Не пропусти
-->
Главная » Я мама » Проблемы в воспитании — Шесть лет: возрастной кризис
-->

Проблемы в воспитании — Шесть лет: возрастной кризис

Проблемы в воспитании - Шесть лет: возрастной кризис
Проблемы в воспитании - Шесть лет: возрастной кризис
Проблемы в воспитании - Шесть лет: возрастной кризис

Вот мы и доросли до второго возрастного кризиса.

В этом возрасте меняется отношение к родителям, ребенок начинает проявлять независимость и даже нетерпимость. Теперь для него важнее то, что скажут сверстники. В это время растет чувство ответственности по отношению к делам, которые ребенок считает важными, малыш начинает испытывать муки совести и интересоваться арифметикой, чтением и т. д. В общем, он учится быть личностью.

Любовь к родителям после шести лет так же глубока, как и раньше, но ребенок старается этого не показать. Ему может не нравиться, когда его целуют на людях, малыш начинает интересоваться чужими замечательными людьми; это как бы избавляет его от родительской опеки. Ребенок поглощает различные знания вне семьи с большим удовольствием и требует, чтобы к нему и этим знаниям относились с уважением. Конечно, то, что говорили раньше родители, не забыто, и он сердится, когда родные напоминают ему то, что он должен делать, так как сам хочет быть сознательным.

Он подражает другим детям в стиле одежды, может забыть о хороших манерах за столом и в гостях. Не переживайте, просто ребенок теперь пробует подражать сверстникам, а не взрослым. Это и есть заявление о своей независимости. Когда ребенок почувствует, что утвердил свою независимость, — хорошие манеры вернутся. Поэтому такое вызывающее поведение сейчас — это нормальное развитие личности. Не все дети отстаивают свою независимость таким образом. Это может проходить в скрытой форме. Чаще скрытый бунт бывает у девочек. Но вы все равно найдете признаки перемен. Что же предпринять? На раздражающие мелочи не стоит обращать внимания. А вот в тех вопросах, которые вы считаете важными, будьте тверды и непреклонны. Не обращайтесь к ребенку в форме приказа, а спокойно просите сделать что-либо, не вызывая упрямства.

Вот уже и секреты появились у вашего малыша. Что же — он вырос. Секреты имеют особую популярность в этом возрасте. Часто дети собираются вместе, придумывают шифр и тайные знаки, хотя самого секрета может и не быть, так как идея секретности — доказать свою независимость от взрослых и их жизни. В таких обществах и в любых других детских коллективах ребенок должен чувствовать себя комфортно, если у него есть потребность общаться. Как же ему помочь?

С самого рождения не стоит излишне суетиться вокруг малыша. После года надо обеспечить ему детское общество. Для того чтобы ребенок развивался самостоятельно, разрешайте ему те блага, которые приняты в среде ребят. Конечно, в разумных пределах. Высокие идеалы и принципы, которые родители прививают ребенку, становятся частью его натуры и, в конце концов, обязательно проявятся, даже если период грубости будет для взрослых серьезным испытанием.

Если вы внушаете ребенку, что соседским детям доверять нельзя, он может вырасти неприспособленным к общению. Помогите ребенку научиться заводить друзей, проявить свои способности перед сверстниками, чтобы дети могли полюбить вашего ребенка за хорошие качества. Будьте гостеприимны к друзьям малыша, почаще приглашайте их к себе в гости.

В этом возрасте дети любят игры со строгими правилами, которые требуют аккуратности, а также ловкости. Классики, прыгалки, игра в мяч выполняются в определенном порядке. Сюда же можно отнести детское коллекционирование. Детям доставляет удовольствие сама идея аккуратности, порядка и законченности. Вы можете направить это желание в нужное русло — убрать комнату, подмести и т. д. Но сделать это нужно в форме игры, тогда успех может быть более длительным.

В то же время, примерно к девяти годам, у ребенка может возникнуть тик. Подергивание плечом, покашливание, поворот шеи, сопение, сухой кашель, мигание — вот его некоторые проявления. Это может длиться несколько месяцев, а потом прекратиться или измениться.

Тик может возникнуть после болезни или ребенок срисует его с товарища. Причина тика может крыться в перегрузке ребенка занятиями, что вызывает перенапряжение и такой эмоциональный выход. Главное — помнить, что ребенок не может контролировать и прекратить его сам.

Не ругайте ребенка и не делайте замечаний по этому поводу. Ваши усилия должны быть направлены на создание спокойной, уютной атмосферы дома.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, — феномен Я сам. Внешне это выражается в противостоянии хочу ребенка и нельзя взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя как взрослый. Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно.

Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника — в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.

ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В игре детей есть часто смысл глубокий.

Игра — это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Игра — эмоционально насыщенная деятельность, которая захватывает ребенка целиком. Мотив игры лежит в самом игровом процессе; формула мотивации игры — не выиграть, а играть. Дети любят играть в доктора, в пап и мам, в воспитателя.

В игре вашего малыша находит отражение внешняя сторона деятельности. Дети воспроизводят предметные действия, характерные для той или иной роли. Они, как хорошие актеры, входят в роль, играют, и игра доставляет им массу удовольствия. Игра в больницу — это лечебные манипуляции с условным градусником, шприцем и т. п. Роль взрослого (в данном случае врача) — конечно же, пациент!

Очень часто содержанием игры становятся внешние социальные отношения (чаще всего профессиональные). Это ролевые взаимоотношения водителя и пассажиров, командира и подчиненных, продавца и покупателя, врача и пациента — кто главней?, кто и что должен делать?

Наивысший уровень развития ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связан с выделением внутренней, смысловой сущности деятельности ребенка. В этом случае предметом ориентировки становятся мотивы, моральнонравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности. Роль доктора теперь переосмысливается как доброта, сочувствие, воплощение стремления помочь другому, вплоть до самопожертвования.

Структура сюжетно-ролевой игры в развитой форме включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия. Дети любят играть, и игра очень нужна, так как в ней рождается и формируется воображение. Воображение поможет сформировать символическое мышление.

В дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память. В это время особое значение для вашего малыша имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения.

Дети задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Дети растут, и их мышление развивается.

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. И ваш такт в объяснении таких тем очень нужен.

Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т. е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. И с его точкой зрения нужно обязательно считаться. Дети воспринимают собственную точку зрения как абсолютно и единственно возможную.

На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Обозначим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

  • расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
  • феномен детского словотворчества;
  • убывание эгоцентризма детской речи;
  • развитие функций речи.

На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. Воображение — важнейшее психическое новообразование дошкольного детства.

Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: Покажи, как птичка летает, солдаты ходят и т. п. Действия понарошку, как будто рассматриваются как начальная форма воображения у трехлетнего ребенка.

Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, воображаемая ситуация, образ роли.

По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний.

К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений что-то делать и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе.

Вы должны знать, что такой кризис существует. Поведение вашего ребенка начинает терять детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного человека к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: Я хорошо рисую — у меня получилось самое красивое дерево. Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Но это не единственные признаки наступления кризисного периода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации: ребенок не сразу отвечает на обращение к нему, он как будто не слышит, и вам надо сто раз повторить, чтобы он что-то сделал.

Он начинает оспаривать необходимость выполнения вашей просьбы.

Ваш ребенок стал непослушным, отказывается от привычных дел и обязанностей, стал хитрить и нарушать сложившиеся правила, например, может показывать мокрые руки вместо вымытых.

Демонстрирует взрослость, иногда вплоть до карикатурной манеры поведения. Проявляет обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, он всеми силами старается не выглядеть как маленький.

Ребенок становится упрямым, требовательным, капризным, обостренно реагируя на критику, но ожидает похвалу.

К позитивным моментам можно отнести:

  1. У вашего ребенка появилась заинтересованность в общении со взрослым на темы о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о школе.
  2. Появилась самостоятельность в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению, и рассудительность.
  3. Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка.

В три года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет

Необходимо разъяснить причинные основания требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса — это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.

Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим.

В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

Существуют врожденные особенности, которые отличают одного ребенка от другого, очерчивают его конституциональную индивидуальность.

Еще более важными являются особенности мозга ребенка, особенности его нервной деятельности. Срочная и математически точная обработка поступающей информации позволяет мозгу управлять поведением человека. И хотя функции мозга у всех людей одинаковы, они протекают по-разному. Изучение этих особенностей — соотношения возбудительных и тормозных процессов, быстроты их течения, их силы — позволило выделить четыре основных типа нервной деятельности, четыре темперамента, которые присущи людям от рождения. Впоследствии под влиянием окружающей среды темпераменты могут видоизменяться, но в раннем детстве они отчетливо проявляются в поведении ребенка и должны обязательно учитываться родителями, воспитателями.

Светлану воспитывали в строгости. Но она обнаруживала непреклонную настойчивость. Невозможно было, например, запретить ей носиться по комнате. Получая шлепок, она на короткое время успокаивалась, а затем снова находила для себя какое-нибудь буйное развлечение. Единственное, что она не могла перенести, это стояние в углу. К этому наказанию прибегали всякий раз, когда представлялся подходящий случай.

Система запретов сохранилась и тогда, когда Светлана стала подростком. Девочка обладала сильно возбудимым типом нервной деятельности (холерический темперамент).

Дети с таким темпераментом обычно боевые, задорные, быстро и легко возбуждающиеся. Они очень подвижны и эмоциональны, им бывает трудно подавлять свои желания, отказываться от намеченных действий. И когда активность таких детей стараются сдержать постоянными запретами, возникают непримиримые противоречия между естественными потребностями малыша, обусловленными особенностями его нервной системы, и представлениями родителей о том, как должен вести себя хороший ребенок. Детям с таким темпераментом особенно необходимы значительные физические нагрузки (если, конечно, этому не препятствует слабое здоровье), подвижные игры, занятия спортом, где они могли бы расходовать свою недюжинную энергию и тем самым становиться более уравновешенными и спокойными. Такие дети без особой психической травмы переносят словесные наказания, внушения. Но лишение свободы (стань в угол, никуда не пойдешь) переживают очень сильно.

С детьми, имеющими этот тип темперамента, очень легко, это дети с сильным уравновешенным типом нервной деятельности, они менее подвижны, но, как правило, это жизнерадостные, бодрые, редко унывающие, энергичные и неутомимые труженики. Они быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, достаточно усидчивы и легко преодолевают трудности. Без плача и эмоциональных срывов переносят наказания.

Еще более спокойны дети, у которых преобладает сдержанная, иногда отчетливо выраженная внешняя заторможенность поведения (флегматический темперамент). Они усидчивы, очень трудоспособны, но крайне медлительны; легко распознаются в среде детей своим спокойствием, основательностью, солидностью. Таких детей иногда приходится побуждать к активности, развивать у них интерес к различным занятиям. Но зато привычки, которые вырабатываются у таких детей, приобретают в конце концов исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому их режим, привычки, привязанности должны быть основательно продуманы родителями. Перевоспитание детей с флегматическим темпераментом — трудное занятие как для родителей, так и для самих ребят. Таким детям полезны физические упражнения, так как ими возмещается недостаточная природная подвижность.

Дети со слабым типом нервной деятельности (меланхолический темперамент) нуждаются в осторожном отношении. Повышенная возбудимость, раздражительность, иногда плаксивость, высокая чувствительность еще более усугубляются при неправильном воспитании и могут привести к возникновению неврозов. Дети этого типа часто инертны, отличаются робостью, стеснительностью, неспособностью выдерживать более или менее сильные нервные напряжения. Их надо больше включать в коллективные детские игры, поддерживать и поощрять малейшую попытку проявить инициативу, самостоятельность. Гимнастические занятия, водные процедуры необходимы таким детям как закаливающее, оздоровительное средство, укрепляющее нервную систему, повышающее жизненный тонус.

Светлана приревновала свою маму к двоюродным сестрам:

— Не приставайте! Не трогайте мою маму!

Пятилетняя Лера в ответ:

— Но ведь других-то мам здесь нет.

Формы общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны малышам. Тесные контакты с родителями, которые были характерны для детей в возрасте до 3 лет, теперь постепенно ослабевают, и все большее значение приобретают их отношения со сверстниками, воспитателями детского сада и другими людьми. Дошкольники лучше, чем малыши, контролируют свое поведение и потому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. К 6 годам коммуникабельность значительно возрастает.

Дошкольники большую часть времени проводят в общении со сверстниками. К трем-четырем годам частота и интенсивность общения детей с родителями, воспитателями и со сверстниками становятся примерно одинаковыми. Это способствует тому, что еще недавно такие крепкие связи детей с родителями заметно ослабевают, но зато теперь у детей появляется потребность, а главное, возможность стать более независимыми и физически, и духовно, и эмоционально, и даже в какой-то мере — социально. К трем годам имеющийся опыт помогает детям поддерживать нормальные отношения со сверстниками, они общаются с ними (сверстниками) гораздо более свободно, раскованно, чем те, у которых такого опыта не было совсем или его было недостаточно.

Карманные деньги в сегодняшние дни — вещь естественная. Ведь ребенок тоже член семьи. Но не стоит забывать, что карманные деньги не могут служить наградой за хорошее поведение, помощь по дому и т. д. Стоит научить ребенка правильно тратить деньги и нести ответственность за свой выбор. Ведь это так понадобится ему в жизни. Необходимо для этого разработать общие принципы выдачи карманных денег, обеспечив основные статьи расхода: проезд, завтраки в школе. Вряд ли дети сразу станут разумно тратить деньги. Многие потратят сразу все. Тогда следует поговорить с ребенком строго и серьезно, а если трата повторится, то давать ему деньги более мелкими суммами. Недопустимо угрожать ребенку отказом давать деньги, когда он плохо себя ведет или плохо учится.

Сколько давать ребенку денег? Конечно, однозначного ответа нет. Сумма должна соответствовать вашему бюджету. Если ребенок протестует, объясните ему спокойно, что больше денег вы дать не в состоянии. Но не ругайте его и не доказывайте ему, что тех денег, которые он получает, вполне достаточно.

Правильнее начинать давать деньги с небольших сумм, постепенно их увеличивая. Лучше начать давать деньги тогда, когда ребенок пойдет в школу.

-->

О admin

-->
x

Check Also

Схема развития детей (до года и постарше) кризисы первого года жизни

Схема развития детей (до года и постарше) + кризисы первого года жизни Автор: MyLADY Откуда: ...

Возрастные кризисы — кризис 13 лет

Ваш ребенок уже почти взрослый. Ему 13 лет. Начинается подростковый возраст, а вместе с ним ...

Школьный кризис 6-7 лет: психологическая характеристика, особенности протекания, как преодолеть переломный период

Кризис 6-7 лет у детей: симптомы и рекомендации по преодолению Симптомы кризиса шести-семи лет проявляются ...

Кризис возраста у детей 1, 3, 7 лет, Секреты здоровья

Психика ребёнка в процессе развития проходит определённые стадии, которые называются критическими периодами. Почему критическими? Потому, ...

Кризис семи лет — Психология дошкольного возраста

Л. Ф. Обухова в качестве основной симптоматики кризиса семи лет отмечала следующее: • утрата непосредственности, ...

Кризис 3-х лет

Ваш малыш начал скандалить, упрямиться и повторять, словно заведенный, одну и ту же фразу я ...

Кризис 7 лет

Возрастной кризис это неотъемлемый этап развития личности ребенка. Это выход на новый этап формирования, когда ...

Кризис семи лет

Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ...

Календарь возрастных кризисов у ребёнка

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив ...

Тема 5

Тема 5. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО, МЛАДЕНЦА 5.1. Кризис новорожденности Первый год жизни ребенка можно разделить ...

КРИЗИС 3 ЛЕТ у детей: как вести себя родителям? Советы психолога, Семья и мама

Воспитание, здоровье, развитие детей. Тайм-менеджмент для мам Малыши растут не по дням, а по часам. ...

Кризис трех лет, Детский кризис 3 лет, трех

Кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис ...

Кризис первого года малыша

Совсем недавно ваш карапуз был милым и улыбчивым, а теперь постоянно стремится проявить свой характер. ...

Кризис трех лет у детей

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что кризис трех лет, определяющий границу между ранним и дошкольным ...

Статья — Кризис 3 лет — детский портал

Так бывает, что кроха буквально на глазах превращается в маленького манипулятора. Именно в возрасте 3 ...

Кризисные периоды детского возраста

Вероятно, многие родители замечали, что у ребенка наступают периоды, когда он начинает вести себя не ...

Возрастные особенности детей и кризисы — Советы психолога

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в ...

Кризис первого года жизни у ребёнка

Первый кризис: что делать маме годовалого ребёнка. Кризис ребенка в 1 год Усталость, граничащая с ...

Кризис 3 лет у детей

Упрямство, протесты, истерики и своеволие — частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера ...

Что такое кризис трех лет и когда он пройдет? Семейный психолог

Кризис трех лет называют первым рождением личности (второе произойдет в процессе подросткового кризиса). Ребенок около ...

Кризис 3-х лет у детей, признаки, что делать родителям

О кризисе подростковом мы поговорили, даже в средний возраст заглянули, а вот с чего все ...

Кризис 5 лет у детей: советы психолога Нивина Р

Как пережить кризис 5 лет у детей. Советы психолога Совсем недавно вы умилялись крошечным пяточкам, ...

Возрастные метаморфозы: кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, подростковый кризис, OurBoys

Возрастные метаморфозы: кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, подростковый кризис C вашим ребенком происходят ...

Кризис полутора лет — Мамы вместе

Мамские вопросы о психологии Очень часто родители, услышав или прочитав описание кризиса трех лет, говорят: ...

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> -->