Онлайн-журнал для родителей об обучении, воспитании и развитии детей.
Наказание и поощрение детей: проблема физического наказания детей в истории педагогики
Рано или поздно в каждой семье встает вопрос о наказании ребенка.
За что можно наказывать детей, а за что нельзя? Как наказывать? Допустимы ли физические наказания? Почему наказание не приносит желаемого результата?
Таким вопросам родителей нет числа. И в одной статье ответить на них невозможно, поэтому мы начинаем цикл статей под общим названием «Наказание и поощрение детей». Оставляйте вопросы, замечания в комментариях, делитесь своим жизненным опытом, чтобы помочь нам разобраться в проблеме. Первую статью цикла «Наказание и поощрение детей» посвятим истории вопроса.
Проблема физического наказания детей в истории отечественной и зарубежной педагогики
Наказание – вспомогательное средство педагогического воздействия, идущее рука об руку с поощрением. Еще в первобытном обществе появились первые виды и формы наказания (о системе воспитания детей в первобытном обществе можно почитать здесь ). Как думаете, какие? Рискну предположить, что Вы начнете с физического наказания и будете не правы. Первобытные люди не были сторонниками физических наказаний, максимум, что грозило провинившемуся – угроза физического наказания – например, удар палкой по следу ребенка. С одной стороны, потомство трудно было вырастить в суровых условиях того времени, с другой, — жизнь, полная опасностей, болезней и лишений, сама воспитывала детей и у взрослых не было нужды применять суровые наказания, которые впоследствии долгие века господствовали в воспитании детей.
Например, в Древнем Египте при решении вопроса о наказании ребенка руководствовались простой формулой:
«Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
Физические наказания были нормой, считались необходимыми и естественными в процессе обучения и воспитания.
В Средние века также были чрезвычайно распространены физические наказания. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело и широко практиковались в церковных школах: лишение еды, карцер, жестокие избиения (палками, розгами, плетью). От детей любыми способами добивались слепого подчинения. Науки и почтение к религии в прямом смысле вколачивались в детей.
Эпоха Возрождения вернула гуманистические идеи в педагогику, великие педагоги того времени отрицали пользу физических наказаний. К примеру, Эразм Роттердамский советовал обращаться к здравому смыслу детей:
«Не следует приучать ребенка к ударам… Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух – к упрекам… Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!»
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский писал, что
«в том доме, где есть дети, нужна величайшая осмотрительность, чтобы не произошло чего-либо противного добродетели, но чтобы все соблюдали умеренность, опрятность, уважение к друг другу… Если это будет происходить постоянно, то, несомненно, не нужны будут ни множества слов для наставления, ни побои для принуждения».
Вместе с тем Коменский не отрицал наказания, оно лишь должно быть разумным, своевременным и соотноситься с проступком. Первая ступень наказания – «окрик», если ребенок ведет себя неверно, при этом сделать замечание нужно спокойно, чтобы не напугать, а предостеречь. Если этого окажется недостаточно, можно усилить порицание, обратившись к совести ребенка, увещеваниям и угрозам. Если это поможет, ребенка нужно похвалить сразу же, а затем еще раз немного позже, чтобы закрепить результат. В случае неэффективности первой ступени наказания, Коменский допускает физическое наказание (отшлепать или побить розгами), чтобы ребенок опомнился.
И хотя в европейских странах постепенно сформировалась новая концепция наказания и поощрения детей, от физических наказаний ни дома, ни тем более в школе полностью не отказались вплоть до начала 20 века.
Нужно отметить, что и на Руси телесные наказания были распространены, они не считались чем-то постыдным ни в семье, ни в школе. Сохранилось много пословиц и поговорок, отражающих представления народной педагогики о наказании детей:
«Матерни побои не болят. Мать и бия не бьет», «Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет», «Не наказанный сын — бесчестие отцу», «Воспитывать надо, пока поперек лавки лежит» и др., осуждалась лишь жестокость в наказании: «Палка красна — бьют напрасно: палка бела — бьют за дело».
Поощрялось наказание и в «Домострое»:
«Казни сына своего от юности его… и не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет, ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти».
Это касалось детей и бедных, и богатых. Различалась лишь степень унижения и жестокости.
Физические наказания очень долго господствовали в русских школах и семьях, несмотря на протесты педагогов и физиологов. Со временем губительное влияние на личность ребенка прилюдных позорных физических наказаний в школах было только усилено. Стали меньше пороть, но больше унижать. П.Ф. Каптерев писал:
«С ослаблением страха телесных наказаний вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены, с одной стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой множество наград».
Учеников могли заставить снять какую-либо часть одежды (например, девочку могли лишить фартука, чтобы вся школа знала о ее проступке) или надеть костюм другого цвета. В ходу были даже ослиные уши и шутовские колпаки. Такие явления были обусловлены неверным пониманием сути наказания в воспитании. Наказание понималось, прежде всего, как средство устрашения, запугивания, расплаты за совершенное, как кара за грехи.
Кардинально ситуация изменилась лишь в начале 20 века, а точнее после октябрьской революции 1917 года, когда физические наказания были официально запрещены, а в обществе утвердилась иная идеология воспитания, отрицающая духовное и физическое насилие над детьми.
Продолжение следует: впереди разговор об альтернативных способах наказания детей в истории педагогики, таких, например, как метод естественных последствий.