
Пока ребенок маленький, основной родительской заботой является удовлетворение его биологических потребностей. Ребенок выражает свои потребности эмоционально, то есть телесно. Он кричит, плачет, капризничает. При этом неудовлетворенные потребности рождают в теле напряжение, а их удовлетворение расслабление. Что в ответ на сигналы ребенка делают родители. Они заставляют себя понять, что происходит и выполняют необходимые в связи с понимаемой информацией действия. При этом, конечно же, имеют место родительские переживания, но у здоровых родителей все же понимание доминирует над эмоциональными переживаниями. Имеет место разделение информации и эмоций.
С появлением речи, начинает развиваться вербальное (словесное) мышление ребенка. Теперь ребенок пробует понять, что происходит. При нормальном развитии родители создают условия для обмена словесной информацией с ребенком. Они добиваются, чтобы ребенок сообщал о своих намерениях с помощью слов и тренируют ребенка в том, чтобы его словесное сообщение было понятным для другого человека. Скажи понятно, Повтори еще раз свою просьбу, чтобы я тебя сейчас услышал(ла), Ты сейчас рассказываешь о чем?, Ты сейчас говоришь мне или папе (маме)? и т.д. При этом эмоциональные сообщения ребенка в виде каприз, истерик и других аффективных вспышек родителем Не понимаются. Успокойся и объясни мне словами, что ты сейчас хочешь.
Родители обучают ребенка разделять чувства и информацию. Здоровым, нормальным развитием ребенка является переход из сферы чувственного обмена в сферу словесно-информационного обмена. Так рождается взаимопонимание.
При этом чувственная сфера не отменяется, она просто перестает быть доминирующей.
Ошибкой родителей является раскачивание чувств у ребенка и игнорирование перехода в словесно-информационную область существования. Подобные ошибки ведут к невротизации ребенка и снижают его адаптацию к жизни.
Второй распространенной ошибкой родителей является мнение о том, что их ребенок в кого-то пошел. По этому поводу обычно употребляют следующие фразы: У него (нее) папин характер, Он (она) весь в маму, Он в нашу родню или что-нибудь еще в этом роде.
На самом деле речь идет о каком-то определенном типе поведения. С поведением ребенок не рождается, он его отрабатывает на многочисленных формах и типах общения с близкими взрослыми. Как это происходит?
Дети всегда следят за реакцией взрослого, чтобы знать как вести себя дальше. В зависимости от реакции взрослого у ребенка формируется определенный тип поведения в окружающем мире. Этот тип поведения соответствует тому пониманию, которое ребенок вынес из общения.
Существуют наиболее типичные, но в разной степени распространенные способы реагирования взрослых на поведение ребенка.
Способ первый . Ребенок упал, плачет и идет к маме за ответной реакцией. Мама бросает дело, которым она занималась, бросается к ребенку, многократно целует в лобик, в носик, в щечку постоянно повторяя: Ты мой хороший, ты мой любимый, ты мой золотой, где наша ранка, сейчас мама помажет ранку, мама полечит ранку давай я тебя пожалею, давай я тебя покачаю и т.д. Что понимает ребенок? Если что-то случилось, нужно бежать за помощью и ожидать, что тебе помогут и пожалеют и приголубят. Формируется поведение зависимое от обстоятельств .
Способ второй. Ребенок упал, плачет, ему больно, он идет к маме, которая продолжает разговаривать с подружкой по телефону, отворачивается от ребенка, роняя при этом фразу: Подумаешь упал, заживет, иди. Что понимает в этом случае ребенок? Если тебе трудно, никто не придет на помощь. Выкручивайся сам, как умеешь. Формируется независимое поведение.
Способ третий наиболее разумный . Ребенок упал, плачет, ему больно, он идет к маме за помощью. Мама говорит подруге, что перезвонит. Поворачивается лицом к ребенку, видит сбитое колено, гладит ребенка по голове и говорит: Ты упал. Поранил колено. Это очень больно. Ты уже знаешь, что ранку нужно промыть и смазать зеленкой. Тебе помочь? Такая реакция мамы формирует понимание того, что все в жизни бывает, нужно найти правильный выход из ситуации. Формируется самостоятельность и отзывчивость.
Но есть и еще один способ реагирования. Он встречается реже и относится к самым неблагоприятным факторам формирования характера ребенка. Это растерянность или замешательство, выражающееся в ступоре или оцепенении. В основе такой реакции лежит страх, который блокирует мышление, и взрослый не понимает, что нужно делать, как реагировать на случившееся. Отсутствие действий это блокирование потока энергии к ребенку, уход от взаимодействия. Нарушается связь, нарушается обмен. Что понимает ребенок в этой ситуации?
Ребенок не понимает ситуации . И в зависимости от природной нервной организации, он может либо переключиться на свои дела (в лучшем случае), либо отстраниться от контактов и уйти в себя, боясь взаимодействий с внешним миром. Этот четвертый тип взрослого реагирования наиболее близок к формированию у ребенка развития по аномальному типу. Именно здесь, в этом способе реагирования могут находиться и корни аутизации.
Что делать взрослому, если обнаружилась такая реакция? Менять ступор на действия. Не стойте на месте, двигайтесь в пространстве и делайте хотя бы что-нибудь для начала, и задавайте себе вопросы: Что делает ребенок? Что я делаю? Что сейчас понимает ребенок? Что нужно сделать прямо сейчас? Что должен понять ребенок? Как я его приведу к такому пониманию? Вопросы помогают включать мышление и ВЫ становитесь активны, и ваш ребенок начинает тоже думать, а не бояться.
Каждый взрослый вносит свой вклад в развитие характера ребенка, образовывая с ним взаимосвязи. Однако наиболее сильным тренером поведения ребенка является его мама. Когда мама начинает понимать свою реакцию на поведение ребенка и думает, что полезнее — оставить ее или заменить — это и будет решающим моментом в формировании характера ее малыша. Потому что характер это сформированный, отрепетированный с помощью взрослых способ реагирования на окружающий мир. И если вам не нравятся слова, что ваш ребенок в кого-то пошел, заставляйте его думать и быть самостоятельным, быть самим собой.