Особенности обучения и воспитания детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.
Идет урок в I классе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. Андрей начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради, перемещается на доску, затем на окно. Лицо мальчика неожиданно озаряется улыбкой и, повозившись в кармане, он достает оттуда новый разноцветный шарик. С шумом развернувшись на стуле, начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Андрей усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно сползать со стула. И снова замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения. Наконец — звонок, Андрей первым выбегает из класса.
Нарушения поведения, связанные с недостатками внимания, гиперактивностью и импульсивностью, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве, обычно начиная с 3-летнего возраста.
Причем, у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.
Однако в дошкольном возрасте они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с СДВГ, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию функции внимания. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью. Импульсивность сохраняется у 25% взрослых.
Ставить тот или иной диагноз должен врач, так как важна точность в установлении этого расстройства. Его необходимо отличать от нормальной возрастной двигательной активности детей, индивидуальных особенностей темперамента, от нарушений поведения, возникающих вследствие психической травмы, и т. д. Психологи, родители и учителя должны быть осведомлены о диагностических критериях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с тем, чтобы своевременно направить ребенка на консультацию к специалистам и обеспечить ему необходимую помощь!
Для постановки диагноза синдром дефицита внимания с гиперактивностью необходимо наличие симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
Симптомы невнимательности , которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов):
1. Часто ребенок не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задания и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, выказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Симптомы гиперактивности и импульсивности , которые сохраняются на протяжении, по меньшей мере, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов):
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему прикрепили мотор .
6. Часто бывает болтливым.
1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Основные нарушения поведения, характерные для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость — типичное явление для гиперактивных детей. Между тем общий уровень интеллектуального развития таких учащихся в большинстве случаев соответствует возрастным нормативам. Однако определенные нарушения отмечаются для таких функций, как внимание и память, характерна также недостаточная сформированность функций организации, программирования и контроля психической деятельности.
Эти психологические особенности затрудняют полноценное включение ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.
Нарушения поведения гиперактивных детей не только влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети имеют проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, среди детей являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Для них характерна импульсивность и инфантильность в социальном поведении. В подростковом возрасте оно может стать асоциальным.
В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но нерезультативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:
- органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
- пре- и перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
- токсическое воздействие на плод (свинец, углеводы, салицилаты);
- генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция, несформированность или незрелость регуляторных структур мозга);
- пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
- социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей.
Гиперактивные дети — очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние, как родителей, так и учителей . Их неспокойное поведение может быть очень разрушительным для класса. Они постоянно отвлекаются, болтают, перебивают других, встают с места, и это может разочаровывать учителей и одноклассников.
Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе необходимо наладить совместную работу учителя, психолога и родителей ребенка.
К счастью, есть стратегии, которые можно применить в классе, чтобы для всех день прошел легче.
- Классные правила должны быть ясными и краткими и регулярно повторяться с учеником. Разместите их на видном месте в классе. Повторяйте их с ребенком, чтобы убедиться, что он их понимает.
- Составляйте расписание так, чтобы самые сложные предметы были первыми, когда ребенок (и весь класс) менее усталый.
- Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
- Задания, предлагаемые на уроке, записывайте на доске.
- Работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально, при этом основное внимание уделяйте отвлекаемости и слабой организации деятельности.
- Убедитесь, что ребенок сидит рядом с учителем (в центре класса напротив доски) и подальше от отвлекающих предметов (от дверей, окон, уютных мест и т.д.).
- На столе ребенка должно быть лишь то, что необходимо для работы в данное время.
- Предоставляйте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
- Сократите общий объем работы ученика. Разделите работу на более мелкие задания. На определенный отрезок времени давайте только одно задание.
- Давайте краткие руководства, состоящие из одного или двух шагов. Избегайте перегружать ребенка слишком большим объемом информации.
- Дайте ему дополнительное время для завершения работы. Проследите, может ли он самостоятельно списывать с доски. Если нет, помогите ему.
- Используйте таймеры, сигналы времени, или словесные сигналы, чтобы показать ребенку, сколько времени осталось для работы.
- Прикрепите к столу ребенка карточку, на которой записан распорядок класса. Помогайте ему следить за списком, просматривайте его вместе в разное время в течение дня и подготавливайте его для каждой новой ступени.
- Ловите моменты, когда ребенок ведет себя хорошо, и обязательно немедленно похвалите его. По возможности игнорируйте негативное поведение ребенка, если оно является минимальным и не разрушительным.
- Используйте поощрения и стимулы прежде наказания, чтобы мотивировать ребенка и помочь сохранить у него впечатление о школе как о положительном месте. Чаще меняйте методы поощрения, чтобы помочь ребенку постоянно быть в тонусе и ему не стало скучно.
- Давайте возможность ребенку чаще двигаться (раздать или собрать тетради, карточки, вытереть доску, выполнить какие-то поручения в пределах здания школы, и т.д.)
- Позволяйте некоторую возню или беспокойство на рабочем мечте. Разрешайте ему даже сесть на стол, если это поможет ему выполнить поставленную задачу.
- Не используйте лишение перемены, как наказание за негативное поведение. (детям с СДВГ приносит пользу физическое движение, которое происходит на перемене и, как правило, после этого улучшается внимание).
- Положите руку на плечо или руку ребенка во время разговора с ним, чтобы помочь ему сосредоточиться на том, что вы говорите.
- Разрешите ребенку держать что-то в руке, чтобы манипулировать. Эта небольшая стимуляция часто помогает сохранять ребенку с СДВГ сосредоточенность.
- Если школа позволяет это, то можно ребенку позволить даже жевательную резинку, чтобы освободить энергию и помочь сохранять концентрацию внимания.
- Поддерживайте постоянную связь с одним из родителей, это даст больше шансов для успеха.
Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей (Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю.). Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует больших усилий и огромного терпения.
Для начала нужно пропить курс успокоительных препаратов тормозящих возбуждение и нормализующих работу нервной системы, которые пропишет ребенку невропатолог. Это скорее всего будут витамины группы В, оказывающие благоприятное влияние на процессы в нервной системе, а также ноотропные препараты (гопантеновая кислота или глицин), плюс к этому можно добавить успокоительные травы, такие как пустырник, мята, валериана, зверобой, лаванда, фенхель. Выбор препаратов и дозы может назначить только врач, не стоит заниматься самолечением. Можно записать ребенка на массаж, так как у гиперактивного ребёнка повышенный мышечный тонус. А также отдать ребёнка в бассейн. Вода успокаивает нервную систему и позволяет расходовать излишнюю двигательную активность. Дома родители могут сами делать ванны с успокоительными травами и солью.
Конкретные рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания могут быть следующими:
1. В своих отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели . Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегать повторений слов нет и нельзя .
3. Говорить сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.
6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа в тетради, чтение, раскрашивание).
7. Поддерживать дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегать по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегать беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Постоянно учитывать недостатки поведения ребенка.
Кричать и физически наказывать таких детей нельзя , так как будет достигаться противоположный эффект, ребёнок не успокоится, а только больше возбудится и полностью потеряет самоконтроль. Перевозбуждённого ребёнка нужно переключить и отвлечь, лучше всего посадить или прижать к себе, взять за руки, погладить медленно по голове, рукам, спине сказать успокаивающим голосом Тихо-тихо-тихо Успокойся успокойся Медленно, не торопясь расскажи ещё раз, что произошло. . Повторение одних и тех же слов задает успокаивающий ритм, а прикосновения расслабляют ребенка.
Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но с помощью перечисленных мер может удерживаться под разумным контролем!