Не пропусти
Главная » Развитие детей » Тревожность у детей: что это, тест Филлипса, коррекция личностной тревожности, Азбука здоровья

Тревожность у детей: что это, тест Филлипса, коррекция личностной тревожности, Азбука здоровья

Тревожность у детей: что это, тест Филлипса, коррекция

Знаете ли вы, что множества болезней можно было бы избежать, если бы родители обращали внимание на уровень тревожности ребенка? А то, что ее симптомы легко принять за «капризность», «избалованность» или гиперактивность? А вы знаете, что самое важное в борьбе с повышенной тревожностью – это обеспечение ребенка уверенностью, что родительская любовь будет постоянной, и не зависит от его успеваемости и поведения в обществе?

Если вы мало что знаете о таком понятии как «тревожность», но вас настораживает поведение собственного ребенка, наша статья – для вас. В ней мы рассмотрим причины этого состояния, его опасности, а также способы, позволяющие ребенку избавиться от такого постоянного внутреннего напряжения.

Что такое тревожность и чем она отличается от страха

Тревожность – это когда ребенок испытывает такое негативное эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать как сильное волнение и беспокойство. Причем видимая причина такой тревоги чаще всего не сильно значительна: ответ у доски, контрольная работа, выступление или концерт.

Повышенная тревожность – это такая особенность психики ребенка, когда тревога возникает в ответ на малейший раздражитель. Она отличается от страха тем, что здесь ребенок сам не может назвать причин своего состояния. Он напряжен, как пружина, он испытывает множество эмоций, в том числе и страх, но не связывает это ни с высотой, ни с замкнутым пространством, ни с темнотой или другими какими-то явными ситуациями. То есть, если он может сказать, чего он боится, то это – страх (фобия), если не может, то это – тревожность.

Тревожность у детей: что это, тест Филлипса, коррекция личностной тревожности, Азбука здоровьяУвеличение темпа взрослой жизни, изменение жизненных ценностей взрослых и рост стоимости различных товаров сказались не только на нашем эмоциональном состоянии, но и на психике наших детей. Так, по сравнению с 80-ми годами 20 столетия количество детей с постоянной повышенной тревожностью возросло более, чем в 7 раз. И эта цифра продолжает расти.

Ученые выяснили, что такая эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и беспокойство значительно ухудшают интеллектуальное развитие ребенка: он начинает бояться экспериментировать, познавать окружающий мир опытным путем, а ждет готового решения.

Сказывается повышенная тревожность и на иммунитете малыша. Путем гиперстимуляции надпочечников подавляется нормальная работа гипоталамуса, а это увеличивает и восприимчивость к инфекциям, и нарушает общий гормональный баланс. А поскольку гормоны играют ведущую роль в регуляции функции организма, это нарушение постепенно приводит к повышению артериального давления, за которым может последовать ухудшение работы внутренних органов.

Длительно существующая тревожность за счет артериальной гипертонии ухудшает и функционирование почек. Это приводит к изменению химического состава крови, из-за чего страдают все внутренние органы, но в большей мере – сердце, стенки сосудов и работа нервной системы.

Исходя из этого, осложнениями постоянной тревожности становятся:

Существуют такие разновидности этого состояния:

  1. Ситуативная тревожность. Она возникает только при ожидании определенных ситуаций или при попадании в них. Такие ситуации являются стрессовыми только для определенного ребенка, связаны с его негативным жизненным опытом.
  2. Личностная тревожность. Возникает при определенных ситуациях, которые у большинства детей или тревогу не вызывают, или она не настолько выражена. Личностная тревожность связана с особенностями личности ребенка: его темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Она влияет на самооценку, социальную роль в классе и общение ребенка с учителями.

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
  • завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
  • неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.

Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.

Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.

Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.

У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:

  • беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
  • частым плачем;
  • плохим сном;
  • ухудшением аппетита.

Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.

Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).

Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.

В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.

Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.

Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.

Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:

  • низкая самооценка;
  • быстрая утомляемость;
  • робкое поведение;
  • беспокойство;
  • плохая концентрация на выполняемых заданиях;
  • плохой сон, снятся кошмары;
  • смущение;
  • часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
  • частые расстройства желудка;
  • может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
  • повышение потоотделения при волнении;
  • снижение аппетита.

В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.

Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности

Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:

  • психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
  • психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
  • психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.

Понять, какого уровня тревожность у ребенка, можно по тестированию, которое проведет ему любой из указанных специалистов (в основном, этим занимаются психолог или психотерапевт). Это тесты Дорки, Филипса, CMAS, Спилберга-Ханина.

По тесту тревожности Филлипса судят об уровне и характере тревожности у ребенка младшего и среднего школьного возраста (3-7 классы). Вначале он проводится школьным психологом для всего класса, чаще всего неанонимно. По результатам исследования специалист оценивает:

  • насколько велика общая школьная тревожность;
  • насколько сильно школьники переживают стресс;
  • как сильно школьники хотят получать хорошие оценки;
  • величину страхов, связанных с самовыражением;
  • насколько детям страшны контрольные работы;
  • насколько дети испытывают затруднения во взаимоотношениях с учителем;
  • насколько важно детям соответствовать ожиданиям со стороны одноклассников и учителей.

Тест можно проводить и индивидуально – для повторной проверки тех учеников, которые выказали средний и высокий уровень тревожности. Так психолог может выявить, где именно локализуются проблемы ребенка: во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками, или, может, он боится не оправдать ожиданий родителей, или у него низкий уровень сопротивляемости стрессам, или – страх самовыражения.

Тест Филлипса состоит из 58 вопросов. Детей просят ответить односложно – «да» или «нет». Далее ответы сверяют с имеющимися ключами, и если было прописано «нет», а ребенок ответил положительно или, наоборот, на отрицательный вопрос ответил «да», это считают проявлением тревожности.

Вопросы приблизительно следующие:

  1. Бывает ли, что ты начинаешь дрожать, когда тебя спрашивает учитель?
  2. Снится ли тебе, что ты в школе, но на вопрос учителя ответить не можешь?
  3. Получаешь ли ты такие оценки, каких от тебя ждут родители?
  4. Доволен ли ты отношением к тебе учителей?
  5. Одеваешься ли ты в школу так же хорошо, как и другие одноклассники?
  6. Смеются ли над тобой одноклассники, когда вы играете в разные игры?
  7. Пугает ли тебя, когда учитель говорит, что будет делать проверку знаний?

Методика тревожности Филипса предполагает такую оценку результатов:

  • если несовпадений от 29 до 43 – это повышенная тревожность у ученика;
  • если – больше 43, то тревожность расценивается как высокая.

Кроме того, номера неправильных ответов сравниваются со специальной таблицей из 8 факторов, где каждый из них показывает отдельную проблему. Например, о страхе ситуации проверки знаний говорят вопросы №№ 2, 7, 12, 16, 21, 26. Если именно на них ребенок ответил неправильно (более 3 неверных ответов), это говорит о том, что у него имеется такой страх.

По результатам этого теста проводится диагностика тревожности у детей до 12 лет. Он состоит из 14 вопросов, к некоторым из них прилагаются ситуативные картинки персонажей, на которых нет лиц. Ребенок сам должен ответить, какое лицо будет на месте пробела – грустное или веселое.

  1. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет коляску с младшим братиком. Какое лицо будет у старшего брата (сестры) – грустное или веселое?
  2. Ребенок ест и пьет в одиночестве. Какое у него будет настроение?
  3. Мама заставляет ребенка убрать за собой игрушки. Это грустно или весело?
  4. Ребенок умывается сам – без помощи мамы или папы. Какое у него будет лицо?

Результат = (количество грустных эмоций/14)*100%.

Если он – более 50%, то уровень тревожности – повышенный,

от 20 до 50% — средний уровень,

результат – менее 20% — низкий уровень.

Это тест переводится как «Шкала явной тревожности для детей» (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Она дает возможность выявить тревожность у детей, проанализировать эмоциональные проблемы ребенка, предотвратить нервные срывы, связанные с экзаменами, соревнованиями. Ее используют для определения оптимального расписания занятий и решения о целесообразности посещения группы продленного дня.

Тест применяется для детей 7-12 лет. Для 7-8-летних его проводят индивидуально, с 9-летнего возраста применяется групповое тестирование.

Тест состоит из 53 вопросов, на которые нужно отвечать «верно» или «неверно» (точнее, ставить плюсик в соответствующей графе). Примеры вопросов по шкале тревожности детей:

  • Тебе хочется быть во всем лучше всех.
  • Ты беспокоишься о том, что тебе скажут родители.
  • Ты многого боишься в глубине души.
  • Тебя легко обидеть.
  • Часто потеют руки.
  • Часто бывает ощущение, что сильно бьется сердце.
  • Часто болит живот.

При оценке откладываются те бланки, где все «верно», «неверно», подчеркнуто оба ответа или имеется множество исправлений как неправдоподобные. Далее проводится сравнение ответов с ключами по двум субшкалам – тревожности и «социальной желательности». Потом оба этих балла сравниваются со стандартами для определенного пола и возраста, и уже на основании этого делается оценка, находится ли тревожность в пределах нормы, она несколько повышена, явно повышена или очень высока.

Она предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности самим ребенком (подростком). Здесь нужно ответить на 40 вопросов, обводя нужный вариант. Далее баллы суммируются – и можно оценить оба вида тревожности.

Для определения тревожности и конкретных ее источников у детей могут применяться и другие тесты и шкалы. Это могут быть авторские наборы вопросов, рисуночный тест, наблюдение за ребенком во время выполнения каких-то заданий, требующих концентрации.

Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.

Здесь можно привести следующие общие рекомендации:

  • работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
  • контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
  • увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
  • сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
  • поглаживающий массаж;
  • частые телесные контакты с ребенком;
  • домашние театрализованные представления;
  • игры на разрывание бумаги;
  • игры с тестом, пластилином;
  • сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
  • заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
  • выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде

Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.

Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.

Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога

В детском саду и младшей школе возможны:

  • фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
  • чтение мотивирующих сказок;
  • ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
  • подвижные игры, но – не на скорость.

Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:

  • групповая психотерапия – занятия в группах;
  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
  • арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
  • канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
  • обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
  • психоанализ;
  • гипноз.

В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Правила Интернет-безопасности для детей

Интернет повсеместно проникает в нашу жизнь, а дети растут гораздо быстрее, чем мы замечаем. Именно поэтому важно научить ребенка правилам безопасности в Интернете. Приведем несколько рекомендаций для родителей, призванных познакомить детей с угрозами Интернета и приучить малышей к безопасной работе в нем.

Читать книгу Не кричите на детей! Как разрешать конфликты с детьми и делать так, чтобы они вас слушали Даниэле Новара: онлайн чтение — страница 4

Текст книги Не кричите на детей! Как разрешать конфликты с детьми и делать так, чтобы они вас слушали - Даниэле Новара Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Четыре возрастных кризиса детей

Еще вчера малыш прекрасно понимал слово нельзя и спокойно реагировал на родительские запреты, а сегодня. Сегодня он почему-то упал на пол, начал кричать, плакать и успокоился только тогда, когда добился своего.

Почему я ненавижу детей

Ненавижу детей. Ненавижу. Интернет то и дело пестрит подобными заявлениями от взрослых людей. Причем некоторые из них уже Родители. Что стоит за столь странной ненавистью, ярой неприязнью к малышам? Почему люди испытывают негативные эмоции при виде младенцев? Конечно, можно повесить ярлыки, что это только «ненормальные», «больные» люди ненавидят детей или поверить в вполне логичное объяснение самого ненавистника (в детстве видел процесс родов и пр.) и не заглядывать вглубь проблемы, но от этого ничего в лучшую сторону не изменится.

Чему учить детей?

Родителей интересует вопрос, с какого возраста стоит начинать обучение детей и с чего же именно начать. Многие знают, что основы развития закладываются еще до 3-х лет, поэтому не упустить время и потратить его с пользой для будущего ребенка очень важно.

Чему учить детей

Автор: Инга Коростылева | Источник: Финанс Успешный человек выполняет свою работу лучше других. А умение быть профессионалом закладывается с детства. Родителям следует не только дать своему ребенку знания, но и выбрать самые полезные из них.

Чему учат детей народные сказки, Детский досуг, отдых, творчество, ДЕТИНФОРМ

В детстве мы не всегда задумываемся о скрытом смысле народных и литературных сказок разных стран мира. Только через несколько десятилетий, когда мы сами становимся родителями и начинаем читать эти сказки своим детям, мы понимаем, о чем на самом деле они говорят, чему учат, и на что программируют каждое последующее поколение.

Почему родители ненавидят своих детей

Ах, это вас не касается! Вы своих детей любите. Тогда оглянитесь вокруг: среди друзей, приятелей, знакомых, соседей вы обязательно найдете семьи, у которых дети, как минимум, нелюбимы, а часто ненавидимы.

Чему учат детей в детском саду

17 Октября 2013 Знание звуков, букв, умение сливать звуки в слоги, элементарные задачи на логику и на счет, достаточный словарный запас, развитое устную речь и никакого письма - именно так в общих чертах выглядит перечень того, что должен уметь ребенок после окончания детского сада.

Чем чреваты наказания детей, женский портал Comode

Для родителей, выросших на территории постсоветского пространства и не только, применение наказания в отношении детей является частью повседневной жизни. И это печально.

Чем полезная спортивная акробатика и гимнастика для детей?

Акробатика для детей – это не только завораживающее своей красотой зрелище, но и всестороннее развитие ребенка. Спортивная секция помогает малышам лучше чувствовать свое тело, координироваться в пространстве, дарит желаемую гибкость и подвижность.

Чем опасны для детей скандалы родителей: советы психолога

Чем опасны для детей скандалы родителей: советы психолога Семейная обстановка – это то место, где ребенок получает воспитание. И часто родители не задумываются над тем, как их и ссоры могут повлиять на состояние их чада.

Почему родители не понимают детей

Противостояние «родители-дети» является классическим. Психологи убеждают, что этого не избежать никому. Дело в том, что происходит столкновение взглядов, понятий, суждений и мнений двух поколений.

Чем опасен интернет для детей

Практически любой ребенок старше пяти лет обладает навыками пользования интернетом. В самом таком факте чего-либо плохого нет. Этого требует объективная реальность.

Почему нельзя физически наказывать детей

Некоторые родители считают, что бить ребенка необходимо. Часто такие родители прикрываются фразой типа «меня били в детстве, и я вырос замечательным человеком». Но на самом деле те родители, которые подняли на ребенка руку, таким образом только показывают, насколько они несостоятельны как родители, свое неумение воздействовать на ребенка каким-то иным методом, кроме физической силы.

Чем нельзя пугать своих детей

Человеку свойственно чего-то бояться, и уж тем более ребенку. Неудивительно, ведь он еще совсем маленький, а вокруг него такой огромный неизведанный мир. Обычно малышей может серьезно напугать то, что взрослому покажется полнейшей глупостью.

Чем можно занять детей дома

Здравствуйте, дорогие читатели! Всех родителей уже можно поздравлять с практически наступившим Днем Знаний – 1 сентября. То есть, счастливая пора года для всех детей школьников – летние каникулы, увы, закончилась.

Почему нельзя кричать на детей — как исправить ситуацию?

Довольно часто, чтобы добиться желаемого результата, взрослые начинают повышать голос на детей. А самое ужасное, что такое себе могут позволить не только родители, но и воспитатели в детском саду, школьные учителя и даже простые прохожие на улице.

Чем занять подопечных детей в больнице?

Придумывая активность с детьми в больнице, обязательно нужно учитывать размер отведённого волонтёрам помещения, шумность занятия, качество материалов, желания и возможности детей (в частности, при подготовке игр и активностей – их физическое состояние). Рассказывает Юлия Бутывченко, координатор группы в отделении нефрологии и отделении гинекологии РДКБ.

Чем занять детей на каникулах?

В школах начинаются летние каникулы, и перед родителями встает проблема: чем занять детей, чтобы они не пролежали три месяца перед телевизором, а провели лето с пользой.

Почему матери ненавидят своих детей?

Вниманию активных противников ювенальной юстиции! Статья не об этом. Хотя все, что о детях и родителях, об этом. Но все равно не об этом. Т.е. не о ювенальной юстиции.

Чем занять детей дома: полезные советы и увлекательные идеи

Чем занять детей дома: полезные советы и увлекательные идеи Занятие с детьми - прекрасное и приятное для родителей дело. Но иногда мамы и папы вынуждены выполнять неотложные дела, а ребенок скучает, не знает, чем заняться.

Чем вы занимаете детей дома во время их болезни?

Всем добрый день! Каждый раз,когда сын болеет,я беру больничный и сижу с ним дома, муж работает целыми днями,уходит,когда сын спит,приходит,когда уже спит)) бабушек,дедушек нет.

Чего родители ждут от своих детей, Журнал «Здоровье Школьника&raquo

Пусть заголовок заставит задуматься: а чего вы ждете от этой статьи? Задумались? Конечно, ожидание связано с нашим представлением о желаемом. Это наши надежды, мечты, желания.

Рейтинг@Mail.ru