После вашей радости за повзрослевшего ребенка и первого в его жизни школьного звонка, вы окончательно поймете степень готовности малыша к школьной жизни. Конечно, вам бы хотелось, чтобы ребенок, вел себя уверенно в новой для него обстановке и сразу же начал делать успехи в учебе, но к сожалению, одного вашего желания, в этом трудном деле не достаточно.
Существует несколько показателей, степени подготовки ребенка к школе:
- Хорошая память, логическое мышление, развитая мелкая моторика ; показывают степень интеллектуальной готовности малыша.
- Тяга ребенка к новым знаниям, концентрация внимания на каком-либо предмете и умение контролировать свои эмоции ; показывают его эмоциональную зрелость.
- Желание общаться и строить отношения с другими людьми, способность приобретать новые навыки, говорят о том, что будущий школьник, социально готов к обучению.
Развитие интеллекта ребенка, включает в себя несколько ступеней. В первую очередь, это конечно степень развития самого интеллекта. Ребенку необходимо иметь представление об окружающем его мире, а также иметь навыки ориентирования в нем. Чтобы все это понять, вы должны поговорить с ребенком и выяснить, может ли он ответить на такие важные для первоклашки вопросы как:
- Его имя, фамилия и отчество
- Сколько ему лет и сколько будет на следующий год
- Имя и фамилия его родителей
- Кем они работают
- Почему, в таком месте как школа, нельзя шуметь
- Для чего там стоят парты, звенит звонок и висит доска
Ваш малыш, должен давать полные и четкие ответы на эти вопросы, к примеру: Имя моего папы Алексей, работает он в больнице врачом. Я, с мамой и папой живу на улице Грибоедова 6, квартира 20, в Москве. Желательно, чтобы у малыша были понятия о счете, буквах и чтении. Если он ходил в детский садик, то, скорее всего, эти начальные знания у него есть.
У ребенка, должна хорошо работать логика, при беседе с родителями или педагогом, ему необходимо понимать поставленные перед ним задачи. Также очень важно, чтобы он мог сосредоточиться на них и затем выполнить. Не беда, если у малыша, не получиться сделать задание, самое главное, чтобы он логически размышлял.
Предложите будущему школьнику, в игровой форме ответить на такие вопросы:
- Каким одним словом, можно назвать ромашку, розу и гвоздику (цветы) или же июнь, июль и август (месяцы или лето).
- Какие времена года ты знаешь?
- Когда ты ложишься спать – утром или вечером?
- Вечером обедают или ужинают?
- Какие цвета ты знаешь?
- У тебя есть игрушки красного цвета?
- Сколько у крыльев у птиц?
- Кто меньше кошка или мышка?
- Что делает строитель, учитель и пекарь?
- Каких насекомых ты знаешь? А животных?
- Сколько лапок у собачки?
Словарный запас ребенка к школьному возрасту, должен быть довольно богатым. Послушайте, как он разговаривает, употребляет ли он в своей речи сложные предложения или же строит простые фразы. Как часто вы слышите от него прилагательные? В различных методиках развития дошкольников, есть такие задания, как сочинение рассказов по каким-либо иллюстрациям, малышам эти упражнения очень нравятся, так как помимо того, что они описывают изображенное, им предоставляется возможность пофантазировать.
Во время выполнения заданий по выявлению уровня знаний ребенка, необходимо помнить о том, что все занятия, должны проходить в форме игры, не представляйте их, как нечто обязательное и сложное. Если малыш устал, сразу же прекращайте, продолжить можно и на другой день.
Эмоциональность и социальность ребенка
Эти два понятия, неразрывно связаны друг с другом. Ваш ребенок не дождется когда пойдет в школу – это хороший показатель, но еще, ему необходимо быть эмоционально устойчивым и уметь быстро привыкать к новой социальной обстановке, это поможет малышу, быстро привыкнуть к школьным правилам.
Для того чтобы, выявить степень социального и эмоционального состояния своего ребенка, ответьте на такие вопросы:
- Как он взаимодействует с детьми в детском саду или во дворе.
- Способен ли малыш, слушать вас и других взрослых, внимательно и не перебивая.
- Как он ведет себя дома: находится в приподнятом настроении или наоборот, хнычет и говорит, что ему скучно.
- Может ли он, без вас, заняться рисованием или лепкой.
- Следует ли правилам в играх.
- Научился ли он, делиться с друзьями, своими игрушками или сладостями.
- Сидит ли он спокойно, хотя бы минут 20.
- Проявляет ли ребенок интерес, к чему-то новому.
- Не отвлекается ли он по пустякам, когда вы ему читаете, или что-то рассказываете.
Если вы можете дать положительные ответы на эти вопросы, то, скорее всего, ваш ребенок и эмоционально и социально готов идти в школу. Но необходимо учесть некоторые моменты: мамы, у которых растут будущие школьницы, вероятнее всего, ответят положительно, а вот мамы будущих школьников, не всегда ответят «да», так как мальчишки, психически и физически, созревают несколько позже девочек. Они труднее привыкают к новым условиям и менее усидчивы, поэтому им, перед походом в школу, нужно по максимуму наиграться.
Подготовка ребенка к школе, включает в себя и беседу учителя с дошкольником. И наверняка, он ему предложит пройти три простых теста, приведенных ниже. Сделайте их дома, со своим малышом и при этом не забывайте, что они все-таки не являются главными показателями, а всего лишь показывают общее развитие ребенка.
Помогите своему ребенку, научиться логически мыслить. Лучше всего это сделать в виде игр, например в шашки, шахматы или карты, где необходимо думать и учиться разрабатывать стратегию. Как можно чаще читайте и не только книги научно-популярной направленности, помните о всевозможных сказках, которые развивают память младших школьников и воображение, а также учат постепенно осваиваться в социуме. Можно заняться сочинением сказочных историй, это способствует развитию творчества у детей.
Заботьтесь о здоровье своего ребенка, это ему очень необходимо, в виду того, что сегодня, школьные нагрузки довольно высоки. Перед тем, как ваш карапуз пойдет в школу, он пройдет медицинскую комиссию и врачи посоветуют вам, на что обратить особое внимание. Но не рассчитывайте полностью на них, лучше всего, сами закаляйте и развивайте своего ребенка.
Пусть он занимается в какой-нибудь спортивной секции, благо выбор спортивной секции очень разнообразен. Для развития физических качеств, ребенку будет достаточно, ходить туда раза два в неделю. Перед вами стоит задача не ставить рекорды, а добиться того, чтобы малыш был крепким и здоровым.
Развивайте детскую самостоятельность. Ребенок должен уметь быстро завязать шнурки, без помощи взрослых справиться с курточкой и обязательно (!) уметь обслужить себя в туалете.
А теперь приведу тесты, о которых шла речь выше.
Примерные тесты для подготовишек
Положите перед ним чистый лист бумаги и карандаш. Попросите его скопировать написанное вами предложение. Вы можете написать любую фразу из трех слов, содержащую примерно тот же объем букв. Например: ;Он ел суп ;, ;Он ехал домой ;.
После выполнения этого задания попросите его скопировать точки, нарисованные вами; точки должны располагаться в следующем порядке:
Выполнение последнего задания — рисунок человека включает в себя множество трактовок — от эмоционального состояния ребенка до уровня его агрессии, но нам не нужно развернутое толкование.
Попросите ребенка нарисовать человечка, какого сам захочет! Если малыш начнет задавать уточняющие вопросы, например кого именно мне нарисовать или что должен делать мой человечек, постарайтесь ответить неопределенно, уклончиво.
На голове должны быть изображены волосы или какой-нибудь головной убор. Кроме того, четко должны быть обозначены глаза, нос, рот и уши. На руках — кисти с пятью пальцами.
1 балл (самый лучший результат) — копирование букв, максимально приближенное к оригиналу. Также должна быть видна (выделена) заглавная буква. Все буквы должны быть четко связаны в слова, и между ними хорошо просматривается пробел.
2 балла ребенок наберет, если буквы будут разборчивы, а вот размер букв и соблюдение горизонтальной строки не учитываются!
3 балла — видно, что в предложении три слова, и разборчиво написаны хотя бы несколько букв.
4 балла — каракули.
1 балл получит ребенок, который практически точно скопировал предложенный рисунок точек. Допустимо лишь незначительное отклонение одной точки от строки и колонки. Размер рисунка может быть чуть меньше или чуть больше предложенного оригинала, но не более чем вдвое.
2 балла — все то же самое, что и за 1 балл, но отклонение от строки или колонки может быть у 2-3 точек.
3 балла — если рисунок в принципе соответствует образцу, но в нем не соблюдено количество точек и размеры рисунка. Кстати, ребенок может развернуть рисунок.
4 балла — рисунок может состоять из линий или изображать просто каракули.
Обратите свое внимание на следующее: 1 балл наберет малыш, который нарисовал человечка с туловищем, головой, руками, ногами и шеей. Голова должна быть пропорциональной и не превышать своими размерами остальные части тела (то же относится к рукам и ногам).
2 балла — практически все то же самое. Допускается отсутствие трех деталей — например: нос, палец руки, волосы или ухо.
3 балла — нарисованный человечек имеет конечности (лучше объемные, а не нарисованные в виде палочек), голову и туловище. Могут отсутствовать одежда и волосы.
4 балла — самая примитивная фигура или вообще непонятные каракули. Могут быть изображены только руки или только ноги, нарисованные в виде палочек.
3-6 баллов — значит, у ребенка высокая степень готовности к школе.
7-9 баллов, полученные равномерно во всех трех заданиях, означают, что ваш ребенок вышел на уровень средней степени и в принципе также готов к обучению. Осталось немного поработать.
10-12 баллов — повод обратиться к детскому психологу, чтобы поточнее разобраться в причинах отставания в психофизическом развитии.
В общеобразовательной школе №43 г.Симферополя ; информационные технологии также внедрены и в медицинском кабинете. Создана и используется база данных мед. карточек школьников, в компьютере фиксируется каждое обращение ребенка.