Становление личностных качеств ребенка , первые попытки проявления самостоятельности имеют место уже в возрасте одного года . С этого момента начинается стремительное психологическое развитие ребенка , формирование независимого и самостоятельного человека . И в этот весьма непростой для малыша период родителям придется быть невероятно сдержанными и терпимыми .
На самом деле , воспитать в ребенке самостоятельность несложно . Сама природа способствует этому , а вот родители со своим стремлением помочь препятствуют полноценному и своевременному формированию личности . Разумеется , в возрасте полутора ; двух лет ребенок не способен обслужить себя самостоятельно , но этого и не требуется . Ещё долгие годы родителям предстоит поддерживать свое чадо и опекать его . Но это не значит , что ребенку нужно навязывать свое мнение или выполнять за него какую ; то работу . Если вы хотите воспитать самостоятельную и независимую личность , вам придется смириться с тем , что :
а ) все , что будет делать ребенок впервые , он будет делать плохо ;
б ) поступки вашего ребенка могут в корне отличаться от вашего представления о нем .
В отношении первого пункта необходимо отметить , что все новые самостоятельные шаги малыша будут вызывать недовольство родителей , ведь ребенок ещё не владеет своими телом на уровне зрелого человека . Да , у него все будет падать из рук , он будет путаться в одежде , пачкаться в еде и т . д . Разумеется , это дополнительная нагрузка для родителей , ведь как проще все сделать самому , правильно и аккуратно , а не перемывать или перестирывать за ребенком или склеивать разбитую им вазу . Но , беря на себя обязанности ребенка , вы лишаете его возможности сделать что ; то самостоятельно . Итак , главное при воспитании ребенка быть крайне терпеливым , не показывать раздражения , поощрять проявления самостоятельности и не препятствовать им .
Что касается второго пункта , то родителям нужно сразу уяснить : ребенок ; изначально существо независимое и автономное . То , что он беспомощен ввиду своего возраста , не делает его продолжением своих родителей или их частью . Ребенок вправе выбирать , он имеет свое мнение , свои интересы и предпочтения , которые существенно отличаются от родительских . Да , ребенок до определенного возраста слепо копирует своих близких , большей частью маму , но при этом формируется и его собственное представление о мире и о себе самом . Уважая интересы ребенка , считаясь с его мнением , вовлекая малыша в решение пусть незначительных , но все ; таки общих семейных вопросов , вы способствуете скорейшему развитию его самостоятельности и уверенности в себе .
Приучение к самостоятельности на бытовом уровне подразумевает освоение ребенком функций и навыков , благодаря которым он может элементарно себя обслужить . Например , приучение к правильному потреблению пищи начинается ещё до года . Ребенка приучают держать ложку , его усаживают за детский столик , ставят посуду , учат пользоваться салфеткой . Разумеется , есть без помощи родителей , правильно держать ложку в руках и не играться с едой ребенок научится не скоро , но формирование навыка правильного потребления пищи в раннем возрасте станет хорошим стартом для самостоятельного развития .
Немаловажным фактором при воспитании самостоятельности является приучение к горшку . По мнению педиатров , оптимальный возраст для освоения этого навыка полтора ; два с половиной года . С одной стороны , более раннее приучение к горшку благоприятно воздействует на развитие малыша , с другой – ребенок может оказаться неподготовленный к этому ни физически , ни психологически . Есть примеры , когда ребенок просится на горшок уже в возрасте 7 ; 8 месяцев . Если он пришел к этому самостоятельно , то такой вариант приемлем , а вот высаживать ребенка принудительно в столь раннем возрасте не рекомендуется .
Самым лучшим способом приучения ребенка к самостоятельности является вовлечение его в совместную деятельность . Например , уборку квартиры , приготовление еды , уход за растениями или животными , которые есть в доме . Как правило , дети очень негативно реагируют на приказной тон , даже просьбы и уговоры воспринимаются ими не слишком дружелюбно . А вот помощь родителям в их « взрослых » делах – достойное занятие для ребенка . Вам не придется просить малыша сделать что ; то , он сам вызовется помочь .