Почему чтение развивает интеллект ребенка?
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим нечитающим сверстником.
Все ли дети могут научиться читать рано?
Сторонники большинства существующих методик обучения чтению гарантируют стопроцентный результат. Однако никто из них не анализирует случаи не слишком успешного обучения. Было бы глупо отрицать положительные стороны разных методик. Тем не менее некоторые дети не могут научиться читать вплоть до 7-8 лет или они допускают специфические ошибки во время чтения (дислексия).
Что может стать препятствием для обучения чтению?
Американский педиатр Глен Доман считает, что учить читать ребенка можно с шести месяцев, то есть задолго до того, как он начнет говорить. Этот метод обучения чтению учитывает принцип от простого к сложному:
слова » словосочетания » простые предложения (из 2-3 слов)» распространенные предложения » тексты » книги.
Для обоснования своей методики Г. Доман использует данные многочисленных исследований детских физиологов. В раннем младенческом возрасте дети могут соотносить новые впечатления с существующими в памяти образами. Ребенок, которому подарили новую погремушку, на следующий день узнает ее. Если малышу в возрасте шести — одиннадцати месяцев показать картинку с изображением трех одинаковых игрушек, а через секунду заменить ее другой, ребенок будет переводить взгляд с новой картинки на старую. Тем самым он показывает, что узнал старую картинку. Кроме того, малыш старше шести месяцев способен мысленно представлять объект, которого нет перед его глазами.
Эти особенности памяти ребенка можно использовать для его обучения «глобальному чтению», то есть чтению целыми словами. Взрослый знает, что слово состоит из букв. А ребенок, еще не обладающий такими знаниями, запоминает (схватывает) зрительный образ слова целиком, как фотографию.
Г. Доман предлагает начинать обучение ребенка с чтения коротких слов (из трех — пяти букв) и постепенно переходить к более длинным. Слова надо писать красным фломастером на отдельных карточках (полосках картона длиной 50 сантиметров и шириной 10 сантиметров). Высота букв должна составлять 7,5 сантиметров. Показывайте малышу блоками — по пять слов в одном блоке. Желательно, чтобы слова, входящие в один блок, начинались с разных букв.
Первые уроки чтения выглядят следующим образом. Посадите ребенка напротив себя, карточки положите лицевой стороной на колени. Вместе с карточкой слова покажите соответствующую картинку и громко произнесите написанное слово. Каждое слово покажите ребенку один раз в течение одной секунды, затем сделайте перерыв на полчаса. После чтения блока возьмите малыша на руки, прижмите к себе и похвалите. Это поможет ребенку понять, что он справился с заданием. В течение дня демонстрируйте малышу блок не менее 3 раз.
Через пять-шесть дней ребенку можно показывать до трех-пяти блоков в день. Таким образом в течение дня вы проводите 10-15 занятий, продолжительность которых составляет всего 5 секунд. Постепенно в блоки можно вводить по одному новому слову, заменяя им одно старое.
Когда ребенок подрастет, учите его подкладывать карточку со словом под соответствующую картинку. Для этого положите на стол перед малышом картинки (не более пяти), а затем протяните ему одну карточку слова. Ребенок должен прочесть слово и положить карточку под нужную картинку.
Маме на заметку! Можно «погрузить» малыша в мир слов, прикрепив скотчем карточки слов к предметам быта, например к мебели (стол, стул, шкаф, диван). В течение дня показывайте их ребенку и громко произносите написанное слово.
Г. Доман предлагает учить ребенка читать слова тематическими группами:
Освоив чтение разных слов, ребенок может начать читать словосочетания, которые составлены из этих слов, а затем простые предложения. Например, когда ребенок сможет прочесть слова «кот», «бык», «идет», «стоит», «спит», составьте из них варианты предложений: «Кот идет. Кот спит. Кот стоит. Бык идет. Бык стоит. Бык спит.» Постепенно можно удлинять предложение, добавляя по одному слову: «Белый кот спит. Пушистый белый кот спит. Черный бык идет. Большой черный бык идет.»
Если вы хотите приучить ребенка читать книги, давайте ему сначала книжки, сделанные своими руками. Иллюстрациями могут послужить ваши семейные фотографии. На каждой страничке напишите всего одно предложение, чтобы малыш смог легко прочитать ее. В вашей книге могут встречаться такие фотографии и подписи к ним: « Мама ест яблоко. Папа пьет чай. А Дима спит.»
МАМЕ НА ЗАМЕТКУ! По методике Г. Домана наиболее эффективно обучение детей первых трех лет жизни. С возрастом у ребенка снижается способность запоминать слова, не анализируя составные элементы. Опыт показывает: чем младше ребенок, тем проще для него и родителей процесс обучения. В один год научить читать ребенка легче, чем в два, а два года легче, чем в три.
Классическая методика обучения чтению — слоговая . Например, слово «мама» ребенок должен прочитать «МА-МА» , а слово «кошка» — «КОШ-КА» . Послоговое чтение трудно дается детям со сниженным объемом слухоречевой памяти. Если слово длинное (например, «кукуруза» ), то такой ребенок, дочитывая последний слог, часто забывает первый и потому не может правильно составить слово.
Педагог-новатор Н. А. Зайцев предложил заменить понятие «слог» понятием «склад» . Его методика построена на складывании слов из складов (сочетаний «согласный + гласный», например «БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» ) и отдельных букв. Слово «кошка» будет складываться таким образом: «КО-Ш-КА».
Б. Н. Зайцев разработал пособие по обучению чтению, известное как «кубики Зайцева». В комплект входят кубики, таблицы складов и методическое пособие. Уникальность методики состоит в том, что ребенок учится читать играя. Нет понятия урока. Можно двигаться и учиться. Более того, ребенок должен петь, отстукивать, отхлопывать, танцевать — так Б. Н. Зайцев предлагает запоминать таблицы складов.
Кубики, на гранях которых написаны склады и буквы, тоже необычны. К ужасу приверженцев классической методики обучения чтению, Б. Н. Зайцев придумал кубики, которые отличаются по 46 признакам, среди которых цвет, вес, наполнители, размер. и ребенок должен учиться запоминать все кубики одновременно. Такое, казалось бы, усложнение не мешает, а помогает малышу, потому что в работу включаются слух, зрение, осязание и температурная чувствительность, а не только зрение, как в традиционной методике обучения.
Мы не стремимся описать полностью эту методику. Любознательные и неленивые родители смогут самостоятельно освоить методику обучения, купив комплект кубиков.
Если по каким-то причинам вы не можете купить кубики Зайцева, учите малыша читать с одного года таким простым способом.
Продолжите таблицу слогов с другими согласными, не нарушая порядок следования гласных сверху вниз. Перед сном нужно пропеть или проговорить малышу такую таблицу. Начните с согласных звуков, «легких» для произнесения ребенком. Это звуки, которые есть в речи годовалого малыша, — М, П, Б, Н, и т.д.
МАМЕ НА ЗАМЕТКУ! Помните: у каждого ребенка индивидуальный темп обучения. Не разочаровывайтесь и не ругайте малыша. Будьте терпеливы! Одно из главных условий успешного обучения — систематичность. Не нужно заставлять ребенка читать целый час: более эффективны короткие занятия несколько раз в день. Учите малыша читать, когда у вас хорошее настроение, и как можно чаще хвалите его.
Можно ли учить ребенка читать, используя одновременно несколько методик?
Конечно! Методики, одинаково эффективной для всех детей, не существует. Это не означает, что вы должны метаться от одних методов обучения к другим. Учить ребенка читать можно разными способами. Возможно, вы разработаете индивидуальную программу для вашего малыша.
Какие игровые пособия могут пригодиться при обучении чтению?
Кроме пособий, о которых мы уже говорили, малышу можно купить: