Воспитывая малыша важно научить его иметь свое право на ошибку, и право на свой, пусть и неправильный с вашей точки зрения жизненный опыт. Дайте возможность ребенку самому принимать решения, иначе он может вырасти безвольным человеком ведь не научившись отстаивать свое мнение он в будущем может попасть под влияние других людей. Научите ребенка правильно оценивать свои успехи и поражения, это поможет подготовить ребенка к жизни и научить его справляться с поражением.
Воспитывайте ребенка так, чтобы он реально оценивал свои успехи, умел им радоваться и умел справляться с неудачами, не зацикливался на них а умел делать выводы. Старайтесь научить ребенка делать правильные выводы из успехов и неудач, оценивайте поступки , а не личность ребенка.
Если ребенок младшего возраста.
Хвалите своего дошкольника за реальные успехи, но не перехваливайте, не следует чрезмерно преувеличивать таланты ребенка. Выберите игру в которой нужно соблюдать правила, в которой ребенок может выиграть или проиграть. Ребенок проиграв может сильно расстроиться, отказываться играть с вами, скажите ему что в игре такие правила и надо играть честно. Утешьте малыша, если у него что- то не получается и похвалите за трудолюбие. Объясните ребенку, что в жизни у всех людей бывают поражения, скажите ему как важно научиться правильно реагировать на неудачи. Чтобы в будущем не вырастить из ребенка безвольного человека.
Ребенок пошел в школу.
Малыш уже понимает, что если что- то не получается с первого раза, потом обязательно получиться. Обычно ребенок с радостью идет в школу, страрается учиться, но не всегда сразу все получается. Низкие оценки, да еще если другие ребята делают успехи может лишить ребенка уверенности, он может смириться с поражением и перестанет стараться. Успокойте ребенка, даже пусть он поплачет. Если ему трудно помогите, не сравнивайте ребенка с другими детьми. Если нет успехов, хвалите его за трудолюбие. Отдайте ребенка в спортивную секцию, спорт хорошо воспитывает волю и характер, дети занимающиеся в какой -нибудь секции более организованы, чем их сверстники и как правило и учатся лучше.
Причиной плохой успеваемости в школе может быть низкая самооценка ребенка. Если школьник потерял интерес к учебе, не может справиться с простейшим заданием, не спешите его ругать. Возможно у ребенка комплекс двоечника . Ему кажется что стараться бесполезно, ведь он двоечник, лентяй и вообще неудачник. Справиться с чувством собственной никчемности ребенку не под силу. Ему необходима помощь взрослых.
Прежде всего не зацикливайтесь на оценках. Помогите ребенку справиться с трудной задачей, скажите что оценки не главное, для вас важны знания ребенка. Важно чтобы ребенок понял, что трудности в учебе вполне преодолимы.
Отмечайте успехи ребенка. Малыш сделал меньше ошибок в диктанте — похвалите его. Фиксируйте внимание только на успехах, пусть даже самых незначительных и никогда не сравнивайте его с другими детьми.
Не заставляйте ребенка много времени сидеть за уроками, ребенок должен отдохнуть перед уроками, иначе к неуверенности добавиться еще и усталость.
Старайтесь чтобы ребенок дружил с одноклассниками, доброжелательные отношения в коллективе помогут преодолеть психологический дискомфорт.
В подростковом возрасте дети излишне категоричны и мир делится на черное и белое. Если ребенок решит что он неудачник, его будет трудно разубедить. Любая оплошность возводится в ранг неисправимой ошибки. Нужно браться за учебу, но подросток не видит перспективы, даже успехи кажутся ему незначительными.
Отмечайте незначительные успехи ребенка, это его подбодрит, он взглянет на ситуацию с другой стороны. Предложите ему деятельность в которой он может добиться результата. Не ругайте за двойки. Спортивные секции, командные виды спорта помогут подростку научиться побеждать и проигрывать.
Ребенок ученик старших классов или абитуриент.
Вступающих во взрослую жизнь успех интересует в первую очередь. За плечами уже свой опыт как добиваться цели и справляться с неудачами. У него много энергии, ему хочется все и сразу. Но иногда жажда увлечений заслоняет более земные цели — учеба, подготовка в институт. Не заставляйте отказываться от его увлечений, но напоминайте об обязанностях. Научите выделять важное и правильно ставить приоритеты.
Но стоит бить тревогу если желание достичь цель заслоняет все отальное. Подросток может стать трудоголиком ради своей цели — он постоянно занимается, сильно переутомляется, не общается со сверстниками. Скажите прямо, что вы обеспокоены его состоянием, у него нет друзей. Чаще говорите со своими детьми. Дети неосознанно учатся на примере родителей и подсознательно копируют их манеру поведения и образ жизни.