«Программа психокоррекционных и развивающих занятий методом пескотерапия для детей дошкольного возраста «ЗАГАДКИ ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ» Педагог-психолог Геращенкова Евгения Николаевна . »
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 69 «Светофорчик»
Программа психокоррекционных и развивающих занятий
методом пескотерапия для детей дошкольного возраста
Геращенкова Евгения Николаевна
«Загадки песочной страны» развивающая
эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста Развивающая, коррекционная, психологоВид программы педагогическая Педагог-психолог Геращенкова Евгения Разработчик программы Николаевна МАДОУ города Нижневартовска ДС№69 «Светофорчик»
628621 Тюменская обл. г.Нижневартовск Юридический адрес ул. Молодежная 12а МАДОУ города Нижневартовска ДС № 69 «Светофорчик» Геращенкова Евгения Николаевна Сведения об образовательном Муниципальное автономное дошкольное учреждении образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 69 «Светофорчик» является звеном муниципальной системы образования г. Нижневартовска, ХМАОЮгра, создат условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного дошкольного образования, которое носит светский характер.
Дошкольное образовательное учреждение.
Тип Детский сад обеспечивает воспитание, обучение Вид и развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет.
г.Нижневартовск, ул. Молодежная 12а География реализации МАДОУ города Нижневартовска ДС № 69 программы «Светофорчик»
Основание для разработки Конституция Российской Программы Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании»;
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
К.Д.Ушинский Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум.
К.Г.Юнг Пояснительная записка Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада.
Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Педагог-психолог создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Игра является неотъемлемой частью развития ребенка. Играя, ребенок развивается и естественным образом учится справляться с тем, что для него трудно или непонятно. Использование на практике метода песочной игры позволяет ребенку самостоятельно создавать целый мир из песка и маленьких фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов… Во время игры ребенок может смешивать песок с водой, создавать холмы, горы и моря. Таким образом, на песке отражается мир детской души. Создавая свой мир, малыш учится созидать и заботиться.
Одновременно развиваются детские высшие психические функции: речь, внимание, мышление, память.
«1Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен.
Податливость песка пробуждает желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице ка «созидатель» — один жизненный сюжет, сменяет другой, следуя законом Бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия».
Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так, невозможно, это особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Очень полезны игры с песком для детей, которые страдают гиперактивностью, тревожностью, агрессивностью и речевыми проблемами. Последняя категория детей обычно — большие молчуны, и редко кто их может разговорить, но интересный сюжет общей игры может полностью преобразить молчуна. Песочные игры применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий с песком, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства.
Концептуальные основы или немного из истории… Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений» — СПб.: Речь, 2011г.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.
Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии.
Автор метода «Песочной терапии», швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф.
Предложенная К. Юнгом техника «активного воображения» помогла понять, что внутренний мир человека богат и многообразен, хотя зачастую человек этого не осознает, и что, создавая условия для проявления фантазии, можно осознать ранее скрытые и подавленные чувства и представления. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму.
Большой вклад в развитие песочной терапии и е методов внесли отечественные педагоги Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Актуальность Данная психолого-педагогическая программа направлена на решение задач по коррекции эмоционального неблагополучия детей. Предметно-развивающая среда детей перенасыщена бесполезными игрушками и материалами, теряется передача информации путем общения детей в разновозрастных группах. Все эти факторы жизни современного ребенка оказывают нередко травмирующий эффект на детскую психику.
В наше время родители из-за чрезмерной занятости, к сожалению, позволяют детям много времени проводить перед телевизором и компьютером, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Это побуждает психологов и педагогов искать новые формы работы.
Песок — самый любимый материал для игр и занятий детей. Первые игрушки, которые родители покупают своему ребенку — это ведерко, совок и формочки. Игры поднимают настроение у детей, вызывают эмоции радости, побуждают к деятельности. Дети становятся более уверенными и способными преодолевать жизненные трудности, учатся понимать себя и других. В них формируются навыки позитивной коммуникации, развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика рук.
Новизна заключается в том, что данная программа предполагает использование песочной терапии при коррекции эмоционального неблагополучия детей на базе дошкольной образовательной организации.
Цель: создание условий для индивидуального и группового подхода к коррекции психологических проблем ребнка с использованием методов песочной терапии. Раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
1.Коррекция эмоционального неблагополучия у детей (агрессии, тревожности, страхов, застенчивости и пр.)
2.Стабилизировать эмоциональное состояние детей.
3.Развивать умение регулировать свое поведение.
4.Научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.
5.Развивать способность ребенка прислушиваться к своим ощущениям и учиться передавать их словами, накопление сенсорного опыта ребенка.
Объект: коррекция психологических проблем и развитие психических функций детей дошкольного возраста с использованием методов песочной терапии.
Предмет: системный, индивидуальный и групповой подход к коррекции психологических проблем детей дошкольного возраста с использованием методов песочной терапии.
Методически – теоретическое основание: Песочная терапия, давно уже известна, и зарекомендовала себя, как эффективный метод психологической помощи в мире. Однако в России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. При разработке данной программы мы опирались на опыт и методические рекомендации по работе с песочницей следующих авторов: К.Г. Юнг, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, А.И. Копытин, Г. Эль, Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук.
При разработке программы учитывались теоретические знания о онтогенетическом развитии ребенка и его возрастных особенностей (Божович Л.И., Выггтский Л.С., Давыдов В.В., Мухина В.С., Обухова Л.Ф., Ж. Пиаже, Эльконин Д. Б.
Методы: игровая и песочная терапия, сказкотерапия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение.
Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
Какие результаты мы можем получить при работе с песком:
улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
исчезнут страхи, будут отреагированы негативные эмоции и переживания;
произойдет развитие воображения, творческого потенциала;
улучшатся показатели мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
нормализуется самооценка и появится уверенность в себе;
будет быстрее и легче происходить адаптация в новой среде (детский сад, школа);
нормализуются взаимоотношения с родителями и сверстниками;
сформируются положительные черты характера.
Условия организации психолого-педагогических занятий с использованием методов и приемов пескотерапии или Что нужно для игры в песок?!
*** Простейший ящик из ароматной древесины Оденется в небесно голубой.
Откроет он для нас морей глубины, И чистый взгляд небес порой.
Песок, как миллионы маленьких лучинок, Вольется сказкой золотой.
Игрушки поместим … Вдруг оживет картина!
Фантазия, Душа сольются воедино, Без страха и свободно мы творим!
** Оборудование для песочной терапии
Для организации процесса песочной терапии потребуется:
Песочница (ящик для песка);
Коллекция миниатюрных фигурок;
Форма и размер. Традиционные параметры — 50см (ширина) * 70 см (длина) * 8 см (глубина). Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия. Сразу стоит отметить, что учитывая миниатюрность песочницы, старайтесь подбирать фигурки/предметы не выше 8-12 см.
Материал. Предпочтительнее изготовить песочницу из натурального дерева, которое хранит по необходимости тепло или прохладу, а также источает едва уловимый, но очень приятный релаксационный аромат.
Цвет бортов и дна. Внешняя сторона досок не закрашивается, а просто лакируется. В традиционной песочнице они голубого цвета, так как напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта — голубое небо. К тому же, как известно, насыщенный голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие.
Содержимое. Чистый просеянный и прокалнный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Набор игрового материала. Хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями:
-лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
-разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
-миниатюрные игрушки (высотой 8–12 см), изображающие людей разного пола и возраста;
различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
-набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
-различные здания и постройки;
-бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
В песочной терапии можно использовать как сухой, так влажный песок. Для того, чтобы у клиента могла быть возможность смочить песок, под рукой всегда должен быть графин с водой и пульверизатор, для того что у клиента была возможность вызвать дождь.
Дополнительные условия организации игр-занятий с песком
1. Согласие и желание ребнка.
2. Наличие у ведущего достаточной квалификационной подготовки для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми.
3. Отсутствие медицинских противопоказаний у ребнка к занятиям с песком (отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний, порезов на руках).
4.Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом, происходит дополнительное закаливание детей).
Правила поведения в песочнице.
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке надо помыть руки.
Структура и содержание программы
1.Этап – «Ритуал вхождения в песочный мир». На данном этапе ребенком проходит какое-либо «испытание», или проводится гимнастика, направленная на сенсорную стимуляцию: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная. Участники на этом этапе приветствуют друг друга, или знакомятся. На данном этапе также определяются правила работы с песком.
2.Этап – «Основной». На данном этапе проводятся психолого-педагогические игры, разбираются домашние задания, проходит сам сеанс песочной терапии.
3.Этап «Заключительный». На данном этапе проводятся релаксационные упражнения, рефлексия и обсуждение занятия, для детей может быть организованна свободная игра, и в конце проводится ритуал выхода из песочного мира.
Продолжительность и частота психологических занятий с использованием песочницы.
Существуют общие правила, распространяющиеся на частоту и продолжительность терапевтический сессий, психологического консультирования с использованием песочницы.
Продолжительность одной консультации зависит от возраста клиента и его интеллектуального развития.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко рекомендуют основное содержание психологической работы с ребенком укладывать в 30 минут. Если психологическая работа проводиться с ребенком, имеющим определенную степень снижения интеллекта, у нас уходит больше времени на объяснение задания или обучение игре. За первые 30 минут ребята со сниженным интеллектом только начинают привыкать к такой форме взаимодействия, поэтому продолжительность занятия увеличивается до 50 минут.
Частота сеансов не зависит от четких требований, и устанавливается самим психологом индивидуально. Может хватить и одной консультации, а может понадобиться целый курс. Острое психологическое напряжение снимается за 6-8 сеансов, при необходимости может быть проведен полный курс 12-15 сеансов, затем необходимо сделать продолжительный перерыв и при необходимости провести повторный курс.
Периодичность консультаций зависти от тяжести психологической проблемы. В редких случаях сеансы проводиться каждый день в течении 1-2 недель. Может проводиться два раза в неделю. Но обычно встречи назначают один раз в неделю.
Занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Оптимальная численность подгруппы – 2 – 4 чел.
Этап итоговой диагностики По завершению цикла развивающих занятий проводится итоговая диагностика детей, анкетирование, беседы с педагогами, родителями, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика эмоционально – волевого развития детей.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
1. Сохранение психологического здоровья детей.
2. Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.
3. Развитие произвольности поведения.
4. Освоение конструктивных способов поведения.
5. Снижение эмоционального напряжения, отреагирование эмоций.
В результате проведенной работы мы наблюдали положительные изменения у детей:
Эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции;
Появляется постоянная дружба со сверстниками;
Развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
Ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
Эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
Наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
Снизился уровень тревожности.
1. Гаврючина Л. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. – М., 2008г.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.:
Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
5. Крюкова С.В., И.И. Слободчиков удивляюсь, злюсь, боюсь. Хвастаюсь и радуюсь. – М., 2000 г.
6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира. – Ярославль, 1997 г.
7. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие.
8. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателей/ под ред./ В. А. Петровского, А.
Н. Виноградовой. – М., 1993 г.
9. Хухлаева О. В. Лесенка радости. – М., 1998.
10. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.,
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Кафедра социальной психологии образования и развития ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У УЧИ. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПС. »
«Принята на заседании Утверждаю Педагогического совета Директор МКОУ Полойской СОШ от 27 августа 2015 года _Мильхин А.А. Протокол №125 Приказ №1 от 27.08.2015 года ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ Полойской СОШ на период освоения 5 лет с.Полойка Содержание 1. Целевой раздел примерной основной обр. »
«Игнатова Елена Михайловна педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОУ детского сада «Чебурашка» г. Кораблино Рязанской области [email protected] Опыт работы по теме «Сохранение психологического здоровья детей на основе амплификации психического и личностного развития» Аннотация. Вашему вниманию предоставлен. »
«Кашпур Юрий Михайлович канд. психол. наук, доцент кафедры теоретической и консультативной психологии Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова г. Киев, Украина Специфика становления гендерной идентичности личности под. »
«БОРМОТОВА Виктория Андреевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ДОВЕРИЯ В СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13.00.01 общая педагогика Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики Ростовског. »
«Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 1 (29) УДК 37. 037-053. 067/37. 011. 3 Исследование проблемы телесности в системе физкультурно-спортивной деятельности личности Анатолий Николаевич Яковлев Владивостокский. »
«« Джентльмены, удачи!» Старт фильма в прокате: 27.12.12. Жанр: комедия Режиссеры: Александр Баранов В ролях: Сергей Безруков, Гоша Куценко, Антон Богданов, Дато Бахтадзе, Марина Петренко, Кирилл Жандаров Египет. Наши дни. Полиция, разыскивающая. »
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.