Не пропусти
-->
Главная » Воспитание поведения » Как воспитать ребёнка одарённым
-->
Уже из названия статьи становится понятно, что автор является приверженцем теории о том, что одарённость можно воспитать или другими словами развить/формировать.

Как воспитать ребёнка одарённым

Уже из названия статьи становится понятно, что автор является приверженцем теории о том, что одарённость можно воспитать или другими словами развить/формировать. «Что даёт основание так думать?», — спросите вы. Чтобы ответить на вопрос, давайте сначала определимся с тем, кого будем считать одарёнными.

Ниже я назову критерии, представленные В.С. Юркевич (кандидат психологических наук, руководитель Городского ресурсного центра одаренности и подготовки научных кадров МГППУ), с помощью которых мы можем выделить типы одаренности.

Принципиально выделение следующих трех групп одаренных детей. Именно эти группы являются основными для понимания развития одаренности в детском возрасте.

I группа. Особо одаренные дети отличаются высоким уровнем развития способностей и особым типом развития личности. К этой категории относятся талантливые дети с особыми задатками. В силу особых изначальных (природных) предпосылок представители этой группы резко отличаются от обычных детей специфическим характером развития с самого раннего детства. Их развитие часто сопровождается яркими способностями в одной сфере и проблемами развития в других сферах: это проблемы общения, эмоциональной регуляции, адаптации к социуму в целом. В качестве примера стоит вспомнить биографии Р. Винера, Л. Ландау или А. Эйнштейна.

II группа. Высокоодаренные дети («высокая норма»). Дети этой группы обнаруживают высокий уровень развития способностей и обычный тип личностного развития, при котором риск появления серьезных психологических проблем является низким. Хотя сам по себе интеллект у таких детей может быть весьма высок, тем не менее, по типу своего развития они соответствуют норме. Этот тип развития способностей обусловлен, прежде всего, благоприятными семейными и социальными условиями среды. Для характеристики таких детей достаточно привести фразу учителя, который много лет работает, главным образом, с таким контингентом, – «это самые обычные дети, только намного лучше». Эти дети значительно лучше адаптированы, чем обычные дети, у них часто встречается очень высокий социальный и эмоциональный интеллект, они здоровее и красивее обыкновенных детей.

III группа. Дети с хорошим уровнем развития способностей и, при этом, характеризующиеся ярко выраженной мотивацией к саморазвитию. По отношению к этой категории можно встретить термины «высоко мотивированные» или «мотивированные». В благоприятных условиях способности этой группы детей могут быть развиты до весьма значительного уровня.

Чтобы ребёнок попал во 2 или 3 группу одарённости достаточно того, чтобы он родился «вполне здоровеньким», то есть не имел патологии развития и имел благоприятную среду. В этом контексте можно утверждать, что одарённым может стать практически каждый ребёнок, при условии, что его родители смогли создать для него ту самую благоприятную среду. Причём многие мамы и папы изо всех сил стараются создать благоприятную среду для развития своего ребёнка. Водят своего малыша вечерами в какую-нибудь школу «раннего развития», занимаются с ним по «развивающим» тетрадкам, загружают ему в планшет умные игры. Почему-то нам, мамам и папам, кажется, что когда мы пичкаем ребёнка теми знаниями, которые известны нам взрослым, учим его тому, что умеем, опять же, мы взрослые, то развиваем своего малыша и ждём, что он с каждым днём будет становиться всё умнее и умнее. Причём, всё это делает практически каждый «хороший» родитель.

Только исследования психологов говорят о другом. В России 85% детей в возрасте 4-5 лет обладают высокими и сверхвысокими способностями. По этому показателю наша страна, пока еще, впереди планеты всей. К моменту поступления в школу, после того как в детских садах и в семье детей начинают «готовить» к школе, количество таких детей уменьшается примерно до 30%. К концу первого класса эта цифра падает до 4-5%. К моменту перехода в среднюю школу остаётся только 2,5% одаренных и сверходаренных детей, то есть 1 ребенок на два класса. Эту печальную статистику озвучивает в своем выступлении на конференции «Каким должно быть образование в 21 веке?» известный педагог, основатель собственной школы Владимир Жохов.

Почему так происходит? Причин много. В этой статье мы остановимся на одной.

Виктория Саломоновна Юркевич как и многие другие ученые, изучающие феномен одарённости, утверждает, что способности развиваются только в той деятельности, которой человек занимается с удовольствием. Без удовольствия, принудительно можно ребёнка чему то научить, вдолбить в него знания, сформировать навык. Но к развитию способностей никакого отношения эта деятельность иметь не будет.

Поэтому, главная задача родителя:

Во-первых, заметить какая деятельность вызывает у ребёнка положительные эмоции. Именно здесь и «зарыт» его талант, его будущий успех.

Во-вторых, создать благоприятные условия для занятия этой деятельностью.

И наконец, третья задача родителя, желающего воспитать своего ребёнка одарённым — обогащать/расширять деятельность ребёнка, ту самую, которой он занимается с удовольствием.

В этой статье я рассмотрю подробно вторую задачу — создать благоприятные условия для занятия деятельностью, которая вызывает у ребёнка положительные эмоции.

Создать условия это достаточно широкое понятие. Чтобы было ясно, что имеется в виду, приведу несколько примеров.

Например, если ребёнок увлечен изобразительным творчеством, то важно не только иметь дома широкий спектр материалов (краски и карандаши, бумага разного формата, цветной картон, пластилин и т.п.), но не менее, а может быть даже более важно:

— позволить оформить в квартире выставку работ;

— не критиковать и тем более не высмеивать детские работы;

— совсем иногда очень корректно давать ненавязчивые советы: «Как ты думаешь, может быть стоит. »;

— позволять оставлять недоделанные работы и материал к ним на столе, чтобы у ребёнка была возможность к ним вернуться (шедевры не изготавливаются за 20 минут!);

— не ругать за пролитую на ковёр воду с краской, измазанную рубашку и т.п. Нужно, конечно, учить ребёнка аккуратности, стоит настоять на том, что бы он сам вытер за собой стол. Но помните о том, что страх быть отруганным родителем или страх получить наказание может свести на нет удовольствие от самой деятельности. Ребёнок может принять решение отказаться от неё. Именно так, к сожалению, поступают многие мальчики и девочки. Желание быть «хорошим», желание не злить и не расстраивать маму/папу часто берет верх над желанием творить. И вы можете решить, что для вас важнее: идеальный порядок в квартире или воспитание одарённого ребёнка.

Есть дети, которые с увлечением играют в сюжетно-ролевые игры, «превращаясь» в героев любимых мультфильмов, разыгрывая знакомые сюжеты, а иногда и сочиняя свои собственные. Кстати, литературная одарённость, по началу, как раз и проявляется в такой игре и она практически не связана с тем, в каком возрасте ребёнок научился читать — в 4 года, 5 или 7. И уж тем более она не связана с тем какое количество слов ребёнок читает за 1 минуту. Для оценки литературных способностей дошкольника и даже учащегося 1-2 класса принимается во внимание следующее: способен ли ребёнок «держать» роль, придумывать и развивать сюжет, выстраивать игровой диалог. А если ребёнок ещё может и увлечь других детей своей игрой, распределить роли, создать антураж и реквизиты из подручных материалов, то вероятно у него есть способности к режиссёрской деятельности, а ещё организаторские способности

Поэтому, в случае, когда увлекательной для ребёнка деятельностью является сюжетно-ролевая игра, мудрый взрослый будет, во-первых, позволять своему сыну или дочери оставлять на несколько дней, а может быть на неделю-две созданную им предметную среду для игры. Предполагаю, что это будет раздражать некоторых мам или пап и даже старших братьев и сестёр. Возможно им даст силы пережить этот факт понимание того, что возможность придумать интересный сюжет имеется только в длительной игре. Даже если оставить в покое одарённость, а говорить просто о норме, следует иметь в виду, что ребёнок 6-8 лет должен уметь играть в одну игру хотя бы пару дней подряд, причём не повторяя один и тот же сюжет, а развивая его. А если весь антураж уже «разрушен» (с точки зрения взрослого «наведён порядок в комнате»), то пока ребёнок снова будет создавать так необходимое ему игровое пространство — играть уже будет некогда. Наверняка уже будет пора идти в «развивайку» — закрашивать домики и рисовать к ним ровные заборчики.

Во-вторых, любящие мама и папа будут позволять ребёнку приглашать друзей к себе домой, встречаться с ними во дворе. Мудрый взрослый понимает, что за 15 минут невозможно успеть развить сюжет игры. Он помнит о том, что детям надо успеть всем вместе спланировать сюжет, распределить роли, создать антураж и хотя бы немного поиграть. Как часто у вашего ребёнка есть на это время? Не зарываете ли вы «своими руками» его литературные, режиссёрские, организаторские, актёрские или даже дизайнерские способности в землю, в угоду пресловутому порядку, желанию провести вечер в тишине и спокойствии? А может быть ваше любимое чадо ежедневно «готовится к школе» и у него нет времени на бесполезные игры?

И последний пример. Если ваш ребёнок подвижный и шумный. Если он получает удовольствие от двигательной активности — возможно у него психомоторная одарённость и есть шанс сделать незаурядную спортивную карьеру. Самое первое благоприятное условие — с уважением относиться к увлечению своего сына или дочери, не так, как можно услышать от некоторых мам: «У моего нет никаких интересов, ему бы только бегать!». А это и есть его интерес! Это и есть его способность! Здорово, если мудрый родитель поможет своему ребёнку оформить хаотичную двигательную активность в целенаправленную деятельность. Например, в игру подвижную, игру спортивную или даже сюжетно-ролевую, где ему по роли нужно будет бегать, прыгать, лазить, но уже подчиняя свои действия цели, для начала, игровой.

Мне очень хочется, чтобы вы, уважаемые мамы, папы, а может быть и педагоги пересмотрели свои взгляды на способы оценки наличия или отсутствия способностей у детей. Чтобы пересмотрели свои взгляды на способы развития способностей. Как бы нам в погоне за «ранним развитием», не загубить детские таланты. Давайте будем внимательнее и бережнее относиться к нашим детям, ведь так легко затоптать только пробившийся росток.

-->

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

-->
x

Check Also

Как правильно воспитать мальчиков?

В каждом поколении происходят изменения в воспитании детей. Сейчас больше внимания отдают девочкам, потому что родители хотят, чтобы дочь была уверенной в себе и лидером по жизни.

Как правильно воспитать мальчика? Какая роль матери и отца в этом?

Как правильно воспитать мальчика? Какая роль отца и матери в этом процессе? Однажды любящая пара услышит: «Поздравляем! У вас родился сын!» Именно в этот момент мир заиграет совершенно иными красками.

Как правильно воспитать мальчика настоящим мужчиной

Как правильно воспитать мальчика настоящим мужчиной Все родители стремятся воспитать своих сыновей настоящими мужчинами. С раннего детства на них лежит груз социальных ожиданий, который они не вправе не оправдать.

Как правильно воспитать мальчика

Вот уже больше столетия во всём мире царит идея равенства полов, она даёт одинаковые возможности для развития как мужчинам, так и женщинам, защищает права человека. Но кроме позитива, равенство полов имеет и свои негативные стороны, в вопросах правильного воспитания многие педагоги не обращают внимания на особенности мальчиков и девочек.

Как правильно воспитать девочку: советы психолога

Воспитание детей всегда вызывает разногласия и споры. Это и неудивительно, ведь разные поколения всегда будут вести споры относительно того, как вырастить детей достойными людьми.

Как правильно воспитать девочку: советы и особенности воспитания

Наши дети растут, развиваются и определенный момент перед родителями возникает вопрос, как их нужно воспитывать, на что нужно обратить внимание в первую очередь. В предлагаемой нами статье мы раскроем вопрос правильного воспитания девочек.

Как правильно воспитать девочку

Большинство женщин при зачатии ребенка желают и мечтают родить именно девочку. Одни мамы видят в своем чаде будущую помощницу, другие мечтают покупать ей нарядные платья и пышные банты, но каждая хочет посвятить ее воспитанию все свое личное время.

Как правильно воспитать двойняшек, близнецов?

Близнецы и двойняшки – это особенные дети. Они появляются на свет в один и тот же день, воспитываются и взрослеют вместе, в вынужденной компании друг друга. По мнению многих людей двойняшки обязательно вырастают дружными и любящими друг друга людьми, не могущими прожить друг без друга, но на практике все не совсем так, и многое в становлении этих личностей зависит от воспитания.

Как одинокой маме воспитать в сыне мужественность, Всегда в форме!

Как одинокой маме воспитать в сыне мужественность в закладки Неполная семья может быть вполне уютной для ребенка, всесторонне развивающей и полноценной — главное, с умом организовать воспитательные моменты.

Как из сына воспитать успешного мужчину

Как воспитать из сына успешного мужчину? Это, наверное, одно из самых заветных желаний любого родителя, ведь каждому хочется, чтобы их сын состоялся в жизни как личность, стал успешным и ответственным мужчиной.

Как из сына воспитать настоящего мужчину

Часто приходится слышать от женщин и девушек жалобы на то, как мало осталось настоящих мужчин, которые самостоятельно принимают сильные решения, подают даме руку при выходе из транспорта, уважают слабый пол в конце концов.

Как из мальчика воспитать настоящего мужчину?

Как из мальчика воспитать мужчину? ; развенчание мифов Если почитать публикации на тему воспитания мальчиков, то мы увидим, что везде написано одно и то же: рассуждения о необходимости мужского примера, советов не баловать мальчика, давать ему носить сумки и подчеркивать при каждом удобном случае, что он мужчина И если применить эти рекомендации, то нам удастся воспитать сына настоящим мужчиной.

Как из мальчика воспитать настоящего мужчину книга

Как поднять мальчика настоящего мужчину? Этот вопрос задают любящие матери, когда они смотрят на свою маленькую крошку в колыбели. Сын быстро растет, приобретает полезные навыки и способности.

Как из мальчика воспитать настоящего Мужчину — Ребёнок — Мамин Клуб

Ни для кого не секрет, что все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра.

Как из мальчика воспитать настоящего Мужчину

Ни для кого не секрет, что все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра.

Как из мальчика воспитать девочку, т

Как из мальчика воспитать девочку, т.е. гея. Неправильное воспитание сына 2, 3, 4, 5, 6 и 7 лет как дочери Воспитание мальчика как девочки ; как из сына сделать дочь? Очень просто, дорогие мамы.

Как вырастить мальчика настоящим мужчиной? Как правильно воспитать сына?

Как вырастить из мальчика настоящего мужчину, как воспитать сына? Как воспитывать сына, если он растёт в полной семье? О том, как воспитать мальчика настоящим мужчиной, сами мужчины, успешные главы семейств знают и не обратятся за советом по этому поводу.

Как воспитывать сыновей? Как воспитать сына настоящим мужчиной?

Как воспитывать сыновей? Как воспитать сына настоящим мужчиной? Для того чтобы из ребенка вырос умный, порядочный и счастливый человек, родителям придется хорошо потрудиться.

Как воспитывать сыновей? Как воспитать сына настоящим мужчиной, DIRIGENT

Как воспитывать сыновей? Как воспитать сына настоящим мужчиной? Для того чтобы из ребенка вырос умный, порядочный и счастливый человек, родителям придется хорошо потрудиться.

Как воспитать христианина?

Воспитание детей - самое сложное и ответственное дело нашей жизни. Оно требует безмерных затрат физических и душевных сил. Но оно же и вознаграждается ни с чем не сравнимой радостью быть родителями и любовью, которая соединяет отца, мать и их чад.

Как воспитать хорошего помощника когда начать и какие рекомендации

С появлением в семье маленьких детей в доме селится настоящий хаос. Каждое утро чадо начинает искать себе занятие: поиграет в мяч, порисует, оставляя кучу карандашей, пособирает пазл, вытащит все кастрюли из кухонного шкафа и натворит еще массу всяких дел, пока не устанет и не ляжет спать.

Как воспитать успешного сына? Советы, отзывы

Согласитесь, успех любого человека во многом зависит от качества отношений в семье. Доказано ребенок, выросший в атмосфере добра и любви, достегает небывалых высот в будущем.

Как воспитать сына? 30 основных правил воспитания мальчика

Как воспитать сына? 30 основных правил воспитания мальчика. Как правильно воспитывать сына? Перед родителями, в чьих семьях есть мальчики, встаёт вопрос как правильно воспитать сына.

Как воспитать сына?

В старину говорили, что мальчики ; это «божье благословение». Если семья была «богата» сыновьями, в ней лучше велось хозяйство, обрабатывались земли, в доме был достаток.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->