О наказании детей написано множество книг. Специалисты пытаются придти к единому мнению. И это у них прекрасно получается. Наказывать ребенка необходимо с умом. Под словом наказание каждый понимает свой смысл. Кто-то считает, что наказание – это физическое наказание ремнем, кто-то считает, что наказание – это психологическое давление. И каждый будет прав, так как само слово наказание многогранно. Наказывать ребенка можно по-разному. Кроме этого, наказывать надо. Но как правильно?
Во-первых, уясним сразу же, что физическое наказание детей – порка – недопустима. Как показала практика, если на ребенка в семье поднимают руку, у него чаще случаются нервные срывы, депрессии. Кроме этого поведение ребенка становится агрессивным. Конечно, если вы слегка шлепнули по попке ребенка, ему в этот момент даже и не больно – в этом страшного ничего нет. Но и учащать такие способы воздействия нельзя. Ну, во-первых, для ранимого ребенка этот шлепок может приравняться к оскорблению, кроме этого, если ребенок не осознал, за что получил этот шлепок – он просто напросто уйдет в себя.
Вы, конечно, можете не согласиться с моей точкой зрения. Вы вспоминаете время, когда детей били за каждое неправильное действия, и это считалось нормой. Но давайте не будем опускаться до такой планки. Неужели мы, воспитанные и образованные люди не сможем повлиять на поведение своего чада словами?
Конечно, можем. И к этому следует приучать ребенка с рождения. Стоит упустить ребенка, и наш авторитет в его глазах упадет. Прежде чем дальше говорить о наказании, обратим внимание на то — для того чтобы дети слушались своих родителей, родители должны стать авторитетами. Но не в смысле авторитарности (подавления). А в смысле того, что ребенок должен знать, что моя мама самая лучшая, справедливая, умная и т.д. Для ребенка родители должны стать эталоном поведения. Прежде всего, ребенку необходимо показать, что родители понимают его и никогда не обвинят и несправедливо не накажут. Такая семья идеальна, общение в ней строится на основе дружеских отношений. Поэтому, прежде всего, родителям стоит пересмотреть свои семейные устои, свое обращение с членами семьи. Помните, ребенок очень наблюдателен. Он чаще всего копирует общение своих родных, точнее стиль общения.
А теперь подробнее остановимся на том, что между родителями и ребенком должны быть доверительные отношения. Ребенок должен знать и быть уверенным, что зазря, не разобравшись, вы не станете его ругать. Приведем пример. «Играют дети в песочнице. Один ребенок толкнул другого. Если мы не разобрались в ситуации – мы начинает ругать того, кто толкнул. Конечно, это правильно, ведь толкаться и драться не хорошо. Но все же, если мы ругаем чадо без предварительных объяснений – мы совершаем грубую ошибку. Ведь может так оказаться, что ребенок защищал вашу честь или честь вашей семьи. Например, мальчик оскорбил маму, ребенку стало неприятно слышать это, и он толкнул обидчика. Конечно, лучше сказать словами, чем пускать в ход кулаки. Но дети действуют импульсивно. Запомните, очень часто бывает, что наказывают не того ребенка. Именно поэтому, прежде всего, следует разобраться, что произошло.
Приведу в пример, еще ситуацию. Она происходит между ребенком и взрослым. «Девочка собирается в школу. Мама дает ей надеть красную шапку. Девочка категорически отказывается ее надевать. Как в такой ситуации поступаем мы? Кричим, пытаемся доказать свою правоту. Наказываем ребенка, обвиняем его в непослушании.
При этом мы забываем об одном методе, который поможет найти причину отказа ребенка.
Но мама, о которой рассказывается, все же знала, о том, что в нежеланиях ребенка часто скрыт какой-то мотив. Она начала с ребенком дружеских диалог:
-Ты не хочешь одевать эту шапку?
-Она тебе не нравится? Ты не хочешь в ней идти в школу?
Мама с помощью наводящих вопросов располагает к себе дочку. Девочка понимает, что мама настроена не агрессивно. Кроме этого вы заметили, что мама как бы повторяет фразы дочки. Этот метод называется активное слушание. Этот метод был описан прекрасным педагогом Гипенрейтером.
Благодаря такому активному слушанию, ребенок понимает, что его понимают и хотят с ним общаться, хотят ему помочь. Единственное, при активном слушании исключается прямая форма задавания вопросов. Например, «Почему ты не хочешь надевать эту шапку». Такая фраза оттолкнет от вас ребенка. А вот активное слушание расположит к себе.
Итак, вернемся к диалогу между мамой и дочкой. Когда мама применила активное слушание, дочка постепенно рассказала, что произошло. После маминых слов: «Она тебе не нравится? Ты не хочешь в ней идти в школу?», девочка рассказала маме, что ее в школе дразнят за эту шапку, смеются над ней».
Только представьте, если вашу вещь высмеют, станете ли вы ее одевать. Скорее всего — нет.
Видите, на основе доброжелательного общения, маме удалось понять причину негодования ее ребенка.
Или приведу пример, который был в моем опыте.
Мы гуляли с дочкой по парку. Она увидела мороженое. Ей очень захотелось его. Но я не могла его купить, так как она была простужена. У нас все могло закончиться скандалом. Так как дочка моя очень хорошо умеет стоять на своей точке зрения. Но я применила активное слушание. И наша проблема разрешилась. Удалось убедить ребенка, что делать этого не стоит. Кроме этого мы нашли компромисс.
А что делать, если ребенок не слушается или же делает, что – то на зло
Прежде всего, опять же следует разобраться, почему он так поступает. Бывает, что разбитое окно, сломанный стул — протест ребенка. Он боится вам рассказать или что-то сказать, он не доволен, что вы часто на него сердитесь или наказываете не справедливо.
Кроме этого, вернемся к наказанию. Наказывать, конечно, в ряде случаев необходимо. Но нужно уметь наказывать. Давайте разберемся, как можно наказывать ребенка, если он действительно виноват:
- Словом. Следует показать, что его поступок вас расстроил. Да именно поступок расстроил, а не ребенок. Нельзя переходить на личность. «Какой ты плохой мальчик» Это не он плохой, а плохой поступок, который он совершил. Необходимо сказать: «Я тебя очень люблю, но сегодня твой поступок мен расстроил»
- Запертом. Если ребенок провинился, то за свой поступок он должен уметь отвечать. Лишите его за совершенное действие чего-либо, например, просмотра мультфильмов на день.
- Показать (объяснить) последствия того или иного поступка.
- Попросить исправить. Если ребенок специально разбросал игрушки. После мирной беседы попросить все исправить самому. Если он сломал игрушку, пусть ее чинит. Конечно, чаще всего ребенок это сделать не сможет. В этом случае расскажите, что ста игрушка сложно устроена. На ее изготовление у людей потребовалось много времени, поэтому ломать ее нельзя.
Чего нельзя делать при наказании:
- Бить ребенка
- Переходить на личность: «Какой ты плохой»
- Оскорблять ребенка
Что делать еще нельзя – нельзя пускать на самотек плохое поведение ребенка. Наказывать надо, но правильно.
Что необходимо делать – устанавливать правила и запреты.
А на что необходимо обратить внимание. Ребенок должен знать слово нельзя. Ребенок должен понимать это слово. Его необходимо ввести в употребление ребенку до года.
Это слово должно ограничивать те действия ребенка, которые действительно нельзя совершать. Мы слово нельзя употребляем часто там, где это не нужно. Ребенок перестает понимать, что слово нельзя приравнивается к слову опасность. Он должен понимать, что под словом таится что-то опасное и страшное.
Если вы будете соблюдать простые правила, будете любить ребенка, не зависимо от обстоятельств – он будет уважать вас, слушаться и считать своим идеалом.