Готовность к школе. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

1. Есть ли желание учиться?
Психолог Михаил Гинзбург предложил такой способ узнать это. Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.
Один говорит: Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил.
Второй: Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился.
Третий: Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть.
Четвертый: Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким.
Пятый: Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь.
Шестой: Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки.
Спросите своего малыша: как он считает — почему надо учиться? Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой хоть и интересной, но тяжелой работой, как учеба.
2. Может подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?
Есть такая игра: Да и нет не говорить, черное и белое не называть. Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: Ты любишь шоколад?, Какого цвета мороженое?. Он должен отвечать, не говоря слов да и нет, не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок.
3. Развита ли речь? Это один из самых важных критериев готовности к школьному обучению.
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
4. Достаточно ли хорошо развит фонематический слух?
Поиграйте в игру Назови лишнее слово. Вы выбираете какое-то слово, например, гора, и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка — услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет лишние слова, значит с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра — Назови звуки. Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах свет (оба звука согласные), корма (первый звук — согласный, последний — гласный), индюк (первый звук — гласный, последний — согласный), езда (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой Раздели слово. Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: корова, кадушка, лепешка, караван.
5. Умеет ли выполнять логические операции; устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?
Попросите ребенка закончить предложения: Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то. , Прошел дождь, поэтому. .
В игре Четвертый лишний предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.
Игра Аналогии поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых — пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: день — ночь, лето -. (зима); часы — время, градусник — . (температура), глаз — зрение, ухо -. (слух).
Если ребенок допустил не больше 1-2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
6. Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
Если у ребенка в 6-6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу — он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов — тоже.
Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым помогают им приобрести навыки учебной деятельности.
В первые шесть лет своей жизни дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь.
Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и домашние занятия с ними помогают в учебе.
Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.
Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов:
· поддерживайте интересы ребенка;
· предлагайте ребенку новый материал для речевого развития;
· поощряйте ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки;
· одобряйте применение знаний в деятельности.