Не пропусти
Главная » Мой ребенок » Внимание и память у ребенка — Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Внимание и память у ребенка — Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Как развить внимание и память у ребенка

Екатерина Ручкина 09 июля 2013

Подобным вопросом задается все больше родителей. Еще пару десятилетий назад в воспитании преобладал подход «наблюдателя», «ведомого», когда взрослые скорее отталкивались от индивидуальных запросов малыша. Но сегодня мы понимаем, что ребенок уже в раннем возрасте должен быть готов адаптироваться к сложным задачам. Слишком многое в жизни человека зависит от той школы, даже детского садика, в которых он будет учиться. Слишком рано детям начинают задавать вопросы о выборе будущей профессии, специализации. Поэтому его память и внимание должны быть в «хорошей форме», уже к шести-семи годам. Отсюда и новый подход к воспитанию – активный ведущий взрослый, который помогает ребенку добиться лучших результатов.

Невозможно, да и не нужно судить, какая система предпочтительна. Определяющим фактором являются социальные условия, в которых растут наши дети. И мы просто обязаны прилагать усилия к тому, чтобы ребенок мог с успехом пользоваться естественными инструментами своего сознания.

Во-первых, нам нужно уяснить для себя хотя бы начальные сведенья о памяти и внимании. Ведь это два, весьма разнородных, явления. Их тренировка и развитие идет различными путями.

Способность к концентрации внимания зависит от возраста и психо-эмоциональных качеств человека. Проще говоря, невозможно (и опасно!) требовать от пятилетнего малыша, чтобы он усердно занимался одним и тем же делом часами. Даже если мы говорим об очень усидчивом ребенке и деле, которое ему очень нравится.



-->

Существуют наблюдения, которые описывают внимание детей разных возрастных групп:

  • 3-4 года – внимание концентрируется с трудом и по большей части непроизвольно. Удерживать такую концентрацию малыш способен не более семи минут;
  • 4-5 лет – происходят значительные изменения. Ребенок может удерживать активное внимание до двадцати минут. При этом, он может некоторое время управлять данным процессом, не отвлекаясь от интересующего предмета;
  • 5-6 лет – увеличивается объем внимания, то есть, количество предметов, которые одновременно могут стать объектами концентрации. Малыш может произвольно сконцентрироваться на этих объектах;
  • 6-7 лет – стандартом для дошкольника является двадцать пять минут активного внимания. Оно произвольно. Объем внимания продолжает увеличиваться;

Перед тем, как планировать, какие упражнения вы будете выполнять с ребенком для развития его внимания – необходимо учесть эти параметры.

Этот аспект интеллектуальной деятельности, также, меняется, буквально, на каждом году детства. От непроизвольного запоминания малыши движутся к сознательному запоминанию. Вот примерные этапы развития памяти у детей:

  • 3-4 года – физическое развитие открывает перед ребенком новые возможности – самостоятельного передвижения, игр, самообслуживания, общения и так далее. И все, что связано с этими новыми «делами» малыш запоминает. Нельзя забывать и о развитии речи, которая постоянно пополняется новыми словами, а понимает ребенок гораздо больше слов, чем сам может произнести! Но эта память еще непроизвольна – малышу будет трудно что-то «выучить» и запомнить надолго;
  • 4-5 лет – закладываются основы произвольного запоминания. Особенно помогают малышу в этом возрасте «память тела» — двигательные подсказки, повторения. Конечно, все ритмичное, яркое запоминается лучше;
  • 5-6 лет – развивается самостоятельное запоминание. Причем, лучше всего запоминается осмысленная информация. Поэтому важно объяснять ребенку те явления, с которыми он сталкивается, отвечать на его вопросы;
  • 6-7 лет – малыш уже не только способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это значительно расширяет возможности памяти. В этом периоде запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее;



-->

Таким образом, для развития памяти у ребенка нужно учитывать и ее возможный объем, и условия, которые будут способствовать лучшему запоминанию в разном возрасте.

Многие родители ожидают, что их ребенок с удовольствием включится в процесс занятий и покажет блестящие результаты. И в большинстве случаев их ждет жестокое разочарование. Малыши не только не отвечают «правильно», но и вообще не хотят «играть с пользой», капризничают.

И это нормально. Родители должны понимать, что перед тем, как они смогут приступить непосредственно к упражнениям – нужно научиться общаться с ребенком. Необходимо выстроить взаимодействие, когда малыш поймет, как можно договариваться. Другими словами, он должен научиться доносить до вас свои желания, убедится, что вы его понимаете и поддерживаете. Тогда можно ожидать, что и ваши предложения будут ему интересны.

Не нужно последовательно проводить одну игру за другой. Обратите внимание на те упражнения, которые больше всего нравятся ребенку, удаются ему. В принципе, все игры похожи по сути – каждую вы можете разнообразить и развить, включая в нее элементы из других.

Исключительно важно понять, что результат нельзя оценивать, как «правильный» или «неправильный». Хвалите малыша за любое проявление инициативы, готовность играть с вами, попытку найти ответ. Оценивайте все, что хорошо и не выказывайте раздражения, если что-то идет не так. Если вам удастся наладить занятия в таком ключе – у них обязательно будет прекрасный результат!



-->

Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Чтобы привлечь внимание малыша в этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.

Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка найти и показать вам бабочку.

Это самое начало игры, которая помогает развивать внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4 лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны, чтобы он стремился только к одному – завладеть ими немедленно!

Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять предметы местами.

Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с задачей – увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы (например, две машинки – разного цвета).



-->

Для начала используем музыкальные игрушки – барабаны, свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по барабану или подудите в дудочку – ребенок должен угадать, что звучит. Позже можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон ложечки в стакане и так далее.

Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.

Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть».

Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны. Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание! Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему переключиться и поиграть. Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.

Прекрасно, если вы уже начали свои занятия в возрасте 3-4 лет – тогда ваш ребенок будет достаточно подготовлен к новым и более сложным заданиям. В этом случае, вы уже знаете, какого рода упражнения нравятся ему больше, а на какой тип памяти стоит обратить особое внимание.



-->

Но даже если вы только начинаете развивать детскую память и внимание – время еще не упущено. Тем более, что упражнения, которые с трудом даются малышам в 3-4 года – для дошкольника могут оказаться весьма увлекательными.

Можно постепенно переходить к картинам и видам, не адаптированным специально для детей. Это могут быть классические произведения искусства – жанровые, событийные. Рассматривайте вместе с ребенком картину и рассказывайте, что происходит, что вы видите. Спросите его, может ли он найти и показать вам какой-нибудь второстепенный элемент. Далее, попросите ребенка описать для вас другую картину. Дополняйте его рассказ, учите обращать внимание на детали.

Если ребенок не «созерцательного типа» — ему больше подойдет эта игра, а не рассматривание картинок. Гуляя, идя в магазин, попросите его описывать то, что он видит вокруг. Пусть замечает, сколько ступенек на лестнице, какого цвета шторы в окне и другие особые приметы. Сначала помогайте ему считать, проговаривать. Потом попросите «отчет» о том, какие сведенья удалось собрать.

Если именно такая мотивация будет увлекательна для вашего чада – давайте ему «секретные задания», усложняя цели.

Начинается эта игра с того, что вы ставите ребенка перед зеркалом, прячетесь за ним и выполняете несколько движений его ручками, ножками (поднять руку вверх, повернуть корпус, опустить руку, присесть на корточки). Повторите цикл из простых движений несколько раз. Потом попросите малыша повторить эти движения в правильной последовательности.



-->

Развивать эту игру нужно уже без зеркала. Ребенок встает напротив вас и «отражает» все ваши движения, потом повторяет их самостоятельно.

Положите в непрозрачный мешочек разные предметы, которые ребенок должен узнавать на ощупь. После узнавания, пусть отдает предмет вам. Когда мешочек опустеет, попросите ребенка перечислить все вещи, которые он достал в том порядке, в котором он их доставал.

В этом возрасте развитие памяти и внимания становится наиболее актуальным. Если ребенок еще не пошел в школу – ему это предстоит в ближайшее время. Наверняка, он посещает занятия по подготовке к школе, где должен быть внимателен, многое запоминать.

Для игр подходят все упражнения, описанные выше. Только нужно учитывать увеличение объема памяти и времени возможной концентрации внимания у дошкольника или младшего школьника. Важно постоянно давать ребенку пример размышления, рассуждения, описания увиденного. И ему предлагайте задачи подобного рода.

В этом возрасте ребенок уже способен выучить небольшое стихотворение. Находите специальные поводы: стихи к Дню Рождения папы, стихи к приезду бабушки и так далее. Если запоминание дается с трудом – подскажите ребенку, что можно «дирижировать», «маршировать» (запоминание, связанное с движением), можно пропевать строфы (запоминание, связанное с музыкальностью). Пусть малыш расскажет вам своими словами, что происходит в стихах – возможно, он просто не понимает некоторые слова или обороты и поэтому не может запомнить их.

К 6-7 годам ребенок уже хорошо знает несколько сказок и может их пересказывать. Просите его рассказать вам сказочку – со всеми подробностями. Если малышу нравится роль сказочника – усложняйте задание: задавайте ему вопросы по ходу повествования. Пусть он придумает и расскажет вам продолжение истории, судьбу второстепенных героев.



-->

К игре «зеркало», описанной выше, можно добавлять не только движения, но и слова, цифры, звуки. Ребенок должен повторять их в той последовательности, в которой вы произнесли.

В заключение, хочется сказать пару слов о типах памяти. Занимаясь с ребенком, развивая его, вы не сможете не заметить, что ему лучше удается запоминать звуки или, наоборот, цвета. Кому-то необходимо упражняться в движении, а кто-то с удовольствием рассуждает на отвлеченные темы.

С одной стороны, следует часто давать ребенку задания, которые он выполняет с успехом. Это поможет положительно мотивировать его, поднять самооценку. Но при этом вы должны стараться развивать и другие пути запоминания. Можно объединить два типа деятельности: «любимый» и «нелюбимый». Например, если ребенок подвижен и не хочет рассматривать картинки, сидя на диване – отправляйтесь с ним в музей.

Вообще, развитие памяти и внимания – это лишь капля в гигантском море общения, взаимопроникновения и взаимопомощи родители и ребенка. Не зацикливайтесь на столь узких задачах. Старайтесь полноценно общаться с малышом, начиная с его рождения (и даже до!), читайте, обсуждайте, слушайте, путешествуйте. И тогда его мышление, составляющими которого являются память и внимание, будет прекрасно развиваться.

Войти как пользователь

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей1

Новых комментариев: 8

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей2 Екатерина Ручкина



    -->

    Новых комментариев: 7

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей3

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей4 Екатерина Ручкина

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей5

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей6 Екатерина Ручкина

    Новых комментариев: 3

  • Внимание и память у ребенка - Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей7 Екатерина Ручкина

  • О admin

    x

    Check Also

    Kак поднять иммунитет ребенку

    Kак поднять иммунитет ребенку Дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорим о том, как поднять и укрепить иммунитет ребенка. Проблема, думаю, очень актуальная для многих.

    15 вариантов: где отметить день рождения ребенка, Снова Праздник!

    Как и где отметить день рождения ребенка: 15 лучших идей Идеи для этой коллекции позаимствованы у знакомых и друзей, вычитаны на форумах родителей, взяты из многочисленных писем организаторов праздников, которые приходят мне на почту.

    13 способов научить ребенка говорить в 1, 5, 2-3 года

    13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь.

    12 признаков того, что ваш ребенок избалован, и что с этим делать

    12 признаков того, что ваш ребенок избалован, и что с этим делать Обсуждайте перевоспитание детей всей семьей! Избалованный ребенок приносит родителям немало проблем.

    10 плюсов и 10 минусов поездки в Тайланд с маленьким ребенком — VoyageWithBaby — о жизни и путешествиях с детьми

    10 плюсов и 10 минусов поездки в Тайланд с маленьким ребенком Я давно хотела написать о плюсах и минусах зимовки в Таиланде с ребенком. Возможно, что у других путешественников эти пункты будут немного другими, так как у всех разные дети, характеры, привычки, образ жизни, финансовые возможности.

    Ребенок болеет в детском саду

    Ребенок болеет в детском саду Многие родители жалуются на то, что ребенок болеет в детском саду. Но всего этого можно избежать, если помочь малышу быстрее адаптироваться к новым условиям.

    6 правил общения с женщиной, у которой есть ребенок

    6 правил общения с женщиной, у которой есть ребенок Не удивлюсь, если твоя новая знакомая окажется девушкой формата «+1». Их действительно много. И наличие ребенка, естественно, не делает их секснепригодными.

    6 месяцев ребенку: развитие, вес и рост

    6 месяцев ребенку: развитие, вес и рост. Режим дня ребенка в 6 месяцев Вот и наступает первый маленький юбилей. Глядя на шестимесячного ребенка, мы видим в нем уже заметные изменения, он уже не новорожденная кроха, а маленький человечек с осмысленными действиями.

    "Золотая середина" в воспитании ребенка

    Головоломки для детей. Танграм (китайская головоломка). Игры Никитина Филологический факультет СПбГУ – один из старейших в Санкт-Петербурге языковых центров. Профессиональный подход к преподаванию, дружеская атмосфера, новейшее техническое оснащение аудиторий.

    Я плохая мама: что делать и как избавиться от комплекса

    Я плохая мама: что делать? Нередко возникают ситуации, в которых новоявленные мамочки или мамы со стажем грустно признаются: чувствую себя плохой мамой». Сразу следует оговориться: человек, у которого возникают мысли, что он плохой, не является таковым.

    Эспумизан для новорождённых: инструкция по применению, состав, аналоги

    Эспумизан для новорождённых: дозировка, как часто можно давать, через сколько действует, вреден ли? Всем молодым родителям знаком тот бессонный период поочерёдного дежурства у кроватки малыша, когда у него начинаются колики.

    Ребенок боится чужих – несколько советов как победить страх

    Ребенок боится чужих – несколько советов как победить страх Некоторые родители замечают, что их ребенок боится чужих в 5 месяцев, но в чаще это случается к семи месяцам.

    Эпидуральная анестезия

    Эпидуральная анестезия В предыдущей статье мы говорили о методиках родов без боли. Тема достаточно популярна среди будущих мам, поэтому сегодня продолжим ее развивать и поговорим об эпидуральной анестезии.

    Ребенок боится мыть голову

    Ребенок боится мыть голову В предыдущих статьях мы уже говорили, как организовать первое купание новорожденного и в чем польза купания ребенка. Сегодня продолжим развивать тему и рассмотрим, что делать, если ребенок боится мыть голову.

    Эндокринное бесплодие у женщин: что это, причины, лечение

    Эндокринное бесплодие: причины, виды, методы диагностики и лечения Всё чаще у супружеских пар диагностируют эндокринное бесплодие — невозможность забеременеть из-за нарушения функционирования желез внутренней секреции (надпочечников, гипофиза, щитовидной железы). В основе его развития лежит дезорганизация работы яичников, которая проявляется в стойкой ановуляции (т. е. отсутствии овуляции) или нерегулярности овуляции.

    Шов после кесарева сечения: виды, особенности, уход, осложнения

    Шов после кесарева сечения: сколько заживает, как и чем обрабатывать, что делать если сочится или болит Кесарево сечение — родоразрешающая хирургическая операция, в ходе которой ребёнок извлекается посредством разреза на матке.

    Что такое плацента и какова ее функция

    Что такое плацента и какова ее функция Плацента – это действительно уникальный и удивительный орган, который существует в организме женщины только во время беременности.

    Расшифровка результатов скрининга или о чем расскажет тройной тест

    Расшифровка результатов скрининга или о чем расскажет тройной тест В статье о том, как делать скрининг, мы упоминали, насколько важна правильная расшифровка результатов скрининга.

    Что такое пеленочный дерматит у новорожденных и как его лечить

    Что такое пеленочный дерматит у новорожденных и как его лечить Современные мамы не представляют уход за ребенком без подгузников. Они настолько облегчают жизнь, что не пользоваться ими просто невозможно.

    Что такое материнский инстинкт

    Что такое материнский инстинкт Какого-то четкого определения материнского инстинкта просто не существует. Каждый толкует его со своей колокольни: ученые говорят, что во всем виноваты гормоны, психологи ссылаются на подсознание, а историки так и вовсе считают его социальным явлением.

    Что такое дисграфия

    Что такое дисграфия Редко кто может похвастаться, что его ребенок очень легко и быстро научился писать правильно. Зачастую процесс обучения проходит с массой ошибок: замена одних букв другими, перестановка слогов, перевернутые буквы.

    Разрыв плодного пузыря: причины, симптомы, диагностика, лечение

    Преждевременный разрыв плодного пузыря на разных сроках беременности Одним из предвестников скорых родов является излитие вод, когда происходит разрыв плодного пузыря, в котором находился малыш на протяжении 9 месяцев.

    Что нужно знать, выбирая детскую кроватку

    Что нужно знать, выбирая детскую кроватку До появления малыша осталось совсем немного. Счастливые родители пытаются сделать лучшую детскую в мире для будущего карапуза, и заняты последними приготовлениями, одно из которых – подготовка спального места.

    Что должен уметь ребенок до года?

    Что должен уметь ребенок до года? Развитие каждого малыша индивидуально. Поэтому освоить какие-либо навыки он может как раньше, так и позже своих ровесников. И не стоит беспокоиться по этому поводу.

    Рейтинг@Mail.ru
    --> --> --> --> --> --> -->