Почему ребенок обманывает родителей. Советы педагога
Ложь `Философский словарь` — заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред др. человеку или добиться для себя преимущества перед другим. Как бы это ни выглядело, позитивно ложь может быть оценена только из вежливости или из жалости. Много лжи возникает при вопросах: спрашиваемый воспринимает вопрос как принуждение к ответу (соответствующему истине), которого он стремится избежать с помощью лжи (народная пословица: «Не спрашивай меня, тогда мне не нужно будет тебе лгать»), – вот почему уважаемому лицу не нужно задавать никаких вопросов; чаще всего полное молчание недейственно, т. к. оно оставляет слишком много простора для догадок и не предотвращает несчастья (напр., при допросе военнопленного или при вопросах, которые намекают на коммерческую тайну). В подобных ситуациях необходимо в зависимости от случая или по чистой совести различать, что служит высшей этической ценности – правдивость или ложь.
Ещё одной причиной вранья маленьких детей может быть страх перед наказанием за поступок. Нужно подумать, не слишком ли мы строги к нему. Может быть, ребёнок не всегда понимает, за что его наказывают? Может быть, мы ругаем его в присутствии посторонних? Ведь для ребенка это унизительно. Чтобы сын или дочка не лгал из страха, нужно просто объяснить чаду, что ругаться мы не будем, если он сам признается в обмане. И тогда у него не будет в этом нужды.
Третья причина детского вранья – желание услышать похвалу. Если ребёнок видит, что мы недовольны им, что он не оправдывает наших чаяний, он станет повышать собственную значимость с помощью вранья. Чтобы укрепить его веру в себя, нужно почаще его хвалить, причём за реальные вещи, а не за придуманные. Если мы слишком жёстко контролируем его жизнь, он тоже будет врать, защищая «свою территорию». Ведь даже самый маленький человечек нуждается в своих собственных секретах, ничтожных, на взгляд взрослого, но таких значительных для него самого.
Что нужно знать родителям.
Взрослый должен суметь оказать ребенку доверие и выразить уверенность в том, что он не будет впредь унижать себя ложью.
В воспитании ребенка акцент должен делаться не на снижении желания, которое должно признаться, а на придании правильного направления развитию этой потребности.
Задачей учителя и психолога в таких ситуациях является поиск мотивов, которые способствуют образованию желаний ребенка. Далее работа будет направлена на то, чтобы в содержание детских желаний входило осознанное преодоление негативных ситуаций в случаях отказа взрослых на его желание.
Ложь начинает развиваться, когда у ребенка не сформировалась потребность в правдивом отношении к другим людям, когда черствость не стала качеством, повышающим значимость ребенка в глазах других людей. Это качество не может появиться из неоткуда. Это пример взрослых, который ребенок видит каждый день и впитывает как губка. Поэтому, если вы уличили своего ребенка во лжи, я предлагаю вам задуматься о своих семейных отношениях и обращению к психологу , чтобы разрешить неоднозначности всей ситуации. Что родители должны знать и чем интересоваться, чтобы избежать детской лжи, в курсе, каких проблем должны быть:
• где ребенок проводит досуг;
• как дети ведут себя на вечеринках, утренниках, праздниках;
• какие телепередачи смотрит ребенок;
• как он выполняет домашние задания;
как ведет себя в школе
Природа детской лживости рассматривается в контексте проблемы психического инфантилизма.
Инфантилизм – психическая незрелость, характеризующаяся преобладанием черт, свойственных младшему возрасту. Выделено два варианта психического инфантилизма: гармонический и дисгармонический.
Гармонический – это необычный, но нормальный характер. В поведении ребенка преобладают реакции: капризность, жажда удовольствия, быстрая пресыщаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, преобладание игровых интересов. В школе эти дети неусидчивы, беспечны, стремятся к развлечениям. Их эмоции поверхностны и бурны.
У дисгармоничных детей наблюдается возбудимость, у некоторых – слабоволие, у третьих – склонность ко лжи. Основные черты – легкая взрывчатость, возбудимость, слабоволие, несамостоятельность, неспособность довести до конца любое дело, неспособность к самоконтролю и самоорганизации, иногда чрезмерная склонность к фантазированию.
Всем инфантильным субъектам свойственна сенсорная жажда, т.е. стремление как можно больше узнать, увидеть, почувствовать, вкусить. Но романтическая страсть к приключениям – одна важная черта психически незрелых людей – приводит многих из них к бродяжничеству. Они обидчивы, ранимы, поэтому могут убегать из дома в знак протеста.
1. Богданова, Н. Ты мне веришь или нет?// Счастливые родители – 2005. — №4 – С.96-100
2. Букин, А. Исправленные лгуны// Семья – 2001. — №26 – С.6-7
3. Вагин, И.О. Психология выживания в современной России/ 2-е изд. – СПб.: АСТ. 2004. 345с.
4. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу/3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 144с.
5. Зеньковский, В.В. Психология детства. – М.: «Академия», 1996. 352с.
6. Каптерев, П.Ф. О детской лжи. «Русская школа». – СПб.: 1890. 336с.
7. Матвеева, М. Милый лжец// Мама, папа, я – 2004. — №7 – С.15-18
8. Роберт Т. Байярд Ваш беспокойный ребенок. – М.: 1991. 220с.