- Вся активность
- Главная
- Новости | Noutati
- Дети
- Как подготовить ребенка к школе за лето? 5 дельных советов
Твой ребенок в этом году идет в первый класс? Поздравляем! Но готов ли он к школе и тем нагрузкам, которые ему предстоят? Если нет, то у тебя еще есть время заняться подготовкой малыша к школе.
Родителей будущих первоклассников можно смело разделить на два лагеря. В один лагерь попадут мамы и папы, которые считают, что перед первым классом ребенка нужно загрузить по полной: так он в глазах одноклассников и школьного учителя не будет выглядеть недоучкой. А во второй – те, кто уверен, что последнее дошкольное лето чада должно пройти под девизом «Отдыхай и наслаждайся последними свободными деньками!» Кто из них прав? Психологи говорят, что истина как раз посредине, ведь будущий школьник должен и хорошо отдохнуть, и успеть получить определенные азы, которые ему пригодятся в будущем.
Как подготовить ребенка к первому классу за лето?
Обычно в начале июля родители уже четко знают, в какую школу идет их ребенок. Если твой будущий первоклассник идет в какую-то особенную школу с определенным уклоном, то со 100-процентной гарантией он проходил специальные тесты и собеседования. То есть, руководство школы и учитель прекрасно знают, на что способен будущий новичок, и какие у него есть знания. Если вам не давали четких рекомендаций, на что нужно сделать акцент во время летних каникул и что подтянуть за это время, то перегружать дополнительными занятиями малыша все же не стоит.
При подаче документов в обычную общеобразовательную школу дети обычно не проходят никаких тестов, да и обучение там среднестатистическое и ориентировано на детей со стандартным набором знаний 6-7 лет. Но это вовсе не значит, что никаких знаний и подготовки к школе ребенку не нужно.
А теперь о самом важном: на что же нужно сделать акцент во время подготовки будущего первоклассника летом, независимо от того, в какую школу он идет?
1. Подготавливай свое чадо к школе психологически, рассказывая без прикрас о своих школьных годах. Но и пугать все же детку не стоит. Ты понимаешь, что рассказы о том, сколько ему придется в школе учить на память, какая там «строгая учительница, и она тебе покажет…» и что свободного времени на игры у него там не будет – ни к чему и лишь вызовут нежелание ходить в это учебное заведение. Расскажи лучше о школьных праздниках, о том, сколько новых друзей и подруг у ребенка появится и прочее.
2. Займись улучшением навыков коммуникации детки. Особенно, если он не ходил в детский сад, где мог общаться и играть со сверстниками в течение дня. Лучшим вариантом обучения ребенка навыкам общения являются посещения развивающих центров и занятий, игры на детских площадках с другими детьми, приглашение сверстников ребенка в гости.
3. Обязательно внушай своему чаду, что если ему будет тяжело или трудно, ты всегда будешь рядом, поддержишь его и поможешь. А вместе вы легко справитесь с любой трудной задачей.
4. Дополнительно заниматься с ребенком все же нужно. Правда, относиться к занятиям нужно легко и помнить, что они не должны по длительности превышать 30 минут в день: для ребенка 6-7 лет это оптимальное время для усвоения информации. Если занятия будут проходить в одно и то же время, то это поможет ребенку привыкнуть к нагрузкам и дисциплинирует его. Какие это могут быть занятия? Например, в помощь родителям будущих первоклассников некоторые издательства выпустили специальные тетради на каждый день лета, в которых продуманы задания. На один день это может быть письменное упражнение (нарисовать палочки или кружочки), на второй – математическое, на третий – рисование или развитие речи и пр.
5. Играй с ребенком в домино, шашки, эрудит и прочите игры. Это способствует развитию логики, речи, мышления, обучает структурированию мыслей и прочее. Кстати, знаешь ли ты, что поддаваться ребенку в таком возрасте нежелательно? Почему? Потому что это не даст ему прочувствовать вкус победы по настоящему, проигрыша. Кроме того это заставляет ребенка думать и приучает ставить цели и достигать их.
И самое важное – занимайся физической подготовкой и укреплением иммунитета своего будущего первоклассника. В школе детям приходится подолгу сидеть, из-за чего страдают мышцы и позвоночник. Лучшие упражнения на укрепление мышц спины, плеч и брюшного пресса – лазанье по канату или трубе, подтягивания, отжимание и прочее.
Комментариев для отображения не найдено.
ПОДВИГ ДЕТСКОГО ТЕРПЕНИЯ
«Сапсан», легонько дёрнув, стал быстро набирать ход. И вот уже отпрыгнули назад Обводный канал, Сортировочная, Обухово…
– Возьми яблоко! – тихо произнёс рядом со мной женский голос.
Нет, это не мне, это парнишке лет десяти, сидевшему напротив меня.
– Мам, я не хочу, – обречённо ответил мальчик.
– Я тебя не спрашиваю, хочешь ты или не хочешь. Возьми и ешь! Костик, ты слышал, что я сказала?!
Я оторвался от окна и посмотрел на попутчиков.
Мама дышала строгостью. Кто не встречал таких людей, в том числе и среди мамаш? Для них самый главный постулат в жизни – порядок. В мыслях, в чувствах, в одежде, в доме, в поведении, в близких людях… Сами они всегда правы и всё делают правильно, а потому того же требуют от окружающих, будь то члены семьи или подчинённые.
Я перевёл взгляд на парнишку. Брови насуплены, в уголках рта – обида, в глазах – безысходная обречённость. Всем своим видом Костик показывал: как мне всё это надоело!
Вот бедолага! Такому не позавидуешь…
Эх, если б я знал, что будет дальше! В течение всего пути замечания и указания сыпались на Костика с регулярностью кувалды:
– Не клади огрызок на стол! Вот салфетка, заверни и отнеси в урну.
– Хватит смотреть в окно! Лучше возьми книжку и почитай!
– У тебя загнулся уголок на воротничке рубашки. Встань, я поправлю.
– Не сутулься. Держи книжку выше!
…Будь у меня такая мать, я бы сбежал от неё на край света. А Костик – ни разу ни одного грубого слова в ответ. Держит удар. Мужественно, отважно. Я бы таким мальчикам и девочкам устанавливал бюсты в аллее пионеров-героев! За великий подвиг терпения.
Взрослым мамам и папам трудно себе представить, каково это – быть маленьким. Вроде ещё недавно сами были детьми, а уже этого не помнят. Что ж, таков закон: плохое забывается быстро и почти всё. Если бы мы несли в себе все негативные воспоминания, тем более с раннего детства, у нас не выдержала бы психика. И человечество превратилось бы в огромный сумасшедший дом.
Однако иногда всё же полезно напрячь память и вспомнить, каково быть ребёнком.
Того нельзя, этого нельзя, и это запрещено. А должен ты делать то-то и то-то и ещё то-то.
И все окружающие тебя учат, поучают, наставляют, вразумляют. И все имеют право сказать тебе нет. И все лучше тебя знают, как и что тебе можно. И все правы, а ты – почти никогда.
Ты лишён элементарных прав – выбирать, когда тебе есть и что есть, какую телепередачу смотреть, какие игрушки, одежду и обувь покупать… В выходные и в праздники ты чаще всего идёшь не туда, куда тебе хочется (в зоопарк, на футбол или хоккей, в гости к подружке, в ресторан быстрого питания…), а туда, куда хотят взрослые (в парк, в музей, в филармонию, в гости к папиным сослуживцам).
И каждый твой шаг – под постоянным контролем. И даже твои личные вещи на самом деле вовсе не такие уж личные, потому что любой из старших членов семьи может в любой момент без спроса запустить руку в твой портфель, открыть ящик твоего стола и вывернуть твои карманы.
Ты должен безропотно подчиняться всем: родителям, старшим братьям и сёстрам, бабушкам и дедушкам, дядям и тётям, воспитательницам и нянечкам детского сада, а потом – школьным учителям. Ты должен слушать всё, что они тебе говорят. Быть с ними учтивым и доброжелательным. И вдобавок за всё их благодарить.
При этом все они смотрят на тебя – в буквальном смысле слова! – сверху вниз, а ты на них, соответственно, – снизу вверх.
Единственный, кто подчиняется тебе, – домашняя кошка или собака. Но и эти не всегда и не обязательно.
…Попробуйте прожить в таких условиях хотя бы два-три дня. Сомневаюсь, чтобы вы остались счастливы, даже если эта клетка золотая. Какая бы клетка ни была, хоть бриллиантовая, – это прежде всего клетка.
«Психические заболевания сегодня касаются примерно 20-25% детей, – свидетельствует главный детский психиатр Москвы Анна Портнова. – Самое большое количество расстройств приходится на возраст 6-7 лет»…
Не пугайтесь: каждый четвёртый или каждый пятый ребёнок с психическим расстройством – это вовсе не обязательно потенциальный пациент закрытого медучреждения. Речь идёт о переутомлении, апатии, подавленном состоянии, потере интереса к жизни.
Но это тоже заболевания. Причём каждое – со своими причинами: то ли это чрезмерные нагрузки на мозг в результате занятий в кружках или с родителями, то ли неумение вписаться в компанию новых друзей в школе, то ли неспособность привыкнуть к дисциплине на уроках… А бывает, и неудовлетворительные отношения со старшими членами семьи. В частности потому, что взрослые предъявляют к ребёнку повышенные требования, и требований этих чересчур много.
Кому из нас не хочется, чтобы наше дитя было самым-самым: самым воспитанным, самым послушным, самым дисциплинированным, самым развитым… Но вот ведь незадача: список наших желаний нескончаем, а ребёнок – один. К тому же он ещё совершенно не готов, не способен соответствовать нашим высоким запросам. Да что там, чаще всего мы сами, взрослые, окажись на его месте, тоже не были бы в состоянии соответствовать своим же требованиям.
Ребёнок ощущает только одно – сосредоточенную на нём постоянную агрессию. Пусть из благих целей, пусть со стороны близких, но агрессию. А защититься нечем.
Но годами оставаться таким униженным невозможно. И тогда – как правило, в подростковом возрасте – начинается подсознательный поиск средств защиты.
В результате ваш ребёнок начинает напоминать держащее оборону воинское подразделение: любое ваше слово он встречает в штыки – дерзко и грубо.
Вы, конечно, расстраиваетесь, обижаетесь, возмущаетесь:
– Как ты себя ведёшь? И тебе не стыдно?!
Только всё это словно горох об стенку. Когда тебя изо дня в день терзает множество ЦУ по любому поводу, ты стараешься не давать никаких поводов. Вообще никаких. Ты становишься предельно скрытным. Логика простая: чем меньше про тебя знают – тем меньше замечаний и директив. А лучше, чтобы про тебя вообще ничего знали.
– Что было сегодня в школе?
– Куда вы ходили со Светой?
– Что сказала учительница?
Все попытки хоть чего-то добиться бесполезны. Перед вами не ребёнок, а партизан на допросе.
И вот тут-то происходит по-настоящему страшное. Вы наконец осознаёте, что ваш ребёнок. от вас ушёл. То есть, конечно, он здесь: вот стоит у стола, пьёт чай, идёт по коридору… Но в действительности его нет.
Вы принимаетесь размышлять: что же случилось? Вариантов ответа обычно бывает три. Первый, наихудший: «Мальчик связался с дурной компанией» (другая версия: «У него появилась девушка, которая настраивает его против меня»). Второй, возможный, но не обязательный: «Это просто переходный возраст – повзрослеет, и всё пройдёт». Наконец, третий, наилучший: «Это моя вина – нельзя то и дело поучать ребёнка, он такая же личность, как и я, только ещё маленькая».
Если вам удалось возвыситься до третьего варианта – вы молодец. Даже очень большой молодец! Но теперь попробуйте сделать ещё один шаг вверх: перестав мучить своего ребёнка замечаниями и указаниями, скажите ему, что были неправы и поняли это.
Некоторые родители считают, что извиняться перед маленькими нельзя – это, мол, роняет родительский авторитет. На самом деле всё ровно наоборот: это повышает ваш авторитет, ведь для того чтобы признаться в собственной ошибке, да вдобавок извиниться, – надо быть очень сильным и смелым человеком.
Как учат терпению в школе и дома
Мой племянник (он учится в третьем классе) недавно был на выездной экскурсии в Музее истории.
Со слов учительницы и самого «пострадавшего» там произошло следующее: дети построились в несколько рядов перед экскурсоводом и экспонатами. Племянник стоял в конце и ничего не видел за чужими головами. Он начал громко возмущаться и говорить, что ничего не видит. Учительница заставила его замолчать, потом записала замечание в дневник и сообщила родителям о его ужасном поведении на экскурсии. Строгий папа добавил другое наказание — неделю без планшета (других источников игр и интернета у племянника нет).
Что получается? Человеку обещали экскурсию (за которую его родители заплатили деньги), человек не получил экскурсии (он не видел её, а воспринимать новую сложную информацию на слух трудновато). Человек начал отстаивать свои права и сообщать о недовольстве. Человека за это наказали учитель и родитель.
Есть и другие примеры, которые случаются в каждом классе со стабильной периодичностью: на перемене не хотелось в туалет, а на уроке захотелось, но учитель не пускает и говорит «терпи». Обижает и мешает сосед по парте, но учитель не рассаживает, потому что… потому что надо смириться, терпеть. Терпеть унижения, нервотрёпку, порчу имущества (а ваш учебник разрисовывали ручкой, пока вы отвечали у доски?).
Такое культивирование терпения рождает невротиков. Ребёнок попадает в замкнутый круг: мне плохо — я прошу о помощи — меня стыдят и ругают — мне ещё хуже
Это рождает ещё и навязчивое чувство вины: меня ругают, когда мне плохо, а значит — я не заслуживаю хорошего отношения.
К сожалению, это происходит не только в школе, но и дома. «Мама, я хочу пить» — «терпи», «папа, мне неудобно сидеть» — «терпи». «Меня обижают» — «терпи». Расскажешь об этом — ты ябеда. Полезешь давать сдачи — ты хулиган. Просто терпи. Не обращай внимания.
Что происходит дальше
Вынужденное терпение — это каждодневная пытка. Вот банальные примеры, которые точно случались с вами или вашими знакомыми: каждые выходные муж приходит домой в стельку пьяный — терпи, он мужчина, ему нужно общаться с друзьями, это мужские развлечения. Не цепляет работа, мало платят и начальник вечно орёт — терпи, ведь у всех так, всем не нравится их работа и все терпят.
Да, действительно, терпят многие, потому что привыкли к этому с самого детства. Ушёл с работы искать своё счастье? «Ты сумасшедший, место потерял». Опять пристыдят, осудят, поругают, накажут.
Конечно, порой терпение необходимо и полезно. Можно потерпеть час езды в душном автобусе. Можно потерпеть боль в животе, прежде чем подействует таблетка, назначенная врачом (вы ведь не терпите боль по несколько дней, а сразу идёте к врачу?). Но насилие над собой терпеть нельзя.
Что делать, чтобы дети не вырастали несчастными и беспомощными.
Взрослым тоже стоит помнить об уважении. Иногда понять потребности и чувства ребёнка бывает трудно. Хорошим началом будут доверительные разговоры и реальная помощь (если она нужна).
Не оставляйте без внимания жалобы ребёнка. «Терпи» для него — это почти «отвали, я не буду тебе помогать»
Детская проблема может казаться взрослым мелочью, которую можно терпеть, но для ребёнка это терпение — очень болезненная вещь, ведь терпением проблема никогда не решается.
Поддержите ребёнка в его желании отсесть от надоедливого одноклассника, обсудите это с классным руководителем. Уважающий детей учитель поймет ситуацию и не будет призывать терпеть.
Если в переполненном автобусе по дороге на дачу ребёнок просит пить, стоит спокойно сказать ему (не упоминая слова «терпи»), что вы скоро приедете и сразу же купите воды. Не кричать, не стыдить за желание. И самое главное — выполнить потом это обещание, а в следующий раз брать в дальнюю поездку бутылку воды.
Получая реальную помощь и поддержку в этих случаях, ребёнок научится справляться с проблемами и точно будет знать, что он вам небезразличен. Вместо страдания и пускания проблемы на самотёк придёт ценная дисциплина: одноклассник мне мешал, но я пересел от него; жажда и духота — это неприятно, но скоро я попью воды и выйду на воздух, потому что так уже было.
С проблемой можно справиться, если действовать.
Причём тут личные границы
Ребёнок — не дурак, он прекрасно осознаёт свои болевые точки. Если учить ребёнка терпеть все раздражители, то с возрастом он будет мыслить по-другому: меня можно бить, меня можно обзывать, меня можно унижать, я перетерплю.
Звучит ужасно? Но многие из нас так и живут с этими установками на беспомощность, ходят на нелюбимую работу или живут с партнёром, который не ценит наши потребности и чувства.
Защищая свои границы, необходимо помнить и о чужих. Границы моего племянника на экскурсии были нарушены, а он своими «воплями» нарушил границы всех остальных. Что он мог сделать, если бы с раннего детства его научили справляться с такими трудностями? Попробовать найти удобное место с краю, тихо подойти к учительнице и поискать место вместе с ней. Работники музея могли спросить учеников, всем ли видно, и вместе найти для всех удобное положение. Выход всегда есть. Выход, который не обижает никого и не нарушает личные границы. Возможно, группа потратила бы на пять минут больше времени, организовывая пространство. Но эти пять минут сделали бы всю группу довольной, никто бы не орал и никого бы не наказывали.
О психогигиене и личных границах нужно рассказывать всем детям и взрослым. Если с детства учить взаимному уважению, то станет меньше самих ситуаций, в которых мы «вынуждены» терпеть. Мир, где каждый уважает себя и других, похож на утопию, но к нему стоит стремиться. Не терпите то, что причиняет вам боль, и не приучайте своих детей терпеть.
43-летний Джастин Смит, отец двух дочерей (10 и 11 лет) и трех сыновей (13, 14 и 22 лет), устал от того, что его дети постоянно сидят в своих телефонах. Но вместо того, чтобы ругаться с наследниками, он решил к ним присоединиться и завел свой собственный YouTube-канал под названием Joe Daddyutube.
По словам Джастина, его целью было отвлечь детей от «глупых или опасных» видео и дать им источник семейных и веселых роликов. И, кажется, все получилось, хотя дети новоиспеченного влогера отметили, что свое первое видео он снял неправильно — «в портретном режиме и вертикально, а нужно было в ландшафтном и горизонтально». За четыре дня находчивый папа успел снять пять видеороликов и на него подписались 32 человека.
Мистер Смит работает менеджером по продажам в крупной продуктовой компании и часто ездит в командировки за границу. Он считает, что видеоканал поможет ему стать ближе к детям и показать им, чем он занимается.
Мы живем в дивном изобильном мире, насыщенном вещами, идеями и информацией. Это прекрасная вселенная, в которой можно и накормить лапшой любого сирого, и есть масса возможностей для самовыражения. Наиболее ценными ресурсами становятся здесь не вещи, а наше время и внимание. Детям, однако, все упорно не хотят рассказывать про особенности потребительского общества, погружая их то в XIX век с лучинами, пахотой и великими писателями, то бросая их перед мерцающими экранами без спасательного жилета и предварительной подготовки.
Гигантская часть информации, которая сваливается на неокрепшую детскую голову, давит на эмоции и убеждает что-то купить: от леденца на палочке до стиля жизни. Конечно, со временем ребята разберутся, что почем, но пока соблазнов вокруг слишком много, а подкованности — никакой. Нельзя позволить им так расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям на банковских картах, нельзя спокойно смотреть, как они принимают промо-мусор за чистую монету и хотят чего-то ненастоящего в блестящей обертке.
По статистике, приведенной в «Афиша Daily», дети в возрасте до 12 лет просматривают около 25 тысяч рекламных роликов в год, и это не учитывая рекламу в интернете, продакт-плейсмент и растяжки с пин-ап герл прямо под вашими окнами. До 8 лет малыши почему-то считают всю рекламу достоверной, и лишь после 11 лет в их головы закрадывается подозрение, что, может быть, вот эта домохозяйка, которая сошла с ума от счастья, отведав печенья, не вполне искренне закатывает глаза и сучит в эйфории ногами.
Но даже после того, как подросток догадался, что от нового стирального порошка на потолке не появляется радуга, он все равно ведется на рекламу. А как же иначе, ведь она изготавливается с учетом наших нужд, склонностей и потребностей — если и вам трудно устоять перед покупкой новой стиральной машины, каково ребенку?
Ловко разложенные маркетологами наживки вызывают выброс нейромедиатора дофамина. Дофамин сулит мозгу награду, заставляет нас предвкушать счастье. Сам по себе он не делает никого счастливым, лишь стимулирует быть бодрее, сконцентрироваться и во что бы то ни стало заполучить нечто, обещающее удовольствие. Дофамин нужен эволюции, чтобы человек, прихватив копье, устремлялся за ускользающей антилопой, предвкушая вечер с женой и шашлыком перед экраном костра. Сегодня наша дофаминовая система работает слишком яростно: для блага экономики и цивилизации мы должны хотеть все и последней модели — предыдущая версия антилопы уже вышла из моды.
И если взрослые могут этот момент как-то отрефлексировать, то дети послушно несутся за обещанием награды, принимая это обещание за счастье.
Фокус дофамина ещё и в том, что он никогда не скажет:»Ок, теперь хватит». Гонка должна быть бесконечной
Почему дети перестают играть? Почему они складируют столь вожделенные игрушки в шкаф, мгновенно утрачивая интерес к розовому домику для зомби размером с вашу прихожую? Домик выпрашивался, между прочим, два месяца. Для начала игры нужно некоторое волевое усилие. Домик есть, а счастье не наступило, дофамин вырабатывается на новую штуковину: электронный бобер, которого ночью можно оживить под родительской кроватью. Ребенок не улавливает, что угодил в дофаминовую ловушку. И даже когда из-под кровати предков выскочит бобер, детская радость будет неполной. Потому что у него еще нет новой игровой приставки.
Только когда дочь просит на выпускной сумку «Биркин» стоимостью в вашу месячную зарплату, вы вдруг вспоминаете, что, оказывается, забыли поговорить с ней об обществе потребления, рекламных обещаниях и дофаминовой ловушке. Инна Прибора — о том, как научить детей не вестись на рекламу и рассудительно подходить к покупкам.
Мы живем в дивном изобильном мире, насыщенном вещами, идеями и информацией. Это прекрасная вселенная, в которой можно и накормить лапшой любого сирого, и есть масса возможностей для самовыражения. Наиболее ценными ресурсами становятся здесь не вещи, а наше время и внимание. Детям, однако, все упорно не хотят рассказывать про особенности потребительского общества, погружая их то в XIX век с лучинами, пахотой и великими писателями, то бросая их перед мерцающими экранами без спасательного жилета и предварительной подготовки.
Гигантская часть информации, которая сваливается на неокрепшую детскую голову, давит на эмоции и убеждает что-то купить: от леденца на палочке до стиля жизни. Конечно, со временем ребята разберутся, что почем, но пока соблазнов вокруг слишком много, а подкованности — никакой. Нельзя позволить им так расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям на банковских картах, нельзя спокойно смотреть, как они принимают промо-мусор за чистую монету и хотят чего-то ненастоящего в блестящей обертке.
По статистике, приведенной в «Афиша Daily», дети в возрасте до 12 лет просматривают около 25 тысяч рекламных роликов в год, и это не учитывая рекламу в интернете, продакт-плейсмент и растяжки с пин-ап герл прямо под вашими окнами. До 8 лет малыши почему-то считают всю рекламу достоверной, и лишь после 11 лет в их головы закрадывается подозрение, что, может быть, вот эта домохозяйка, которая сошла с ума от счастья, отведав печенья, не вполне искренне закатывает глаза и сучит в эйфории ногами.
Но даже после того, как подросток догадался, что от нового стирального порошка на потолке не появляется радуга, он все равно ведется на рекламу. А как же иначе, ведь она изготавливается с учетом наших нужд, склонностей и потребностей — если и вам трудно устоять перед покупкой новой стиральной машины, каково ребенку?
Ловко разложенные маркетологами наживки вызывают выброс нейромедиатора дофамина. Дофамин сулит мозгу награду, заставляет нас предвкушать счастье. Сам по себе он не делает никого счастливым, лишь стимулирует быть бодрее, сконцентрироваться и во что бы то ни стало заполучить нечто, обещающее удовольствие. Дофамин нужен эволюции, чтобы человек, прихватив копье, устремлялся за ускользающей антилопой, предвкушая вечер с женой и шашлыком перед экраном костра. Сегодня наша дофаминовая система работает слишком яростно: для блага экономики и цивилизации мы должны хотеть все и последней модели — предыдущая версия антилопы уже вышла из моды.
И если взрослые могут этот момент как-то отрефлексировать, то дети послушно несутся за обещанием награды, принимая это обещание за счастье.
Фокус дофамина ещё и в том, что он никогда не скажет:»Ок, теперь хватит». Гонка должна быть бесконечной
Почему дети перестают играть? Почему они складируют столь вожделенные игрушки в шкаф, мгновенно утрачивая интерес к розовому домику для зомби размером с вашу прихожую? Домик выпрашивался, между прочим, два месяца. Для начала игры нужно некоторое волевое усилие. Домик есть, а счастье не наступило, дофамин вырабатывается на новую штуковину: электронный бобер, которого ночью можно оживить под родительской кроватью. Ребенок не улавливает, что угодил в дофаминовую ловушку. И даже когда из-под кровати предков выскочит бобер, детская радость будет неполной. Потому что у него еще нет новой игровой приставки.
Другая сторона проблемы в нехватке времени. Мы сами совершаем массу спонтанных покупок; с появлением пластиковых карт и интернета многие решения принимаются на бегу, без участия мозга. И пока вы приобретали кашемировый свитер (скидка 30%!), вы забыли объяснить ребенку, что существуют и настоящие потребности: быть значимым, быть принятым, быть собой. Есть что-то на самом деле крутое — творчество, общение, исследование и созидание. Но эти вещи, способные принести настоящую радость, как-то неуловимо подменяются дешевыми суррогатами: погоней за новизной, поверхностными удовольствиями и соревнованием «у кого понтовее брелок».
Там, где нет настоящего удовлетворения эмоциональных нужд, находится быстрый заменитель. Об этом хорошо пишет американская художница и педагог Эдит Крамер в своей книге «Арт-терапия с детьми»:
Привычка мгновенно получать любую ерунду, которая вызывала дофаминовый всплеск, безо всяких усилий и раздумий играет не на руку детям. Они становятся, по выражению Крамер, «нетерпеливыми и несобранными», бросают любое занятие, как только гаснет первая вспышка энтузиазма, и как после этого читать ребенку «Илиаду» — неясно.
Бери от жизни всё
Сейчас вы начнете возражать: «Нет, слушайте, какая-то ерунда. Надо же, чтоб у ребенка была богатая среда и этот, как его, „Лего-звезда смерти“. И такой портфель с шипами. И кроссовки с фонариками. Чтоб не хуже, чем у ребят, а то у него разовьется комплекс неполноценности, и вечером дома будет капать слеза ребенка, а бабушка этого не переносит…»
Нет, конечно, можно проклясть потребительское общество, которое портит детишек, и удалиться от него куда-нибудь поближе к Северной Корее, но, наверняка, там тоже не всем понравится. Для тех, кто остается, есть несколько психологических советов от психолога и педагога Ирины Беляевой, которые помогут сформировать максимально здоровое отношение к миру.
1. Замечательно, если ребёнок умеет делать выбор. Это закладывается еще с какого-то совсем юного возраста, когда товарищу предлагают на выбор ползунки с красными горошками или с синими. Ощущение, что ты можешь что-то решать, что у тебя есть альтернатива — благодатная почва для роста. Скажем, советскому поколению наших родителей не приходилось делать выбора, кроме выбора в конец какой очереди встать. Поэтому бабушка вряд ли научит ребенка ориентироваться среди рубашек китайского изготовления. А родителю было бы хорошо не навязывать свой вкус даже первокласснику: «Нет, сын, почему у тебя какая-то голая женщина на штанах, давай тебе тройку с галстуком прикупим!» Пусть ребенок учится делать выбор и обосновывать его.
2. Родитель тоже должен уметь сказать себе: «Стоп, мне это не нужно!» Как-то странно выглядит человек, который покупает себе пятый геликоптер за месяц, а ребенка учит, что нужно 500 раз подумать, прежде чем приобрести жвачку. Если мама снимает стресс шоппингом, почему мы возмущаемся, когда дочка просит новые туфли, не сносив коньков.
3. Не следует предлагать непосильного выбора. Зная, что человек без ума от динозавров, не надо водить его между бутиками «Вещи из кожи динозавров» и «Трицератопсы в натуральную величину». Во время тяжелого пубертата дочки не умножайте скорби в больших торговых центрах.
4. В мире есть и другие радости, кроме нового дивана, правда же?Если в семье принято прыгать до потолка из-за свежекупленной посуды и три недели обмывать приобретение пылесоса, то дети могут как-то догадаться, что это и есть настоящие ценности. Странно выглядит, когда у нас поход к бабушке, общение с другом, чтение книжки и поход в музей — тоска и наказание, а «айда в Мегамолл» — это успех и карусели. Покажите, что есть крутые вещи, которые не требуют особенных затрат, что мир полон чудесных переживаний, даже если на тебе старые джинсы.
5. Не успокаивайте детей вещами. Не делайте из них единственный вариант утешений, поощрений и наград. Совместный досуг, прогулка, впечатление, разговор, объятия — ваш ребенок жаждет не только похода в «Детский мир».
6. Помогайте переживать фрустрацию. Да, я очень хочу купить тебе ударную установку, но, к сожалению, по габаритам она не умещается в нашу квартиру. Очень жаль. Давай поплачем. Вот бубен мы могли бы себе позволить. Утешайте и сочувствуйте и пять, и двадцать пять раз, подставляйте жилетку и плечо. Слезы тщетности — это, как известно, полезно.
7. Демонстрируйте рефлексию на тему «Я так хотел, вот покупка, и ничего не произошло». Смотри, как я мечтала об этом платье, а оно уже три месяца висит, и даже надевать не хочется. Можно аккуратно в этот момент повернуться лицом к детской, а, ладно, лучше не надо, чтоб не вышло скандала.
8. Обсуждайте тонкие вопросы. А почему ты хочешь эту вещь? Вот мы стоим у кассы, тут ребята специально выставили милого трехголового зайчика за 200 рублей. Мне не жалко за твою улыбку 200 рублей, но посуди сам: мы отдаем эти деньги, кто-то становится богаче (явно не наша семья), через 20 минут зайчик из нового превращается в старого, его судьба печальна, он лежит и пылится, а ты чувствуешь обман. Проклятый дофамин!
9. Посмотрите с ребёнком рекламу и обсудите, какими приёмами пользуются маркетологи, чтобы заставить вас что-то хотеть. Почему вас пугают бактериями, показывают кадры до и после, обещают решение всех жизненных проблем и успех у девочек после покупки газировки. Как показывает практика, дети многого не видят, не прочитывают даже самый простых вещей. И как мы их таких сырых еще на улицу выпускаем?
10. Разберите с подростком рекламный слоган — пусть, он знает, что ему продают миф. Глупо внушать, что миф ничего не стоит, в информационном обществе — как раз миф и стоит денег в отличие от вещи. Но человек даже в 10 лет должен знать, что именно он покупает: ок, я плачу не за куртку с лицом Дэвида Боуи, а за самоидентификацию и за миф, но пусть хотя бы этот миф будет качественным и моим.
11. Дайте ребёнку больше общения. Идите с ним в поход, в трудное путешествие, выключив предварительно айпад. Обратите его внимание на то, что последние дни он использовал планшет в качестве лопаты, и было, в общем-то, круто.
12. Позаботьтесь о среде. Если ребенок каждый день ходит в школу, в которой обладатели не шестых айфонов получают в спину жеваной бумагой, он вряд ли проникнется вашей речью о презренных материальных благах. У детей не до конца сформирована эмоциональная и когнитивная интеграция, с этим трудно держаться, когда окружение давит.
13. Ещё разок: разговаривайте с детьми, формируйте осознанность. Почему ты хочешь эту штуку? Ты просто проходил мимо и захотел? Или все вокруг это уже купили? Сколько вещей нужно для того, чтобы быть особенным? А чтобы быть собой? Сколько вещей в гардеробе успешных людей? А в чем твоя личная фишка?
Наш мозг по-разному обрабатывает изображения и знаки: буквы, цифры, условные символы. Иначе двигаются глаза по странице или экрану, показывают активацию разные участки мозга, задействованы разные нейронные пути и схемы обработки информации. Почему это важно для нас? Потому что ребёнок, которому предложили знаки раньше, чем его мозг дозрел до их обработки, начинает воспринимать их как изображения и обрабатывать соответствующим образом.
Ребёнок запоминает рисунок буквы «А», а не знак «А», который может быть прописным, заглавным, курсивным, строчным, написанным разными шрифтами и цветами. Так, исследования движения глаз при чтении показывают, что у детей, обрабатывающих знаки как изображения, скорость чтения из-за изменения шрифта или начертания страдает сильнее, чем у их ровесников, которые символы воспринимают как символы.
Согласно экспериментальным данным, дети, обрабатывающие буквы как рисунки, при чтении текстов устают быстрее. Правильно сформированный навык всегда более энергетически эффективен.
Слишком раннее знакомство с цифрами в позднем дошкольном и младшем школьном возрасте может оказывать негативное влияние на развитие чувства числа, умение считать с переходом через десяток, записывать и читать большие числа. Ребёнок запомнит цифру не как знак, имеющий значение или несколько значений, а как рисунок или предмет. Яблоко — это яблоко. Если поставить яблоко, а за ним грушу и персик, они останутся яблоком, грушей и персиком. Они могут стать «фруктами» или «компотом», но яблоко останется только яблоком. А вот поставленные подряд «123» — это уже «сто двадцать три». Но ребёнок не усвоил «1» на уровне знака, он запомнил такую же картинку, как яблоко, и для него «123» остаются «один-два-три» или «цифрами». Не превращается «один» в «сто» никак.
«Ранняя математика» — это больше-меньше, пирамидки и матрёшки. И не надо говорить «мой уже давно собирает». Купите матрёшку на 18 вложений — я сама её с первого раза собрать не могу.
Аналогичная ситуация с буквами, которые могут иметь несколько значений. Раннее чтение на родном языке может задерживать обучение чтению на иностранном. Мозг не верит, что «Н» могло стать «Х».
Хуже раннего обучения буквам может быть только «квазичтение» — ранее обучение чтению целых слогов или небольших слов. Оно же — «глобальное чтение». Ребёнок запоминает в качество картинок не отдельные буквы, но целые слоги или даже слова. И в дальнейшем единицей чтения для него становятся именно они.
Такое восприятие закрепляется и в дальнейшем приводит к «угадывающему чтению», когда читающий ищет знакомые ему сочетания в словах текста. Исследования движения глаз показывают, что маршрут глаз такого читателя может быть длиннее, чем у читающего посимвольно, в несколько раз!
Посимвольное чтение в пределе всегда быстрее глобального. Читающий посимвольно начинает обработку возможного значения следующего слова с того момента, как в область его периферического зрения попали первые буквы нового слова. «Глобальному» читателю надо перевести взгляд на следующее слово полностью, чтобы начать обработку.
9. Описанное верно для исследований на материале русского языка. Исследования других языков могут отличаться. В частности, преимущества посимвольного чтения не так очевидны в английском. Возможно, причина в сложных правилах чтения, когда значение буквы может зависеть от последующих букв. Для языков, использующих иероглифы, результаты тоже отличаются от русского. Вероятно, чем меньше среднее количество букв в слове языка, тем меньше выигрывает символьное чтение у глобального.
10. Иногда родители говорят: «Он сам захотел!». Он сам захотел в том случае, если для освоения букв ему хватило вывесок на улице и текстов в книжке шрифтом «для чтения взрослыми детям». Если же в 1,5-4 года, в период значительной чувствительности к зрительным стимулам и изображениям, у ребёнка самыми яркими игрушками были звуковой плакат, красивые кубики с буквами и цветными картинками, сто пять азбук «с пелёнок» — это не он сам. Это ему пришлось.
11. 20% детей в четыре года показывают зрелость зрительной дифференцировки, достаточную для чтения. Вероятно, какой-то процент детей готов к этому и раньше. Проблема в том, что определить эту готовность маме без специалиста практически невозможно. Примитивный вариант: если ребёнок не запомнил букву с третьего предъявления и называет букву на кубике или плакате, но не узнает её же в другом начертании в книге, на вывеске — значит точно не готов! Даже если ему пять! До семи имеет полное право, но в шесть имеет смысл провести диагностику зрительного восприятия.
12. Исследования проводились на выборках нейротипичных детей, без диагностированных особенностей в развитии. Дети с расстройствами аутичного спектра (РАС), тяжелыми нарушениями речи (ТНР), задержками развития разного генеза требуют отдельного рассмотрения.
13. Важно! Запрет на обучение чтению детей с логопедическими проблемами вплоть до их окончательного разрешения не всегда обоснован. В частности, дети с системным недоразвитием экспрессивной речи (моторной алалией) показывают речевой прогресс при освоении ими чтения (если зрительное восприятие дозрело до чтения, конечно). Правильный путь необходимо обсудить с дефектологом, логопедом, неврологом вашего ребёнка.
14. При этом важно знать, что слишком ранее знакомство с символами, знаками, обучение чтению может быть причиной речевых нарушений в позднем дошкольном и младшем школьном возрасте. Механизм их возникновения сейчас обсуждается.
Марьяна Безруких, директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор
«В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему».
Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО)
«Когда мне говорят: „Я своего сына в два года начал учить читать“, я отвечаю: „Ну и дурак!“. Зачем это нужно? Он в два года ещё не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете — он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача».
Татьяна Черниговская, психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ
«Если ребёнка интенсивно обучать чтению в 3-4 года, это приведёт:
— К энергетическому истощению мозга, обкрадыванию участков, обеспечивающих движение тела и восприятие пространства. Этот „телесный“ дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьёзных двигательных нарушений, когда ребёнок в 7-8 лет не умеет прыгать или с трудом спускается по лестнице.
— Дефицит энергии также может вызвать заикание, нарушение речевого развития, нарушение эмоциональной сферы (капризность, агрессивность).
— Образы букв, сформированные без должной опоры на моторику и пространственное восприятие, долго будут оставаться рисунками, а не символами, и, значит, переход к беглому чтению затянется.
— Плохо развитые связи между левым и правым полушарием приведут к самым разным школьным проблемам и к проблемам с поведением».
Ольга Исаенко, детский психолог, кандидат психологических наук
Что делать с ребёнком в раннем возрасте? Развивать те навыки и функции, которые соответствуют текущему сензитивному (чувствительному) периоду. Речь, сенсорное развитие, моторное (. ) развитие, эмоциональный интеллект и социальные навыки. Бегать, прыгать, ползать, танцевать, лопать мыльные пузыри, собирать пирамидки и матрёшки, лазать и перелезать, играть в ролевые игры с мишками, машинками, куклами и братьями-сёстрами. Слушать (а не читать!) книги и музыку.