Надо действовать постепенно, с терпением и фантазией, помня, что лучший способ заставить ребенка что-то сделать – заинтересовать его в этом. Если малыш упорно отказывается заходить в воду – не настаивайте. Вместо этого играйте с ним на самой кромке прибоя. Лепите фигурки из мокрого песка, ройте ямки. Ваша задача – добиться того, чтобы ребенок не отбегал от волн, чтобы он не нервничал, когда они касаются его ножек. Как правило, это достигается быстро и легко.
Следующий этап – перенести игры чуть-чуть вглубь воды. Лучше всего делать это с помощью надувных игрушек. Например, сделать вид, что игрушки уплывают, и попросить ребенка достать одну из них, пока вы ловите остальные. В подавляющем большинстве случаев, малыш охотно потянется за игрушкой, и сам не заметит, как войдет в воду. Разумеется, чтобы не испугать его, это должно происходить на небольшой глубине, у самого берега!
Как только малыш преодолеет инстинктивный страх при виде воды, можно переходить к настоящему обучению. Главная задача родителей – убедить ребенка, что на поверхности воды легко держаться. Для этого очень эффективен собственный пример. Мама или папа на глазах ребенка должны выполнять упражнение «морская звезда», то есть лечь на живот, погрузив лицо в воду, широко раскинув руки и ноги. Ребенок собственными глазами убедится, что человек не тонет. После чего надо предложить ему: «Хочешь так попробовать»? Если малыш все еще боится погружать лицо в воду – можно поддерживать его голову над поверхностью воды. Главное – добиться, чтобы ребенок сам понял и почувствовал: вода хорошо держит его, он не тонет.
Ни в коем случае не теряйте ребенка из виду, не отходите от него! Малыш легче преодолеет страх перед водой, если будет знать: родители рядом, они в любую секунду помогут.
Если обучение плаванью вы планируете проводить в воде открытого водоема, то необходимо подыскать такое место, где отсутствует течение и вода прозрачная, а дно ровное.
Желательно огородить место, где вы планируете научить ребенка плавать.
Длительность первых уроков должна составлять не более 15 минут. В последующем время можно увеличить до получаса.
Для начала нужно в доброжелательной форме объяснить и показать ребенку те движения, которые он должен проделывать.
Обучение непосредственно в воде нужно начинать с ознакомления. Пусть малыш побегает по кромке воды, на мелководье сядет на дно и попробует передвигаться в воде на четвереньках или руках, несколько раз погрузит лицо в воду.
Потом нужно научить ребенка делать выдох под водой. Для этого сначала ребенок просто должен сдувать воду с ладошки, потом упереться руками в дно и дуть на воду. Постепенно ребенок погрузит лицо в воду, и при выдохе будет образовываться небольшой фонтанчик. Затем с вашей помощью после вдоха, ребенок должен опустить лицо в воду полностью, и открыть под водой глаза.
Научиться совершать отрыв от дна поможет упражнение «бочонок». Стоя в воде ребенок должен сделать глубокий вдох, после чего обхватить колени руками, и при выдохе всплыть к поверхности воды спиной вверх.
После этого нужно научить ребенка лежать на воде. Для этого из положения бочонок малыш должен распрямить ручки и ножки, втянуть животик и попытаться удерживать равновесие.
Следующий этап — скольжение. Для этого ребенок должен с силой оттолкнуться от дна и максимально долго проскользить с головой под водой.
Затем можно переходить к обучению движениям ногами. Сначала их нужно по практиковать на суше. Делать такие движения, нужно лежа на животе, на берегу. Потом движения можно воспроизводить в воде, упираясь руками в дно.
Только после того, как ребенок освоит предыдущие навыки, начинайте обучать его движениям рук, совмещая их с дыхательными упражнениями.