1. Теоретические подходы к изучению проблемы развития чувства юмора у детей дошкольного возраста
Смех — это врождённая реакция, свойственная не только человеку, но и высшим животным — обезьяне, например. Новорожденный младенец очень рано начинает улыбаться. Его улыбка и смех — показатели чисто физического комфорта, удовлетворения его первичных стремлений и потребностей, прежде всего голода. Улыбка и смех — это естественная реакция на удовлетворения стремления. У очень молодых людей смех служит выражением здоровья, избытка и брожения жизненных сил. Смех без причины, вопреки пословице, — это самый завидный смех [25, c.134].
информационная — юмор как средство познания мира углубляет представления о нем, заостряет внимание на том, на что раньше не обращали внимания, происходит небольшое открытие;
коммуникативная функция — ребенок открыт к общению для окружающих, всегда вносит атмосферу жизнерадостности, юмор формирует такие качества, как открытость, доверчивость, раскрепощенность, помогает установить дружеские отношения;
развивающая функция — юмор обладает определенной логикой, доказательностью, что способствует развитию интеллекта, критического мышления, остроты видения мира, наблюдательности, повышает эффективность педагогического процесса.
Цель юмора — рассмешить, сталкивая две несовместимые ситуации, восприятие несоответствия.
^ 1.2. Особенности чувства юмора в разном возрасте
^ 1.3. Специальные особенности чувства юмора детей дошкольного возраста
Или: Шла собака по роялю, наступила на мозоль,
Умение ребенка понять шутку взрослого, сверстника, пошутить самому.
Умение посмеяться над своими неудачами.
Умение заметить комическое в своих поступках, в своих действиях и действиях других детей.
Умение понимать комическое в художественном слове: потешках, небылицах, перевертышах, сказках, рассказах и пр.
Умение понимать комическое в музыке, изобразительном искусстве (графика, скульптура, народная игрушка).
Умение отражать комическое в рисунке, лепке, аппликации, сочинять смешные истории, смешные движения в танце.
Мы предположили, что развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста будет успешным в результате целенаправленных, систематических занятий, включающих игровую деятельность с использованием изобразительных технологий. База нашего исследования: д/с «Пчелка», старшая группа, 25 детей 5-6 лет.
Ребенок эмоциональный, легко идет на контакт со взрослыми хорошие отношения с детьми. Родители или кто-то в семье обладает чувством юмора.
Ребенок менее эмоционален, отношение к юмору зависит от настроения, шутки воспринимает по отношению к другим детям лучше, чем к себе, сам иногда шутит. Родители эмоционально сдержаны.
Ребенок эмоционально закрыт, легко обижается, шуток по отношению к себе не любит. Родители вопросы юмора с детьми не обсуждают (см. рис.1).
Рис.1. Определение отношения детей к юмору на первом этапе
В группе «Пчелка» определяется около 30% детей первой и столько же третьей группы. Очень многое зависит от воспитателя – как строится работа, любит пошутить, посмеяться, понимает детей.
Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие развития познавательной сферы. \\ Вопр. Психологии. – 1980 — №5. С. 60—64.
Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2 — М.: Педагогика,- 1982.-504с.
Грибовская А.А. Юмор в изобразительной деятельности дошкольников. Методическое пособие. — М., Педагогическое общество России, 2007.-с. 208
Детские праздники : игры. фокусы. забавы. М. А. Михайлова. – Ярославль. “Академия развития”. 2004.-340с.
Джонс Э. Жизнь и творения великих психологов. М.: Гуманитарий.-1997, -368с.
Дошкольная педагогика. В 2 ч./Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М, София, -2008.-364с.
Житникова Л.Н. Художественные способности у дошкольников. — М: Просвещение,- 2002.- 96с.
Зальцман Б.Н. Развитие познавательных процессов ребенка в группе детского сада.// Дошкольное воспитание.-1977. № 2. С. 12—19.
Зинченко П.И.Развитие способностей к рисованию. — М: Просвещение,- 2004.- 96с.
Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в детей в дошкольном возрасте. — М: Просвещение,-2003.- 156с.
Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. – М.: Лист-Нью,-2000.-336с.
Козаренко В.А. Память, мышление, речь. //Дошкольное воспитание.-1977. № 2. С. 19—21.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия.-2000-416с.
Кондрашова Н.П. Комическое как средство общения ребенка с взрослым и сверстниками. \\ Журнал “Психолог в детском саду” 2004. № 1. -С. 76 – 87.
Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение.- 1998, — 230с.
Лезер Ф. Психология личности и деятельности дошкольника. М.: София,- 2005. – 362с.
Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно- Уральское книжное издательство,- 1999. — 330с.
Мацук М.А. Программа азбучных сказочных историй как средство формирования картины мира старших дошкольников. – Журнал “Психолог в детском саду” 2004. № 4.-С.12-14.
Мухина B.C. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. /Под ред. Л.А. Венгера. — М: Просвещение,- 1975. – 239с.
Немов Р.С. Практическая психология: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,- 1998. -320с.
Поем. Играем. Танцуем дома и в саду. – М. . 2003.-386с.
Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. — М: ТЦ «Сфера», -2000. — 528с.
Развивающие игры для дошкольников. Н. Н. Васильева. Н. Н. Новотворцева. – Ярославль. “Академия развития”. 2006.-270с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2-х книгах М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – кн.1: система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер,- 2000. — с.720
Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. — СПб: «Дельта», -1998. -384с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей — Ярославль: Академия развития, -1996. — 288 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. М: Издательский центр «Академия», -1999. -336 с.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста. — М: Просвещение, -1994. — 144с.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений. — М: Издательский центр «Академия», -1998. — 304с.
Часы веселых затей. День смеха. КВН. – Мн. . “Красико — Принт”. 2000.-358с.
Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,- 2004. – 346с.