Не пропусти
Главная » Воспитание ребенка » Мама для мам: Застенчивый ребенок

Мама для мам: Застенчивый ребенок

Мама для мам: Застенчивый ребенок

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.

В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Уязвимой у застенчивого малыша оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению эмоций, а когда возникает необходимость в этом, робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает и желание вести себя непринужденно, и страх перед спонтанным проявлением чувств. Это проявляется даже в игре. Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности, свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых к нему привлекается внимание, когда он должен что-то рассказать о себе. Такой малыш стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным. Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Малейшее порицание воспитателя может вызвать у них всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Такие ребята более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их ровесники. Подобное поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения.

Но не только оценка других смущает застенчивого ребенка. Он ведет себя так же и в том случае, когда сам ожидает неуспеха в деятельности, а при затруднениях робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, застенчивый малыш смущенно улыбается и тихо произносит: Не получается . Часто такие ребята как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому от них нередко можно услышать слова: У меня не получится . Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своей удаче, но не решается сказать об этом. Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе.

Однако опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное. Проблема заключается в другом. Ему часто представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже — с точки зрения взрослых — родителей и воспитателей. При этом чаще всего, оценки педагогов оказываются намного ниже, чем родительские. Этим во многом обусловлено их застенчивое поведение на занятиях в детском саду. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я . Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем Я часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые.

Пожалуй, самое главное — это поднять самооценку малыша в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Взрослым следует проанализировать свое отношение к ребенку. Безусловно, мама и папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают внимание на своих детей лишь тогда, когда те что-то делают неправильно, достижения и хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна. В чем заключается такая поддержка? Это самые разные способы одобрить то, что делает малыш.

Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Например, увидев, как ребенок сооружает постройку из кубиков, можно обратиться к нему: Ты, наверное, строишь гараж для машины? У тебя хорошо получается . А заметив, как кроха настойчиво пытается надеть и застегнуть сапожки, не помешает похвалить его: Ты так старался надеть сапожки, и у тебя получилось. Замечательно! . Следующая задача — помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности — на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Хорошо, если взрослые, делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получится. Если ребенок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помоут игровые приемы и юмор, который должен быть направлена не на ребенка, а на ситуацию в целом. Например, если малышу не удается собрать пирамидку или фигурку из конструктора, можно сделать их одушевленными и наделить вредным характером, который мешает крохе справиться с задачей. Хорошо поговорить с малышом от имени придуманного вместе персонажа, разыграть смешную ситуацию.

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как другие малыши делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. В конце концов, вместо дорогой и модной помады можно дать карапузу старую и ненужную. А если жалко обоев, подойдет и их кусок, оставшийся от ремонта, или обычный лист бумаги. Его можно разложить на полу и нарисовать вместе большую картину. Кстати, если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой, но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдет ему на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки — это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры — соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли вместе.

Мама для мам: Застенчивый ребенокЭмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как Угадай эмоцию , Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем , Фанты и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми Взрослые часто стараются объяснить застенчивому ребенку, что бояться людей не надо, уговаривают его выступить перед гостями или на празднике в детском саду. Такое прямое воздействие малоэффективно. Малыш весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе. Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым следует усвоить несколько правил:

  1. Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребенка. Настройтесь на волну его чувств, переживаний, Взгляните на проблему глазами ребенка.
  2. Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему?
  3. Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка (например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим и будут смеяться. Из-за этого малыш боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.
  4. По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, как можно было бы ему помочь.
  5. Затем введите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу. Привлекайте ребенка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным участником и соавтором истории.
  6. Придуманная история должна иметь положительный результат.
  7. После того, как вы вместе обсудите поведение вымышленного персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него игра. Постарайтесь сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребенка.
  8. Старайтесь сделать рассказ живым, остроумным, вводите в него больше диалогов различных персонажей, наполняйте его сказочными элементами.

Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребенком изготовят маски для таких игр, с их помощью ему будет легче войти в роль, спрятаться . Эффективный способ смягчения страха перед публичными ситуациями — организация игр с другими детьми. Например, можно с несколькими друзьями ребенка поиграть в детский сад , где дети и взрослый поочередно разыгрывают роли воспитательницы и ребятишек, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Приведем пример одной из них.

Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно — и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: Почему лягушки скачут? , Почему мороженое холодное? , Почему крокодил зеленый? . При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным. Когда все дети добьются успеха, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из них.

Участники игры — взрослые и дети — встают в круг и бросают друг другу мяч. Условие: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить, и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, держи , поймай , на , зайчик . Для старших детей можно усложнить игру, попросив называть только цвета или предметы одежды, мебель, посуду. Эта игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ. Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но родителям необходимо думать о будущем своего ребенка. Ведь если застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общаться и развиваться, какую службу сослужит эта черта во взрослой жизни? Конечно, при желании и определенных волевых усилиях человек может сам справиться со своей застенчивостью. Но сделать это будет гораздо труднее, чем в детстве, когда малыш в праве рассчитывать на помощь и поддержку родителей.

Людмила Галигузова, кандидат психологических наук

Источник: Журнал мама и малыш , №02, 2005

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Капризный ребенок, Журнал — По-женски

Получайте раз в неделю полезные советы Цветы жизни – наши дети. Сначала мы детей наших балуем, а потом удивляемся, почему они у нас такие капризные. Но бывает и не баловали, и ребенок рос, не капризничая по пустякам.

Капризный ребенок — что делать? Советы родителям

Кубики, из которых малыш старательно возводил домик, рассыпались. От обиды он расплакался, а мама спешит его утешить. Кубики плохие, и ты плохая , - кричит сквозь слезы кроха, вырываясь из маминых рук.

Мама для мам: Я не жадина! Как помочь ребенку научиться делиться

В каждой семье, где растет малыш 2-3 лет, бывают подобные ситуации: Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) другому, при этом с удовольствием беря у того ведерко (куклу, лопатку). И уговоры мамы: Дай мальчику велосипед посмотреть, ведь он тебе дал машинку , часто оказываются напрасны.

Капризный ребенок — причины и тактика поведения с ним взрослых

Капризный ребенок - причины и тактика поведения с ним взрослых Здравствуйте, Надежда! Конечно, капризный и непослушный характер ребенка большая проблема, как для родителей, так и для самого ребенка.

Мама для мам: Ребенок боится купаться

Ситуация, когда новорожденный (грудной) ребенок боится купаться, скорее исключение из правил, нежели норма. Новорожденные дети воды не боятся. Девять долгих месяцев кроха плавал в околоплодных водах.

Капризный ребенок — не приговор: способы решения проблемы

Капризный ребенок ; не приговор: способы решения проблемы Ваш ребенок проявляет непослушание, отворачивается от еды, пытается делать все самостоятельно, прыгает с дивана, кажется, он сошел с ума, а с ним начинает сходить с ума вся его семья.

Мама для мам: Если ложимся с ребенком в больницу

Если врачи считают, что малышу нужно лечение в стационаре, смело собирайтесь в больницу вместе с ним. Согласно законодательству РФ (ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ) родитель или другой родственник имеет полное право находиться с ребенком в медучреждении.

Какой телефон лучше купить ребенку, правила выбора

Автор: Евгений middot; Опубликовано 05.06.2016 middot; Обновлено 17.03.2017 Сколько семей, столько и методов воспитания. Некоторые родители опекают детей вплоть до совершеннолетия, другие же более лояльно относятся к ранней самостоятельности ребенка.

Мам, мне страшно! »: теперь ясно, что делать, если ребенок боится темноты

«Мам, мне страшно!»: теперь ясно, что делать, если ребенок боится темноты Боязнь темноты – одна из самых распространенных детских фобий. По статистике, с этим страхом сталкивается каждый третий малыш.

Какой смартфон купить ребенку школьнику в году

Сегодня трудно увидеть ребенка, который хотя бы раз не держал в руках сенсорный телефон. Еще пару лет назад средний детский возраст владения первым мобильным телефоном был около 10-11 лет.

Малоактивный, флегматичный ребенок — Гиперактивные и проблемные дети — Форум сайта

Нравится Не нравится Фрутто-мама 12 окт. 2006 За 5 минут приема невропатолог всегда говорил, что все хорошо, здоров. Ребенок супер спокойный. Но он малоактивен, на улице иногда может стоять и «тупить» минут по 15, просто стоять и смотреть на других детей… Ходит в основном спокойно, не бегает.

Маленький ребенок кусается

В Вашем доме растет маленький кусака и Вы не знаете, что делать? С этим сталкиваются все семьи. В каждом возрасте маленький ребенок кусается по разным причинам. Если Вы кормите своего кроху грудью, то наверняка сталкивались с тем, что он прикусывает сосок.

Какое домашнее животное купить ребенку?

Дай, Джим, на счастье лапу мне, или как выбрать домашнее животное для ребенка Практически все дети просят у родителей разрешения завести домашнего питомца. Это может быть кролик, кошка, хомячок или попугай.

Каким должен быть ребенок, БебиКлад

Детство – это самое счастливое и беззаботное время в жизни, ; любят повторять взрослые. Однако вряд ли с этим утверждением согласятся те дети, к которым родители предъявляют завышенные требования, стремясь воспитать идеального ребенка.

Маленький ребенок и кошки

Хочу спросить совета. У меня всегда были кошки, и сейчас живет 3 кота, я их очень люблю. Месяц назад родила ребенка. И вот родственники просто замучали, говорят что котов надо срочно отдать, мол они всякую заразу переносят, могут поцарапать, и вообще кошки и ребенок в одном помещении недопустимо и т. п. Какую заразу? По-моему единственная реальная опасность для человека - глисты, но я регулярно делаю им профилактику.

Маленький ребенок и кошка, – Семейный Интернет-журнал

Ребенок и кошка. Возможен ли такой союз в пределах одной, отдельно взятой, квартиры? Желателен ли такой союз? Допустим, на момент рождения малыша кошка в доме уже жила.

Какие могут быть последствия, если часто кричать на ребенка

Какие могут быть последствия, если часто кричать на ребенка Уделяйте как можно больше внимания своим детям! Всех родителей очень уж умиляет такие события, как первый смех, первый зубик, первые шаги.

Маленький ребенок и кошка в доме: 5 правил безопасности — Статьи — Семья — Дети

Могут ли малыш и кошка счастливо жить вместе? Могут, если родители позаботились о безопасности и комфорте их совместной жизни. Часто молодые родители принимают непростое решение отдать домашнего питомца в добрые руки, ведь он может «принести» в дом инфекцию или агрессивно повести себя по отношению к ребенку.

Какие книги читает ваш ребенок, Мысли человека

Если мать попросит его помочь сделать что-нибудь по дому, то это разрушит сладкие грезы. И ребенок либо проигнорирует эти просьбы, либо, вернувшись с заоблачных высот, выполнит их с сердитым и раздраженным видом.

Маленький ребенок и кошка

насколько я знаю что у большинства появление ребенка не приводило ни к каким проблемам .. но может я чего-то не знаю? - кошка ревнует и устраивает гадости - малыш ревнует и устраивает гадости но с этими вещами ИМХО можно справится - алергия.

Какие игрушки нужны ребенку до года? Развивающие игрушки

С рождением ребенка в дом приходит огромное счастье, которое приводит с собой еще и волнения, тревоги, заботы. У молодых родителей столько вопросов! Как ухаживать за малышом, что ему нужно купить в первую очередь, какие игрушки нужны ребенку до года, как их выбрать и когда уже начать покупать? И это лишь малая часть всех сомнений, которые возникают у новоиспеченных мам и пап.

Маленький ребенок в доме, где болеют гриппом

Случается, что в семье кто-то заболевает. И при этом в доме есть малыш, и его особенно страшно заразить. Что делать? Случается, что в семье кто-то заболевает. И при этом в доме есть малыш, и его особенно страшно заразить.

Какие вещи нужно купить ребенку заранее, Как Надо

Готовим приданное для малыша, или что купить перед родами? Меня уже много раз просили рассказать о том, что нужно приготовить для маленького ребенка до родов. Я считаю, что будущая мама должна приготовить для своего малыша вещи на первые недели жизни ребенка.

Маленький пассивный курильщик: что происходит с ребенком

Маленький пассивный курильщик: что происходит с ребенком Табачный дым состоит из двух потоков − основного и дополнительного. Первый формируется в момент, когда курильщик затягивается сигаретой.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->