Нужно ли специально готовить ребенка к школе – этот вопрос задает себе каждый родитель. И каждый находит свое решение. Кто-то нанимает репетитора, кто-то ведет ребенка на специальные курсы, кому-то повезло с детским садиком, где детей учат всему необходимому. А кто-то может сам уделить достаточно времени своему ребенку или переложить эту обязанность на плечи бабушки. Все зависит от вашей семейной ситуации и финансовых возможностей.
Главное, о чем нужно помнить – развитие ребенка должно быть максимально гармоничным. В первый класс приходят очень разные детки. Одни плачут по маме, другие не умеют даже читать. Третьи уже владеют основами английского языка. Четвертым море по колено, все они уже умеют, хоть сразу в следующий класс переводи. А некоторые дети – настоящие гении: и умные, и талантливые…только вот с одноклассниками общий язык найти не могут, и шнурки на ботинках после уроков им бабушки завязывают.
О чем это говорит? В первую очередь о том, что родители изо всех сил старались напичкать свое чадо огромным количеством знаний (часто – бесполезным на данном этапе), не подумав при этом о базовых бытовых и коммуникативных навыках.
Сейчас все школы принимают детей после собеседования. В ходе разговора с ребенком педагоги (учитель, логопед, психолог) определяют степень его готовности к почетному званию школьника. Чтобы стать полноценным членом 1 класса, ребенок должен свободно общаться, понимать и выполнять указания, иметь и уметь выразить собственное мнение. А так же уметь делать элементарные вещи, которые в школе за него делать просто некому. Все это ребенок должен освоить в процессе подготовки к школе.
Чтобы вам легче было ориентироваться, приведем примерный перечень того, что должен знать и уметь ребенок к 7 годам.
Он должен твердо знать свои и родительские ФИО, домашний адрес, телефон, а также город и страну. Знать количество месяцев в году, времена года и дни недели (в правильной последовательности), основные праздники. Называть распространенные виды растений, птиц и животных, популярные профессии и виды спорта. Различать цвета и знать их названия. Быть знакомым с правилами дорожного движения.
Ребенок должен знать, где право, где лево, понимать разницу между фруктами, овощами и ягодами, деревьями, кустарниками и цветами. Различать зверей, птиц, насекомых и рыб. Отличать диких животных от домашних. Понимать, в чем разница между улицей, городом, страной.
Ребенок должен отгадывать простые загадки, решать логические задачки. Уметь описать картинку, пересказать прочитанную сказку, заучивать наизусть небольшие стихотворения. Осмысленно читать небольшие предложения, определять количество звуков в простых словах («дом», «стол», «птица»). Считать до 10. Уметь обращаться с ножницами, вырезать нарисованные фигуры. Уметь обращаться с карандашом, проводить линии, аккуратно закрашивать картинки. Уметь видеть отличия между предметами и находить у них общие признаки.
Это только интеллектуальные навыки, а есть ведь еще и социальные. Ребенок должен признавать авторитет взрослых, понимать разницу между взрослым и ровесником. Быть вежливым, уметь выстраивать и поддерживать отношения. А кроме того быть организованным и самостоятельным (по мере сил).
Как подготовить ребенка дома
Это вполне возможно. Если малыш ходит в детский сад и проблем с коммуникацией у него не возникает, то остальному вы вполне можете научить его сами. Главное не стремиться к достижению формальных показателей. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за неудачи и навязывать ему всякого рода «ты должен», «ты обязан», «пока не сделаешь, играть не пойдешь». Сам процесс занятий должен быть игрой. Тогда все будет в радость: и чтение, и поделки, и задачки, и самостоятельное застегивание пуговиц. А все, что ребенок делает с удовольствием – он делает хорошо.
Любовь к чтению нужно прививать с самого раннего детства. Если вы не читаете ребенку по вечерам (и в другое свободное время), маловероятно, что он потянется к этому самостоятельно. Можно обсуждать прочитанное, просить ребенка пересказать то, что он читал с другим членом семьи. Больше общайтесь с ним, спрашивайте его собственное мнение. Занимайтесь разного рода поделками. Можно просто собирать паззлы, а можно творить: рисовать, раскрашивать, лепить, вырезать из бумаги, делать аппликации… А в процессе изготовления новогодних игрушек может принять участие вся семья. Весело будет всем, а ребенку – еще и полезно.
Больше гуляйте с ребенком. Кстати, прогулку можно и нужно использовать для обучения. Пусть ребенок читает все названия, которые попадаются ему на пути (магазинов, улиц и т.п.), называет номера домов, считает ступеньки на лестницах, людей в головных уборах, лужи или собак. Тогда обычный поход за продуктами превратится в настоящее приключение. Основы правил дорожного движения тоже можно объяснить во время прогулки.
Не заставляйте ребенка заниматься больше получаса. Малыши быстро устают и могут потерять интерес к учебе. Чередуйте занятия с творчеством, прогулками, играми. Старайтесь добиться гармоничного развития ребенка. Важно все: и чтение, и логика, и физическое развитие. Зацикливаться на чем-то одном было бы неправильно. Хотя занятиям, которые даются ребенку с трудом (например, задачки он решает сходу, а вот запомнить и пересказать прочитанное не может никак), конечно, нужно уделить больше внимания.
Постоянный режим дня несомненно пойдет ребенку на пользу. Если он привык вставать, есть, заниматься, играть в определенное время, в школе ему будет легче справиться с распорядком.
Сейчас очень много творческих студий, где детей учат и читать, и считать, и нестандартно мыслить. Но есть, как всегда, и подводные камни. Перед тем, как отдать ребенка на курсы подготовки к школе, обязательно выясните ряд вопросов. Есть ли система, по которой проводятся занятия? Выдаются ли детям учебные пособия или их нужно покупать самим? Специалисты какого уровня будут заниматься с вашим ребенком? Сколько человек в группе? Как часто и сколько по времени проходят занятия? Если ответы на все эти вопросы вас устраивают – дальше все должно быть замечательно.