Подготовка к школе. В каком возрасте отдать ребенка в школу?



Родители должны знать возрастные нормы и особенности своего ребенка и, предъявляя ему требования, исходить из них и ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку. Обидеть ребенка легко, но потом трудно будет залечить ему эту рану.
Создайте благоприятный климат для ребенка в семье.
- Поинтересуйтесь, какими знаниями должен владеть ребенок.
- Следите за умственным развитием ребенка.
- Создайте такие условия, при которых идет усиленное развитие интеллекта.
- Обязательно нужно читать ребенку сказки и стихи, разучивать с ним песни, слушать музыку, смотреть мультфильмы и детское кино.
- Хвалите его за первые рисунки, поделки и просто за желание учиться. Для общего развития посещайте с ребенком музеи, театры, цирк, зоопарк, планетарий.
- Любыми способами поощряйте общение со сверстниками.
- Уважайте и воспитывайте мир его чувств, подскажите, как он должен управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от вас.
- Следить за состоянием здоровья и заниматься реабилитации ей всех выявленных отклонений.
- Обязательно поговорите с воспитателем, насколько зрел ребенок, или же сами проведите ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома.
- Если ребенок зрел, то, даже несмотря на это, психологически готовьте его к школе, ко всем тем трудностям, которые там ждут.
- Любите его, как прежде, может быть, даже больше, и выражайте ребенку свою любовь.
Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где вам удобно, расслабьтесь и задайте себе вопрос: зачем?
Чего же вы хотите от своего ребенка? Навязчиво с ним поделиться опытом или же протянуть ребенку руку помощи? Подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность в себя? А может, хотите сделать ребенка для себя удобным?
Или вы просто почему-то рассержены, разозлены, вы негодуете?
Попробуйте побыть в шкурке своего ребенка. Он непослушен, потому что непослушным его сделали вы сами. Поэтому наказывать необходимо вас. Он и наказывает вас своим непослушанием и создает лишь те конфликты, свидетелем которых был.
Постарайтесь понять, что мешает вашему ребенку, что тяготит его и чем он озабочен. А чтобы вам легче было это делать, вспомните свое детство, какими были вы, что у вас была потребность в одобрении, любви. Поэтому не надо разочаровывать ребенка и заставлять его выпрашивать вашу любовь, а дайте ему ее сами.
Еще раз проанализируйте: зачем? Зачем и почему вы вновь решили манипулировать ребенком? Готовы ли идти на компромисс?
Задумайтесь, а можно ли сегодня воздержаться от воспитательных воздействий. Что вы испытываете в процессе воспитания ребенка? Вас заставляет это делать чувство превосходства или сочувствие к нему? А может, вы испытываете удовлетворение и даже удовольствие, воспитывая малыша?
Постарайтесь образно представить его стремления и просьбы, поступки, чувства и мечты.
Переварите жизнь ребенка и посмотрите на него со стороны, его глазами и с его позиций.
Еще раз успокойтесь и расслабьтесь.
Пожалуйста, выбирайте самые удачные моменты для воспитательных бесед наедине. И дайте себе сами все ответы на вопросы, кто вы в глазах ребенка — диктатор или же доброжелатель, который сейчас так нужен малышу.
Старайтесь стать ему таким родителем, какого вы мечтали иметь в детстве.
Расставайтесь с ребенком у школы с довольной улыбкой на лице, без длительных объятий и поцелуев. Не говорите ребенку, что с ним в школе ничего плохого не случится, он может подумать, что плохое случается. Поцелуйте ребенка, скажите, что вы зайдете за ним после школы, и, улыбаясь, уходите, независимо от того, кричит он или умоляет вас остаться. Никогда не ускользайте незаметно, уходите всегда открыто, так как у ребенка может возникнуть недоверие или страх потерять вас. Всегда следует сказать, что вы уходите, но вернетесь позже.
Если ребенку очень тяжело без вас — дайте ему фотографию, где вы с ним вместе. Она будет напоминать, что вы с ним, и вашему малышу будет спокойнее.
Пусть возьмет с собой маленькую любимую игрушку. Это часто действует успокаивающе.
Скажите ему, что сделаете что-либо приятное, когда вы вернетесь домой (почитаете книгу, купите мороженое и т. д.). Ребенок поймет, что в школе он не будет вечно.
Подведите ребенка к учителю, не оставляя в толпе детей. Пусть учитель встретит его приветливо и возьмет за руку.
Обязательно поинтересуйтесь, изменилось ли что-либо в поведении ребенка через несколько недель.
Он может продолжать кричать при вашем уходе, но успокаивается, когда вы уходите. Если это так, то можно больше не беспокоиться.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную.
Поступив в школу, ваш ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений между людьми: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. В общем, он — Личность.
К этому возрасту ребенок уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я хороший), но и как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива Я должен над мотивом Я хочу.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием условий жизни и деятельности.
Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность, что отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении вашего ребенка.
В классе находятся много детей, и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались вами. В школе же происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате чего выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т. д. Ребенку предстоит все это преодолеть.
Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.
Иногда у ребенка появляется страх перед посещением школы, и он отказывается туда идти. Этому может быть множество объяснений: несчастный случай с ребенком в школе, после которого он проболел дома, боязнь остаться без родителей, отношения с одноклассниками и учителями, сложности с обучением. Как правило, ребенок может объяснить, почему он отказывается идти в школу. Иногда истинная причина не связана со школой. Если позволить ребенку остаться дома, то его страх только укрепится и к нему добавится страх отставания по школьной обучающей программе.
Родители должны быть тверды и обязаны постараться вернуть ребенка в школу.