Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрозы (реально существующей или надуманной, внушенной).
Психологами доказано, что беспокойство матери в период беременности является первым опытом беспокойства у ребенка. Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система плода, и он получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойства всякий раз, когда мать находится в состоянии тревоги.
Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося ребенка испуг и страх естественная реакция познания окружающего мира. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.
Ребенок чего-то боится, если у него наблюдаются следующие поведенческие проявления: беспокойный сон с кошмарами, трудности при засыпании, боязнь темноты, пониженная самооценка и т.д.
Так, Захаров А.И., выделяет следующую периодику проявления страхов у детей:
Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.
В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3-х лет.
В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).
В 2 года боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.
В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство Я (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).
От 3 до 5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ ), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.
В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.
В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.
В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ СТРАХИ НОСЯТ ВРЕМЕННЫЙ, ПЕРЕХОДЯЩИЙ, ВОЗРАСТНОЙ ХАРАКТЕР С НИМИ НЕ НУЖНО БОРОТЬСЯ, ПРОСТО ПОДДЕРЖИТЕ РЕБЕНКА, ПРИНИМАЯ ТАКУЮ ОСОБЕННОСТЬ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Но бывают другие страхи, их называют невротические . В их основе психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания. Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: рисование страхов ; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.
Как избежать появление страхов у Вашего малыша?
- Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.
 - Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
 - Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки — как Бабка Ежка стала доброй, как чудовище помогло девочке выбраться из леса и т.д.).
 - Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из Красной Шапочки , а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)
 - Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.
 - Повышайте самооценку малыша.
 
Разберитесь с собственными страхами. Вы можете заразить ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.). Например, не ходи туда, собака тебя укусит , если не будешь спать, придет злой человек и заберет тебя и т.д.
Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.
Как помочь ребенку, если он испытывает страх?
- Выясните причину страха.
 - Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
 - Если малыш боится темноты, замкнутого пространства зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.
 - Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог защититься ).
 - Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача — поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).
 - Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.
 - Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.
 - Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.
 - Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).
 - Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок.
 - Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность, замкнутость, агрессивность и т.д.).