Не пропусти
Главная » Развитие детей » Психологические причины трудностей детей в общении и в межличностных отношениях со сверстниками — ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ — Каталог файлов — МИШУТКИНА ШКОЛА
Сравнивая разные типы в общении детей с проблемами, можно видеть, что они существенно различаются по характеру поведения и по степени трудности для родителей и воспитателей.

Психологические причины трудностей детей в общении и в межличностных отношениях со сверстниками — ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ — Каталог файлов — МИШУТКИНА ШКОЛА

Сравнивая разные типы в общении детей с проблемами, можно видеть, что они существенно различаются по характеру поведения и по степени трудности для родителей и воспитателей. Однако, несмотря на очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные психологические причины. Суть их можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя, или гипертрофированную самооценку. Проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижением ребенка, а может существенно расходиться с ними. Все это само по себе не является источником конфликтов.

Главная причина – доминанта собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, что он значит для других. Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро аффективно переживает их отношение. Его «я» находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. При этом другие могут осуждать его или бояться, восхищаться его достоинствами или подчеркивать его недостатки, уважать или унижать его. Но во всех случаях он уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное. Реальность межличностных отношений подменяется его собственной субъективной установкой.

Главная трудность в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он не видит, не воспринимает того, что не относится к его «я», не видит реальных сверстников. Вернее, он видит в них исключительно отношение к себе и оценку себя. Другие люди превращаются для него в зеркала, в которых он воспринимает только себя – свои достоинства или недостатки, восхищение собой или пренебрежение к себе. Все это замыкает его на самом себе, мешает видеть и слышать других, приносит острые болезненные переживания одиночества, своей «недооцененности», «незамеченности». Отсутствие общности с другими всегда порождает чувство одиночества, внутреннюю изоляцию в группе сверстников. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится главным мотивом его поведения, при этом другие люди сами по себе вовсе не интересуют его.

Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника, при этом их эмоциональная вовлеченность имеет положительную окраску – они одобряют и поддерживают других детей, а не осуждают их. Даже в позиции «обиженного» они предпочитают разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других. Успехи сверстников отнюдь не обижают, а, напротив, радуют их.

Специальные исследования показали, что наибольшей популярностью в группе сверстников обычно пользуются именно те дети, которые могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Именно эти качества – чуткость, отзывчивость, внимание к другому – наиболее высоко ценятся в детской группе. Эти качества обычно называют нравственными. Отсутствие этих качеств (нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и пр.), напротив, часто делает ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.

Чем отличаются дети, способные помочь, уступить, отозваться на чужие обиды? Почему одни дети способны удовлетворить потребности других в доброжелательном внимании и сопереживании, а другие нет?

По-видимому, все эти нравственно-ценные поведенческие проявления имеют в своем основании особое отношение к сверстнику, которое можно назвать личностным. В этом отношении реализуется внутренняя причастность другому. Этот другой является не внешне противопоставленным существом и не средством самоутверждения через доказательство своего превосходства, а прямым продолжением моего «я», которое не замкнуто в себе, не отгорожено психологической защитой, а открыто для других и внутренне связано с ними. Поэтому такие дети легко и без колебаний помогают сверстникам и делятся с ними, воспринимают чужие радости и огорчения, как свои. Такое личностное отношение к сверстникам складывается уже в дошкольном возрасте, и именно оно делает ребенка популярным и предпочитаемым сверстниками.

Это не означает, что такие дети не ссорятся, не обижаются и не спорят с другими. Все это, безусловно, присутствует в их жизни. Однако в отличие от конфликтных детей самоутверждение у них не является главным смыслом жизни. Оно не закрывает другого ребенка и не делает защиту и оценку своего «я» специальной и единственной жизненной задачей. Именно это личностное отношение обеспечивает как внутреннее эмоциональное благополучие, так и признание других.

У детей с разными формами конфликтного поведения доминирует предметное начало в самосознании («я – хороший») и в отношении к сверстнику как к предмету сравнения с собой. Такое оценочное отношение к окружающим складывается в середине дошкольного возраста. Как показывают наблюдения, это отношение не проходит, а только усиливается с возрастом, принося человеку множество трудностей в отношениях с другим и с самими собой.

Итак, в дошкольном возрасте складывается определенный тип отношения к сверстникам, который либо обеспечивает нормальное сотрудничество с ними, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов. Вместе с тем в дошкольном возрасте отношение к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившееся и закрытое для каких-либо изменений. На этом этапе еще возможно преодолеть различные проблемы в отношениях с другими и помочь ребенку полноценно общаться с ними. Описанию конкретных методов, направленных на гармонизацию межличностных отношений дошкольников, посвящена следующая часть нашей книги.

Вопросы и задания

1. Какие варианты детской агрессивности вы можете назвать?

2. Перечислите критерии выявления обидчивых детей.

3. Каковы психологические особенности застенчивых детей?

4. Почему демонстративность можно считать проблемным поведением?

5. Назовите общие психологические причины трудностей в общении дошкольников со сверстниками.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Монтессори в каждый дом или как мы развиваем своих детей, Здоровье детей в наших руках

Монтессори в каждый дом или как мы развиваем своих детей Недавно, просматривая журнал ;Forbes ;, я наткнулась на статью о том, что мы покупаем своим детям игрушки, которые совсем не способствуют их развитию.

Психология: Детей нужно баловать, или Как воспитать бабушек и дедушек

Детей нужно баловать, или Как воспитать бабушек и дедушек Знакомая ситуация, не так ли?! Молодые родители довольно часто сталкиваются с подобной проблемой. Так кого же тут воспитывать – свое любимое чадо или все-таки бабушек и дедушек? Давайте попробуем разобраться Времена, когда за одним большим столом собиралась семья, состоящая из 3-4 поколений, давно прошли и сейчас скорей редкость, чем привычная ситуация.

Психология что такое гиперактивность у детей

А слово активный в переводе с латинского - деятельный, действенный. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.

Психология отношений родителей и детей

Детско-родительские отношения в семье: психология и проблемы От того, насколько серьезно относятся родители к выполнению этой функции, во многом зависит и социальное благополучие детей, их способность к достижению высоких результатов в жизни.

Психология детей которые выросли без одного родителя

Психология детей которые выросли без одного родителя Если один из родителей предательски бросил семью, а тем более ради новых отношений, эта та сит Но также нужно помнить, что парни, которые росли без одного родителя чаще всего психологически сломленные и очень уязвимые личности, поэтому к ним нужен особый подход.

Мой парень просто ненавидит детей, Психологический портал

“Бывают решения, при принятии которых тараканы в голове аплодируют стоя” Мой парень просто ненавидит детей. Меня это пугает, как бы я не переубеждала его он не поддаеться.

Психология — Проблема адаптации детей к детскому саду

Разместил: AlathAtorma Дата: 2009-05-18 11:07 Комментарии: (0) Рейтинг: Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Можно ли позволять бабушкам и дедушкам баловать детей? Женский Клуб — Мамин Клуб

Можно ли позволять бабушкам и дедушкам баловать детей? Мой ребёнок пока ещё у меня в животе, зато у меня есть 3 племянника, а потому, есть возможность понаблюдать, как моя мама ведёт себя с внуками.

Психологический центр «ТОЧКА» — Психологический центр поддержки детей и их родителей в Москве

поддержки детей и их родителей набор на психологические группы для подростков в центре «Точка» Младшая группа (11-12 лет) продолжительность: 12 встреч Средняя группа (13-14 лет) продолжительность: 12 встреч Старшая группа (15-17 лет) продолжительность: 12 встреч Девочковая группа 2.0 продолжительность: 12 встреч -это специализированный центр для подростков и их родителей имеющих большой опыт работы с подростками и родителями подростков в выборе здорового и ответственного образа жизни доброжелательность, уважение и и их родителям в решении сложностей и поиске выхода из Не складываются отношения со сверстниками, одиночество, ребенок стал замкнут или агрессивен, снижение учебной мотивации, появление тайн и секретов, «уход» в интернет; Подросток жалуется, что его никто не понимает, жизнь не имеет смысла и кругом «все тупые»; Беспокойство за подростка ; «с моим ребенком что-то не так», «подросток ничего не хочет», «подросток мне хамит», как общаться с ним; Неуверенность в своей родительской компетентности, чувство вины, злости, отчаяния; Зависимость настроения от успехов и не успехов ребенка, трудности в определении разумных рамок дозволенного и требований.

Психологический феномен тревожности у детей без патологий — My Life

Психологический феномен тревожности у детей без патологий Психологический феномен тревожности у детей без патологий Глава 1. Понятие тревожности и подходы к её изучению 1.1 Подходы к определению тревожности в отечественной и зарубежной психологии 1.1.1 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. 2 Страх как основа тревожности 1.2.1 Взаимосвязь страха и тревоги 1.2.2 Причины страха Глава 2. Теоретические основы тревожности в системе родительских отношений 2.1 Понятие «семейные отношения», виды, критерии 2.2 Влияние семейных отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Глава 3. Практическое исследование тревожности детей в благополучных и не благополучных семьях 3.1 Цель, задачи исследования, состав группы 3.2 Ход и методика исследования.

Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей

Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с давнего времени интересовали исследователей и ученых.

Можно ли наказывать ребёнка, Смоленск для детей

Сайт о здоровье, развитии и воспитании наших малышей На первый взгляд, вопрос странный, ведь наказание — это часть воспитания и совершенно необходимо для нормального развития ребёнка.

Психологические релаксационные настрои для детей

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д. Новости о детях Автор: Седирова Любовь Владимировна воспитатель 2 квалификационная категория НРМДОБУ д/с Медвежонок ХМАО Нефтеюганский район п. Чеускино ул. Центральная 29-15 628322 E-mail адрес для связи с автором: [email protected]

Психологические проблемы у детей

Родителям необходимо знать, что если у детей возникают определенные психологические проблемы, то их причины, прежде всего, необходимо искать в семье. Отступление поведения ребенка от нормы часто является признаком семейных проблем.

Психологические проблемы детей

Осложнение условий развития – источник целого комплекса психологических проблем детей. Душевные «отклонения» становятся ощутимой преградой на пути социальной адаптации ребенка.

Можно ли наказывать детей? Сайт помощи психологам и студентам

Psinovo.ru - сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям. педагогики, родителям и всем, кто интересуется психологией и воспитанием детей. Представлен раздел рефератов, подборка контрольных и курсовых работ, библиотека учебных пособий и каталог книг по психологии.

Психологические особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста

Психологические особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста. Автор: Филиппова Галина Викторовна, воспитатель, Муниципальное образовательное дошкольное учреждение Морозко . Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.

Психологические особенности детей разного возраста

СЗАО, район Куркино Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций.

Можно ли наказывать детей? Как наказывать детей?

Недавно нашла в интернете статью Л.Петрановской, мне она показалась интересной. Приглашаю Вас к обсуждению. Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема.

Психологические особенности детей подросткового возраста, Гимназия № 22

Психологические особенности детей подросткового возраста Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма половое созревание.

Психологические особенности детей 10 11 лет: что нужно понимать родителям

В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.

Можно ли наказывать детей физическими методами?

Идеальных детей конечно же не бывает. И каждому из родителей рано или поздно приходится столкнуться с мыслью о наказании. Как наказывать ребенка? Какие виды наказаний приемлемы, а какие - нет, какие методы лучше действуют? Даже специалисты не могу четко ответить на данный вопрос.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 лет

субъект РФ: Ленинградская область населённый пункт: город Всеволожск адрес: Ленинградская область г. Всеволожск, ул. Южная, д.16 Знатнова Любовь Михайловна Контактный телефон: 8(81370) 30-081 четверг с 9.00-18.00 Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области СПб, наб.

Можно ли детей не наказывать

Некоторые родители задают вопрос: если избегать при общении с детьми острых углов, можно ли обойтись без наказания? Сторонником бесед с детьми был известный врач Б.Спок.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> --> -->