Игры по актерскому мастерству: развиваем актерские навыки у детей, подростков и взрослых
Актер театра – это профессия, целиком и полностью завязанная на практике и регулярных тренировках. Игры актерского мастерства для детей 5 лет, подростков или взрослых – обязательный атрибут обучающей программы в театральной школе. Подобно игре на музыкальном инструменте, где никакая теория не заменит мышечную память и моторику рук, сценическое искусство невозможно без целого ряда выработанных навыков, таких как:
- наблюдательность;
- эмоциональная память;
- умение импровизировать;
- живое воображение;
- чувство партнера.
Вот почему обучение театральных студентов не предполагает скучную зубрежку и просиживание за умными книгами. Ведь, несмотря на то, что теория все же является частью курса, никому нет дела, сколько цитат из Станиславского вы знаете на память, важно лишь то, что вы можете показать на площадке.
Главное условие выработки любого навыка – необходимость. Она бывает двух видов:
- Жизненная. Группе пещерных людей необходимо научиться действовать сообща, чтобы загнать мамонта и не умереть с голоду. У них нет выбора, поэтому они или справляются, или погибают.
- Игровая. Группа студентов играет в группу пещерных людей, которым необходимо загнать мамонта. Студенты не погибнут, если не справятся с задачей, но попытки удовлетворить мнимую необходимость также будут способствовать выработке навыка взаимодействия.
Если фактор жизненной необходимости отсутствует, его не заменит ничто, кроме игровой имитации. Вот что делает игры по актерскому мастерству самым распространенным и единственно эффективным методом обучения артиста.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста игры – ведущий вид деятельности, через который они знакомятся с окружающим миром, приобретают ценный опыт и всесторонне развиваются. Даже самые незамысловатые игры по актерскому мастерству для детей являются развивающими и помогают ребенку вырабатывать те или иные навыки. Так, салочки и догонялки обеспечивают детям физическую активность, развитие реакции и координации, прятки – внимания и логического мышления, дочки-матери – навыков общения в социуме и т. д.
Научить дошкольника через игру можно всему на свете. Просто подбирайте для него нужные игры и направляйте игровой процесс.
Для развития сценических навыков у детей лучшим выбором станет игра по актерскому мастерству для начальной школы, требующая работы воображения. К таким играм относятся:
- театрализованные игры – небольшие игровые постановки по готовым сюжетам, которые можно брать из популярных сказок или мультфильмов, задействуя любое число участников;
- игры в лицах – все игры, в которых дети выступают в роли какого-либо героя или персонажа; такие игры отличаются от театрализованных полной свободой действий, их сюжет и содержание придумывает сам ребенок;
- игры с куклами – игры, где кукла – это неодушевленный предмет, который наделяется качествами одушевленного в процессе игры; похожим образом студенты театральных училищ отрабатывают веру в предлагаемые обстоятельства, в частности, учатся отыгрывать декорации и реквизит так, будто они реальны.
Воображение – основа не только актерского искусства, но и творчества вообще. Игры на развитие воображения способствуют гибкости и вариативности мышления: умению находить нестандартные решения и мыслить креативно.
При переходе ребенка в подростковый возраст, всепоглощающая тяга к играм сменяется тягой к общению. Теперь общество сверстников становится главным источником опыта и новой информации для ребенка, а гармоничное развитие его личности находится в прямой зависимости от успехов в общении.
Подросток постоянно чувствует в себе огромный нераскрытый потенциал и ищет ему применение. Актерское искусство может стать для подростка тем способом самовыражения, в котором он так нуждается.
Подростку очень важно своевременно развить в себе такие качества, как:
- здоровая самооценка и уверенность в своих силах;
- умение находить общий язык со сверстниками;
- умение проявлять инициативу и быть лидером;
- умение делать самостоятельные выводы, принимать собственные решения и сопротивляться пагубному влиянию со стороны.
Лучшие игры на развитие актерского мастерства для подростков – это игры на взаимодействие с партнером и работу в команде.
- Участники встают в круг, держась за веревку (длина веревки берется из расчета 1 м на каждого участника).
- Ведущий предлагает команде фигуру (треугольник, ромб, квадрат и т. д.), которую нужно построить с закрытыми глазами, переговариваясь только устно.
- Возможен вариант игры в виде соревнования между двумя командами, а также на время.
Очень популярна игра «Сиамские близнецы», где два партнера, обхватив друг друга за талии, становятся как бы одним сросшимся телом. У них всего две руки на двоих и ходить они вынуждены, опираясь друг на друга. В таком виде подростки выполняют привычные бытовые действия, например, завтракают, одеваются или даже играют в теннис.
Взрослого человека сложнее всего обучить актерскому мастерству с нуля, этим объясняется возрастное ограничение на прием студентов во многих театральных училищах (в среднем до 25–26 лет). Дело в том, что взрослые за свою многотрудную жизнь в обществе успели обзавестись уймой масок, поведенческих шаблонов, стереотипов мышления, стандартных реакций и т. д. Чтобы научить взрослого играть других, нужно сначала научить его быть самим собой, ослабляя хватку самоконтроля.
Игры для актерского мастерства взрослых – это игры на внутреннее раскрепощение и импровизацию, умение «нырять с головой» в любой омут без подготовки, не боясь ошибиться, вызвать неодобрение или показаться смешным.
- В центр площадки выходит актер, получает от ведущего обстоятельства и по хлопку начинает в них существовать. Если ведущий крикнул «Обезьяна!» и хлопнул в ладоши, актер мгновенно превращается в обезьяну и существует в этом образе до тех пор, пока ведущий не выкрикнет что-нибудь новое.
- Важно, чтобы каждый участник группы мог побыть и действующим актером, и ведущим.
- Чем бредовее и несуразнее выкрикиваемые обстоятельства, чем контрастнее их перемена, тем интереснее и полезнее становится упражнение.