Застенчивый ребенок очень робок, боится показаться смешным, некрасивым, глупым, ему всё время кажется, что у него нет позитивных качеств, а одни лишь негативные. У таких детей очень занижена самооценка, они всего опасаются, в непривычной ситуации ведут себя неестественно, зажато. Они избегают общения со сверстниками, поскольку считают себя в чем-то хуже остальных. Это сильно влияет на эмоциональное здоровье ребенка, особенно в подростковом возрасте.
Но не стоит к застенчивым причислять деток, которые просто любят побыть наедине. Такому ребенку не скучно дома одному, ведь он всегда найдёт, чем заняться и не будет страдать от недостатка внимания.
Смотря для кого. Многие мамы и папы не нарадуются, если ребенок застенчив. Ведь поведением он подходит под «стандарт», он не шумит, не препирается со взрослыми, не проказничает… Но хорошо в данном случае это только для родителей. Ведь это неестественно для ребенка – бояться гостей, стесняться выступать на публике, не уметь знакомиться с другими детьми. Он хочет общаться, играть, но не может себя преодолеть. А мамины или папины наставления в форме выкриков: «Ну, чего стоишь как вкопанный? Иди, знакомься!» или «Иди стишок расскажи, гости ждут!» лишь усугубляют ситуацию.
Безусловно, помогать нужно. В первую очередь, нужно проследите за собой. Обратите внимание, может, вы излишне беспокойны и мнительны? Ведь ребенок быстро перенимает поведение родителей, и оно становится для него нормой. Или, наоборот, вы очень требовательны, и обращаете на ребенка внимание только тогда, когда он ведет себя плохо? Тогда у ребенка складывается впечатление, что он не способен ни на что, что он неполноценен. Особенно если это подпитывается со стороны родственников фразами «Да ты лентяй, вот потому и не понимаешь математику!», «Да ты посмотри на себя! Нормальные дети так себя не ведут!» и тому подобное. В случае с застенчивым ребенком это повлечет кучу неврозов, комплексов и страхов. Ребенок остается наедине со своими проблемами и начинает верить в то, что ничего не может. Он перестаёт чувствовать себя любимым и нужным, замыкается в себе.
Проанализируйте, как вы ведете себя с ребенком, и подумайте, что нужно исправить в самих себе.
Сколько раз в день вы говорите ребенку, что любите его? (только не надо восклицать «Да он и так знает!» — подтверждайте это словами и действиями). Сколько раз обнимаете? Психологами доказано, что дети нуждаются в родительских объятьях до 15 раз в день.
Воспитываете ли вы в ребенке чувство уверенности в собственных силах? Чувство собственного достоинства? Или унижаете поучениями и подавляете его волю? Доверяет ли вам ребенок?
Не требуете ли вы от него слишком многого? Может, он не в силах сам со всем справиться?
Вы помогаете исправить ребенку недостатки? Или только указываете на них с пренебрежением?
Цените ли вы индивидуальность личности ребенка?
Правило 1. Говорите с ребенком, хвалите и поощряйте
Говорите, что любите его. Что он для вас самый-самый. Застенчивые детки очень нуждаются в поддержке и опоре, ведь они чувствительней к неудачам, чем незастенчивые сверстники. Постарайтесь замечать даже самые маленькие победы вашего малыша – сам завязал шнурки, застегнул курточку, сложил мозаику или пазл и т.п. Подчеркните, как красиво, быстро или самостоятельно у него это получилось. Тогда ребенок поймет, что за его действиями наблюдают, что он не безразличен, и в следующий раз сделает всё быстрее и лучше, чтоб получить похвалу. Говорите с ребенком обо всём. Как он себя чувствует? Какое настроение сегодня? Вовлекайте рбенка в разговоры, но не заставляйте силой.
Правило 2. Меньше правил
Если вы заметили, что у вас застенчивый ребенок, постарайтесь поменьше ограничивать его свободу, дайте поблажку в действиях. Проявляйте терпимость, помогайте. Дело в том, что застенчивые дети очень восприимчивы к запретам, они просто панически боятся нарушать правила – отсюда и запуганность всем миром.
Правило 3. Игровая терапия
Вам следует немного раскрепостить ребенка, и ничто в данной ситуации не подойдет лучше, чем игра с родителями.
Рисуем вместе. Возьмите ватман (или кусок ненужных обоев) и позвольте ребенку самовыразиться не совсем обычным способом. Уверена, у мамы есть много старых лаков для ногтей и помад, которыми пользоваться уже нельзя, а выбросить жалко. Так вот, предложите ребенку создать интересную картину при помощи таких вот материалов. Естественно, нужно следить, чтоб малыш не сильно измазался, а то оттереть будет трудно. Можно использовать обычные акварельные краски, но… создавать картины ладошками и ступнями. Так рисовать дети очень любят, а застенчивым малышам, возможно, придется преодолеть страх быть наказанным за такое баловство. Именно поэтому сами родители тоже должны немного порисовать необычными способами.
Маленький актёр. Предложите вашему застенчивому ребенку сыграть роль (лучше сначала потренироваться в кругу семьи). Роль уверенного в себе, никого и ничего не боящегося мальчика/девочки, который/которая всегда находит выход из любой ситуации и не боится знакомиться с детьми на улице. Предложите ребенку проиграть разные ситуации («Первое знакомство», «Как включиться в игру» и т.п.). Проговорите с ребенком его реплики, помогите преодолеть возможный страх, и в реальной ситуации ему будет не так страшно. Если трудно справиться – можно написать на бумаге, что и как ребенок будет говорить, какой у него будет голос и поведение, когда будет улыбаться. Роли могут быть разные, чтобы ваш малыш мог усвоить разницу. Он может «примерить» на себя поведение любимых героев мультфильмов или родственников (папы, старшего брата и т.п.).
Награда за каждый шаг к сближению. Можно предложить ребенку за каждое преодоление застенчивости маленькую награду (наклейку, к примеру, которую вы потом вместе наклеите в специальную тетрадку, подписав день и событие). Таким «шагом» может быть улыбка, приветствие, вступление в игру с другими детьми. Для застенчивого ребенка это поистине огромнейшее усилие, и он будет вам рассказывать о каждом из них. Такое поощрение можно практиковать несколько недель, а потом малыш привыкнет вести себя свободнее в компании малознакомых детей.
Что может случиться, если ребенку вовремя не помочь?
Мы учим детей практическим навыкам, которые пригодятся в жизни (говорить, ходить, читать, писать, считать), но мало кто из родителей уделяет внимание эмоциональному здоровью ребенка. Проблему замечают только тогда, когда она уже есть, когда ребенок робок и запуган. Это серьёзнее, чем родители привыкли думать.
Застенчивым детям очень трудно в старшей школе, а также в высших учебных заведениях. Если с малых лет не научить ребенка общению и работе «в команде», ему очень трудно будет социально адаптироваться. Застенчивый человек с трудом выражает мысли и эмоции, ему сложно отстаивать собственное мнение. Он страдает и зачастую одинок. Поэтому постарайтесь изо всех сил искоренить проблему ещё в самом начале.
Очень часто родители спрашивают: Как справиться с застенчивостью и стеснительностью? Они обеспокоенны тем, что их ребёнок слишком застенчивый и стеснительный.
Многие из нас помнят тот период в детском или подростковом возрасте, когда мы были крайне стеснительными и застенчивыми.
Как же возникает застенчивость?
Обычно все дети в возрасте до 3 лет стесняются находиться в присутствии малознакомых людей и это считается нормально. До этого возраста ребёнок большую часть времени проводил с мамой и у него нет элементарного опыта общения с другими людьми.
Как только ребенок начинает общаться со сверстниками и больше проводить время с людьми, то стеснительность проходит сама собой.
Если же ребенок уже пошёл в школу и стеснительность отражается на его учебе и общении со сверстниками, у него нет друзей, большую часть времени он проводит дома, не гуляет во дворе. То здесь уже нужно на это обратить внимания.
Застенчивость как правило передаётся, как говорится “по наследству”. Но не с генами передавая информацию ДНК, а наследуя характер взаимодействия с родителями.
Родителям, дети, которых застенчивы, как правило знакомо это чувство с поры их детства.
Когда они были детьми они помнят эти ощущения.
Может быть, став взрослыми и работая над собой, или однажды устав от этого чувства, а может быть это произошло само собой, или почувствовав некое своё преимущество перед сверстниками избавились от этого ощущения. Иногда может развиваться так называемая “гипер компенсация комплекса”.
Очень часто общительные и энергичные люди развили в себе эти качества, только потому, что когда чувствовали своё стеснение.
Застенчивость и стеснительность – это защитная реакция организма. Если мы говорим защитная, то подразумевается, что ребенок или человек не чувствует себя в безопасности, уверенно и свободно. Подсознательно он ожидает плохого обращения с собой, высмеивания, осуждения, унижения, неприятия.
Избегая этих чувств ребёнок начинает стесняться.
Застенчивость, за этим стоит желание спрятаться, чтоб никто не обращал внимания.
Стеснительность связанна со стыдом.
Защитная реакция вырабатывается при неоднократном ощущении “угрозы” со стороны близких людей. Здесь речь идёт не о физической угрозе, а об угрозе чувствам ребёнка и ощущения его нужности, значимости и “хорошести”.
Многие родители имеют представление о том, какими они хотят видеть своего ребенка.
Если ребёнок не оправдывает ожидания родителей, то родители своим доступным для них способом сообщают об этом ребёнку.
Например, мама хочет видеть рядом с собой тихую, ласковую, послушную девочку, а её дочь похожа на “пацанку”.
Всё это вызывает внутреннее неприятие со стороны мамы вплоть до того, что некоторые черты и несдержанность в поведении дочери вызывает отвращение и некую даже брезгливость. Все эти чувства, даже если мама и пытается их, как-то сдержать обязательно найдут способ, как передаться дочери.
На глубоком уровне мама не принимает ребенка таким какой он есть. Ей всё время хочется, чтобы он соответствовал её внутреннему желанию и представлению.
Ребёнок постоянно получает информацию о своей “нехорошести”.
Именно такие дети и становятся либо слишком стеснительными и застенчивыми если любовь к родителям достаточно сильна, либо открытыми бунтарями, если ребёнку уже плевать на, то будут его любить или нет (видимо он отчаялся получить любовь и понимание родителей)
Если один из родителей или оба являются слишком контролирующими. Следят за каждым движением ребёнка и всегда имеют своё мнение о том, как должно быть, всегда делают замечание, поправляют, то ребёнок будет всегда стесняться сделать что-то не так.
Привычкой многих людей является видеть недостатки, и не обращать внимания на достоинства.
Например, ребенок убрался в своей комнате, мама или отец никак не оценят сам факт уборки, но зато сразу же отпустят замечания по поводу пыли, которую ребёнок забыл вытереть с полки.
В этом случае надо похвалить все плюсы, и только в конце чуть обмолвиться о пыли на полке.
В целом ребенок должен получить одобрительную родительскую реакцию и чувствовать, что он молодец.
Если родители испытывают часто чувство стыда, то сталкиваясь с тем, что вызывает у них чувство стыда, они сразу же начнут стыдить ребёнка.
Употребляя выражение: Как ты мог. Эх ты. Что же ты так?… Как тебе не стыдно?… Ты позоришь меня…
Стыдить детей такие родители могут за всё что угодно. Это зависит от существующих приоритетов. Если в приоритете стоит чистота и аккуратность, то ребёнка будут стыдить за неаккуратность и грязь.
Если в приоритете стоит успеваемость в школе, то будут стыдить за оценки.
Если это спорт, то любые неудачи будут предметом стыда.
Из всего выше описанного можно сделать один вывод: причина стеснительности и застенчивости – низкая самооценка, недовольство собой и непринятие себя.
Наша самооценка, принятие и любовь себя, как правило зависят от родителя одного пола с нами.
У девочек мать формирует любовь к себе и ценность себя.
У мальчиков – отец.
Любовь к себе у детей очень часто зависит от внешности, особенно в подростковом возрасте, да и с 4-7 лет, в период Эдипова комплекса . когда есть фантазии и желания к родителю противоположенного пола.
Если мама выражает каким либо образом недовольство внешностью дочери, то какая бы потом красивая дочь не стала в глубине душе она будет считать себя дурнушкой.
Если отец выражает свои недовольства сыном, и часто повторяет слова настоящие мужики так не поступают, то сын будет расти с чувством собственной ущербности.
Эти слова могут не говориться напрямую, но если Вы так думаете, то Вы уже посылаете эти мысли Вашему ребенку.
Я много на своих тренингах говорю о том, как женская энергия влияет на успешность мужчины. Многие женщины говорят:
— Я и так стараюсь его поддерживать во всём, говорю, что у него всё получится, что он умный и талантливый, но он никак не может найти работу…
Совершенно не важно, что Вы говорите. Важно, что Вы думаете. Если Вы уверенны в качествах своего мужчины, в его талантливость и его способности, то об этом можно и не говорить. Ваша настоящая глубокая вера в него будет делать своё дело на тонком плане.
Так и с детьми, их надо принимать такими какие они есть и верить в них. Видеть в них самое лучшее.
Очень часто школа и учителя помогают разрастись стеснительности.
Бесконечные замечания и сравнения с другими учениками уничтожают уверенность в себя и свои силы.
Обычно стеснительность проходит в возрасте 4-6 лет.
Если нет, то воспользуйтесь некоторыми рекомендациями.
- Пересмотрите своё отношение к своему ребёнку.
Разберитесь что же Вам в нём не нравится? Почему?
Не упрекайте и не ставьте его застенчивость как недостаток. Объясните ему что Вам знакомо это чувство и что в этом нет ничего страшного.
Путешествуйте. Знакомьтесь с новыми людьми, но не старайтесь активно вовлекать ребёнка в общение. Это может возыметь обратный эффект.
Пусть он сначала будет общаться с теми с кем ему спокойно и комфортно, новые люди должны постепенно входить в его жизнь.
Найдите занятие, которое ему по душе и занимайтесь вместе с ним или наблюдайте как он это делает с друзьями и хвалите его пусть даже маленькие, но успехи. Ребёнок должен поверить в свои силы — это будет повышать его самооценку.
Если Вы заставляете его заниматься тем, что ему не нравиться, то у него никогда не будет получаться делать это достаточно хорошо. А значит всегда будет место для Вашего недовольства.
Чем больше Вы найдёте в ребёнке сильных сторон, тем более уверенным в себе он будет становиться.
Будьте креативными сами, живите полной жизнью, принимайте детьми такими какие они есть. Находите в них достоинства и не критикуйте их недостатки…
Как только дети будут чувствовать Вашу любовь, принятие и безопасность, то они будут более свободно чувствовать себя с другими людьми.
Как правило, излишняя застенчивость ребенка не доставляет им каких-либо хлопот, однако самого малыша она обрекает на одиночество и необъяснимые страхи. Часто родители о своих чадах слышат именно такие слова: «тихоня», «робкий», «малообщительный», «боится чужих», «запуганный какой-то».
К сожалению, как правило, родители не придают должного значения излишней стеснительности своего ребенка, наоборот, им кажется, что нет ничего плохого в том, что ребенок тихий и послушный. Однако психологи утверждают, что чересчур послушный малыш – это психологически «надломленный» ребенок.
Страдающий от застенчивости ребенок боится привлекать к себе лишнее внимание. Он постоянно переживает, что о нем могут плохо подумать, поэтому со стороны он может казаться образцом отличного поведения.
Однако патологическая застенчивость мешает малышу заводить знакомства, проявлять инициативу, находить друзей и приобретать необходимые социальные навыки. В результате ребенок может вырасти человеком с заниженной самооценкой, что негативно отобразится на его дальнейшей учебе, работе и личной жизни.
Стеснительному малышу необходима помощь, и чем раньше – тем лучше. Иначе, оглядываясь на прожитые годы, он будет постоянно сожалеть об упущенных возможностях.
Эксперты считают, что некоторые дети предрасположены к застенчивости изначально, другие развивают ее, оказываясь под влиянием определенных обстоятельств.
Причиной изначальной застенчивости может служить биологическая предрасположенность. То есть, некоторые дети гиперчувствительные от природы. Остальные малыши становятся излишне стеснительными, когда оказываются под влиянием регулярных стрессовых ситуаций.
Также бывает, что застенчивость и замыкание в себе развивается как следствие какого-то травматического события, которое, как правило, связано с публичным унижением малыша. Толчком для развития стеснительности также могут служить серьезные проблемы в семье, переход в новую школу, потеря друга или переезд на новое место жительства.
Кроме того, часто причиной стеснительности ребенка является негативное общение в семье. Если родители, либо другие близкие люди часто ругаются, неконструктивно критикуют ребенка (особенно при посторонних), стараются полностью контролировать его жизнь – это может существенно понизить самооценку малыша, что в результате приведет к его замкнутости и застенчивости.
Еще одной серьезной причиной «тихого» поведения ребенка является травля в школе или в саду. Если вашего малыша часто травмируют сверстники или учителя, защитная реакция психики – замкнутость в себе.
1) В доверительной беседе расскажите малышу о собственной застенчивости, которую вы испытывали в детстве. Поведайте ему (в положительном ключе), как вы с ней справлялись, в каких ситуациях оказывались.
2) Старайтесь понять ребенка и проявляйте сочувствие к его проблемам. Это позволит малышу ощутить ваше принятие ситуации, а также поможет начать открытый диалог.
3) Поговорите со своим чадом о плюсах общения. Малышу будет легче справиться с излишней застенчивостью, если он поймет, для чего именно ему нужно ее преодолеть.
4) Ни в коем случае не навешивайте на него ярлыки. Общайтесь с ребенком, но не при каких обстоятельствах не называйте его «тихоней» или «застенчивым». Также не позволяйте и другим людям вести себя с вашим ребенком подобным образом.
5) Проиграйте ситуации, в которых боится оказаться ваш ребенок. Ролевые игры – идеальный способ помочь малышу преодолеть застенчивость.
6) Ставьте перед ним конкретные, но выполнимые цели, такие например, как задать учителю (воспитателю) вопрос, выступить перед детьми с докладом, присоединиться к игре со сверстниками.
7) Поощряйте малыша за общительность. Не стыдите его за застенчивое поведение или проявление робости.
Если же ничего из выше перечисленного не помогает и застенчивость малыша приобретает патологические формы – обратитесь к хорошему психологу!
Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»