Не пропусти
Главная » Развитие детей » Проблема физического наказания детей в истории педагогики, В гостях у Мэри Поппинс

Проблема физического наказания детей в истории педагогики, В гостях у Мэри Поппинс

Онлайн-журнал для родителей об обучении, воспитании и развитии детей.

Проблема физического наказания детей в истории педагогики, В гостях у Мэри Поппинс

Наказание и поощрение детей: проблема физического наказания детей в истории педагогики

Рано или поздно в каждой семье встает вопрос о наказании ребенка.

За что можно наказывать детей, а за что нельзя? Как наказывать? Допустимы ли физические наказания? Почему наказание не приносит желаемого результата?

Таким вопросам родителей нет числа. И в одной статье ответить на них невозможно, поэтому мы начинаем цикл статей под общим названием «Наказание и поощрение детей». Оставляйте вопросы, замечания в комментариях, делитесь своим жизненным опытом, чтобы помочь нам разобраться в проблеме. Первую статью цикла «Наказание и поощрение детей» посвятим истории вопроса.

Проблема физического наказания детей в истории отечественной и зарубежной педагогики

Наказание – вспомогательное средство педагогического воздействия, идущее рука об руку с поощрением. Еще в первобытном обществе появились первые виды и формы наказания (о системе воспитания детей в первобытном обществе можно почитать здесь ). Как думаете, какие? Рискну предположить, что Вы начнете с физического наказания и будете не правы. Первобытные люди не были сторонниками физических наказаний, максимум, что грозило провинившемуся – угроза физического наказания – например, удар палкой по следу ребенка. С одной стороны, потомство трудно было вырастить в суровых условиях того времени, с другой, — жизнь, полная опасностей, болезней и лишений, сама воспитывала детей и у взрослых не было нужды применять суровые наказания, которые впоследствии долгие века господствовали в воспитании детей.

Например, в Древнем Египте при решении вопроса о наказании ребенка руководствовались простой формулой:

«Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Физические наказания были нормой, считались необходимыми и естественными в процессе обучения и воспитания.

В Средние века также были чрезвычайно распространены физические наказания. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело и широко практиковались в церковных школах: лишение еды, карцер, жестокие избиения (палками, розгами, плетью). От детей любыми способами добивались слепого подчинения. Науки и почтение к религии в прямом смысле вколачивались в детей.

Эпоха Возрождения вернула гуманистические идеи в педагогику, великие педагоги того времени отрицали пользу физических наказаний. К примеру, Эразм Роттердамский советовал обращаться к здравому смыслу детей:

«Не следует приучать ребенка к ударам… Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух – к упрекам… Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!»

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский писал, что

«в том доме, где есть дети, нужна величайшая осмотрительность, чтобы не произошло чего-либо противного добродетели, но чтобы все соблюдали умеренность, опрятность, уважение к друг другу… Если это будет происходить постоянно, то, несомненно, не нужны будут ни множества слов для наставления, ни побои для принуждения».

Вместе с тем Коменский не отрицал наказания, оно лишь должно быть разумным, своевременным и соотноситься с проступком. Первая ступень наказания – «окрик», если ребенок ведет себя неверно, при этом сделать замечание нужно спокойно, чтобы не напугать, а предостеречь. Если этого окажется недостаточно, можно усилить порицание, обратившись к совести ребенка, увещеваниям и угрозам. Если это поможет, ребенка нужно похвалить сразу же, а затем еще раз немного позже, чтобы закрепить результат. В случае неэффективности первой ступени наказания, Коменский допускает физическое наказание (отшлепать или побить розгами), чтобы ребенок опомнился.

И хотя в европейских странах постепенно сформировалась новая концепция наказания и поощрения детей, от физических наказаний ни дома, ни тем более в школе полностью не отказались вплоть до начала 20 века.

Нужно отметить, что и на Руси телесные наказания были распространены, они не считались чем-то постыдным ни в семье, ни в школе. Сохранилось много пословиц и поговорок, отражающих представления народной педагогики о наказании детей:

«Матерни побои не болят. Мать и бия не бьет», «Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет», «Не наказанный сын — бесчестие отцу», «Воспитывать надо, пока поперек лавки лежит» и др., осуждалась лишь жестокость в наказании: «Палка красна — бьют напрасно: палка бела — бьют за дело».

Поощрялось наказание и в «Домострое»:

«Казни сына своего от юности его… и не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет, ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти».

Это касалось детей и бедных, и богатых. Различалась лишь степень унижения и жестокости.

Физические наказания очень долго господствовали в русских школах и семьях, несмотря на протесты педагогов и физиологов. Со временем губительное влияние на личность ребенка прилюдных позорных физических наказаний в школах было только усилено. Стали меньше пороть, но больше унижать. П.Ф. Каптерев писал:

«С ослаблением страха телесных наказаний вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены, с одной стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой множество наград».

Учеников могли заставить снять какую-либо часть одежды (например, девочку могли лишить фартука, чтобы вся школа знала о ее проступке) или надеть костюм другого цвета. В ходу были даже ослиные уши и шутовские колпаки. Такие явления были обусловлены неверным пониманием сути наказания в воспитании. Наказание понималось, прежде всего, как средство устрашения, запугивания, расплаты за совершенное, как кара за грехи.

Кардинально ситуация изменилась лишь в начале 20 века, а точнее после октябрьской революции 1917 года, когда физические наказания были официально запрещены, а в обществе утвердилась иная идеология воспитания, отрицающая духовное и физическое насилие над детьми.

Продолжение следует: впереди разговор об альтернативных способах наказания детей в истории педагогики, таких, например, как метод естественных последствий.

О admin

x

Check Also

Поощрение детей: как и зачем поощрять ребенка?

Метод поощрения является позитивной составляющей полноценного воспитания ребенка. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать в той или иной ситуации, также помогает родителям добиться большего результата с меньшими нервными затратами, чем использование угроз или наказания.

Проблемы переходного возраста детей и подростков (мальчиков и девочек)_

Проблемы переходного возраста детей и подростков (мальчиков и девочек) На вопросы отвечает детский психолог Медведева Ирина! Мне кажется, проблема отцов и детей подросткового возраста усиленно раздувается.

Проблемы общения детей со сверстниками

Человек по своей природе существо социальное, ему требуется общение в коллективе. Даже люди, живущие в племени, где отсутствует цивилизация, нуждаются в элементарном обмене информацией и эмоциями между собой.

Домашнее насилие над детьми, если избили ребенка, физическое насилие, сексуальное насилие детей

Отношения взрослых и детей, благодаря неизменной однонаправленности, закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип – подчинение, оправданное естественным распределением ролей.

Наказание и поощрение ребенка Наказание детей Поощрение детей Как правильно наказывать и поощрать ребенка, Женский Рай

В семье растет ребенок. Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего малыша, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной.

Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей — учебная работа, реферат, курсовая, диплом на!

Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей Вы скачаете файл абсолютно бесплатно. Пожалуйста, не удаляйте ссылку из социальной сети в дальнейшем. Спасибо ;) Поискать.

Наказание детей: как правильно наказывать ребенка?

Тема непослушных детей и наказаний является одной из вечных. Сейчас многие родители бояться наказывать свое чадо, считают насилие одним из методов диктатуры. В этом есть доля правды.

8 лояльных способов наказания детей: как правильно наказывать ребенка за непослушание — My Life

8 лояльных способов наказания детей: как правильно наказывать ребенка за непослушание 8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям.

Проблемы детей в современной России

Психологические проблемы детей в современной России Ни для кого не секрет, что современные дети отличаются от своих предшественников. Стремительно развивающиеся информационные технологии, огромное количество постоянно меняющейся информации и развитие СМИ все это в своей совокупности оказывает сильное влияние на развитие ребенка и формирование его психики.

Бить ли детей ремнем, или как воспитать ребенка правильно

К сожалению, еще существует немало семей, где послушания от ребенка пытаются добиться путем рукоприкладства. Родители, которые бьют детей ремнем, уверены, что таким образом смогут вырастить человека.

Проблемы гиперактивных детей

Изучая результаты исследования гиперактивных детей, проведенные в 90-ые и 2000-ые года можно сказать, что число гиперактивных детей в нашем обществе возрастает.

Умеем ли мы наказывать детей? Допустимо ли физическое наказание ребенка?

Умеем ли мы наказывать детей? Допустимо ли физическое наказание ребенка? Нередко при воспитании ребенка возникают моменты, когда даже самые терпеливые родители из-за непослушания малыша, выходят из состояния равновесия и уже не могут ограничиться лишь соответствующими уговорами, моралями и эпитетами, повышением голоса, чтобы добиться от ребенка понимания и послушания.

Как наказывать ребенка — любовь и ласка или пресловутый кнут, Все Для Детей

Как наказывать ребенка ; любовь и ласка или пресловутый кнут? Administrator 05.04.2016 Comment Closed Советы родителям Дети очень импульсивны и непосредственны. И хотя родители готовы простить им любую шалость, ответственность, которую мы несем перед своим чадом, вынуждает нас быть строгими и требовательными.

Проблемы в школе у детей

Взрослые часто с трепетом и теплом вспоминают свое детство, добавляя, что непременно хотели бы туда вернуться, если бы это было возможно Беззаботное счастливое время, где не было проблем и переживаний.

Наказание детей: физическое наказание ребенка

Всем нам известно, что идеально послушных детей не бывает и иногда родителям приходится прибегать к таким мерам как наказание детей. Психологи говорят, что если ребенка наказывать слишком часто, то у него не сформируется чувство вины и совести.

Телесные Наказания Детей – Вред Для Ребенка

Многие родители, говоря о способах воспитания своих детей, наиболее «эффективным» методом считают физическое наказание. Возможно, происходит это от того, что проявления гнева свойственны каждому человеку, и наказать ребенка ремнем гораздо проще, чем сдержаться, понять мотивы его поступка, а затем и объяснить малышу, в чем он неправ.

Способы наказания детей Как нельзя наказывать ребенка

Способов наказания детей, множество. Для начала нужно разобраться, чем наказание отличается от жестокого обращения. Многие родители полагают, что к жестокому обращению относится физическое насилие, а в остальных случаях это наказание, такое мнение в корне не верно.

Как нельзя наказывать ребенка? Кто и почему бьет детей

Как нельзя наказывать ребенка? Кто и почему бьет детей А если по делу, если по-другому не понимает? так скажут иные родители, убежденные в необходимости телесных наказаний.

Как наказывать ребенка — наказание детей

Каждый родитель не раз задумывался над вопросом: «Как правильно наказывать ребенка?». Мораль отрицает наказание физическое, но и неосторожное словесное может привести к нарушению психики ребенка.

Блог семейного психотерапевта — Архив блога Как воспитывать ребенка, не обижая его: 7 правил психологически правильного наказания детей

Как воспитывать ребенка, не обижая его: 7 правил психологически правильного наказания детей как правильно наказывать ребенка Дети идеальными не бывают. Это факт, с которым не поспоришь.

Можно ли бить детей и как правильно наказывать ребенка?

Можно ли бить детей и как правильно наказывать ребенка? Как вы думаете, чем наказание детей за какую-либо провинность отличается от жестокого обращения? За что следует наказывать детей, а за что – нет? Как часто вы наказываете детей? Понимаете ли вы, что наказание как таковое травмирует психику сына или дочери, и негативно влияет на формирование детско-родительских отношений? Большинство родителей считает, что наказание детей – это физическое применение силы.

Надо ли наказывать детей? Как наказывать ребенка — Здоровье детей — Дети — Каталог статей — Сайт для всей семьи

О наказании детей написано множество книг. Специалисты пытаются придти к единому мнению. И это у них прекрасно получается. Наказывать ребенка необходимо с умом.

Нужно ли наказывать детей за непослушание, нужно ли наказывать ребенка ремнем

Все родители любят своих детишек, однако порой взрослым приходится прибегать к наказанию непослушных чад. Если этого не делать, то из милого малыша вырастет безответственный и неконтролируемый подросток, считающий свое неподобающее поведение вполне позволительным.

Можно ли бить детей и как правильно наказывать ребенка? Советы мамам, Медицина — Информационно-познавательный портал

Можно ли бить детей и как правильно наказывать ребенка? Как вы думаете, чем наказание детей за какую-либо провинность отличается от жестокого обращения? За что следует наказывать детей, а за что – нет? Как часто вы наказываете детей? Понимаете ли вы, что наказание как таковое травмирует психику сына или дочери, и негативно влияет на формирование детско-родительских отношений? Большинство родителей считает, что наказание детей – это физическое применение силы.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> -->