Как вырастить ребенка оптимистом? Советы психотерапевта
Чтобы ребенок рос счастливым и уверенным в себе, нужно воспитывать в нем оптимизм, считает психотерапевт Ален Браконье. Мысль кажется очевидной, но мы часто не понимаем, что для этого нужно. Чрезмерная требовательность, как и гиперопека, могут сформировать у ребенка другие установки.
Преимущества оптимизма доказали многие исследования. Они охватывают все сферы жизни (семейную, учебную, профессиональную), включая и психическую устойчивость. Оптимизм позволяет снизить стресс и защищает от депрессии.
Еще более удивительно то, что эффект оптимизма сказывается и на здоровье организма в целом. Оптимизм подпитывает самооценку и веру в себя. Это отражается на иммунитете. Оптимисты дольше остаются активными, быстрее восстанавливаются после травм, физических нагрузок и заболеваний.
Вы считаете, что воспитать счастливого ребенка – значит привить ему оптимистичное мышление. Что это значит?
Оптимизм – это умение, с одной стороны, видеть позитивные варианты развития событий и, с другой, давать разумную оценку неприятностям. Пессимисты склонны к обесценивающим суждениям и негативным обобщениям. Они часто говорят: «я пустое место», «я не могу совладать с обстоятельствами». Оптимисты не зацикливаются на том, что уже случилось, они стараются понять, что им делать дальше.
Оптимизм – врожденное или приобретенное качество? Как распознать у ребенка склонность к оптимизму?
Все дети с рождения демонстрируют признаки оптимизма. С первых месяцев ребенок улыбается взрослым, чтобы показать, что ему хорошо. Ему все любопытно, он увлечен всем новым, всем, что движется, блестит, издает звуки. Он непрерывно требует к себе внимания. Он быстро становится большим выдумщиком: хочет все попробовать, до всего дотянуться.
Воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности
Когда ребенок вырастает достаточно, чтобы выбраться из своей кроватки, он тут же начинает исследовать пространство вокруг нее. В психоанализе это называется «влечением к жизни». Оно толкает нас на завоевание мира.
Но исследования показывают, что некоторые дети более любопытны и общительны, чем другие. Среди специалистов сложилось мнение, что таких детей 25% от общего числа. Это значит, что для трех четвертей природный оптимизм можно пробудить с помощью обучения и соответствующей атмосферы.
Как это сделать?
Когда ребенок растет, он сталкивается с ограничениями и может стать агрессивным и несчастным. Оптимизм помогает ему не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Между двумя и четырьмя годами такие дети много смеются и играют, они меньше тревожатся из-за расставания с родителями, лучше переносят одиночество. Они способны проводить время наедине с собой, могут сами себя занять.
Чтобы это получилось, воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности. Важно, чтобы вы были рядом, когда он нуждается в вас – например, чтобы помочь ему заснуть. Ваше участие нужно, чтобы ребенок научился переживать страхи, разлуку, потери.
Если родители перехваливают ребенка, восторгаются им по поводу и без, у него может сложится представление, что ему все должны
Важно также поощрять упорство во всем, за что берется ребенок, будь то спорт, рисование или игры-головоломки. Когда он проявляет настойчивость, он добивается больших успехов, и в результате у него складывается позитивный образ самого себя. Достаточно понаблюдать за детьми, чтобы понять, что доставляет им удовольствие: сознание, что у них что-то получается.
Родители должны подкреплять позитивное самоощущение ребенка. Они могут сказать: «Давай посмотрим, почему ты не справился с заданием». Напоминайте ему о его прошлых успехах. Сожаления ведут к пессимизму.
Не кажется ли вам, что слишком оптимистичный ребенок будет смотреть на мир через «розовые очки» и вырастет неготовым к жизненным испытаниям?
Разумный оптимизм не мешает, а, наоборот, помогает лучше адаптироваться к реальности. Исследования показывают, что оптимисты более собранны и сосредоточены в ситуации стресса, они проявляют гибкость мышления, когда сталкиваются с проблемами.
Конечно, речь не идет об оптимизме патологическом, который связан с иллюзией всемогущества. В такой ситуации ребенок (а затем и взрослый) мнит себя гением, Суперменом, которому все подвластно. Но это представление основано на искаженной картине мира: сталкиваясь с трудностями, такой человек будет пытаться защитить свои убеждения с помощью отрицания и ухода в фантазии.
Как формируется такой чрезмерный оптимизм? Как родителям избежать такого сценария?
Самооценка ребенка, его оценка собственных сил и способностей зависит от подхода родителей к воспитанию. Если родители перехваливают ребенка, восторгаются им по поводу и без, у него может сложится представление, что ему все должны. Таким образом, самооценка не связывается в его представлении с реальными делами.
Главное, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят, что он сделал, чтобы заслужить эти слова
Чтобы этого не случилось, родителям следует формировать у ребенка мотивацию к самосовершенствованию. Ценить его достижения, но в той степени, в какой они этого заслуживают. Главное, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят, что он сделал, чтобы заслужить эти слова.
С другой стороны, есть родители, которые поднимают планку очень высоко. Что бы вы посоветовали им?
Те, кто требуют от ребенка слишком много, рискуют взрастить в нем чувство неудовлетворенности и неполноценности. Постоянное ожидание только лучших результатов создает чувство тревоги. Родителям кажется, что только так можно чего-то добиться в жизни. Но страх оказаться недостойным на самом деле мешает ребенку экспериментировать, пробовать новое, сходить с проторенной дороги – из страха не оправдать ожиданий.
Оптимистическое мышление невозможно без ощущения «я это могу». Поощрять в ребенке здоровую состязательность и целеустремленность необходимо. Но родители должны чутко следить за состоянием ребенка и понимать, что ему действительно по силам. Если ему плохо даются уроки игры на фортепьяно, не стоит ставить ему в пример Моцарта, который сочинял собственные пьесы в пять лет.
Ален Браконье (Alain Braconier) – психолог, психоаналитик, автор книги «Ребенок-оптимист: в семье и в школе» («Enfance optimiste. En famille et a l’ecole», Odile Jacob, 2015).
Единственный – значит избалованный? Совершенно не обязательно. Но стоит учитывать, что жизнь его и развитие протекают иначе, чем у тех, с кем рядом растут братья или сестры.
Заветное желание родителей – чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением! Специалисты обнадеживают: есть действенные стратегии, позволяющие нам мотивировать своего ребенка к учебе.
Представить нашу жизнь без стресса практически невозможно. Да и незачем, считает доктор биологических наук, физиолог, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Стой! Кто ведет?» Дмитрий Жуков. Он рассказал нам, как научиться управлять стрессовыми ситуациями.
«Притворяйся, пока не поверишь»: можно ли убедить себя быть позитивным
Наши попытки подавить негативные мысли или не обращать на них внимания сильно усложняют жизнь. Можно ли управлять своим настроем, не воспринимая это как насилие над собой?
Как жаль, что раньше я этого не знала. Думаю, что многие родители тоже так скажут, когда прочитают эту книгу-инструкцию.
Сейчас очень популярно направление позитивной психологии. И вот недавно мне посчастливилось прочитать книгу Мартина Селигмана «Ребенок –оптимист. Проверенная программа формирования характера» издательства «Манн, Иванов и Фебер», Москва, 2014
Прочитала и поняла, что эту книгу надо прочитать всем родителям, которые хотят вырастить успешного ребенка. Это не просто книга, это — программа действий для родителей по формированию успешного мышления ребенка, оптимистичного восприятия действительности и умения противостоять трудностям жизни.
Мартин Селигман ( 12 августа 1942, Олбани, Нью-Йорк, США) — американский психолог, основоположник позитивной психологии, директор Центра позитивной психологии в Университете Пенсильвании.
Первые свои психологические эксперименты Селигман провёл в Университете Пенсильвании в 1967 году, чтобы понять, как лечить депрессию. В процессе исследований он открыл феномен «синдромом выученной беспомощности», который проявляется неумением человека что-либо предпринимать для улучшения своего состояния.
Селигман обнаружил, что не все участники эксперимента прекращали борьбу после нескольких неудач. Некоторые из участников вновь и вновь, несмотря на неудачи, продолжали попытки. Именно они и заинтересовали профессора, который решил понять, чем же они отличаются от остальных. Так, Селигман пришёл к открытию «феномена сознательного оптимизма», — способности человека влиять на своё мышление и через него — на своё поведение.
О том, как формировать сознательный оптимизм у детей, М. Селигман и написал в книге «Ребенок – оптимист. Проверенная программа формирования характера».
Книга написана в научно-популярном стиле, но читается на одном дыхании. Множество примеров из практики, которые постоянно приводит автор, помогают лучше понять направление мысли и найти правильное решение в подобной ситуации. Конечно, исследования проводились в Америке, где другой менталитет у людей и несколько иной стиль общения, но подобные ситуации происходят и в нашей жизни практически повсеместно. Поэтому, методика воспитания оптимизма Мартина Селигмана будет прекрасно работать и в нашем обществе.
Среди специалистов-психологов и педагогов существует мнение, что все, что мы делаем, зависит от самооценки человека. И, наверняка, вы слышали, как важно повышать самооценку ребенка. Именно поэтому не ставятся оценки в первом классе, запрещается сравнивать ребенка с кем-то, чтобы пощадить чувства ребенка.
Мартин Селигман в этой книге утверждает, что «придавая значение чувствам в ущерб действиям (контролю ситуации, проявлению упорства, борьбе с огорчениями и скукой, преодолению трудностей и т.д.), родители и учителя воспитывают поколение детей незащищенными перед депрессией». С.34
Сегодня считается, что заниженная самооценка является одной из причин неуспеваемости. Для повышения самооценки ребенку необходимо испытывать моральное удовлетворение, осознавать свою значимость и ценность. А как это возможно, если «не существует эффективной техники обучения моральному удовлетворению без обучения успешным действиям»?
А когда вы обучали своего ребенка успешным действиям в случае возникновения трудностей? По мнению автора книги, помогая ребенку в трудных ситуациях так, как мы обычно это делаем, мы и формируем ту обученную беспомощность, которая не даст возможности ребенку расти самодостаточной личностью.
Мартин Селигман в процессе своих исследований пришел к несколько иному выводу: «Самоуважение – побочный продукт успешности. Если у ребенка есть самоуважение, оно обязательно приведет к новым достижениям».
Чтобы сформировать состояние успешности автор предлагает « два способа действия: превратить пессимизм в оптимизм и сменить ощущение беспомощности на чувство контроля над ситуацией» с. 43
В книге автор дает подробные инструкции по реализации двух этих способов. А для того, чтобы можно было от чего-то оттолкнуться и позже сравнить результаты, в книге даются тесты на определение уровня оптимизма и склонности к депрессии.
Важно, что эти инструкции рассчитаны на родителей и на детей. Вы поэтапно формируете оптимистичный взгляд на жизнь у своего ребенка и сами начинаете думать и действовать оптимистично.
Интересно, что некоторые задания, которые дает автор книги, сделаны в виде комиксов. Ребенок в процессе занятия рассматривает и дорисовывает картинки, еще лучше проникает в мысли и чувства героя, учится вставать на место другого и выражать свои мысли и чувства словами. Согласитесь, что такое не каждому взрослому по плечу.
Очень важной, на мой взгляд, является глава Как развить социальные навыки ребенка. Здесь автор очень доходчиво и просто показывает, как можно научить общению со сверстниками и умению решать проблемы. Кстати, 5-шаговый алгоритм решения проблем одинаково успешно подойдет и взрослым, и детям.
Предвидя возражения «Мой ребенок и так успешно общается с другими», хочу отметить, что очень многие ссоры, обиды, неприятности в коллективе детей возникают именно потому, что ребенок не умеет правильно общаться. Помните, сколько раз приходил ваш школьник со слезами потому, что его кто-то обидел, дразнили в школе, отругали, по его мнению, ни за что. А ведь многих таких неприятных ситуаций можно избежать, если научить ребенка этому 5-шаговому алгоритму.
Мартин Селигман дает готовую программу, прежде всего родителям, благодаря которой можно воспитать ребенка –оптимиста, ребенка, который получит «прививку от депрессии», что обеспечит его успешность и во взрослой жизни.
Эта книга будет очень полезна учителям, психологам и родителям. Благодаря этой программе взрослые покажут ребенку, что результат любого действия или события зависит, прежде всего, от его мыслей, научат его эффективно действовать в любой ситуации. «Прививая своему ребенку оптимистичный взгляд на жизнь, вы учите его понимать себя, открывать свой внутренний мир и мир вокруг. Вы формируете у него активную жизненную позицию, которая не позволит покорно подчиняться обстоятельствам.» с.318
- Гениальный ребенок. Кому это надо? 05.06.2017. комментария 2
- Важность прогулки для обучения и развития ребенка 29.05.2017. Отзывов нет
Срочно нужно покупать эту книгу!
У взрослых порыв -все бросить и бежать- после неудач бывает часто, а детям с таким настроением вообще не справиться! Обязательно нужно этому научить ребенка, если хотим сделать его успешным!
Прислать новые комментарии на мою почту
- Психологическая подготовка к школе Вторник | 14.03.2017
- Подготовка ребенка к школе. Суббота | 26.03.2016
Уж сколько раз твердили миру… (И снова о под. Воскресенье | 05.07.2015
Тестирование будущих первоклассников. Стоит ли боя. Воскресенье | 17.05.2015
Если ребенок «зеркалит» буквы. Суббота | 09.05.2015
- Нужен совет.комментариев 87
Зачем нам нужно знать секреты техники чтения?комментариев 80
По страницам зимних сказоккомментария 63
- Без чего хорошего чтения не будет и, при чем здесь антиципация?комментариев 59
Защищено: Конкурс сказок. 2 тур. Введите пароль для просмотра комментариев.
Служба поддержки: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.