Л. Ф. Обухова в качестве основной симптоматики кризиса семи лет отмечала следующее:
• утрата непосредственности, проявляющаяся в том, что между желанием и действием включается переживание значения данного действия для самого ребенка;
• манерничание, которое выражается в том, что ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;
• симптом горькой конфеты: ребенок старается не показывать когда ему плохо.
Помимо этого возникает трудновоспитуемость, поскольку ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Основой данных симптомов является обобщение переживаний. У старших дошкольников появляется новая внутренняя жизнь, новые переживания, которые прямо и непосредственно не отражаются на внешней деятельности, но данная внутренняя жизнь оказывает влияние на внешнюю. Появление внутренней жизни является важным показателем того, что теперь ориентация поведения будет происходить в рамках этой внутренней жизни.
Кризис семи лет характеризуется прежде всего утратой детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности, как указывал Л. С. Выготский, – недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. В зрелом возрасте все это сильно дифференцированно, поэтому поведение взрослого человека не производит впечатления столь непосредственного и наивного, как поведение ребенка. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг
утрачивает наивность и непосредственность – в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Все знают, что семилетний ребенок быстро вытягивается в длину и это указывает на ряд изменений в организме. Данный возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трех лет.
Л. С. Выготский отметил некоторые особенности, которые часто наблюдаются почти у всех детей семилетнего возраста, особенно у тех, кто воспитывается в неблагоприятных семейных условиях и переживает возрастной кризис в остром виде. Внешней отличительной особенностью семилетнего ребенка является утрата детской непосредственности. В поведении ребенка появляется манерничание, капризность, вертлявость, паясничанье в виде клоунады, нарочитые, нелепые и искусственные поведенческие акты. Такое немотивированное паясничанье является ярко выраженным и сразу привлекает внимание взрослых. В поведении ребенка начинают проявляться не совсем понятные странности, вычурность, искусственность, манерность и натянутость поведения. Данные характеристики свидетельствуют о потере непосредственности и наивности, которые были типичны для дошкольного возраста.
Одной из наиболее существенных характеристик кризиса семи лет Л. С. Выготский считает начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Наличие наивности и непосредственности является показателем того, что внешнее поведение ребенка соответствует его внутренней психической жизни. Внутреннее спокойно переходит во внешнее, которое может непосредственно рассматриваться как обнаружение первого. Утеря непосредственности свидетельствует о включении в поступки интеллектуального компонента, который встраивается между переживанием и непосредственным действием, что не соответствует наивному и непосредственному поведению, характерному для ребенка. Это не является показателем того, что кризис семи лет приводит от непосредственного, наивного, недифференцированного переживания к противоположному крайнему варианту, а означает, что в структуре каждого переживания появляется некоторый интеллектуальный компонент.
В семилетием возрасте появляется такая структура переживаний, когда ребенок начинает осознавать сущность эмоциональных состояний и осмысленно ориентироваться в своих собственных переживаниях. Подобно тому, как ребенок раннего возраста открывает сам факт своих отношений с другими людьми, так семилетний ребенок открывает сам факт своих собственных переживаний. Это обусловливает некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет:
– эмоциональные переживания ребенка начинают приобретать смысл и осознаваться, что способствует возникновению нового отношения к самому себе, которое отсутствовало до обобщения переживаний;
– впервые возникает обобщение эмоциональных переживаний, или эмоциональное обобщение, логика эмоций. Дошкольник в целом хорошо относится к самому себе и любит себя, но на основе этого не возникает самолюбия, как обобщенного отношения к себе, постоянного в различных ситуациях. У ребенка этого возраста нет обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности, такое обобщение возникает к семилетнему возрасту.
Катя А., 6 лет 8 месяцев, полненькая и неуклюжая девочка раньше активно играла с подружками в салочки, даже если ее неохотно брали в игру и смеялись над ней, но недавно наотрез отказалась. Она обобщила все свои переживания, неудачи в игре, свои недостатки во внешности и все негативные эмоции, которые возникали из-за этого и осознала, как неуклюже выглядит со стороны, когда играет.
Такие новообразования, как самолюбие, самооценка являются устойчивыми и постоянными, а негативные симптомы кризиса семи лет (манерничанье, капризность) временны и проходят через некоторое время. Возникновение дифференциации внутреннего и внешнего, смыслового переживания в период кризиса семи лет приводят к тому, что появляется также острая борьба мотивов и переживаний. Ребенок, который не знает, какой мячик выбрать – зеленый или красный, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и испытывает сомнения. Внутренняя борьба мотивов, внутренний конфликт между собственными переживаниями становятся возможными только в период кризиса семи лет.
Характеризуя кризис семи лет Л. И. Божович указывала, что здесь впервые возникает осознание самим ребенком противоречия между его объективным общественным положением и его внутренней позицией и если переход к новому положению своевременно не наступает, то у детей возникает та неудовлетворенность, которая и определяет поведение ребенка в соответствующий критический период. В основе кризиса семи лет лежит депривация потребности, которая вызывается возникающим в этот период психическим новообразованием.
К. Н. Поливанова отмечала, что к концу дошкольного возраста у ребенка возникает способность действовать произвольно относительно условий действования в плане поведения (произвольность поведения) и в плане решения интеллектуальных задач (произвольность умственной деятельности, позиционность действия). Традиционно указанные характеристики считаются необходимыми условиями готовности к школьному обучению. Возникает представление о новом, постороннем взрослом, умение действовать свободно относительно условий предъявления задания (позиционное действие), способность произвольно удерживать задание (произвольное моторное действие), вычленять в целостной привлекательной школьной действительности существенные ее характеристики, различение Я-реального и Я-идеального и т.д. Но все эти способности возникают не одновременно, проходят в своем становлении ряд этапов. В целом же становление произвольности и утрата непосредственности воплощаются в разнонаправленные процессы дифференциации практически всех сторон психики ребенка. Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни являются показателями завершения периода кризиса семи лет.
На основе анализа поведенческого репертуара детей седьмого года жизни в домашних условиях К. Н. Поливанова выделяет следующие особенности их отношения к близким взрослым (рис. 10.7). Автор подчеркивает, что в отношениях к близким взрослым происходят существенные изменения. У детей появляется дифференциация ситуаций деятельности на те, которые задаются взрослым внешне и те, которые самостоятельно организуются.
Дифференциация различных ситуаций взаимодействия и вариантов поведения в них является также показателем дифференциации отношения к взрослому: появляется отвержение закрытых правил, которые устанавливает взрослый (правил с нечетко установленными основаниями), и принятие ситуаций, предполагающих самостоятельные действия, апробирование новых ситуаций и создание новых открытых правил (правил, определяющихся целостной ситуацией). Следует подчеркнуть, что нельзя считать отношение ребенка к первым ситуациям негативными проявлениями кризиса семи лет, а отношение ко вторым – позитивными.

Рис. 10.7. Отношения детей к близким взрослым в период кризиса семи лет
К. Н. Поливанова делает вывод о принципиальных характеристиках детского действия в критический период: конструктивная и деструктивная составляющие детского поведения представлены единым действием, результативное действие превращается в пробующее. Таким образом, домашний негативизм может считаться особой формой построения нового поведения. Тогда необходимо дополнительное доказательство того, что дети с выраженным негативным поведением оказываются лучше готовы к школе, чем их сверстники со стертыми симптомами кризиса. Для доказательства этого предположения К. Н. Поливанова сопоставила характеристики готовности детей к школе с характеристиками домашнего поведения. Сравнение результатов исследования отношения к заданиям взрослого в ситуации делового взаимодействия и результатов исследования домашнего поведения детей шестисеми лет позволило автору сделать следующие выводы:
• выраженное негативное отношение к правилу, содержащемуся в указаниях близких взрослых, а также появляющаяся самостоятельность положительно коррелируют с нормальным ходом формирования ориентации на правило, содержащееся в задании официального взрослого;
• стертость симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к получению результатов собственных продуктивных видов деятельности в деловых ситуациях проявляются в замедлении формирования ориентации на правило или замене подобной ориентации ожиданием точных инструкций;
• дополнительные исследования школьной готовности, проведенные на том же контингенте испытуемых, обнаружили, что формирование готовности к школе связано с дифференциацией ситуаций взаимодействия со взрослым на ситуации делового и личного общения.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что отношение ребенка к заданиям предучебного типа и его ориентация на целостную ситуацию делового общения, а также на содержание предъявленного задания типичны для более высокого уровня готовности к школьному обучению.
В целом, как и любому другому кризисному периоду, кризису семи лет присуще так называемое семизвездие (табл. 10.8). Вся совокупность изменений в период кризиса семи лет способствует тому, что ребенок начинает совершать поступки, мотив которых связан с проявлением личностных свойств, а не с сиюминутным желанием, т.е. мотив дифференцируется от конкретной ситуации.