Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Воспитание детей: поощрение и наказание — Ваш домашний доктор

Воспитание детей: поощрение и наказание — Ваш домашний доктор

  • Воспитание детей: поощрение и наказание - Ваш домашний доктор
  • Аллергия (6)
  • Беременность и кормление (31)
  • Вирусные инфекции, бактерии (18)
  • Гинекология (6)
  • Детское здоровье (50)
  • Диеты (8)
  • Дыхательная система (10)
  • Женское здоровье (18)
  • Заболевания передающиеся половым путем (3)
  • Здоровый образ жизни (33)
  • Зрение (23)
  • Зубы (18)
  • Клиники (2)
  • Кожа (23)
  • Красота (40)
  • Кровеносная система (9)
  • Лекарственные препараты (6)
  • Лекарственные растения (38)
  • Лечение болезней (20)
  • Медицинское оборудование (5)
  • Микроорганизмы и паразиты (1)
  • Народные средства (6)
  • Нервная система (15)
  • Онкология (8)
  • Пищеварительная система (25)
  • Пожилым людям (7)
  • Правильное питание (32)
  • Психология и психиатрия (13)
  • Сексология (13)
  • Сердечно-сосудистая система (30)
  • Спорт (5)
  • Суставы и кости (11)
  • Травматология (4)
  • Урология (27)
  • Ухо, горло, нос (20)
  • Эндокринная система (11)
  • Юридические аспекты (1)

Воспитание детей: поощрение и наказание - Ваш домашний доктор

И все же и поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость, восторг, вызванный, допустим, подарком, или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием,— все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.

Поэтому первое правило — использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Ведь воспитание не дрессировка: за каждое правильное движение — кусок сахара, за неправильное — угроза плетки. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они нацелены на организацию жизни детей, помогают им выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

. Вернувшись с работы, Татьяна застала дочь в слезах. В квартире пахло гарью, посреди кухонного стола лежал сырой с одного бока и горелый с другого пирог, который Оля пыталась испечь, чтобы завтра, в воскресенье, угостить подруг.

— Опять своими дурацкими фантазиями отравляешь мне жизнь! — в сердцах воскликнула расстроенная мама.— Не успела с работы вернуться — теперь два часа буду как проклятая мыть духовку! В воскресенье отвезу тебя к бабушке — и никаких подружек!

Нетрудно понять, что Оля испортила пирог не нарочно, не из озорства, что побуждения ее были в общем-то добрыми. Вот только оценить происшедшее Татьяна не сумела, не смогла и сдержать нахлынувшего раздражения.

Воскресным утром Оля, надувшись, ехала с нею к бабушке и не испытывала ни малейшего раскаяния по поводу того, что доставила маме неприятные переживания. Дулась она на мать и всю следующую неделю. И вот, терзаемая стремлением вернуть расположение дочери, Татьяна, возвращаясь в пятницу с работы, купила торт, конфеты, воду. «Вот и угощай на здоровье своих подруг,— сказала она, входя в дом,— уж это получше, чем какой-то горелый пирог!» И хотя Оля, поцеловав мать, вежливо ее поблагодарила, радости у девочки не было. А Татьяна, почувствовав ее холодность, с раздражением подумала: «Ничем не угодишь!» И осталось взаимное недовольство друг другом.

Думается, что конфликта бы не возникло, если бы мать сказала своей одиннадцатилетней дочери: «Знаешь, я зря прошлый раз так погорячилась, это от усталости и оттого, что ты со мной заранее не посоветовалась, как лучше все сделать. Давай сегодня вечером вместе испечем для твоих подружек настоящий торт».

Покупка какой-нибудь вещи — самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное — умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких ценных нравственных качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.

Впрочем, пусть не подумает иной читатель, что мы вообще против каких бы то ни было дорогих подарков. Сами по себе плеер, фотоаппарат для школьника старших классов или большой аквариум с рыбками для ребенка поменьше зла не принесут. Но если фотоаппарат, подаренный однажды к дню рождения, потом годами среди других таких же забытых вещей покрывается пылью, если за рыбками ухаживают родители, а сын давно на них перестал даже смотреть, вот тогда, наверное, стоит подумать всерьез: а нужны ли вообще подобные формы поощрения? И что, собственно, поощряется таким образом: тщеславное чувство обладания дорогой вещью — и только?

Словом, поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

. Когда Володя принес случайно подбитого воробья и стал его выхаживать, мать похвалила его за то, что жалеет птиц. А отец стал выяснять: почему все мальчики во дворе ходят с рогатками? Почему ни на одном дереве нет скворечника?

Володя объяснил: смастерить рогатку легко, а для скворечника столько всего надо.

Вскоре Володе купили набор столярных инструментов; вместе с отцом они отыскали обрезки досок и фанеры, вместе перерисовали из журнала нехитрый чертеж скворечника, вместе пилили, строгали, клеили.

Едва ли самая дорогая вещь принесла бы мальчику столько радости, сколько ему доставили — нет, не сами по себе инструменты, а часы работы рядом с отцом, их беседы на равных. Без нотаций и назиданий родители помогли Володе осознать важную истину — жалость, сострадание должны быть деятельными, действенными.

Ну, а успехи в учебе? Надо их поощрять? Надо. Но не отметку как таковую, а прилежание, старание, трудолюбие. Ведь кто не знает, что пятерку можно получить случайно, можно списать ответ задачи, рассчитать, когда вызовут. Наконец, пятерка может очень легко даваться способному ученику, а менее способный в свою четверку вкладывает так много труда и терпения, что он, конечно, больше заслуживает похвалы. Кстати, одно из требований реформы школы — воспитывать в детях именно прилежание, умение любое порученное дело выполнять с максимальной отдачей сил.

Если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.

Конечно, детям (как, впрочем, и взрослым) свойственно иногда упорствовать в своих ошибках, лгать, проявлять жестокость, эгоизм, жадность и другие отрицательные черты. Оставленные без внимания, они могут усилиться, стать со временем свойствами характера. И если убеждение, требование, внушение не помогают — приходится применить и наказание.

. Володя нагрубил учительнице. Мама посоветовала ему: «Завтра же на уроке встань и извинись». Сын заупрямился: «Что я такого сделал? Начну извиняться, ребята надо мной смеяться будут».

Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чем не бывало собираться в школу, мать сказала, что идет с ним. «Иду извиняться за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым».

«Не надо, мама! — всполошился Володя.— Я сам извинюсь».

«Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придется послушать, как мать извиняться станет».

Так она и сделала, и для Володи это было действительно суровое наказание. Преподанный урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов.

Случается, дети, особенно подростки, растущие как будто в благополучных семьях, хорошо успевающие в школе, совершают весьма неблаговидные проступки. Узнав, что такой вполне «воспитанный мальчик» украл у товарища ручку, выбил стекла в подъезде, участвовал в варварской драке, иные родители да и педагоги, только пожимают плечами: случайность, несчастье, загадка подросткового возраста. Эпизод стараются замять, ограничиться беседой, попыткой пристыдить. А вот как поступил в подобной ситуации замечательный педагог Сухомлинский: когда ученик-подросток из озорства сжег хворост, приготовленный для пионерского костра, он заставил его поехать в лес, набрать хвороста и привезти его.

Будет совершенно правильно и справедливо, если подростка, нанесшего какой-то ущерб общественному или домашнему имуществу, вы заставите возместить его своим трудом. Не надо избегать огласки совершенного проступка, обсуждения в классе, в школе, публичного извинения. И действовать надо в таких случаях спокойно, но достаточно непримиримо и властно.

Властный тон иногда необходим. Спокойно-властный. Уверенно-властный. Но не раздраженный, несварливый, не чрезмерно нервозный, каким грешат иногда усталые, расстроенные мамы. У отцов другая ошибка: в порыве гнева они пытаются употребить не власть, а силу, полагая, что ремень приносит успех там, где словами толку не добьешься. Ведь кричит же сын: «Прости, папочка, я больше не буду!» Но на самом деле ребенок ни вины своей не осознает, ни стремления исправиться не испытывает. Он кричит просто от боли и страха, это естественная реакция самозащиты — и только. Под горячую руку отцы подчас не рассчитывают силы своего удара: мне известны случаи, когда от отцовской затрещины у ребенка лопалась барабанная перепонка.

Но даже если это просто шлепки, подзатыльники — они все равно унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Отдаленные последствия физических наказаний проявляются не только в отчуждении детей от родителей, но и в развитии отрицательных качеств личности. Достаточно сказать, что почти все подростки, совершающие правонарушения, в детстве часто переносили побои, испытывали оскорбления.

Для физических наказаний не может быть оправданий, они недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме! Хватаясь за ремень, шлепая ребенка, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

Упомяну и о других неоправданных мерах наказания: нельзя лишать ребенка прогулки, оставлять без обеда; педагогический эффект такого наказания очень сомнителен, а ущерб для здоровья явный.

Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные ребенку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанный, допустим, поход в театр или приобретение какой-то вещи.

Не надо, как правило, наказывать дополнительными трудными заданиями — это может вызвать отвращение к труду вообще. Только в одном случае такое наказание целесообразно: если вина сына или дочери как раз в том и состояла, что, закончив, допустим, клеить «змея», ребенок убежал с ним во двор, забыв за собой убрать. Подождите делать это сами, а потом скажите: «Намусорил — убери! Да еще пол протри во всей квартире, чтобы в другой раз не забывал, чтобы яснее стало, как мне нелегко каждый день поддерживать чистоту».

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Но ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: «Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!» Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.

При всей на первый взгляд противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Воспитание приемных детей

К сожалению, статистика последних лет такова, что количество детей – сирот и беспризорных неуклонно растет. Но радует тот факт, что не меньшее количество и усыновлений, а также появляется тенденция к поиску новых способов для обустройства жизни таких детей, например семейный детский дом, патронатная семья, деревня SOS.

Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста

… Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

ВОСПИТАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ У ДЕТЕЙ: ГДЕ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА?

ВОСПИТАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ У ДЕТЕЙ: ГДЕ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА? ВОСПИТАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ У ДЕТЕЙ: ГДЕ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА? Нужно ли всё-таки требовать, чтобы ребёнок слушался? Или пусть вырабатывает характер, добиваясь своего? И если уступать иногда, не будет ли он потом манипулировать родителями, мол, позволили один раз, позволят и второй . Работая с детьми, часто приходится наблюдать, как ребёнок, который в течение дня был послушным, при появлении родителей в один миг становится избалованным, и мать или отец подчиняются его прихотям.

Воспитание детей в приёмной семье

Довольно много людей воспитывают ребёнка в приёмной семье . Т.к. для семьи становится трагичной ситуация, когда супруги не могут иметь детей по состоянию здоровья. Именно из-за невозможности родить ребёнка люди решаются на воспитание приёмного ребёнка.

Воспитание послушания у детей: где золотая середина?

Воспитание послушания у детей: где золотая середина? Нужно ли всё-таки требовать, чтобы ребёнок слушался? Или пусть вырабатывает характер, добиваясь своего? И если уступать иногда, не будет ли он потом манипулировать родителями, мол, «позволили один раз, позволят и второй». Работая с детьми, часто приходится наблюдать, как ребёнок, который в течение дня был послушным, при появлении родителей в один миг становится избалованным, и мать или отец подчиняются его прихотям.

Воспитание очень впечатлительных, чувствительных детей, Учитель немецкого

Большинство детей в жизни и труде, в повседневном поведении всегда активны, радостны, бодры, выносли­вы. Но порой встречаются и дети пассивные, замкну­тые, плохо выдерживающие более или менее длитель­ное напряжение.

Воспитание детей в приемной семье

Люди, решившиеся на усыновление ребёнка, как правило, хотят окружить его заботой и подарить всю любовь и нежность, которой ему так не хватало в детском доме. И здесь кроется некая опасность: родителям необходимо четко знать границу между любовью и вседозволенностью, и не допускать её нарушения.

Воспитание ответственности у детей — Консультация для родителей

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей Консультации для родителей «Воспитание ответственности у детей» Подготовила Тузова Елена Алексеевна, воспитатель I категории, МДОУ Д/с №102 Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки.

Воспитание детей в неполных семьях

К сожалению, сегодня много детей воспитывается в неполных семьях. Отсутствие одного из родителей сказывается на половом воспитании детей. Если в семье нет отца, то от этого особенно сильнее страдают сыновья.

Воспитание ответственности у детей

Что касается детей, то, как бы ни странно это не звучало, детская ответственность начинает развиваться с. Ответственность — это состояние сознания человека, в котором он даёт полный отчёт своим действиям и принимает на себя вину за все последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.

Воспитание навыка опрятности и аккуратности у детей 2-3 лет&raquo

«Воспитание навыка опрятности и аккуратности у детей 2-3 лет». Категория: Блог Шкирдовой Ю.В. Создано 28.05.2016 20:04 Обновлено 05.12.2016 18:33 Автор: Администратор сайта детского сада № 170 "Дружба" Просмотров: 379 Любому родителю хочется, чтобы его ребенок был чистым, умытым, аккуратно причесанным и умел убирать за собой игрушки.

Воспитание младенца до года: советы по воспитанию детей, игры и игрушки для детей

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки Думаем, многие родители согласятся, что воспитывать детей необходимо с момента рождения. Именно в первые двенадцать месяцев идет активнейшее развитие психики ребенка, формируются гигиенические навыки, психологические привычки.

Воспитание детей в Исламе или три периода взросления

Воспитание детей в Исламе или три периода взросления В Коране говорится, что дети являются украшением этой жизни и продолжением своих родителей. Имам Али ибн Абу Талиб (ас) поясняет, что родители это чрево, из которого дети приходят в этот мир.

Воспитание любовью — метод естественного воспитания детей от 0 до 1 года

Воспитание любовью - метод естественного воспитания детей от 0 до 1 года. дефектолог, психолог, директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития "Арлекин". Новоиспечённая мамочка становится перед трудной задачей как выбрать правильный метод воспитания и ухода за малышом? Наиболее популярным сегодня является метод естественного воспитания , в котором центральную позицию занимает мнение, сделать ребёнка счастливым может только практически постоянное ношение ребёнка на руках.

Воспитание культуры поведения детей 5 года жизни

В каком возрасте ребенок приучается к аккуратности и опрятности «Воспитание культуры поведения детей пятого года жизни» О человеке вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем владеть собой, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек». Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше.

Воспитание детей в Индии, MaMere — Шпаргалка для родителей

Индия – страна большая, с многовековой историей, красивой и своеобразной культурой. При этом небогатая, густонаселенная, аграрная, с сильными традиционными и религиозными устоями.

Воспитание и обучение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) — Мои статьи — Каталог статей — ЦППРК Березники

Особенности обучения и воспитания детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.

Воспитание и образование детей в дворянской семье (первая треть XIX в

Воспитание и образование детей в дворянской семье (первая треть XIX в.) С XVIII в. дети стали предметом особого общественного внимания. Забота о воспитании, комфорте ребенка являлась показателем развития общества, его высокого сознания и дворянской культуры, определявшей духовное развитие России.

Воспитание здорового характера у детей — Статьи — Каталог статей — Борский психологический центр

Дорога к пониманию и принятию здорового воспитания детей непроста. Она открывается только мужественным родителям. Мужественность это умение предвидеть трудности на пути и прикладывать силы для их преодоления.

Воспитание еврейских детей

Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько ;удачным ; получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей, имеют ли они от него нахес.

Воспитание детей-вундеркиндов, Газета ДивиМИР, Страница 5

Воспитать человека Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон.

Воспитание детей: топ 10 ошибок родителей

10 распространенных ошибок родителей в воспитании детей Каждый ответственный родитель мечтает вырастить умного, порядочного, талантливого ребенка. Однако в столь важном процессе, как воспитание детей, многие взрослые ошибаются – применяют радикальные меры воздействия или, напротив, пускают все на самотек.

Воспитание детей: Стили семейного воспитания

В статье рассмотрены основные стили семейного воспитания: авторитетный, либеральный, авторитарный и индифферентный. Их краткая характеристика. Статья для родителей.

Воспитание детей в Древней Руси

Опубликовано 11.09.2012 03:58 Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->