Не пропусти
Главная » Ребенок до 3-х лет » Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка
Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка В русском быту бабушка и дедушка занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками.

Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка

Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка

В русском быту бабушка и дедушка занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками.

«Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», – говорит русская пословица. У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.

По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.

Бабушки и дедушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресениям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери-сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой-неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки и дедушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов.

Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми, в то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за провинности. Бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.

В современной семье роль дедушек и бабушек столь же велика и независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего, следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы». Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что те запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

А.С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабушка-соперница».

«Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки — любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

Существуют определенные этапы прародительства и динамика семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.

Первый – «молодая бабушка» – начинается для женщины в возрасте 47-51 года. Как правило, она продолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей; становится «обычной» бабушкой. В основном она занимается обслуживанием семьи и внуков, т.е. «кормлением», «прогулками» и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. Молодая бабушка редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.

Именно в группе молодых бабушек наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей «ближе», чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются.

В дальнейшем, по мере роста внука молодые бабушки не перестают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается. Оптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания «бабушкинской» деятельности.

Второй этап – «старая бабушка» – наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушке обычно 58-62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится 10-11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный.

Выход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуком, и часть «обычных» бабушек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию «активных». Некоторые же на этом этапе отдаляются, как правило, это женщины, живущие в мегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те, кто с первого этапа занимал позицию «отдаленной» или «увлеченной» бабушки, редко ее изменяют при сохранении условий проживания.

Если «молодую» бабушку больше волнует здоровье внука, то у «старой» появляются тревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже не имеет особого значения, от кого внуки – от дочери или сына. Она больше, чем молодая бабушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.

Третий этап – начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот» ролей – меняется баланс независимости и автономии членов семьи.

Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья.

Основной вывод заключается в том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

1. Немов Р. С. т-2 » Психология»

2. Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин » Развитие ребенка и его отношения с окружающими»

3. Зимска М. » Семья и личность» . – М., 1986

4. Лисина М. И. » Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981. с.109

5. Нора Ньюкомб » Развитие личности ребенка» — П., 2002

6.Артамонова. «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования»

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Как воспитать счастливого ребенка: От 2-х до 7 лет: Ребенок от двух лет — дошкольное развитие

Развитие детей - все о развитии ребенка до года, а также дошкольном воспитании наших малышей Мы все хотели бы заложить в своих детей навыки, необходимые для жизни.

Советы родителям: Подготовка ребенка к школе

Подготовка к школе заключается не только в умении ребенком складывать слоги и уметь считать. Ребенок должен думать самостоятельно, уметь общаться с окружающими и быть готовым разрешить возникающие сложности.

Как воспитывать ребенка с рождения до 7 лет?

Когда лучше начинать воспитание ребёнка? Это трудный вопрос. Многие считают, что этим нужно заниматься только тогда, когда он научился говорить. Это неверно. Уже в первые недели жизни ребёнка нужно приступать к нормальному нервно-психическому развитию.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе&raquo

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С.Макаренко» городского округа город Фролово Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе» учитель начальных классов Михайлова Вера Евгеньевна Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Как подготовить ребенка к школе: психологический аспект

Как подготовить ребенка к школе: психологический аспект. Практические советы родителям. Готовность ребенка к школе, как известно, во многом определяется его психологический подготовкой.

Как правильно воспитать ребенка с рождения: психология, советы

Как правильно воспитывать ребенка в разном возрасте Правильное воспитание ребенка ; залог его счастливого будущего и гармонично развитой личности. Далеко не всегда удается найти общий язык и те психологические приемы, необходимые для воспитания маленького человека.

Подготовка ребенка к школе: особенности и методы

Наступает у детей такой возраст, когда они заканчивают одну фазу своего развития и плавно переходят в другую – из детского сада в начальную школу. На этом не заканчивается детство, но появляется определённая мера ответственности, начинается подготовка ребенка к школе.

Воспитание ребенка 2 года, психология воспитания ребенка 2х лет

Всего голосов:: 69 Есть/была ли у Вас привычка держаться за живот во время беременности? Всего голосов:: 58 Бессонные ночи, пеленки, кормление грудью, все это остается далеко позади по достижению двухлетнего возраста.

10 советов родителям первоклашки (Как подготовить ребенка к школе) — Технополис завтра

10 советов родителям первоклашки (Как подготовить ребенка к школе) Научите ребенка ориентироваться во времени и не грузите его новой информацией Уже остается чуть меньше месяца перед новым этапом в жизни вашего ребенка, когда он пойдет первый раз в первый класс.

Как подготовить ребенка к школе, Демьянова наука

Как подготовить ребенка к школе? С выбором одежды и школьных принадлежностей мы справляемся сами. Вопрос у меня о психологической готовности. По разговорам, не только родителей первоклассников волнует настрой и мотивация на новый учебный год.

Воспитание ребенка в 2-3 года

Воспитание ребенка в 2-3 года. Как вырастить маминого помощника и папиного друга? Главная / Домашний очаг, дети / Психология отношений / Воспитание ребенка в 2-3 года.

Как подготовить ребенка к школе — Как подготовить ребенка к школе — Каталог статей — Персональный сайт

Персональный сайт учителя начальных классов Немыкиной Ларисы Александровны Первый класс, или Как подготовить ребенка к школе Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение "всего необходимого". Однако Просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно - для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.

Как развивать ребенка в 2 года: воспитание с 2 до 3 лет

С двух лет детей уже можно водить в детский сад, а это значит, что большинство малышей этого возраста уже многое умеют и знают, приучаются к самостоятельности. На вопрос «Что должен уметь и делать ребенок в 2 года?» скажем так: нет четких стандартов и пунктов, в которых указано, что ребенок должен уметь и знать то, то и вот это, а если не умеет и не знает, это значит, что есть отклонения в развитии.

Как подготовить ребенка к школе: полезные советы, Всегда важно

Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами.

Как воспитывать ребенка в 2 года, Мама и ребенок

Отвечая на вопрос, как воспитывать ребенка в 2 года необходимо помнить, что сам малыш в этом возрасте уже является личностью, пусть пока и маленькой. Именно в этот период начинается наиболее активное формирование характера, а также основных функций мозга.

Как подготовить ребенка к школе, советы родителям

Подготовка ребенка к школе, что нужно знать первокласснику, советы родителям Перед родителями будущего школьника встает огромное количество самых разных вопросов: когда начинать подготовку? Что должен знать ребенок, отправляющийся в первый класс? Как помочь чаду преодолеть психологические, учебные и прочие трудности? Рассмотрим, какой должна быть правильная подготовка ребенка к школе, по мнению психологов, педагогов и педиатров.

Воспитание ребенка? от года до трех лет? советы родителям от специалистов

Правильное воспитание ребенка в возрасте от года до трех лет Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным.

Как подготовить ребенка к школе без стресса

Три летних месяца пролетели как одно мгновение – совсем скоро снова в школу. Как подготовить ребенка к началу учебного года, чтобы оно не стало стрессом? Как ни жалко возвращаться с отдыха, постарайтесь привезти ребенка в город хотя бы за 7–10 дней до начала учебы.

Система учебников «Школа России» — Как подготовить ребенка к школе

В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда он, наконец, вместе со всей подготовительной группой гордо выкрикивает: «До свиданья, детский сад!» и начинает готовиться к поступлению в школу.

Как воспитывать ребенка в 2 года: чем заменить слово — нельзя

Как грамотно воспитывать ребенка в 2 года: выставление границ и запреты Добрый день, дорогие читательницы! Я получаю очень много вопросов о воспитании малышей. Я постоянно подчеркиваю, что до 5 лет малыш должен сталкиваться с запретами как можно реже.

Как подготовить ребенка к школе — Официальный сайт МАОУ — СОШ №91 г

Этот вопрос волнует многих родителей и будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить – научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу.

Подготовка ребенка к школе — Мир детей

Подготовка ребёнка к школе Скоро ребенок идет в первый класс, и перед родителями встает много вопросов. Этот момент волнует родителей будущего школьника, пугает, они не знают, с чего начать.

Методы развития и воспитания ребенка в 2 года

Воспитание ребенка в 2 года – непростой этап в жизни родителей. В старину говорили: “Воспитывать надо, пока под стол пешком”. Главное внимание в это время нужно обратить на развитие у ребенка эстетических и нравственных принципов, речи, движения.

Как подготовить ребенка к школе легко и без принуждения

Как подготовить ребенка к школе легко и без принуждения Вопрос ;Как подготовить ребенка к школе? ; возникает практически в каждой семье. Сейчас многие родители понимают, что к школе надо готовить ребенка заранее и уже в 4-5 лет отдают ребенка на специальные подготовительные курсы или развивающие школы.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->