Не пропусти
Главная » Мой ребенок » Внимание и память у ребенка – Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Внимание и память у ребенка – Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Как развить внимание и память у ребенка

Екатерина Ручкина 09 июля 2013

Подобным вопросом задается все больше родителей. Еще пару десятилетий назад в воспитании преобладал подход «наблюдателя», «ведомого», когда взрослые скорее отталкивались от индивидуальных запросов малыша. Но сегодня мы понимаем, что ребенок уже в раннем возрасте должен быть готов адаптироваться к сложным задачам. Слишком многое в жизни человека зависит от той школы, даже детского садика, в которых он будет учиться. Слишком рано детям начинают задавать вопросы о выборе будущей профессии, специализации. Поэтому его память и внимание должны быть в «хорошей форме», уже к шести-семи годам. Отсюда и новый подход к воспитанию – активный ведущий взрослый, который помогает ребенку добиться лучших результатов.

Невозможно, да и не нужно судить, какая система предпочтительна. Определяющим фактором являются социальные условия, в которых растут наши дети. И мы просто обязаны прилагать усилия к тому, чтобы ребенок мог с успехом пользоваться естественными инструментами своего сознания.

Во-первых, нам нужно уяснить для себя хотя бы начальные сведенья о памяти и внимании. Ведь это два, весьма разнородных, явления. Их тренировка и развитие идет различными путями.

Способность к концентрации внимания зависит от возраста и психо-эмоциональных качеств человека. Проще говоря, невозможно (и опасно!) требовать от пятилетнего малыша, чтобы он усердно занимался одним и тем же делом часами. Даже если мы говорим об очень усидчивом ребенке и деле, которое ему очень нравится.



Существуют наблюдения, которые описывают внимание детей разных возрастных групп:

  • 3-4 года – внимание концентрируется с трудом и по большей части непроизвольно. Удерживать такую концентрацию малыш способен не более семи минут;
  • 4-5 лет – происходят значительные изменения. Ребенок может удерживать активное внимание до двадцати минут. При этом, он может некоторое время управлять данным процессом, не отвлекаясь от интересующего предмета;
  • 5-6 лет – увеличивается объем внимания, то есть, количество предметов, которые одновременно могут стать объектами концентрации. Малыш может произвольно сконцентрироваться на этих объектах;
  • 6-7 лет – стандартом для дошкольника является двадцать пять минут активного внимания. Оно произвольно. Объем внимания продолжает увеличиваться;

Перед тем, как планировать, какие упражнения вы будете выполнять с ребенком для развития его внимания – необходимо учесть эти параметры.

Этот аспект интеллектуальной деятельности, также, меняется, буквально, на каждом году детства. От непроизвольного запоминания малыши движутся к сознательному запоминанию. Вот примерные этапы развития памяти у детей:

  • 3-4 года – физическое развитие открывает перед ребенком новые возможности – самостоятельного передвижения, игр, самообслуживания, общения и так далее. И все, что связано с этими новыми «делами» малыш запоминает. Нельзя забывать и о развитии речи, которая постоянно пополняется новыми словами, а понимает ребенок гораздо больше слов, чем сам может произнести! Но эта память еще непроизвольна – малышу будет трудно что-то «выучить» и запомнить надолго;
  • 4-5 лет – закладываются основы произвольного запоминания. Особенно помогают малышу в этом возрасте «память тела» – двигательные подсказки, повторения. Конечно, все ритмичное, яркое запоминается лучше;
  • 5-6 лет – развивается самостоятельное запоминание. Причем, лучше всего запоминается осмысленная информация. Поэтому важно объяснять ребенку те явления, с которыми он сталкивается, отвечать на его вопросы;
  • 6-7 лет – малыш уже не только способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это значительно расширяет возможности памяти. В этом периоде запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее;



Таким образом, для развития памяти у ребенка нужно учитывать и ее возможный объем, и условия, которые будут способствовать лучшему запоминанию в разном возрасте.

Многие родители ожидают, что их ребенок с удовольствием включится в процесс занятий и покажет блестящие результаты. И в большинстве случаев их ждет жестокое разочарование. Малыши не только не отвечают «правильно», но и вообще не хотят «играть с пользой», капризничают.

И это нормально. Родители должны понимать, что перед тем, как они смогут приступить непосредственно к упражнениям – нужно научиться общаться с ребенком. Необходимо выстроить взаимодействие, когда малыш поймет, как можно договариваться. Другими словами, он должен научиться доносить до вас свои желания, убедится, что вы его понимаете и поддерживаете. Тогда можно ожидать, что и ваши предложения будут ему интересны.

Не нужно последовательно проводить одну игру за другой. Обратите внимание на те упражнения, которые больше всего нравятся ребенку, удаются ему. В принципе, все игры похожи по сути – каждую вы можете разнообразить и развить, включая в нее элементы из других.

Исключительно важно понять, что результат нельзя оценивать, как «правильный» или «неправильный». Хвалите малыша за любое проявление инициативы, готовность играть с вами, попытку найти ответ. Оценивайте все, что хорошо и не выказывайте раздражения, если что-то идет не так. Если вам удастся наладить занятия в таком ключе – у них обязательно будет прекрасный результат!



Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Чтобы привлечь внимание малыша в этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.

Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка найти и показать вам бабочку.

Это самое начало игры, которая помогает развивать внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4 лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны, чтобы он стремился только к одному – завладеть ими немедленно!

Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять предметы местами.

Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с задачей – увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы (например, две машинки – разного цвета).



Для начала используем музыкальные игрушки – барабаны, свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по барабану или подудите в дудочку – ребенок должен угадать, что звучит. Позже можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон ложечки в стакане и так далее.

Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.

Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть».

Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны. Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание! Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему переключиться и поиграть. Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.

Прекрасно, если вы уже начали свои занятия в возрасте 3-4 лет – тогда ваш ребенок будет достаточно подготовлен к новым и более сложным заданиям. В этом случае, вы уже знаете, какого рода упражнения нравятся ему больше, а на какой тип памяти стоит обратить особое внимание.



Но даже если вы только начинаете развивать детскую память и внимание – время еще не упущено. Тем более, что упражнения, которые с трудом даются малышам в 3-4 года – для дошкольника могут оказаться весьма увлекательными.

Можно постепенно переходить к картинам и видам, не адаптированным специально для детей. Это могут быть классические произведения искусства – жанровые, событийные. Рассматривайте вместе с ребенком картину и рассказывайте, что происходит, что вы видите. Спросите его, может ли он найти и показать вам какой-нибудь второстепенный элемент. Далее, попросите ребенка описать для вас другую картину. Дополняйте его рассказ, учите обращать внимание на детали.

Если ребенок не «созерцательного типа» – ему больше подойдет эта игра, а не рассматривание картинок. Гуляя, идя в магазин, попросите его описывать то, что он видит вокруг. Пусть замечает, сколько ступенек на лестнице, какого цвета шторы в окне и другие особые приметы. Сначала помогайте ему считать, проговаривать. Потом попросите «отчет» о том, какие сведенья удалось собрать.

Если именно такая мотивация будет увлекательна для вашего чада – давайте ему «секретные задания», усложняя цели.

Начинается эта игра с того, что вы ставите ребенка перед зеркалом, прячетесь за ним и выполняете несколько движений его ручками, ножками (поднять руку вверх, повернуть корпус, опустить руку, присесть на корточки). Повторите цикл из простых движений несколько раз. Потом попросите малыша повторить эти движения в правильной последовательности.



Развивать эту игру нужно уже без зеркала. Ребенок встает напротив вас и «отражает» все ваши движения, потом повторяет их самостоятельно.

Положите в непрозрачный мешочек разные предметы, которые ребенок должен узнавать на ощупь. После узнавания, пусть отдает предмет вам. Когда мешочек опустеет, попросите ребенка перечислить все вещи, которые он достал в том порядке, в котором он их доставал.

В этом возрасте развитие памяти и внимания становится наиболее актуальным. Если ребенок еще не пошел в школу – ему это предстоит в ближайшее время. Наверняка, он посещает занятия по подготовке к школе, где должен быть внимателен, многое запоминать.

Для игр подходят все упражнения, описанные выше. Только нужно учитывать увеличение объема памяти и времени возможной концентрации внимания у дошкольника или младшего школьника. Важно постоянно давать ребенку пример размышления, рассуждения, описания увиденного. И ему предлагайте задачи подобного рода.

В этом возрасте ребенок уже способен выучить небольшое стихотворение. Находите специальные поводы: стихи к Дню Рождения папы, стихи к приезду бабушки и так далее. Если запоминание дается с трудом – подскажите ребенку, что можно «дирижировать», «маршировать» (запоминание, связанное с движением), можно пропевать строфы (запоминание, связанное с музыкальностью). Пусть малыш расскажет вам своими словами, что происходит в стихах – возможно, он просто не понимает некоторые слова или обороты и поэтому не может запомнить их.

К 6-7 годам ребенок уже хорошо знает несколько сказок и может их пересказывать. Просите его рассказать вам сказочку – со всеми подробностями. Если малышу нравится роль сказочника – усложняйте задание: задавайте ему вопросы по ходу повествования. Пусть он придумает и расскажет вам продолжение истории, судьбу второстепенных героев.



К игре «зеркало», описанной выше, можно добавлять не только движения, но и слова, цифры, звуки. Ребенок должен повторять их в той последовательности, в которой вы произнесли.

В заключение, хочется сказать пару слов о типах памяти. Занимаясь с ребенком, развивая его, вы не сможете не заметить, что ему лучше удается запоминать звуки или, наоборот, цвета. Кому-то необходимо упражняться в движении, а кто-то с удовольствием рассуждает на отвлеченные темы.

С одной стороны, следует часто давать ребенку задания, которые он выполняет с успехом. Это поможет положительно мотивировать его, поднять самооценку. Но при этом вы должны стараться развивать и другие пути запоминания. Можно объединить два типа деятельности: «любимый» и «нелюбимый». Например, если ребенок подвижен и не хочет рассматривать картинки, сидя на диване – отправляйтесь с ним в музей.

Вообще, развитие памяти и внимания – это лишь капля в гигантском море общения, взаимопроникновения и взаимопомощи родители и ребенка. Не зацикливайтесь на столь узких задачах. Старайтесь полноценно общаться с малышом, начиная с его рождения (и даже до!), читайте, обсуждайте, слушайте, путешествуйте. И тогда его мышление, составляющими которого являются память и внимание, будет прекрасно развиваться.

Войти как пользователь

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей1

Новых комментариев: 8

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей2 Екатерина Ручкина



    Новых комментариев: 7

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей3

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей4 Екатерина Ручкина

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей5

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей6 Екатерина Ручкина

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей7 Екатерина Ручкина

  • О admin

    x

    Check Also

    Меню ребенка в 7 месяцев, развитие и питание

    Ребенок в 7 месяцев: примерное меню, развитие и питание Ребенок в возрасте 7 месяцев становится более активным и самостоятельным. Он неустанно занят «исследовательской» деятельностью, требующей внимания со стороны взрослых и обеспечения ему абсолютной безопасности.

    Меню ребенка 1, 5 – 3 лет » Школа мам

    Меню ребенка 1,5 — 3 лет Меню ребенка 1,5 — 3 лет . Предлагаем мамочкам ознакомиться с приблизительным меню для ребенка возраста 1,5 — 3 лет. Меню ребенка 1,5- 3 лет должно отличаться от меню годовалого ребенка, ведь двух-трех летнему малышу можно и нужно гораздо больше, чем годовалому малютке.

    Тренировочные схватки Брегстона-Хикса

    Тренировочные схватки Брегстона-Хикса Схватками называют сокращения матки. Подобные движения подготавливают матку к родам, которые случатся через несколько часов или недель.

    Меню на День рождения ребенка (рецепты с фото)

    karapysik.ru Рубрики Беременность и роды (46) Будущим родителям (44) Воспитание крохи (44) Готовим детям (81) Досуг ребенка (76) Здоровье ребенка (208) Интересное для мам (46) Календарь для беременных (18) Конкурсы (5) Отдых с детьми (32) Праздники (235) Развитие ребенка (177) Своими руками (108) Семья от А до Я (190) Интернет-работа (21) Обратите внимание! Меню на День рождения ребенка (рецепты с фото) Меню на день рождения ребенка нужно составлять в соответствии с возрастом гостей и их предпочтениями.

    Транзиторная лихорадка

    Транзиторная лихорадка у новорожденного Некоторых мам беспокоит изменение температуры тела новорожденного. Ведь они четко знают, что норма – это 36,6°С. Есть ли на то объективные причины или малютка болен? Не стоит волноваться, подобные изменения полностью объяснимы.

    Меню для ребенка 2 года жизни: требования и перечень блюд

    Что приготовить ребенку в 2 года и как приобщить к гастрономической культуре Меню для ребенка в 2 года может стать головной болью для мамы, если малыша не приучать к общему столу.

    Меню для ребенка 1-2 лет на неделю с рецептами

    Меню ребенка 1-2 года на неделю: рецепты на каждый день Питание ребенка после года значительно расширятся. В меню добавляются новые продукты, появляются новые виды блюд.

    Меню 7 месячного ребенка: составляем полезный рацион

    Меню 7 месячного ребенка: составляем полезный рацион Крохе исполнилось 7 месяцев, он уже сидит и ведет достаточно активный образ жизни . Каким же должно быть меню 7 месячного ребенка ? Что необходимо малышу в этом возрасте, и какие блюда могут разнообразить его рацион, чтобы организм малыша получал полезные витамины и микроэлементы, мы расскажем в нашей статье.

    Материнский капитал при рождении третьего ребенка в 2018 году: условия, размер выплаты, оформление и документы

    Получение материнского капитала на 3 ребенка Материнский капитал на третьего ребенка предусмотрен действующим законом, регулирующим дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми.

    Материнский капитал в 2018 году на 2 ребенка: изменения свежие новости

    Материнский капитал в 2018 году С начала 2018 года в России вступают в силу законы, согласно которым в программу материнский капитал вносятся несколько существенных изменений.

    Материнский капитал в 2018 году – изменения, свежие новости на 2 ребенка

    Материнский капитал в 2018 году С 2018 года в программе материнского капитала произойдет ряд существенных изменений. Уже с 1 января вступил в силу новый закон от 28 декабря 2017 года № 432-ФЗ. Согласно этому документы действие программы материнского капитала будет продлено до 31 декабря 2021 года включительно.

    Травы для купания новорождённого: какую выбрать и как использовать

    Списки полезных и вредных трав для купания новорождённых с описанием их лечебных свойств Водные процедуры для малыша в первые дни жизни обеспечивают необходимый и полноценный уход за ним.

    Мамина страница – Интересы, творчество, хобби – Как научить ребенка рисовать человека

    Как научить ребенка рисовать человека Рисование людей – достаточно сложное, но в то же время интересное занятие. Для того чтобы ребенку захотелось этому научиться, постарайтесь придумать для него какую-нибудь историю о человеке, которого собираетесь изобразить.

    Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться, Православие и мир

    Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться Азова Ольга Ивановна – Ольга Ивановна, расскажите про речевые нормы. Насколько можно верить таблицам: “Ребенок в год должен знать столько и столько и говорить то и это”? – Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов.

    ТОП 5 гаджетов для современной мамы

    Современные гаджеты в помощь современным мамам Еще до рождения ребенка родители начинают активно заниматься покупками. Что только не входит в этот список: бутылочки, соски, одежда, подгузники, средства гигиены и еще много-много всего.

    Лишний вес у ребенка: причины, последствия, профилактика

    Лишний вес у ребенка: груднички и дошкольники Для того чтобы понять, насколько сегодня актуальна проблема детского ожирения, достаточно просто выйти на улицу, пройтись по детским площадкам или паркам.

    Ларингит у ребенка

    Ларингит у ребенка. Симптомы и лечение ларингита Острый ларингит – это состояние, наиболее характерное для детей до 3-х лет жизни и проявляющееся частым лающим кашлем и затрудненным дыханием.

    Купить серебряную ложку на первый зуб, Именные ложечки на крестины для ребенка

    Серебряная ложка на крестины для ребенка Поделиться ссылкой с друзьями Ищите, где купить серебряную ложку на крестины или на первый зубик? Лучше это сделать в православном интернет магазине.

    Тазовое предлежание плода: причины и признаки

    Причины и признаки тазового предлежания плода: общий обзор данных Каждая беременная женщина, у которой диагностировали тазовое предлежание плода, задаётся вопросом: почему так случилось, что в эту группу риска вошла именно она? Почему малыш не хочет возвращаться в нормальное положение? Как врачам удаётся определить эту патологию? Какие признаки тазового предлежания плода подтверждают поставленный диагноз? Действительно, почему же так получается, что у некоторых женщин малыш в утробе разворачивается и пребывает в положении, когда его головка оказывается наверху, а ножки — внизу? Можно ли как-то уберечь себя и ребёнка от такого необычного состояния? Врачи называют следующие причины разворота плода: при многоводии подвижность плода увеличивается, поэтому у него больше шансов принять неправильное положение; при маловодии подвижность малыша ограничена, но это тоже является причиной его неправильного расположения: установившись один раз в таком положении, он навряд ли сможет развернуться правильно; при многоплодной беременности (про ее особенности читайте здесь) малышам тесно в утробе: один из них, приспосабливаясь к своему нелёгкому положению, разворачивается именно таким образом; узкий таз роженицы; неправильное положение плаценты, если она находится между ребёнком и родовыми путями; слишком большая головка у малыша; здоровая матка реагирует на раздражение своих стенок плодом, корректируя тем самым его положение, а при пониженном тонусе матки это уже невозможно; миома матки; опухоль яичников.

    Куда поехать отдыхать с ребенком за границу на море? (сезон 2018)

    Куда поехать отдыхать с ребенком? Многие родители, имеющие детей, совершенно правильно делают, планируя совместный отпуск с детьми. Ведь именно на отдыхе есть уникальная возможность общаться со своим ребенком целый день, научить его чему-то новому, подарить ему праздник, путешествовать и открывать новые города и страны, закалить и укрепить здоровье малыша, читать, гулять, рассказывать и показывать интересное и полезное, отвечать на сотни детских «почему?» А куда поехать отдыхать с ребенком на море, мы вам сейчас подскажем.

    Крещение ребенка: правила, что нужно для крещения

    Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы Как крестить ребенка? Какие существуют правила обряда крещения? Сколько это стоит? На эти и другие вопросы Вам ответит редакция портала “Православие и мир”. Если жизнь ребенка в опасности Во имя Отца.

    Стильная одежда в LookMart – выбор прогрессивных родителей

    Стильная одежда в LookMart – выбор прогрессивных родителей Вы хотите носить модную брендовую одежду? На портале LookMart есть огромный выбор качественных вещей на любой вкус.

    Красные пятна на теле, чешутся: причины появления у ребенка и взрослого, Азбука здоровья

    Причины появления красных пятен на теле у детей и взрослых Появление на теле красных пятен – повод для беспокойства о состоянии своего здоровья. Несмотря на то, что причиной их возникновения может быть совершенно безобидный фактор (укус насекомого или ожог крапивой), часто они являются признаком какой-либо болезни.

    Стафилококк у новорождённых: причины, симптомы, анализы, лечение

    Стафилококк у новорождённых: симптомы, лечение, последствия Сегодня в роддомах всё чаще и чаще новорождённым ставят неутешительный диагноз — стафилококковая инфекция. Её распространение среди грудничков растёт год от года.

    Рейтинг@Mail.ru