Не пропусти
Главная » Развитие детей » Психологическая помощь средствами телефонного консультирования детям, переживающим развод родителей — Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам
Психологическая помощь средствами телефонного консультирования детям, переживающим развод родителей 1146 Full Text (PDF, 483 kb) Citation Google Scholar За последние двадцать лет Телефоны Доверия становятся все более распространенным явлением в социально-психологической культуре нашей страны.

Психологическая помощь средствами телефонного консультирования детям, переживающим развод родителей — Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам

Психологическая помощь средствами телефонного консультирования детям, переживающим развод родителей Психологическая помощь средствами телефонного консультирования детям, переживающим развод родителей - Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам1146

Full Text (PDF, 483 kb)

Citation Google Scholar

За последние двадцать лет Телефоны Доверия становятся все более распространенным явлением в социально-психологической культуре нашей страны. Особое место среди них занимает Детский телефон доверия, куда могут обращаться как дети, так и взрослые, родители по вопросам детских проблем. Эти службы становятся индикатором раннего выявления неблагополучия ребенка, а, следовательно, позволяют вовремя принять меры для ликвидации неблагоприятных последствий — от конфликтов в семье или школе до попыток побегов из дома и самоубийства.

Даже в окружении множества людей ребенок часто чувствует себя одиноко и испытывает эмоциональные страдания. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что очень часто становится трудно найти друзей, не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить поддержку.

В этой ситуации работа Детского Телефона Доверия приобретает особую актуальность, так как предлагает временную, но мгновенную поддержку тому, кто в ней нуждается. Поддержка эта может быть настолько эффективной, насколько точны, искренни, профессиональны действия консультантов ДТД. Главная задача всех Детских Телефонов доверия в мире работать на благо детей, нуждающихся во внимании и защите. Деятельность таких служб направлена на оказание поддержки, позволяет детям обсудить свои проблемы, повышая уровень их безопасности. Проблематика работы с детско-подростковыми обращениями имеет определенную специфику, поскольку дети гораздо более беззащитны и зависимы от окружающей действительности, чем взрослые, их обращения в сложной ситуации более остры и могут иметь более тяжелые последствия. Наряду с этими проблемами также на Детский телефон доверия нередко обращаются с запросами по тематике взаимодействия с ребенком в процессе развода. Родители находятся сами в стрессовом состоянии в этой ситуации, что отражается на взаимодействии ребенка и родителя. Данную проблематику мы рассмотрим в нашей статье.

Известно, что в России и в ряде других стран значительно возросло число разводов: распадается каждый третий брак. Многие авторы рассмат-ривают развод как негативное, пагубное явление, форму проявления семейной дезорганизации. В массовом сознании развод часто ассоциируется с позором, симптомом личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизбежным разрывом нормальных отношений с детьми и т.д. Лишь немногие авторы полагают, что развод может играть позитивную роль в том случае, если он ведет к действительному решению проблемы, способствует эмоциональному росту и «моральному возрождению» обоих супругов.

Согласно статистике, у женщин две трети всех разводов приходится на возраст до 25 лет, у мужчин — до 30 лет. Исследования свидетельствуют, что в России мужчины и женщины чрезвычайно тяжело разводятся. Cоциальные представления соотечественников о причинах, по которым люди продолжают жить с нелюбимым и нежеланным супругом: «ответственность» за семью, за детей, надежда на улучшение взаимоотношений, религиозные запреты, нежелание признать, что брак не удался, а это многими воспринимается как синоним неудавшейся жизни [7, c.26].

Развод — сильнейший стресс не только для супружеской пары, но и для их детей. Когда все семья охвачена безумием раздора, дети, к сожалению, не остаются в стороне. Детям кажется, что родители их бросили и предали. Развод родителей — всегда травма для ребенка.

Очевидно, что дети считают развод катастрофой, для них это огромный стресс, ведь дети любят обоих родителей и хотят видеть их вместе. Часто у детей возникает чувство беспокойства — а если родители оставят меня одного? В чем моя вина? Не из-за меня ли они разводятся? Что скажут друзья? Что мне делать?

Реакция детей на бракоразводный процесс может быть самой неожиданной. Депрессия, замкнутость, грусть и бессонница — вот лишь некоторые последствия развода для детей. У них возникает чувство тревожности и ненужности. Долгое отсутствие одного из родителей может вызвать у ребенка грусть и опустошение.

Одним словом, невозможно предугадать реакцию ребенка на развод. Мать или отец в одиночку могут оказаться неспособными оказать ребенку материальную поддержку, в которой он нуждается, поэтому развод влияет на ребенка непосредственно.

Фактически, дети разведенных родителей более подвержены эмоциональным проблемам, злоупотреблению алкоголя и наркотиков, а также нарушению законов и подростковой беременности, к тому же они часто бросают школу [2, c.63].

Изменения поведения детей в ситуации развода родителей

Развод родителей для ребенка — глубокий психотравмирующий фактор. Реакции детей отличаются друг от друга, однако им присущи следующие характеристики:

Развод выводит большинство детей из эмоционального равновесия. К сожалению, трудно найти такого нейтрального по отношению к ситуации развода взрослого, который мог бы понять, что ребенок разведенных родителей нуждается, по крайней мере, в однократной консультации у психолога, которую он может получить, позвонив в на телефон доверия.

Психолог – консультант телефона доверия может оказать помощь по многим направлениям, в том числе и по проблематике травматической ситуации для ребенка в результате развода родителей. Специалист постепенно убеждает ребенка в том, что он не виноват в разрыве отношений между родителями, что он также не должен втягиваться в конфликт между родителями. В то же время психолог помогает родителям осмыслить поведение и понять, какое влияние оно оказывает на ребенка [7, c.57].

Специфика поведения родителей в ситуации развода

Постсоветский мужчина более склонен к переадресовке вины женщине. А женщина всей системой воспитания предрасположена к тяжелому чувству вины, в результате чего легко воспроизводит это чувство.

Вместе с тем развод ухудшает психологическое состояние бывших супругов. Оба бывших партнера независимо от того, кто был инициатором развода, ощущают, что их предали, и в большинстве случаев (как минимум в момент развода и в ближайшие годы после него) испытывают выраженные негативные чувства друг к другу. Вместе с тем, мужчины в этих обстоятельствах чувствуют себя скорее несчастными и рассеянными, а женщины воспринимают себя напряженными, сердитыми, усталыми, подавленными и злыми.

Разведенные женщины-матери сталкиваются с множеством дополнительных проблем, таких как: экономические трудности, дефицит времени, ощущение недоверия и осуждения со стороны общественности.

Часть разведенных матерей отмечают и положительные стороны развода: свобода в распоряжении бюджетом, пусть и снизившемся, отсутствие материальных, эмоциональных и физических затрат на мужа и необходимости ухода за ним, возможность свободно регулировать свою личную жизнь, общение с детьми, улучшение представления о себе самой [4, c.25].

В отличие от женщин российские мужчины, в целом, гораздо легче переживают чувство вины и разрыв психологической зависимости. Психологическое состояние большинства разведенных мужчин в значительной степени, чем состояние большинства женщин в подобных условиях, может быть описано известной фразой «С глаз долой — из сердца вон».

Практика свидетельствует о том, что подготовленный профессиональным психологом и проведенный по всем правилам развод предпочтительнее попыток сохранения неудавшегося брака. При разводе же без помощи психолога обе стороны тратят массу усилий на приписывание ответственности за происшедшее друг другу. Психолог при работе с детьми, оказавшимися в ситуации развода родителей, принимает во внимание возрастные особенности детей. Так как в каждом возрасте реакция на развод родителей происходит совершенно по–разному.

Возрастные особенности развития детей, переживающих травму развода родителей

Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем, насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей.

При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывают и противоположные случаи, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной опекой, в буквальном смысле слова не спускает его с рук. При этом ее эмоциональное состояние передается малышу в прямом контакте [3, c.42].

Дети в возрасте 3,5 — 6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами больше не будет, но будет приходить к вам. Дети в возрасте 7-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10 — 11 лет дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем.

Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и последствия развода, качество своих отношений с каждым из родителей.

Ребенок должен ясно видеть и понимать, что его ждет, какими будут его дальнейшие отношения с матерью и отцом, будет ли он встречаться с родителем. Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка любого возраста важно знать, что они продолжают любить его и будут всегда о нем заботиться.

Последствия развода могут неожиданно проявиться в подростковом возрасте. Переживание разрыва между родителями изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии, до резкого негативизма и демонстрирования своего несогласия с решением родителей. Девочки-подростки чаще держат переживания в себе, и их внешнее поведение почти не меняется [5, c.49].

У мальчиков обычно проявляются нарушения поведения — воровство, сквернословие, побеги из дома. Их основные переживания — гнев и агрессивность, которую мальчики могут выражать по-разному: демонстративно отказываться говорить с отцом, повышать голос на мать, уходить из дома, переходить жить к друзьям или родственникам.

Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются в нем признаки пола, и тем больше будет проблем, связанных со становлением юноши или девушки. Оставшись без отца, лишенные примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе, мальчики-подростки не различают мужское и псевдомужское поведение, у них часто наблюдается заниженная самооценка, которая маскируется жестоким обращением с более слабыми.

Развод, безусловно, влияет на будущую семейную жизнь ребенка. По статистике, детям разведенных родителей гораздо труднее заключить свой первый брак (и даже просто вступить в отношения с человеком противоположного пола). Другая крайность — слишком раннее начало половой жизни, частая смена партнеров, ранняя беременность, вступление в брак, и как повторение родительского жизненного сценария – развод [8, c.66].

В любом случае, нужно понятно и доступно объяснить ребенку ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности лучше не говорить, как не говорить и о других случаях, когда поступки одного из супругов унижали достоинство другого.

Рекомендации психолога-консультанта абоненту по взаимодействию с ребенком и его воспитанию в ситуации развода родителей

Для правильного психического развития ребенку витально необходимы любовь и уважение окружающих его людей, а его воспитание должно быть последовательным. В неполной семье значение названных факторов многократно выше, потому что дефекты общения и воспитания, по сути, оказываются невосполнимыми. Родителям неполной семьи предстоит придерживаться следующих рекомендаций по воспитанию:

Опыт оказания психологической помощи семьям разведенных родителей свидетельствует о том, что, как правило, попытки одинокого родителя быть одновременно матерью и отцом для своего ребенка оказываются неудачными. Практически невозможно одинаково адекватно, достоверно и постоянно воспроизводить столь различающиеся по своей сути образцы поведения лиц разного пола. Человек все равно остается только мужчиной или женщиной, матерью или отцом. Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности, самодостаточности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает (или не успевает приобрести вовсе) психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу, — у ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.

Психологи отмечают, что проблема психосексуальной идентичности особенно острой оказывается в неполных семьях с искажением психосексуальных ролей, когда, например, властная мама выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая в себе силу, власть, право принимать окончательные решения и отвечать за эти решения, право наказывать и пр. Дети в таких семьях в силу действия бессознательного механизма идентификации вынужденно отождествляются с ролями и образцами поведения лиц противоположного пола — в будущем они испытывают явные затруднения в общении с людьми противоположного пола, в поисках интимного партнера, в выборе профессии, в общении с собственными детьми и т.д.

Психолог — консультант научит детей тому, как справиться со своими эмоциями и распознавать то, что они сами могут контролировать. Также, они научатся преодолевать стрессовые ситуации путем релаксации и позитивного мышления. Родители часто начинают что-то делать из-за чувства вины или пытаются показать, что они лучше другого. Эта противоречивость и враждебность подрывает их взаимоотношения с детьми. Здесь детям нет места, и они не могут ничего с этим поделать.

Такой расклад вещей негативно сказывается на них и приводит к еще большим проблемам.

Всегда стоит беречь чувства ребенка, но важно дать достаточную информацию для того, чтобы он не фантазировал, ведь иные фантазии будут куда болезненнее, чем правда. Нужно помнить, что дети склонны чувствовать себя ответственными за все трагедии, происходящие в семье. С их точки зрения, причина развода вполне очевидна: родители ссорятся или расходятся из-за их плохого поведения.

Чтобы снизить для ребенка травматический накал, необходимы искренность и ясность в объяснении сложившейся ситуации. При этом в разъяснениях, которые надо дать, важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего. Самое правильное – дать ребенку простое и доступное его пониманию объяснение.

Таким образом, сама ситуация развода и возникающие в связи с ней новые проблемы воспитания требуют особенного внимания родителей прежде всего к самим себе, к честной и самокритичной оценке собственных побуждений. Кроме того, родителям следует договориться о совместных действиях по воспитанию ребенка после развода, создать все необходимые условия для полноценного воспитания.

Некоторые мамы ошибаются, когда думают, что отсутствие отца совершенно устраняет из воспитания отцовскую роль как таковую. Необходимо всем одиноким матерям честно и самокритично признать, что отсутствие отца не может так или иначе не воздействовать на воспитание, не может специфически не окрашивать взаимоотношения с ребенком [7, c.56].

Как известно, в полной семье традиционно мать выполняет функцию эмоционального фона семьи, создает теплую семейную атмосферу, выполняет задачу близости, доверительности, понимания, а отец в большей мере представляет функцию нормативного контроля, создает систему оценок, осуществляет регуляцию поведения. В семье, где единственный воспитатель – мать, ей необходимо осуществлять обе эти функции. Одинокой матери необходимо быть особенно внимательной к выбору средств воздействия. Надо помнить, что следует быть чрезвычайно внимательной к нравоучениям, угрозам и наказаниям, поскольку мать является единственным источником социального научения ребенка. Здесь следует стремиться к взаимному сближению, чтобы негативные оценки не превысили количество похвалы и одобрения.

На поле семейной битвы ребенок почти всегда оказывается в самом опасном положении. А когда развод уже произошел, то дети становятся объектом для манипуляций между бывшими супругами. Как же вести себя родителям, чтобы выяснение отношений и взаимные обиды и упреки (а они после развода могут продолжаться еще очень долго) не отразились на ребенке?

Чтобы психологическая помощь ребенку в разводящейся (разведенной) семье была действенной, необходимо одновременно предоставить возможность психологической консультативной помощи и его родителям.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Почему детям нельзя смотреть телевизор: вред, влияние, как отучить

Влияние телевизора на ребёнка в наше время очень велико, ведь даже двухлетние малыши часто предпочитают общепринятым детским играм «в доктора» и «дочки — матери» просмотр мультфильмов и рекламных роликов.

Почему детям нельзя смотреть телевизор, БебиКлад

Наверняка вы уже не раз слышали о том, что ребенку вредно смотреть телевизор. Но почему? Многие родители обеспечивают себе комфорт, усаживая ребенка перед телевизором.

Почему детям нельзя смотреть телевизор

Сегодня споры о том, стоит ли детям отдыхать у телевизора, не утихают. Одни родители считают, что мультики, детские фильмы позволяют им быть спокойными за дитя, которое не бегает одно на улице, а другие не видят никакой пользы в таком досуге.

Почему детям не нужно выдавать карманные деньги

полезные советы (267) на заметку () Часто обсуждаемые темы) (155) психология (121) отношения между мужчиной и женщиной (119) здоровье (73) Факты (43) авто (40) любовь (40) техника и интернет (38) семья (38) брак (37) бизнес (37) досуг (34) секс (30) деньги (27) дизайн (26) медицина (23) строительство (21) родительская рубрика (12) отдых (12) работа (9) недвижимость (4) притчи (4) рыбалка и все для нее (3) рестораны (2) все о животных (2) загадки (1) карьера (0) На тему карманных денег для детей написано немало статей.

Почему детям кажется отстойным все, что нравится взрослым? Вопрос

Почему детям кажется отстойным все, что нравится взрослым? Порой ребенок реагирует на сказку или мультфильм не так, как мы ожидаем. Вместо того чтобы сопереживать главному герою, малыш все свои симпатии дарит отрицательному персонажу и даже заявляет, что хочет быть злодеем! Что происходит, и стоит ли родителям переживать? Почему иногда бывает так трудно найти общий язык с подростком? 15 особенностей «трудного возраста» Обычно родители говорят, что подростковый возраст ; это трудный возраст.

Почему детям вредны современные сладости?

Почему наши дети так любят чипсы, жвачки, конфеты, газированную воду, мармелад, сухарики. Как часто приходится видеть на улицах нашего города малышей, уплетающих за обе щеки чипсы, сухарики, жевательный мармелад кислотного цвета, а про Макдональдс вообще говорить не приходится – дети сидят за столами, уставленными подносами с гамбургерами, картошкой фри и Колой . Так и хочется кричать Родители, да вы с ума сошли.

Почему детям вредно смотреть телевизор? Психолог Юлия Кравченко

Многие родители задаются вопросом: «Почему детям вредно смотреть телевизор? С какого возраста можно разрешать сидеть перед экраном, как долго и что именно смотреть?». Любой детский врач вам скажет, что до трех лет ребенку вообще нежелательно показывать телевизор.

Почему детям вредна игра майнкрафт

Современные родители находятся на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая им своих детей, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения - навыка, лежащего в основе инноваций и конкурентоспособности.

Почему дети лгут, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Журавушка&raquo

С детской ложью сталкиваться приходилось всем родителям. Для кого-то это просто неприятное и огорчительное происшествие, а кто-то воспринимает ложь как преступление.

Почему дети кусаются в детском саду и нужен ли детям детский сад

Почему дети кусаются в детском саду, не знают ни психологи, ни родители, ни тем более они сами. Без помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана невозможно понять причины формирования агрессии.

Почему вредно смотреть телевизор детям и взрослым

Еще в прошлом веке телевизор был роскошью и мечтой каждого. Позже мечты воплотились в жизнь: он есть в каждом доме, иногда не один. Если человек не отказывается от него по своим принципам, его покупка – обязательная трата каждой семьи.

ПОМОЩЬ РАЗВЕДЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ И ИХ ДЕТЯМ

Положение дел в сегодняшнем цивилизованном мире таково, что развод из явления чрезвычайного давно приобрел черты относительно «нормальной» тенденции развития общества.

Помощь детям – жертвам насилия

Помощь детям – жертвам насилия. Меры, предпринимаемые на уровне общества. Для решения проблемы домашнего насилия на макроуровне предлагается три основных подхода: а) изменение социального климата, позволяющего процветать семейному насилию; б) создание юридических норм, способствующих выявлению в семье насилия и преследованию преступников в судебном порядке; в) усовершенствование служб помощи, позволяющих жертвам избежать оскорбительной домашней обстановки.

ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ ПОЛЮБИТЬ ШКОЛУ

Хорошо помнит взрослое поколение замечательные стихи Агнии Барто: просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс! . Даже дедушке приснилось, Что стоит он у доски И не может он на карте Помнят ли эти стихи те малыши, которые собираются в первый класс нынешней осенью? Трогают ли сердце эти строчки сегодняшних молодых родителей? Может быть, да. Может быть, нет.

ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ, Социальные вести

О чём мечтают дети, волею судьбы лишившиеся родительской заботы ? Конечно, о дружной семье, ведь счастливы они могут быть только в окружении любящих людей . О брести домашний очаг, найти мам и пап, которых не пугают предубеждения и трудности, — в этом воспитанникам детских учреждений помогают с пециалисты социальной отрасли.

ПМПК или про то как ставят диагнозы детям — Психолог Пётр Зарубин

Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК. Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

Ответ На карманные расходы — сколько вы даете детям подросткам денег на карманные расходы? acework

В разделе Семья, Дом, Дети на вопрос сколько вы даете детям подросткам денег на карманные расходы? заданный автором Ольга @@@@@ лучший ответ это Мы денег не даем.

Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении

Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении Агрессивность, замкнутость, тревожность, застенчивость, детские страхи, синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью, задержка психического развития – основные проблемы в поведении детей младшего школьного возраста, вынуждающие родителей обращаться за психологической помощью.

Ограничение интернета детям

С каждым днём всё больше семей обзаводятся компьютерами. А зачем же компьютер, если нет доступа в интернет? Интернет приходит буквально в каждый дом. И доступ к глобальной сети получают дети.

Объясняем правила поведения детям раннего возраста

Возрастные особенности малышей и потенциальные опасности Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.

Нужны ли нашим детям бабушки и дедушки?

В настоящей статье мы поговорим о роли бабушек и дедушек в развитии ребенка. Вполне возможно, что многие родители и не представляют себе, что общение их детей с бабушками и дедушками также необходимо, как и общение с родителями.

Нужны ли детям страшилки, Сайт психолога Ольги Осташко

Психолог Ольга Осташко ; индивидуальные и семейные консультации, психологическая работа с детьми и подростками, женские психологические тренинги О вреде и пользе страшных мультиков, сказок и игрушек В хит-парадах самых популярных фильмов, мультиков и книг всех времен мы с вами заметим немало ужастиков.

Нужны ли детям карманные деньги?

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы.

Нужно ли давать детям деньги на карманные расходы

Должен ли ребёнок иметь деньги на личные расходы? Помоги ему освоить азы финансовой грамотности! Пожалуй, впервые с миром денег ребёнок сталкивается, когда идёт в первый класс: покупка учебников, канцелярских принадлежностей.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->