеющего читать и писать, примут в первый класс. Ваш малыш всему научится, но все же ему будет значительно труднее, чем остальным. Новое положение, новый режим дня, новые знакомства, все это и так порой бывает значительной нагрузкой для первоклассника. А если к тому же он не знает и не умеет того, что знают и умеют все другие дети?
Сегодня в Украине нет общих строгих требований относительно того, что должен знать будущий первоклассник. Сегодня в программе у воспитателей детского сада нет обязательного пункта «научить ребенка читать» хотя бы слоги. Ведь садики выпускают шести-, а не семилеток. У меня много первоклашек, которым я помогаю делать первые шаги в качестве учеников начальной школы. Они учатся в разных школах Днепропетровска и я вижу, как разнятся требования в разных классах разных школ. Особенно наглядно это бывает видно, когда по каким-то обстоятельствам ребенок переходит в другую школу или даже просто в другую параллель.
Я обобщила вопросы, которые задают детям , записывая их в первый класс , чтобы вы увидели тот уровень знаний, который сегодня считается для ребенка шести лет нормой.
Как тебя зовут? (ребенок должен назвать свое имя и фамилию)
Сколько тебе лет?
Когда твой день рождения?
Как зовут твоих родителей? (Имя и отчество)
Где ты живешь? ( малыш должен знать название города, улицы, номер дома, квартиры)
В какой стране ты живешь? Как называется столица нашей страны, какие города ты еще знаешь?
Это общие вопросы, на которые должен уметь отвечать ваш ребенок.
Далее, ребенок должен уметь назвать:
-животных (диких и домашних);
-растения (какие деревья и цветы растут в вашей местности);
Птиц нашей местности, зимующих и перелетных
-дни недели по порядку;
-месяцы по порядку (желательно).
Знать названия профессий, пояснять, чем занимаются представители этих профессий.
Знать основные правила дорожного движения.
Знать последовательность времен года, части суток.
Называть группы предметов общим словом.
Ребенок должен уметь:
Составить связный рассказ по картинке или расположить картинки в
правильном порядке и составить по ним рассказ.
Находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове.
Уметь пересказывать небольшие рассказы.
Заучивать наизусть стихи.
Знать цифры (от 0 до 9 ), называть числа в прямом и обратном порядке.
Сравнивать числа ( например: что больше 4 или 5?)
Называть «соседей» числа ( например: какое число стоит перед числом 6 ? Какое стоит после него?).
Соотносить цифру и число предметов , (например: сколько ты видишь на картинке рыбок? Покажи мне, где эта цифра.)
Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их. (Например: у Маши 2 конфеты, у Вовы 3 конфеты. Сколько всего у детей конфет? Или, У Гали было 4 яблока, одно она съела. Сколько яблок осталось у Гали?).
Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Желательно, если ребенок научился правильно держать карандаш, ручку, кисточку.
Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
Уметь копировать простейшее изображение.
Рисовать предметы, передавая их форму и пропорции, владеть разными приемами рисования. При рисовании уметь объединять предметы общим замыслом
Лепить, изготавливать аппликации из бумаги.
Как видите, список довольно обширный. Чтобы дать ребенку необходимые знания , умения, навыки, требуется систематическая, планомерная работа.
Подумайте, умеет ли ваш ребенок:
-самостоятельно заниматься кропотливой работой самостоятельно в течении 15-20 минут (рисовать, лепить, складывать пазлы, собирать мозаику?)
-слушать и выполнять указания взрослого (сначала сложи лист пополам, потом разогни его, возьми ножницы и разрежь пополам)
-общаться со сверстниками, правильно вести себя в общественных местах
-застегивать пуговицы, завязывать шнурки, следить за своими вещами