В большом и сложном деле воспитания родители должны быть союзниками воспитателей и учителей, помощниками во всем. В дошкольном возрасте необходимо проводить совместную работу по повышению уровня умственного, физического, психического развития ребенка, с учетом его интересов и способностей.
Нужно отметить, что очень важным фактором в развитии и воспитании будущего первоклассника является его здоровье. В дошкольный период воспитателям совместно с родителями необходимо охранять и укреплять здоровье детей, приучать к правильной осанке, учить хорошо двигаться, закаляться.
Воспитанию здорового ребенка способствует правильно организованный режим его жизни. В режиме ребенка готовящегося к школе, должно быть правильное чередование физической, умственной деятельности и отдыха, обязательное пребывание на свежем воздухе, хороший сон, правильное питание и ежедневное выполнение утренней зарядки. Следует создавать условия для различной деятельности. Спокойные занятия должны чередоваться с подвижными играми. Нужно помнить, что частые переутомления постепенно истощают нервную систему. Важно учить детей играть в коллективе. Они должны не просто бегать на улице, а надо учить их бросать и ловить мяч, попадать в цель, прыгать через скакалку и т. п.. Также необходимо научить ребенка самостоятельно, быстро и аккуратно обслуживать себя, т.е. мыть руки, одеваться. Особое внимание следует обратить на детали, с которыми должен справляться школьник: шнуровка, застегивание и т.д..
Готовность к школе определяется уровнем развития интеллекта. Но важен не столько объем тех знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Особое значение в психологической готовности к школе имеют способность или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки «вводными навыками».
Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и прежде всего для овладения грамотой и счетом является развитие устной речи. Необходимые её качества: чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки и рассказы прочитанные взрослыми, связно и последовательно рассказывать о своих играх и прогулках. Надо следить за правильностью речи, поправлять её в случае необходимости. Правильная речь детей во многом зависит от правильной речи взрослых. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок развивает у детей сообразительность и речь. Ребенка нужно научить любить книгу и бережно с ней обращаться. Он должен знать, что над созданием книги трудятся многие люди. Большое значение для развития речи, внимания и усидчивости имеют настольные игры. Важно довести игру до конца, в ходе игры внимательно слушать объяснения ведущего.
В подготовке к школе большое значение имеет развитие у детей разнообразных ориентировок в окружающем их мире. Это элементарные знания о нашей стране, своем городе, о своей улице, семье, о правилах уличного движения. Ребенок должен знать наиболее часто встречающиеся в данной местности растения, животных, птиц. Обо всем этом дети узнают во время прогулок по улицам родного города, из книг, которые им читают взрослые: воспитатели в детском саду и родители дома. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты первоначальные ориентировки в величине, в пространственном расположении предметов. Дети усваивают это с помощью взрослых, при выполнении разнообразных поручений, во время игры. Общеизвестно, что труднее всего дети овладевают письмом. В подготовке к письму помогут разнообразные ручные занятия: лепка, рисование простыми карандашами или красками, штриховка, изготовление игрушек из бумаги и картона, пластилина и природного материала. Хочется ещё раз подчеркнуть важность не объема знаний, а качества мышления, необходимость развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление. Важно не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для моторики, и особенно движений руки и пальцев.
В новые для себя условия и распорядок школьной жизни ребенок войдет быстрее, если у него будут привиты навыки общественного поведения, вежливость, сдержанность, послушание. Средствами воспитания навыков общественного поведения является пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, напоминание о правилах поведения в процессе повседневного общения. Все чаще надо напоминать детям, что они живут среди людей и должны вести себя так, чтобы не мешать, а помогать другим. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, он не сможет установить правильные отношения с детьми и войти в школьный коллектив. Итак, только совместная деятельность родителей, воспитателей дошкольного образования и учителей начальной школы помогут добиться действительных успехов при обучении каждого ребенка, сохранить физическое и психическое здоровье.