Не пропусти
Главная » Воспитание ребенка » Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку — Студопедия
Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку Современные сравнительно-исторические данные убедительно свидетельствуют, что современные житейские представления о родительстве не являются универсальными, и родительская любовь, как мы ее понимаем, — продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку — Студопедия

Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку

Современные сравнительно-исторические данные убедительно свидетельствуют, что современные житейские представления о родительстве не являются универсальными, и родительская любовь, как мы ее понимаем, — продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

Исследователи социологии и истории отцовства видят формирующийся идеал отцовства конца двадцатого столетия как отца, являющегося в такой же равной степени родителем, как и мать. В западных странах проблема исследования отцовства достигла заметного положения в общественных науках во время эры исторически высоких ожиданий мужской вовлеченности в повседневную жизнь своих детей.

Работы социологов и историков по отцовству говорят о том, что отцовство — по существу, социальное явление. Каждое поколение формирует свой культурный идеал отца согласно своему времени и условиям, и каждое поколение имеет дело с неизбежным пробелом между «культурой» отцовства и «пове­дение» отца в семье.

На ранних этапах развития человеческого общества уход за деть­ми и их воспитание были делом всей родовой общины. Родительские функции распределялись между широким кругом родственников, и детей поощряли считать себя принадлежащими к группе как к цело­му. Привязанность между ребенком и его физическими родителями не развивалась.

В первобытном обществе убийство ребенка (инфантицид) не считалось таким преступлением, как убийство взрослого, похоронный обряд сводился к минимуму или отсутствовал. Но иметь детей считалось почетным. И не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые члены общины обычно были ласковы и внимательны к детям.

Даже в античном обществе забота о детях была весьма избира­тельна. Маленькие дети не вызывали у античных народов чувства умиления, их по большей части не замечали. Ребенок рас­сматривался как низшее существо, которое принадлежит родителям как прочая собственность.

Например, по данным Ш. Барта в Древнем Египте отношения отцов и детей строились на взаимо­выгодном сотрудничестве: дети помогали по дому, отцы их кормили. Дети были полностью подчинены воле отца. Именно отцы обучали своих сыновей, в том числе и тому, что значит быть отцом. [6]

В древней арабской культуре отец был главой семьи и решал все вопросы, в том числе и выбирал брачных партнеров своим детям. От­ношения «отец—ребенок» строились на строгости и жесткости. У древ­них израильтян отец почитался как Бог-творец, был не только защит­ником и кормильцем, но и карал за проступки.

В Древней Греции отец вообще не принимал участия в воспитании своих детей, однако позд­нее, во времена полиса, вернулся к своим функциям, т.к. общество осознало, что взаимоотношения родителей и детей передаются на все последующие поколения.

В Древнем Риме отношения отца и детей строились как отношения владения вещью, а не на основе любви или заботы. У отца были более важные интересы, чем воспитание детей. Отец имел абсолютную власть над детьми, и даже сыновья не могли получить ничего, пока он был жив. Однако в последнее время исследователи изменили мнение относительно отношений отца и детей в Древнем Риме. Отец был не чужд милосердия и не был жесток к своим детям. Право же полновластного распоряжения жиз­нью и смертью детей было отобрано у отцов только около 390 г. н. э., инфантицид стал считаться преступлением только в 318 г. при импера­торе Константине, и только в 318 г. был приравнен к человекоубийству. [6]

Раннее христианство привнесло духовность в отношения отца и детей, кроме того, стали четче разграничиться отцовская и материн­ская функции. В отношениях появилась эмпатия. Однако позднее, в средние века, происходят значительные изменения: появляется новая социальная роль — священник, исповедник, который вмешивается во все внутренние дела семьи и берет на себя функцию отца. При этом сам дает обет безбрачия и не имеет права иметь детей. Таким образом, про­исходит ущемление отцовства как важнейшей роли в жизни мужчины. Данная тенденция еще более усиливается в XII-XIII веках, когда отцовство связывается с женщиной и грехом. Только в XIV веке церковь начинает почитать материнство и позд­нее — отцовство, когда, согласно учению Фомы Аквинского, духовные наставления отца становятся важны для воспитания ребенка в духе почитания религии.

Однако формирование стойкой привязанности родителей к детям затруднялось:

Во-первых, из-за высокой смертности и высокой рожда­емости — холодное отношение к смерти детей — своеобразная психоло­гическая защита на то, что случалось очень часто.

Во-вторых, обычай воспитывать детей вне семьи в среде феодальной знати приводил к тому, что взаимоотношения родителей и детей регламентировались не чувствами, а нормой и сознанием родственных обязанностей и пра­вил этикета. В России зависимость детей от родителей была рабской: от отца — главы семьи — находились в зависимости и женщина и дети. Церковные предписания требовали строгости воспитания. Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком. [13]

В средневековой Франции воспитание детей было жестоким и, одновременно, небрежным. В XV-XVI веках вни­мание к детям возросло, что означало, однако, усиление требователь­ности и строгости, а не любви. Вплоть до середины XVIII века, несмотря на то, что книг, посвященных родительским обязан­ностям, выходило множество, родительские чувства занимают мало места в личной переписке и дневниках. Этому способствовал обычай воспитывать детей в закрытых пансионах и монастырях.

Только во времена Ренессанса отношение к семейным функциям начинает меняться. Эпидемии и высокая смертность привели к тому, что отношения между родителями и детьми стали более близкими, особенно это справедливо для матерей, т.к. отец очень часто находился вне дома из-за войн или работы. Реформация сделала женские роли матери и хозяйки в доме главными и единственными в жизни женщи­ны. Отцовские же функции не контролировались больше церковью, а регулировались обществом.

В конце XVIII — начале XIX веков семья начала отстаивать свое «естественное право» заботиться о детях, экономические трудности доводили людей до полного отрица­ния нужности детей семье. Дети нужны были не семье, а государству, армии и т.д.

В XVIII веке мать берет на себя еще больше семейных функций, занимаясь только домом. Отец становится кор­мильцем, работает для того, чтобы мать занималась детьми. Тогда и появляется концепция материнской любви, о любви отца речи не идет. XIX век привнес изменения статуса отца, который потерял свою абсолютную власть. Кроме того, провозгла­шается незаменимость матери в воспитании детей, появляется теория «материнского инстинкта». Отец постепенно теряет свои функции, так защиту и образование берет на себя государство. Становится возмож­ным обеспечение семьи женщиной, развивается женское движение во многих западных странах.

Отношение родителей к детям меняется не только со временем, оно зависит от культурных традиций. Важный вклад в изучение традиций культуры внесла М. Мид, изучившая особенности детско-родительских отношений и описавшая непривычные европейцам стили и методы воспитания. Работы М. Мид показали, что родительство заложено в человеке биологическими пред­посылками и только социальные установки могут подавить его. Там, например, где беременность наказывается социальным неодобрением, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Там, где люди ценят, прежде всего, со­циальный ранг, женщина может убить собственного ребенка. [17]

Родительские установки в отношении, например, беременности совпадают с установками культуры. Иногда беременность считается неприличным состоянием, о котором нельзя говорить и неприлично замечать. В некоторых культурах к беременным относятся с почтением и наделяют особым статусом. В западных культурах к беременности относятся как к обычному явлению. Существуют культуры, в которых беременность воспринимается как изменение состояния и матери, и отца. [13]

Взаимоотношения между родителями и детьми сильно детерминиро­ваны установками общества. Например, в Японии дети до трех лет спят либо с родителями, либо с бабушками или дедушками, либо с братьями или сестрами, но никогда одни. Такая ориентация детского сна спо­собствует установлению близких, гармоничных отношений между детьми и родителями и принятию культуры, где ценятся гармоничные коллективные отношения. Американские дети почти всегда спят в от­дельной комнате, что, по мнению родителей, способствует развитию независимости.

Вырастая, представители разных культур по-разному организуют свое взаимодействие с детьми. Культура формирует отношение к детям и опосредованно — через принятое ко­личество детей, — в маленькой семье родители уделяют гораздо больше внимания ребенку, чем в большой.

Кросскультурные данные И.С. Кона показывают, что национальная принадлежность и социально-классовое положение влияют на отношение родителей к ребенку. Во всех этнических группах родители; из более низших социально-экономических слоев склонны к большей строгости, чем представители средних слоев. Но у разных народов это проявляется по-разному, в зависимости от типа поведения. Су­щественная разница выявилась между европейским и американским стилем воспитания: американские родители более либеральны и терпимы, нежели европейцы. Но речь идет не столько о большей или меньшей строгости национального стиля, сколько о различном отно­шении к тем или иным поступкам, т.к. терпимость в одном часто со­провождается повышенной строгостью в другом. Такая же качествен­ная, а не просто количественная разница обнаружилась между отцами и матерями. Родительские установки и стиль воспитания тесно свя­заны с наличием у данной субкультуры тех или иных мотивационных потребностей.

Люди, в этнической культуре которых сильнее выражена потребность в достижении, склонны больше опекать детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании, но они гораз­до острее реагируют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отноше­ния с окружающими. [6]

В большинстве культур признается решающая роль матери в вы­хаживании и воспитании ребенка, об этом единодушно свидетель­ствуют и этнографические, и исторические данные. Даже когда мать заменяется нянькой или кормилицей, это не меняет принципиального различия мужских и женских функций. Однако в некоторых обще­ствах, в которых очень важную роль играют традиции, отцовская роль, ассоциирующаяся с властью и статусом вождя, структурируется и символизируется детальнее, чем материн­ская, рождение ребенка не ритуализировано и не дает женщине осо­бого престижа, а генеалогические и личные связи ребенка с отцом социально более значимы. [13]

Но у многих народов существуют строгие правила избегания, ограничивающие контакт между отцом и детьми, делающие их вза­имоотношения чрезвычайно сдержанными и суровыми, исключа­ющими проявления нежности. Культ мужчины всегда был культом силы и суровости, а «невостребованные», подавленные чувства атрофируются.

Соответственно, отцовство в разных культурах зависит от факторов половых различий и жизненного цикла мужчин и женщин, культурного регулирования сексуальности, интернализации социальных норм и правил поведения, мотивов аффилиации, предприимчивости, достижения и соревнования, особенностей традиций ухода за младенцами, и даже языка и экологических условий. [6]

Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя – характернейшая черта патриархальной культуры. Члены семьи повинуются отцу. Отцам приписываются качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на сына, особенно старшего; уже с 4_летнего возраста он пользуется большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение «старший брат» может служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине.

В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей.Он почетный гость в своей собственной семье. Через отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем божественной сущности. Таким образом, в традиционно восточной семье преобладает почтительность и поклонение.

Традиционная латиноамериканская семья — доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом культе мужественной силы Отец с презрением относится к «возне с детьми», считая это занятие недостойным настоящего мужчины

Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Отец не может быть не прав, и его слово является законом. Мать также подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.

Роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми – от почти полного пренебрежения ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы – в германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, отец – прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом.

Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой первый удар по традиционной семье. Произошло освобождение отца от всякой ответственности за содержание семьи. На раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались изнурительной эксплуатации наравне с мужчинами; широко использовался и детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу.

По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью – тогда как раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента, когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело. С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция, выражающаяся словами «делай, как я», – эта функция в развитых обществахXX векаявно утеряна.

Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в России в конце 20-х – 30-е годы, имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной индустриализации требовались миллионы женских рабочих рук; женщина была оторвана от детей и брошена на производство. Сиротство при живых родителях стало массовым явлением. Колоссальные репрессии, затем неслыханная по числу жертв война, вновь вихрь репрессий – все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения. Очевидно, что в этих условиях семья без мужчины стала нормой. Женщина поняла, что со всеми функциями в семье она может справиться одна. Впрочем, другого выхода у нее просто не было.

История 20–40-х годов представляет широкий спектр разнообразных преступлений против отцов. На одном краю спектра – отцеубийство. На другом краю – отрикание от отцов.

В настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с другой – лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и рядом не стал ближе к детям. Не так уж мало семей, где отец – просто «чужой среди своих».

Итак, можно заключить, что существуют очевидные генетически запрограммированные предпосылки отцовства, однако биология не объясняет всю специфику родительского поведения, его мотивации и институциализации у человека, многие проблемы и кризис семьи в конце двадцатого века имеют достаточно длительную историю, и чтобы понять современные сложности отношений отца и ребенка, нужно рассматривать их не изолированно, а в широкой срав­нительно-исторической и кросскультурной перспективе. [6]

1.2 Позиция отцовского и материнского отношения к ребенку

С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций. [22]

Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации. [3]

А. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Психологи отмечают также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом они играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. [1]

Тем не менее, полученные данные показывают, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали.

Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку — условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Мамина Самара, Что делать, если ребенок не слушается?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить причины его непослушания. Почему он ведет себя таким образом? Почему он заставляет нас, родителей, испытывать очень неприятные чувства? И всегда ли мы чувствуем одно и то же, если дети нас не слушаются? Попробуйте вспомнить одну из недавних ситуаций непослушания или просто очень запомнившуюся вам ситуацию такого рода.

Мама, я не хочу в школу»: как помочь ребенку полюбить учебу?

«Мама, я не хочу в школу»: как помочь ребенку полюбить учебу? Большинство первоклашек переступают порог школы с огромным желанием и интересом к учебе, которое безвозвратно улетучивается уже в первый год обучения.

Капризный ребенок: причины, что делать и как реагировать?

Появление малыша в семье – это всегда огромное счастье. Когда после девяти месяцев ожидания, наконец то, в семье появляется кроха, то он сразу же становится центром внимания всех.

Мама, купи! Как отказать ребенку

Печеные яблоки: в чем их польза для взрослых и детей Pregnancy Day летом: ждем будущих мам в четырех городах Украины! Просто красавица: четырехдневная мексиканская диета Виктории Руффо Новая вспышка кори в Украине: куда не стоит ехать на майские без прививок На что только не идут малыши, когда хотят получить желаемую куклу или трансформера! Это и истерики, и заискивания, и хитрости.

Капризный ребенок: почему так и что делать маме?

Здравствуйте, дорогие мамы! Сегодня я хочу продолжить тему капризов детей до 5-7 лет. Как понять выходки малышей? Что делать, если ребенок стал капризным без каких-либо причин? Разумеется, совсем без причин малыш не может капризничать.

Капризный ребенок: 5 вариантов успешного решения проблемы

Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрасте Многие родители жалуются, что у них излишне капризный ребенок.

Мама, купи мне друга! Ребенок и домашние животные

Сколько себя помню - всегда мечтала о собаке. Сначала о маленьком пуделе, потом о продолговатой таксе, а затем о голубом доге. Хотя по большому счету порода собаки не имела для меня особого значения - важно было просто иметь ее. Но родители находили массу уважительных причин, почему мы не можем завести четвероногого друга (маленькая жилплощадь, аллергия у папы, и т.д.). Сейчас я их понимаю, но в детстве мне казалось, что они ведут себя несправедливо по отношению ко мне и специально выдумывают доводы против домашнего животного.

МАМА и МАЛЫШ — животные в доме с ребенком — рекомендации ВОЗ

Малыши очень любят котят, но кошка - не игрушка, а живое существо; ее нельзя сегодня купить, а завтра - выбросить на улицу. Поэтому решение о покупке кошки должна принимать именно мама (отцы, как правило, предоставляют заниматься кошкой другим членам семьи, в частности - маме). Лучше брать маленького котенка (примерно 9 недель от роду). Породу (если решили заводить породистого котенка) будущего питомца надо обсудить всем вместе: длинношерстные кошки спокойнее своих короткошерстных собратьев, но убирать за ними шерсть - тяжелая работа.

Капризный ребенок, Журнал — По-женски

Получайте раз в неделю полезные советы Цветы жизни – наши дети. Сначала мы детей наших балуем, а потом удивляемся, почему они у нас такие капризные. Но бывает и не баловали, и ребенок рос, не капризничая по пустякам.

Капризный ребенок — что делать? Советы родителям

Кубики, из которых малыш старательно возводил домик, рассыпались. От обиды он расплакался, а мама спешит его утешить. Кубики плохие, и ты плохая , - кричит сквозь слезы кроха, вырываясь из маминых рук.

Мама для мам: Я не жадина! Как помочь ребенку научиться делиться

В каждой семье, где растет малыш 2-3 лет, бывают подобные ситуации: Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) другому, при этом с удовольствием беря у того ведерко (куклу, лопатку). И уговоры мамы: Дай мальчику велосипед посмотреть, ведь он тебе дал машинку , часто оказываются напрасны.

Капризный ребенок — причины и тактика поведения с ним взрослых

Капризный ребенок - причины и тактика поведения с ним взрослых Здравствуйте, Надежда! Конечно, капризный и непослушный характер ребенка большая проблема, как для родителей, так и для самого ребенка.

Мама для мам: Ребенок боится купаться

Ситуация, когда новорожденный (грудной) ребенок боится купаться, скорее исключение из правил, нежели норма. Новорожденные дети воды не боятся. Девять долгих месяцев кроха плавал в околоплодных водах.

Капризный ребенок — не приговор: способы решения проблемы

Капризный ребенок ; не приговор: способы решения проблемы Ваш ребенок проявляет непослушание, отворачивается от еды, пытается делать все самостоятельно, прыгает с дивана, кажется, он сошел с ума, а с ним начинает сходить с ума вся его семья.

Мама для мам: Застенчивый ребенок

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых.

Мама для мам: Если ложимся с ребенком в больницу

Если врачи считают, что малышу нужно лечение в стационаре, смело собирайтесь в больницу вместе с ним. Согласно законодательству РФ (ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ) родитель или другой родственник имеет полное право находиться с ребенком в медучреждении.

Какой телефон лучше купить ребенку, правила выбора

Автор: Евгений middot; Опубликовано 05.06.2016 middot; Обновлено 17.03.2017 Сколько семей, столько и методов воспитания. Некоторые родители опекают детей вплоть до совершеннолетия, другие же более лояльно относятся к ранней самостоятельности ребенка.

Мам, мне страшно! »: теперь ясно, что делать, если ребенок боится темноты

«Мам, мне страшно!»: теперь ясно, что делать, если ребенок боится темноты Боязнь темноты – одна из самых распространенных детских фобий. По статистике, с этим страхом сталкивается каждый третий малыш.

Какой смартфон купить ребенку школьнику в году

Сегодня трудно увидеть ребенка, который хотя бы раз не держал в руках сенсорный телефон. Еще пару лет назад средний детский возраст владения первым мобильным телефоном был около 10-11 лет.

Малоактивный, флегматичный ребенок — Гиперактивные и проблемные дети — Форум сайта

Нравится Не нравится Фрутто-мама 12 окт. 2006 За 5 минут приема невропатолог всегда говорил, что все хорошо, здоров. Ребенок супер спокойный. Но он малоактивен, на улице иногда может стоять и «тупить» минут по 15, просто стоять и смотреть на других детей… Ходит в основном спокойно, не бегает.

Маленький ребенок кусается

В Вашем доме растет маленький кусака и Вы не знаете, что делать? С этим сталкиваются все семьи. В каждом возрасте маленький ребенок кусается по разным причинам. Если Вы кормите своего кроху грудью, то наверняка сталкивались с тем, что он прикусывает сосок.

Какое домашнее животное купить ребенку?

Дай, Джим, на счастье лапу мне, или как выбрать домашнее животное для ребенка Практически все дети просят у родителей разрешения завести домашнего питомца. Это может быть кролик, кошка, хомячок или попугай.

Каким должен быть ребенок, БебиКлад

Детство – это самое счастливое и беззаботное время в жизни, ; любят повторять взрослые. Однако вряд ли с этим утверждением согласятся те дети, к которым родители предъявляют завышенные требования, стремясь воспитать идеального ребенка.

Маленький ребенок и кошки

Хочу спросить совета. У меня всегда были кошки, и сейчас живет 3 кота, я их очень люблю. Месяц назад родила ребенка. И вот родственники просто замучали, говорят что котов надо срочно отдать, мол они всякую заразу переносят, могут поцарапать, и вообще кошки и ребенок в одном помещении недопустимо и т. п. Какую заразу? По-моему единственная реальная опасность для человека - глисты, но я регулярно делаю им профилактику.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->