Можно ли воспитывать детей без ремня и альтернатива наказаниям
В современном мире молодые семьи обращаются к специалистам с вопросами: «Можно или нельзя наказывать ребенка физически?», «Как избежать физического наказания в различных ситуациях?», «Что делать, если применяли физическое наказание, но желают исправиться?»
Основной причиной физического наказания детей является отсутствие у родителей эмпатии, т. е. способности переживать за другого человека, принимать чувства других людей напрямую. Когда родители относятся к ребенку эмпатично, то попросту не смогут причинить своему сокровищу физическую или психологическую боль. Один из родителей может в момент нервного раздражения резко одернуть ребенка или даже больно шлепнуть, но вот осознанно применить ремень в качестве воспитателя не сможет, благодаря прямой связи с ребенком, с его страхами и переживаниями.
Если родители отказываются от эмпатии, применяя порку в качестве наказания, это ведет к неэмпатичности и самого ребенка. К примеру, в подростковом возрасте дети могут уходить гулять на ночь и, вернувшись, находятся в искреннем недоумении, почему все переживали и нервничали.
Из этого следует вывод, что заставляя своего ребенка испытывать такие грубые и сильные чувства, как страх и боль, родители, сами того не подозревая, лишают в их душе места для тонких и нежных чувств, таких как сочувствие, тоска, раскаяние и сожаление.
Нередко родителей мучает два вопроса: как правильно наказывать детей и можно ли их наказывать? И тут возникает проблема: во взрослом мире нет места наказаниям. Если плохо выполнять работу, грозит увольнение. И это не наказание, а для того чтобы другой сотрудник выполнял эту работу более качественно. Если вести себя по-хамски и эгоистично, то не будет возможности приобрести друзей. И это также не наказание, а природное следствие событий. Взрослая жизнь не подразумевает систему наказаний и наград, существует простой принцип природных следствий. Не зря существует народная мудрость «что посеешь, то и пожнешь». И зрелый человек должен научиться предугадывать возможные следствия и принимать верные решения.
Если применять систему наказаний и наград в воспитании ребенка, то у малыша сложится ложное восприятие устройства большого мира. Вся жизнь может проходить мимо, и некому будет дать установку, как лучше поступить. Необходимо вложить в понимание ребенка, что если не сможешь позаботиться о себе, то никто другой этого сделать не сможет. К сожалению, многие родители ограничивают своих малышей от этой правды, а потом дети уходят во взрослый мир и барахтаются как слепые котята в воде.
Именно поэтому важно при любой возможности использовать не наказание, а естественное следствие событий. Закатил истерику на улице – значит, прогулка окончена и все идут домой. Забыл о творческом домашнем задании или поздно об этом вспомнил – как следствие, ограничение просмотра мультфильмов и выполнение задания перед сном. Потерял или разломал дорогостоящую вещь – другой нет, и не будет. Взял чужие деньги – следует отрабатывать. На первый взгляд все предельно легко, однако родители практически не применяют данную схему воспитания. Не стоит бояться непривычных действий.
Между отцами и детьми присутствует особое соглашение, объясняющее, кем они друг другу приходятся, и какие у них взаимоотношения. Существует несколько моделей таких соглашений.
И в любом из них вопрос физиологического наказания слышится по-разному:
- Первая модель естественная, или модель привязанности.
Для детей родители являются источником защиты и всегда находятся рядом. Физиологическое наказание в данной модели поведения может быть проявлено только как самопроизвольное, спонтанное действие.
- Вторая модель дисциплинарная, или модель подчинения.
Для родителей дети представляют собой кладезь проблем. По мнению родителей, дети обязаны подчиняться, понимать свое место, и волю детей необходимо подчинить, нередко прибегая и к физиологическому наказанию.
- Третья модель либеральная, или модель родительской любви.
Данная модель заключается в близости, доверии, трепетном отношении к ощущениям ребенка и осуждения всякого физического насилия над детьми. Родители данной модели считают, что с ребенком необходимо говорить «по душам» и заниматься его развитием.