Как определить, что ребёнок готов к школе и может успешно учиться?
П омните, что между обученностью и интеллектуальным развитием – огромная разница.
Согласно закону «Об образовании», в шесть с половиной лет детям следует «поступать» в школу.
Однако, шестилетки ещё принадлежат к дошкольному миру. Но, хотя детям ещё хочется играть, шесть лет — это достаточный возраст для того, чтобы усваивать учебный материал. Правда, обучение поначалу должно быть действительно игровым.
Не секрет, что девочки развиваются скорее мальчиков. Они более усердные и усидчивые.
А сколько проблем причиняют учителям «недоигравшие» мальчики?
Вот отчего возникают неровные классы – покладистые ученицы и нерадивые ученики.
Во-первых, интеллектуальная готовность.
Она определяется умением строить логические связи, концентрировать внимание, развитием мелкой моторики и памяти.
Во-вторых, эмоциональная готовность – а именно, умение управлять эмоциями, концентрироваться на задании.
И, наконец, социальная готовность – адекватное поведение в коллективе, потребность в коммуникации.
В общем и целом, для того, чтобы учиться в школе, ребёнку вполне достаточно тех знаний о мире, которые он получает в детском садике и от родителей.
Это и основы счёта, знание букв, способность логически мыслить.
Но все способности нужно развивать и совершенствовать. Например, вот как можно применить знания на практике: спросите у ребёнка, сколько нужно денег, чтобы купить конфету, и какую конфету он хочет – пусть назовёт хотя бы три первых буквы названия.
Будущий школьник должен уметь ориентироваться в ситуации, а не просто заучивать информацию.
Часто чрезмерная нагрузка мешает творческому развитию малыша, так что не удивляйтесь, если ваш «юный художник» или любитель стихов, вдруг капризничает, становится вялым и скучным.
Если единственное, что вас тормозит – это проблема с перегрузкой работы, не спешите отдавать ребёнка в школу: его разовьют различные кружки и секции, не исключено, что и на базе детского сада.
Интеллектуальное развитие может «запаздывать», в то время как ребёнок уже обучен, то есть владеет необходимыми навыками и умениями. Посудите сами, просто что-то уметь — недостаточно для развития умственного потенциала.
Конечно, обученность может очень облегчить ребёнку школьную жизнь, но в любой момент этот резерв знаний может истощиться — на чём ему выезжать потом?
Приложите совместные с ребёнком усилия к развитию социальных навыков.
Поймите сами и попытайтесь объяснить это будущему первокласснику – школа в первую очередь — дисциплинирующая система, всё в ней подчиняется строгим правилам.
Подумайте о поведении в быту: ваш ребёнок уже умеет читать, но ещё не умеет завязывать шнурки? Самое время становиться самостоятельным.
Кроме того, приучите ребёнка быть упорным, каждое дело доводить до конца.
Нужно развивать и фантазию: рисованием, лепкой, конструированием.
-Знает ли ребёнок, что такое лево и право, большой и малый?
-Может ли он классифицировать вещи по признакам (например, что-то может катиться, а что-то не может).
-Может ли он держать в памяти как минимум три указания?
-Знает ли ребёнок буквы, может назвать хотя бы несколько?
Оценка базового опыта ребенка.
-Сопровождал ли вас ребёнок когда-либо в сберкассу, магазин?
-Приходилось ли ему бывать в библиотеке?
-Регулярно ли вы читаете малышу?
-Увлекается ли ребёнок чем-либо?
Оценка языкового развития.
-Не возникает ли у ребёнка сложностей в обозначении окружающих его предметов?
-Не испытывает ли он трудностей, отвечая на вопросы взрослых?
-Знает ли он, и может ли объяснить, для чего предназначены те или иные бытовые предметы: стол, пылесос, холодильник?
-Чёткая ли у ребёнка речь, и правильна ли она с точки зрения грамматики?
-Может ли ребёнок принимать участие в общей беседе?
Оценка уровня эмоционального развития.
-Весел ли он, позитивно ли настроен (дома или среди товарищей).
-Легко ли он переключается с одного дела на другое?
-Может ли он соревноваться с другими в выполнении задач?
-С лёгкостью ли ребёнок включается в игру?
-Не перебивает ли он других при беседе?
Оценка физического развития.
-Всё ли хорошо со зрением и слухом?
-Усидчив ли ребёнок?
-Всё ли в порядке с координацией движений?
-Различает ли ребёнок формы?
-Может ли он различать слова?
-Замечает ли он отсутствие той или иной картинки; разберётся ли, какую картинку из трёх убрали?
-Знает ли он своё собственное имя и названия хотя бы шести предметов, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно?
-Может ли он разложить по порядку вещи, картинки.
-Осознаёт ли он, что читает он именно слева-направо?
-Различает ли он слова, начинающиеся на разные буквы и звуки?
-Может ли он повторить ряд букв или цифр за взрослым?
-Может ли он рассказывать истории без нарушения последовательности действий?
Как ребёнок относится к книгам.
-Есть ли у ребёнка тяга к чтению?
-Любит ли он, когда ему читают вслух?
-Интересуется ли ребёнок значением слов?
Готов ли ребёнок в общем и психологически?
-Может ли ребёнок выразить свои потребности словами?
-Изъясняется ли он связно?
-Понимает ли он смысл слов?
-Знает свой телефон и адрес?
-Умеет ли он пользоваться пластилином, карандашами, красками, фломастерами, ножницами?
-В состоянии ли он выполнять все указания?
-Внимательно ли он слушает?
-Умеет ли переключаться с одной темы разговора на другую?
Взаимоотношения вас и вашего ребёнка
-Довольны ли вы своим малышом?
-Снисходительны ли вы к его ошибкам?
-Внимательны ли вы к нему?
-Уважительно ли вы относитесь к его увлечениям и интересам?
-Играете и смеётесь ли вы вместе?
-Прививаете ли вы ему художественный вкус, водя в театры и музеи?
-Обсуждаете ли вы со своим ребёнком последние новости и прочитанные книги?
Помните, что нужно поощрять детское любопытство – ведь в нём выражается абсолютно естественная и полезная тяга к знаниям, так что не подавляйте «пытливость ума» ребёнка.