Не пропусти
-->
Главная » Что? Где? Когда? » Доклад на тему Как избежать конфликтов в семье
-->
Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит не­желание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним в сложнейшем процессе его взрос­ления и саморазвития.

Доклад на тему Как избежать конфликтов в семье

Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит не­желание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним в сложнейшем процессе его взрос­ления и саморазвития.

Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям, прежде всего, нужно изменить себя.

Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают прежде всего своим собственным поведением, от­ношениями с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хо­тим скрыть от них.

Мальчонка, еще дошкольник, послал бабушку к черту. Когда бабушка пожа­ловалась отцу, тот возмутился:

— Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует:

— Но ведь ты маме тоже так говорил!?

— Да как ты смеешь отца учить? Вмешивается мать:

— Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!

Важно понять: воспитание — это сотрудничество, взаимодействие, взаимо­влияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравст­венное) детей и взрослых, в результате которых изменяются и те, и- другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребен­ку, предъяви их себе.

В воспитании, пожалуй, самое трудное — понять причины поведения ребенка. Вообще сегодня проблема понимания людьми друг друга — одна из основных. На­верное, многие из сегодняшних подростков на вопрос «Что такое счастье?» ответи­ли бы: «Это — когда тебя понимают!»

Понять человека — это значит понять причины его поступков, поведения, объ­яснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого -это встать на его позицию, «влезть в его шкуру».

Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас — еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте. Вот тут-то воспитателям и надо погово­рить с ними по душам (и непременно один на один), «перевоплотиться» в подрост­ка и, вспомнив, как они сами когда-то вели себя в подобных ситуациях, подсказать, как лучше поступить в данном случае.

У всех детей есть потребности, характерные для определенного возраста. Например, у подростков это потребность во взрослости, самостоятельно­сти, потребность быть полезным другим и отсюда — потребность самоутверждения в коллективе сверстников, потребность в друге и т. д.

Есть также потребности, связанные с особенностями типа темперамента. У холерика это потребность в смене видов деятельности, в бурной активности; у флегматика — в спокойной атмосфере, в однотипной работе; у меланхолика — по­требность быть одному (отсюда — некоммуникабельность) и т. д.

В зависимости от того, в каком окружении растет ребенок, кто занимается его воспитанием, как с ним общаются, у него будет развиваться тот или иной комплекс потребностей и складываться их иерархическая структура (система предпочтений, ценностей).

Если на ребенка постоянно кричали, применяли физические наказания, у него может сложиться потребность всячески избегать этих потрясений и, как след­ствие, проявятся такие отрицательные качества, как лживость, пугливость, недо­верчивость, агрессивность и т. д.

Если ребенка оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, то он может стать ленивым, безвольным, но в то же время, стремясь избежать любого дела или страшась, что не справится с ним, будет хитрить, ловчить, обманывать, при­творяться, заискивать и т. д.

Если ребенку ни в чем не отказывали, покупали лишь дорогие модные ве­щи, то у него могли развиться непомерные притязания и вместе с тем неумение бе­речь вещи и ценить вложенный в них труд.

Если ребенку не читали книжек, мало общались, то у него не будут развиты интерес к знаниям, интеллект, мышление, способность сопереживать и т. д.

Установить основную причину, обусловливающую поведение человека, только по внешним проявлениям (т. е. отдельным действиям, поступкам) нельзя. Например, ребенок отказывается выполнить требование матери или отца. Поступок этот сам по себе мало, о чем скажет. Важно увидеть, как он это делает (дерзко, гру­бо, робко и т. д.), чтобы по оттенкам эмоций предположить, какая именно причина побуждает его так поступать. То, что мы называем словом «отказ», будет наполне­но разным содержанием, смыслом — в зависимости от причины, вызывающей само действие.

Очень часто в качестве ведущей причины удивляющего или возмущающего взрослых поведения ребенка выступает потребность в самоутверждении. Неумение родителей и учителей увидеть и признать эту потребность приводит к тому, что они неправильно объясняют его поступки и неадекватно реагируют на них. Часто невы­сокие и щуплые подростки очень неуверенно чувствуют себя среди высокорослых одноклассников. Стремление подтвердить свою взрослость может подтолкнуть к вызывающему поведению; мальчишки начинают курить, пить, общаться с теми, кто старше и объединен в уличные шайки.

Большие уши, на которые обращают внимание сверстники, могут сделать подростка застенчивым; физический недуг — привести к развитию чувства непол­ноценности. Некрасивый чувствует себя иначе, чем красивый.

Понять всю серьезность этих пустяковых, с точки зрения взрослых, пережи­ваний детей, — значит помочь им найти достойный путь самоутверждения, развить те способности и таланты, которые подростки сами не всегда в состоянии обнару­жить.

У родителей часто возникает вопрос: «Наказывать или нет?». Розга давно уже изгнана из сферы общественного воспи­тания. «Применение в школе мер физического воздействия к учащимся не допуска­ется» — записано в Уставе общеобразовательной школы. Но не секрет, что во мно­гих семьях «воспитательные розги» все еще сохраняются. И сегодня можно встре­тить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются «теоретически обосновать» необходимость физического наказания.

Молодой отец обращается к нам с недоуменным вопросом: «Детей бить нельзя? А если они по-хорошему не понимают? На днях я раза три сказал сыну, что ему пора идти спать. Но он, словно не слыша, продолжал рисовать. Тогда, разозлившись, я уда­рил его, и он сразу же отправился в кровать. Начал плакать, но я сказал: «Если ты сей­час не замолчишь, то я тебе всыплю еще». И он тут же перестал плакать. Какими же еще средствами я смог бы так быстро добиться повиновения сына?»

Как легко и просто «воспитывать»: отдаешь распоряжение, повторяешь пару раз. Если не действует — бьешь, и все в порядке! И средство воспитания — кулак или ремень — всегда под руками, и думать не надо над причинами нежелательного по­ведения ребенка, и свою память не надо обременять психолого-педагогическим, премудростями. «Приказал-пригрозил-наказал». Только одно плохо: ребенок, вырастая, перестает уважать родителей, подчиняться им, становится «трудным».

В консультационный пункт обратилась женщина.

— Помогите, я боюсь своего шестнадцатилетнего сына. Он меня оскорбляет и грозит ударить. Я посвятила ему всю жизнь, ничего для него не жалела.

Мы вникаем в ее проблему. В 1-м классе у сына не все получалось: то забу­дет выполнить домашнее задание, то на урок опоздает. Обеспокоенная мать обра­тилась за советом к учительнице.

— Пропишите ему витамин «Р» (розги), — был ответ.

Совет она выполнила, но замечаний сын стал приносить еще больше, так как не снимались причины, порождавшие его нежелательные поступки. Будучи в пятом классе, окрепший сын однажды перехватил руку матери с ремнем: «Перестань, я тоже могу ударить». Не зная иных средств воспитания, мать обратилась за помо­щью к своему брату. Теперь наказывать мальчишку стал дядя. Сын взбунтовался, заявил матери, что уйдет из дома.

— Ведь Вы постоянно унижали сына. Он восстал не против Вас. Так он борол­ся за свое достоинство. Но действовал Вашими же методами, по пословице: «Как аукнется, так и откликнется».

С ее сыном у нас тоже состоялся разговор. Не сразу, но впрямую подошли к больной теме. Но когда спросили об отношениях с матерью, парень обо всем пове­дал без утайки, видно, ему было необходимо выговориться. Рассказывая, он все время повторял: «Неужели она не могла по-хорошему? Почему она не понимает, человека нельзя бить? Она била, а я делал ей назло».

Милосердие, понимание. Всем надо учиться этим самым главным наукам, перестраивая себя и общую нашу жизнь.

Новый посетитель, а проблема та же. Вчера его ударил сын-десятиклассник. Отец обескуражен: сын всегда был покладистым, послушным, безропотно выпол­нял все требования родителей. И вдруг поднял руку на отца.

В беседе с нами Володя признался: «Я ненавижу своего отца. Все годы он мучил меня и унижал, я стал безвольным, боюсь сильных людей, постоянно при­спосабливаюсь к ним и льщу, даже когда их не уважаю. Моя мечта — скорее окон­чить школу и уйти из дома. Я и себя стал ненавидеть за слабость и безволие, за то, что не могу за себя постоять».

О своих страданиях он рассказал друзьям. И его «научили»: «А ты не терпи, дай отцу сдачи, а для храбрости выпей».

Через несколько дней выпивший сын пришел домой. Возмущенный отец по привычке взялся за ремень, но неожиданно от встречного сильного удара отлетел к дивану. Подошедший сын сказал: «Попробуй хоть раз еще меня тронуть».

Дети и деньги. Однажды мне пришлось быть свидетельницей разговора матери с сыном. Лил сильный дождь, а женщина пришла на работу в босоножках. Позвонила домой, попросила сына принести ей туфли.

— А что я за это буду иметь? — последовал вопрос

После долгого торга сын согласился принести матери туфли за три порции мороженого и два билета в кино. Мать, довольно улыбаясь, положила трубку. Ви­димо, прежде «добрые» поступки сына обходились ей гораздо дороже.

Откуда такая расчетливость, душевная черствость? Очень часто это результат неправильного воспитания. Давать ли ребенку деньги? Сколько? Научить их тра­тить и экономить, чтобы он не вырос стяжателем или, наоборот, транжирой? Эти и многие другие «меркантильные» вопросы часто встают перед родителями.

Именно в семье закладывается отношение к деньгам, представление об истинной их цене. Поэтому мы считаем, что мудро поступают те родители, которые считают не­обходимым, чтобы дети принимали участие в обсуждении семейного бюджета, знали, что сколько стоит, вместе со взрослыми решали, что и кому нужно купить в первую очередь. Какую-то определенную сумму надо выделять детям на личные нужды (мо­роженое, сок, конфеты, значки, марки), на покупку продуктов, чтобы они научились рационально расходовать деньги.

Детей надо учить бережливости, но кое-кто под бережливостью понимает умение прожить за чужой счет.

Некоторые родители используют деньги и подарки как плату за хорошую учебу и хорошее поведение. В этом случае ребенком движут корыстные мотивы: он думает не о самом деле, а о том, что будет за это иметь. Безнравственность таких поощрений медленно, но верно превратит его в циника, для которого добрые дела становятся средством наживы.

Опасный возраст. К подростковому возрасту многие дети становятся труд­ными для воспитателей, не понимающих их состояния и того, что это время обре­тения независимости, освобождения из-под опеки взрослых.

«Раньше с сыном все было просто, и я знал, что надо делать. А теперь он стал неуправляемым» — часто слышим подобные признания. В беседе с отцом выяснили: основным средством воспитания он считает запреты, угрозы, наказания. Для того чтобы дети не сбились с истинного пути, они должны, по его мнению, бояться ро­дителей (прежде всего — отца). Он не допускал даже мысли, что, действуя с пози­ции силы, оскорбляет в сыне-подростке чувство взрослости. А ведь именно этим чувством объясняется болезненная ранимость подростков, их желание во что бы то ни стало отстоять свое право на уважение, доказать, что они уже не дети.

В этом возрасте столь же актуальны, как и потребность в самоутверждении, потребность в друге, потребность занять достойное место в коллективе, потреб­ность в общении со сверстниками. Вот почему воспитателям и родителям нужно знать эти ведущие потребности возраста и помочь подросткам удовлетворить их.

В подростковом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова воспитателей расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанни­ков. Подростку очень нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако очень часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.

Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество —самый взрывоопасный возраст! Подросток в это время — как раскаленная лампочка.

Не бойтесь проявлять к подростку чрезмерную любовь! Но форма ее выра­жения — предельные чуткость и бережность. Окружите ими подростка, будьте внимательны, наблюдательны, но без назойливости, оскорбительной подозри­тельности. Умейте активно слушать их сбивчивую косноязычную речь и слышать их, даже когда они молчат. Не отвечайте на грубость грубостью. Не замечайте ее. Вооружитесь юмором и ласковым словом. И действительно, «не лезьте со своими советами»! Проявите мудрость и широту души, милосердие и благородст­во. И помните, дети, как сказал мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит буду­щее. Постарайтесь осмыслить этот парадокс, а не утверждать, что он неверен.

-->

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

-->
x

Check Also

Жить с родителями в одном доме: как избежать конфликта, Истинная любовь

Родители и молодые в одной квартире: как избежать конфликта Семейные неурядицы admin 17.08.2012 8770 4 комментария любовь, отношения, семейная идиллия, счастье Довольно часто невозможность решить квартирный вопрос становится причиной совместного проживания Довольно частое безвыходное положение ; молодой семье приходится жить с родителями.

Жизнь после каникул: как настроиться на учебу, Школьная жизнь – “Навигатор Образования&rdquo

Стремительно заканчивается лето. На улицах городов по августовской традиции открываются школьные ярмарки, напоминающие о том, что скоро детвора вновь сядет за парты.

Жесты влюбленного мужчины — прочитай его как книжку!

Психологи утверждают, что каждого человека можно “читать как книгу”. Достаточно лишь посмотреть на его поведение. Значит и ты можешь обратить внимание на жесты влюбленного мужчины и сделать свое выводы о нем.

Женский портал: Как преодолеть трудности переходного возраста: советы психолога

Как преодолеть трудности переходного возраста: советы психолога - Хочу вас успокоить - не на всю жизнь. Но от ближайших 2-3-х лет зависит, какими будут ваши отношения в последующие многие годы.

Женская ревность как с ней бороться? My Life

Женская ревность как с ней бороться? Что может быть тяжелее чувства ревности. Отчаяние при мысли потерять любимого, наверное, испытывал каждый. Особенно нелегко приходится женщинам в силу их особой чувствительности и силе воображения.

Женская ревность и как с ней бороться

Ревность – это мучительное чувство, доставляющее страдания не только самому ревнивцу, но и объекту, на который оно нацелено. Но как бы мы не относились к ревности, все равно она является одним из глубочайших проявлений эмоций.

Если хочешь быть царём — закаляйся! Как воспитывали наследников престола, История, Общество, Аргументы и Факты

Если хочешь быть царём - закаляйся! Как воспитывали наследников престола? Наследники престола почти всё свободное время посвящали физкультуре. Царских путей к геометрии нет! - ответил, согласно легенде, древнегреческий математик Евклид, когда царевич Птолемей захотел изучить геометрию побыстрее и попроще.

Ежемесячная выплата за рождение первенца в году: как получить

Ежемесячная выплата за рождение первенца: кто имеет право получить в году, размер, как формить Новшеством прошедшего года стало принятие законодательного акта, и согласно ему в определенном порядке семьям при появлении малыша должна производиться ежемесячная выплата на рождение первенца.

Дофаномика: как рынок обманывает наш мозг и как перестать проверять смартфон 80 раз в день: alez

Дофаномика: как рынок обманывает наш мозг и как перестать проверять смартфон 80 раз в день Нейромаркетинг — прикладная нейронаучная дисциплина, использующая открытия, связанные с работой мозга, на нужды рынка.

Дорожные детские горшки, Как Надо

Если вы часто путешествуете вместе с ребенком, стоит изучить какие бывают дорожные горшки. Дорожный горшок можно использовать как дополнительный горшок только во время путешествий, так и в качестве постоянного.

Доминантная агрессия собак: почему собака рычит на хозяина, охраняет миску, не слушается, как стать вожаком для собаки

Доминантная агрессия у собак: причины и корректировка агрессивного поведения Демонстративное невыполнение команд, лай, рычание и нападение на людей и других животных, неадекватная «охрана» еды, миски, игрушек и своего места, выражение неудовольствия или сопротивление при стрижке, купании и проведении других гигиенических процедур, «внезапная глухота» на прогулке при подзыве к хозяину – таков лишь неполный перечень проблем, с которыми сталкиваются владельцы собак, проявляющих доминантную агрессию.

Домашний психолог: Как себя вести, чтобы помочь ребёнку пережить стресс, 1news, Новости

Домашний психолог: Как себя вести, чтобы помочь ребёнку пережить стресс? В рубрике Мы вам поможем на страницах 1news.az мы рассмотрим тему Как взрослым нужно себя вести, чтобы помочь ребёнку пережить стресс? Почему мы, говоря о сексуальном насилии, всегда подразумеваем непосредственный контакт, не задумываясь о том, что не только сам акт насилия, но и любая форма сексуального насилия влечет за собой тяжелые психологические последствия.

Доля агрессивности нужна каждому мальчику? Как оградить сына от агрессии, всегда ли это нужно? Причины, проявления, профилактика, OurBoys

Доля агрессивности нужна каждому мальчику? Как оградить сына от агрессии, всегда ли это нужно? Причины, проявления, профилактика Как бы родители не старались уберечь своих детей от всех жизненных невзгод и сложностей, проявления агрессии даже среди детей из благополучных семей не редкость.

Долгие проводы — лишние слёзы или как в детском саду научиться быстро и легко попрощаться со своим ребёнком?

Долгие проводы - лишние слёзы или как в детском саду научиться быстро и легко попрощаться со своим ребёнком? Адаптация к садику проходит успешно, мама уже почти не плачет под дверью.

Для тех, кто хочет знать как правильно воспитывать сына!

Для тех, кто хочет знать как правильно воспитывать сына! Когда лучше крестить ребенка. Что вы знаете о том, почему дети врут родителям. Чем помочь, если дети ругаются между собой.

Для родителей от психологов Как стать идеальным родителем подростка

Для родителей от психологов Как стать идеальным родителем подростка 1. Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре.

Диссертация на тему «Наказание как социальный феномен: Философский анализ» автореферат по специальности ВАК — Социальная философия, disserCat

Наказание как социальный феномен :Философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук Фомивко, Андрей Федорович Оглавление диссертации кандидат философских наук Фомивко, Андрей Федорович Глава 1. Генезис понятия наказание в истории философии.

Диссертация на тему «Зависть как социальный феномен» автореферат по специальности ВАК — Социальная философия, disserCat

Зависть как социальный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук Гусова, Валерия Александровна Оглавление диссертации кандидат философских наук Гусова, Валерия Александровна Глава I. Герменевтика зависти 1.1. Зависть как объект философского дискурса.

Диалог как я провел лето на английском языке с переводом

Диалог как я провел лето на английском языке с переводом Наши диалоге о летнем отдыхе начнём с каникул на даче. ; I was at the dacha near Moscow. ; Fresh air, fishing? ; Yes, I often went fishing, spent a lot of time on the river, swam, sunbathed.

Детство Моцарта: как формировался гений, Музыкальный класс

Чтобы лучше понять, что влияло на личность Вольфганга Амадея, надо узнать, как проходило его детство. Ведь именно нежный возраст определяет, каким станет человек, а это, в свою очередь, отражается в творчестве.

Детский рисунок семьи — Как расшифровать?

В этой статье вы найдете тест, который поможет вам расшифровать детский рисунок семьи. Это поможет вам понять как чувствует себя ваш ребенок в семье и покажет его отношение к каждому из членов семьи.

Детский переходный возраст: как избежать проблем » Страна Здоровья

Возрастной кризис проблемный период в процессе перехода от одного возрастного этапа к другому. Когда у детей по являются признаки возрастного кризиса, многие родители теряются и не знают, что делать.

Детские страхи: что такое страх и как он возникает?

"Помню, в детстве я очень боялась громкого гудка поезда в метро. Мне казалось, что, извещая о своем приближении зычным трубным голосом, он (поезд) как бы кричит "задавлю", погружая меня в тревогу…" Так начала повествование о своей проблеме одна из моих пациенток.

Детские страхи: причины, как справится — советы родителям детского психолога

Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор Про страхи нельзя сказать, что это болезнь… Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, поскольку его окружает мир, про который он знает не все и многие вещи ему просто не понятны… У детей, в каждом возрасте, существуют свои, так сказать, возрастные страхи: Бабы-Яги, приведений, темноты, страх смерти (своей и своих родителей) и т.д. Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->