Честно говоря, самого интересует ответ на этот вопрос. В инете много чего написано по этому вопросу, правда в основном для мам, и мало для пап. Да и то, скорей предположения основанные на конкретном опыте, при чём некоторые из них жизнь опровергает. В общем … (тут хорошо подходит ваш ник) его знает. Я думаю надо делать искренне, что можешь, и надеяться на лучшее, а жизнь покажет.
Вот нашёл любопытную цитату:
Мужество из… нежности!
Многие мужчины хотели бы видеть своих сыновей умными, сильными, смелыми. Для них это идеал мужественности. Но нередко в погоне за таким идеалом отцы игнорируют или подавляют важные потребности своих детей. Мальчикам не меньше, чем девочкам, необходима ласка и нежная забота. И чем они меньше, тем более в этом нуждаются. Но папы боятся, что чрезмерная ласка сделает из сына «девчонку». Вот они и жертвуют добрыми и так необходимыми любому мальчику нежными отношениями ради своих идеалов мужественности.
Однако, как показывают исследования, да и простой житейский опыт, наиболее мужественные мальчики вырастают как раз у тех отцов, которые не скупятся на нежность в отношении сыновей. Как бы это парадоксально не звучало, но мальчик, имеющий опыт близких отношений с отцом, который не прячется за маской «мачизма» и искренне выражает ему свою любовь, вырастает полноценным мужчиной.
А тех отцов, которые пытаются вырастить из своих сыновей настоящих мужчин особо жесткими методами, психологи предостерегают об обратном эффекте. Чрезмерная черствость в отношениях с ребенком и злоупотребление «спартанскими» методами воспитания приводит к его будущей безынициативности, пассивности, несамостоятельности, тревожности и неуверенности в себе, а не редко к жестокости и агрессивности (ведь ребенок склонен подражать своему отцу!). «Рабская дисциплина формирует рабский характер» – так еще в 1693 году предостерегал слишком твердых отцов и учителей известный английский педагог Джон Локк.
Ну а вот ещё одна вырезка. Если не противоположная предыдущей, но очень жёсткая.
Женщинам читать не рекомендуется. По крайней мере, учитывайте, что это лишь размышления на заданную тему, а ни как не руководство к действию.
Как воспитать сына, чтобы он вырос успешным мужчиной
« У вас есть сын, вы хотите, чтобы он вырос настоящим мужчиной, способным всегда защитить себя? Не жалейте парня, ваши страхи и вполне понятная забота передаются ему в самом уродливом виде. Миролюбие и доброта для мальчика с десяти до пятнадцати лет не самые жизнеутверждающие качества характера. У вас растет генетический лидер, опора семьи, а не барышня обморочная. Именно в силу мужского становления подростки очень жестоки, они вполне по-стадному понимают свое место в иерархии и право силы.
Срочно отдайте мальчишку в любой спортивный коллектив. Не хотите в контактный спорт — не проблема, пусть идет в волейбол, футбол, гандбол — туда, где есть коллектив и уществует связь между сверстниками, основанная не только и не столько на силе. Если парень не научиться выживать в среде себе подобных, то будет сопливиться до седых ягодиц.
Беззащитность и пугливость — это своего рода психические заболевания, фобии, которыми следует переболеть, причем именно в социальном окружении, а не со шприцем в заднице или тишине медитации!
Что, неужели так жалко ребенка? Ну и пусть, поверьте: злобных собак, даже маленьких, пинают один раз, а потом обходят, почувствовав остроту зубов на своей шкуре. Да, парень получит то, что суждено ему получить. Сколько раз его будут бить? Да столько, сколько суждено, а в результате он либо сдуется, как улетевшие с веревки трусы, еще недавно надутые, как паруса фрегата, либо научиться отстаивать свое мужское достоинство.
Не можешь дать в нос кулаком — бей башкой, кусайся, возьми с собой кусок трубы. Скажете что это злодейство? Отнюдь, все вполне в рамках подростковых правил. Поверьте: порой жизнь изменяется за секунды — за те самые секунды, когда обидчик понимает, что он уже не будет больше издеваться над малышом. Малыш уже не хлюпик и слабак, когда у него в руках кусок трубы!»
Пожалуй, каждая семья, где растет мальчик, задается вопросом о том, как воспитать истинно мужские качества в ребёнке.
Наиболее ярким примером «истинно мужского» воспитания в истории закрепилась так называемая античная спартанская система. Крылатое выражение «по-спартански» означает жесткие, а порой и жестокие условия воспитания.
Современным мамам невдомек, почему нельзя «зацеловывать» детей, а вот античные малыши Спарты не знали материнской ласки. Но обо всём по порядку.
Расхожее мнение о том, что только самые здоровые дети оставались в полисе, основано на том, что все новорожденные осматривались на специальном месте – «лесхе». Лишь самых здоровых из них оставляли в Спарте.
Остальные дети росли отдельно, ибо только крепкие могли стать воинами и матерями. Плутарх упоминает, что не прошедших отбор бросали в Тайгетскую пропасть, но мнение это не совсем достоверно. До семи лет дети находились на домашнем воспитании, однако с самого нежного возраста их готовили к сложным испытаниям.
Главная задача матери заключалась в том, чтобы воспитать в ребёнке выносливость, послушание и качества победителя. При этом детей приучали быть неразборчивыми в еде, неприхотливыми в быту, уметь постоять за себя. Нормальные спартанские дети спали на грубых подстилках из тростника, не боялись темноты и одиночества, в целом являлись образцовыми воинами уже с детства.
Чтобы проверить, как мальчики усвоили уроки физической подготовки, в Спарте устанавливались специальные празднества, на которых они должны были показывать свои успехи, чтобы доказать, что они стали настоящими мужчинами и могут вступить в общество взрослых воинов.
Празднества эти проводились в храме Артемиды Орфии, древней богини плодородия. Во время этих празднеств в честь богини группа юношей должна была похищать сыр, который охраняла другая группа. Тот, кому это удавалось, провозглашался победителем.
Когда детям исполнялось 7 лет, в их воспитание вмешивалось государство. В общем, этот период государственного воспитания охватывал время от семи до тридцати лет, распадаясь, в свою очередь, на три «отрезка времени» от семи до пятнадцати лет, от пятнадцати до двадцати и от двадцати до тридцати лет.
Плутарх так описывает это воспитание: «Грамоте их учили ровно настолько, насколько без неё нельзя было обойтись. С летами их воспитание становилось суровее – им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. На тринадцатом году они снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Они не брали теплых ванн и никогда не мазались, только несколько дней в году позволялась им эта роскошь. Спали они вместе по «илам», отделениям и «агелам» на постелях, сделанных из тростника, который собирали на берегах Еврота, причем срывали его руками без помощи ножа».
Заканчивался этот этап воспитания своеобразным экзаменом – «агоном», проводимым, однако, по усложненной программе. Дело в том, что именно в это время, наряду с обычными для агонов гимнастическими состязаниями, все подростки данного возраста подвергались публичному сечению у алтаря Артемиды Ортии, причем это сечение являлось также своеобразною формой состязаний в терпении и выносливости. Подобные жестокие методы применялись с исключительно благой целью – воспитать хорошего воина, для которого не страшны неприятельские выходки.
В 15 лет юноши зачислялись в «эйрены» – группу, где они воспитывались до 20 лет. Одной из обязанностей эйрена становилась помощь в воспитании младших детей. Самый умный и физически развитый юноша назначался начальником у младшей группы.
Вот какие интересные подробности этой системы воспитания мы находим у Плутарха: «. После обеда эйрен, не выходя из-за стола, приказывал одному из детей петь, другому – задавать какой-нибудь вопрос, на который ответить можно было не сразу, например: какой человек самый лучший? В ответе должна была заключаться и причина, и доказательство, но в краткой, сжатой форме. У отвечавшего невнимательно эйрен кусал в наказанье большой палец. Эйрен часто наказывал детей в присутствии стариков и властей, чтобы они могли видеть, за дело ли и правильно ли он наказывает их. Во время наказания ему не мешали, но когда дети расходились, с него взыскивали, если он наказывал строже, чем следует, или, если, напротив, поступал чересчур мягко и снисходительно. Детей приучали, кроме того, выражаться колко, но в изящной форме. »
Ну, а что же с девочками и девушками? Думаете, они остались на домашнем воспитании. Нет! Требования были одинаковы! Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом. Действующие уставы запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться на торжественные процессии, плясать и петь на праздниках в присутствии и на виду молодых людей. Они имели право смеяться над кем угодно, ловко пользуясь чьей-то ошибкой, с другой стороны прославлять в песнях тех, кто того заслуживал, и возбуждать в молодежи горячее желание соревноваться и честолюбие.
Последний этап воспитания – от 21 до 30 лет – готовил не столько воинов, сколько граждан, наделённых политическими правами. К слову сказать, в спартанской системе молодые люди до 30 лет назывались «несовершеннолетними». Вот так!
Времена меняются, ценности остаются. Настоящие мужчины всегда были гордостью нации. Возможно, что-то стоит позаимствовать из спартанской системы при воспитании мальчиков?