Не пропусти
Главная » Развитие детей » Этикет за столом — Публикации — Педагогика 21 век — конкурсы для детей, педагогов, воспитателей и родителей
Дата публикации: 18.10.17 Ямолова Ирина Владимировна воспитатель, МБДОУ ДС Тремок , ЯНАО г.Муравленко Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.

Этикет за столом — Публикации — Педагогика 21 век — конкурсы для детей, педагогов, воспитателей и родителей

Дата публикации: 18.10.17

Ямолова Ирина Владимировна воспитатель, МБДОУ ДС Тремок , ЯНАО г.Муравленко

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.

Проблема: В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что не все ребята умеют культурно вести себя за столом, правильно сидеть, пользоваться салфетками и столовыми приборами, невежливы в момент усаживания за стол.

Цель: Повысить уровень сформированности знаний и навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

1. Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом;

2. Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола;

3. Закреплять у детей навыки культуры поведения за столом в соответствии с правилами;

4. Воспитывать культурного и аккуратного человека.

Вид и тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный.

Сроки проведения: с 01.03.2017г. по 31.03.2017г.

Режим работы: в течение всего дня (в образовательной и совместной деятельности).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Форма проведения: беседы, занятия, игровые упражнения, консультации для воспитателей и родителей.

Ожидаемые результаты: по окончанию проекта, дети научились различным вариантам сервировки стола (согласно меню детского сада и мероприятиям ДОУ); пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку; знают, что чем едят, умеют это делать; овладели основами дизайна праздничного стола; научились складывать тканевые салфетки разнообразными способами, культуре внешнего вида за столом, умение обратится с просьбой.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

1. Разработка проекта.

2. Диагностика: наблюдение, беседа с детьми с целью выявления знаний о правилах поведения за столом, индивидуальные беседы с родителями о поведении детей вне детского сада.

3.Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.

4. Подбор иллюстративного материала по теме, подбор игр (настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых).

5. Подбор видео-аудиоматериалов.

6.Оснащение предметно — пространственной среды предметами, необходимыми для организации работы по формированию у детей навыков столового этикета.

Мы пополнили предметно-пространственную среду предметами необходимыми для организации работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

1. Предметы необходимые для сервировки и украшения стола:

— сервиз (предметы посуды-розетки, вазочки, чайник, поднос, ложечки, чайные пары и т.д.);

— салфетницы — разной формы и цвета;

— комплект скатертей (различной формы и цвета);

— комплект салфеток: бумажных и тканевых (разного цвета);

— красивые переднички, кокошники, ленточки;

2. Набор дидактического материала:

— схемы складывания салфеток;

— схемы сервировки стола;

— д/игры и д/упражнения по столовому этикету;

— картинки-путаницы «Что неправильно», «Что лишнее?» (на темы столового этикета).

Мы разработали содержание и организовали проведение серии этических занятий и цикла этических бесед, направленных на формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Серия этических занятий по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста была разработана по следующей тематике:

1.«Встреча со страной хороших манер».

2.«Поведение за столом».

3.«Поведение за столом» (продолжение предыдущего занятия).

4.«Ее острейшее величество» (история вилки).

5.«Украшение праздничного стола» (история салфетки).

6.«Накроем стол к чаю с конфетами».

Цикл этических бесед включал в себя беседы на следующие темы:

1.«Правильно ли поступил Буратино» (т. «Поведение за столом»).

2.«Что видел Буратино» (т. «Посуда и столовые приборы»).

3.«Мальвина приходит на помощь» (т. «Как правильно и красиво накрыть стол»).

4.«Традиции и обычаи чаепития в России» (т. «Чайный этикет»).

5.«Чаепитие друзей» (т. «Особенности чайного этикета»).

Основной целью этических бесед было формирование представлений, обогащение знаний и закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета.

Мы закрепляли навыки столового этикета у детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения упражнений, разработанных с учетом индивидуального и гендерного подходов.

«За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа».

«Съедим кусочек хлеба».

«Моя помощница — салфетка».

«Вкусный суп придает нам силы».

Упражнения проводились по подгруппам и индивидуально. Основной целью упражнений было предоставить детям возможность применить полученные знания и освоенные умения по правилам столового этикета на практике.

— Составление рассказов на тему «Когда мы пришли в кафе…», «Как мы обедаем дома», «Помогаем накрывать на стол»;

— Рассматривание сюжетных картинок по теме, составление описательного рассказа;

— Речевые игры «Один – много», «Что за чем», «Досчитай до пяти», «Что лишнее и почему», «Четвертый лишний».

— Дидактическая игра «Который час?»;

— Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное»;

— Настольно-печатная игра «Что такое хорошо, что такое плохо», «Накрываем на стол»;

— Сюжетно-ролевая игра «Столовая», «Семья», «В ресторане», «Кафе».

Ознакомление с художественной литературой.

— Чтение и заучивание стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»;

— Чтение и заучивание стихотворения «Кошкин дом»;

— Чтение стихов о культуре поведения за столом;

— Загадки, о посуде и столовых предметах;

— Пословицы, поговорки о правилах поведения.

— Рассматривание предметов посуды в стиле народных промыслов России: Гжель, Хохлома, Жостово, Тульский самовар и составление описательных рассказов;

— Просмотр презентаций о народных промыслах.

— Лепка предметов посуды (предложить детям придумать различные способы лепки посуды)

— Рисование по мотивам гжели «Пир на весь мир!»

В результате проведенной работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста, мы заметили следующие изменения:

— дети овладели умениями правильно пользоваться столовыми приборами;

— дети освоили правила сервировки стола;

— дети овладели умением пользоваться полотняной и бумажной салфеткой;

— дети научились соблюдать правила столового этикета;

— дети овладели правилами культуры еды.

Организуя работу с детьми, мы параллельно работали с родителями в рамках данной проблемы. Формы работы, которые мы предложили родителям были следующие:

— Беседа на тему «Особенности работы по формированию у старших дошкольников навыков столового этикета».

— Индивидуальные беседы с родителями детей, испытывающих трудности с овладением правил поведения за столом.

— Консультации на темы: «Правила пользования столовыми приборами»,

«Поведение за столом», «Осанка ребенка за столом», «Правила вежливости»,

«Традиции и обычаи чаепития в России».

— Привлечение к изготовлению папки «Этикет за столом»

Папка «Этикет за столом» содержит фотографии, картинки «Правила сервировки стола», «Правила пользования столовыми приборами», кодекс правил поведения за столом.

3 этап. Презентация проекта.

Театрализованная непосредственно образовательная деятельность «Приятного аппетита!» Цель — уточнить представления детей о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека; закрепить знание этикета во время еды за столом.

Результаты нашей работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений. Также они могут быть предложены родителям в качестве рекомендаций, для проведения соответствующей работы в семье по формированию у детей старшего дошкольного навыков столового этикета.

Цель: уточнить представления детей о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека; закрепить знание этикета во время еды за столом.

Под песенку «Про Красную Шапочку» в группу входит Красная Шапочка, идет, собирает цветы. Через некоторое время появляется Серый Волк и осторожно крадется за ней. Волк повязывает обеденную салфетку на шею, в руках — сервировочные вилка и ложка. Красная Шапочка садится на пенек, Волк тихо присаживается рядом, облизывается.

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Уж не к бабушке ли ты идешь? Уж не пирожки ли несешь?

Красная Шапочка. Господин Волк, вот уже сколько лет, а вы всё об одном и том же спрашиваете: «Куда идешь? Что несешь?» У Вас всегда мысли только об одном, как наполнить свой ненасытный желудок. Ходите целый день по лесу со столовыми приборами, всё кого-то хотите съесть! Стыдно! Вы совсем отстали от новых научных открытий. Посмотрите, сколько разнообразных вкусных, полезных продуктов нас окружает. Почитайте энциклопедию «О вкусной и здоровой пище». (Предлагает Волку рассмотреть энциклопедию. Волк открывает книгу и удивляется.)

Волк. Ух ты! Вот это да! Вот это еда! Вот здорово! Теперь я буду перестраиваться. Тьфу! (Убирает вилку и ложку.) Не хочу больше трех поросят ловить, да Петушка — Золотого гребешка. Не буду больше за Красной Шапочкой и бабушкой охотиться. Я теперь буду питаться грамотно, буду выполнять рекомендации врачей и кулинаров.

Красная Шапочка. Правильно, господин Волк, читайте энциклопедию, и Вам не захочется, поверьте, охотиться за нами, сказочными героями. И запомните, господин Волк, мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Правильно питаться — это значит выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

Волк. Ребята, а что такое «умеренность»?

Дети. Это значит, что очень вредно переедать, так как желудок не успевает все переваривать.

Волк. Что значит «разнообразие»?

Дети. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и делают его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи — фрукты и овощи — содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Волк. Вот здорово! Я сейчас все это буду пробовать. (Садится за стол, начинает все подряд хватать лапами, чавкать и т. д.)

Красная Шапочка. Господин Волк! Ну, Вы совсем одичали в своем лесу. Прекратите так бескультурно вести себя за столом. На вас же дети смотрят.

Волк. Ребята, вы меня извините, что я себя бескультурно веду за столом. Но я не умею вести себя культурно. Научите меня, пожалуйста.

Воспитатель. Уважаемый Волк! Наши ребята обязательно научат Вас культуре поведения за столом. Но этих правил очень много, и мы расскажем Вам о них и подарим схемы, чтобы Вы лучше все запомнили.

Дети показывают схематическое изображение и по очереди рассказывают.

Дети. Когда тебя приглашают к столу, не спеши занять место первым. Принято, чтобы за стол сначала садились старшие, а среди детей — Девочки. Будет очень любезно, если Вы, Волк, отодвинете стул для Красной Шапочки. За красивым столом и сидеть надо красиво. Вот так, прямо, не слишком близко к столу и не слишком далеко от него, чуть наклоняясь во время еды. Нельзя разваливаться на стуле и нависать над тарелкой. Не нужно класть локти на стол — это некрасиво и может помешать соседям. Салфетку следует развернуть и положить на колени. Руки и рот вытирать бумажными салфетками. Необходимо вести себя так, чтобы не портить аппетита окружающим: не размазывать еду по тарелке, не катать хлебных шариков, не говорить, что не любишь такую «гадость», и не рассказывать «неаппетитных» историй. Нельзя за столом причесываться, чистить ногти и ковырять в зубах. За столом неприлично шептаться с соседом. Нужно стараться не чавкать, не сопеть. Не надо дуть на стол, облизывать пальцы и обгладывать кости. Столовые приборы служат только для еды, поэтому не следует размахивать ими, рассказывая что-либо. Следи за тем, чтобы вокруг твоей тарелки не было крошек, корок, клякс от варенья и соуса. После еды тарелка должна быть чистой. Не ешь слишком быстро, не бери в рот сразу много еды и не говори с полным ртом. Когда кушанье съедено, ложку и вилку с ножом нужно положить на тарелку.

Волк. Теперь я все знаю о культуре поведения за столом. Не стыдно в гости ходить и к себе друзей в гости пригласить.

Воспитатель. Только когда будешь приглашать к себе гостей, смотри, Волк, будь терпеливым, чтобы с тобой не произошла вот такая история. Ребята, помогите рассказать историю, добавляя слова по смыслу.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе. (позвал.)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый. (пирог.)

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости. (не идут.)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек. (откусил.)

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту. (съел.)

Когда же гости подошли,

То даже крошки. (не нашли.)

Волк. Спасибо, ребята, я буду стараться делать все правильно. Как вы думаете, у меня получится? Я смогу стать культурным?

Дети. Конечно же, Волк! Когда у кого-то есть большое желание, всегда все получится.

(Волк и Красная Шапочка прощаются с детьми.)

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Кризис ребенка в год — Здоровье моих детей

Кризис ребенка в год – своеобразный переход крохи от младенчества к раннему детству. В это время малыш начинает ходить и говорить первые слова. Кризис ребенка в год обусловлен тем, что родители не понимают мимики и жестов крохи, не дают ему то, что он просит.

В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные секции для детей, Happy Lady, Счастливая женщина

В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные секции для детей Спортивные секции для детей заложат фундамент здоровья ребенка, укрепят его характер, научат жить в условиях конкуренции, добиваться своего в этом непростом мире.

Причины тревожности и страхов у детей младшего дошкольного возраста и новорожденных

Страх и тревожность у ребенка — это душевные состояния и способы поведения, диктуемые, как правило, определенными переживаниями. Боязливость может усилиться, если боязливы родители.

Языковые лагеря для детей и подростков в Канаде – изучение английского и французского языков, Espanglish

Не знаете, как выбрать? Оставьте нам заявку, и мы бесплатно подберем Вам подходящую программу по прямым ценам лагерей без дополнительных комиссий. Что мы представляем себе, когда думаем о Канаде? Это, конечно же, кленовый лист, хоккей, Ниагарский водопад… Канада поистине уникальная страна.

Языковые лагеря для детей > купить путевку

Лагерь, различные тематические смены которого всегда объединены одной целью – дать ребятам возможность говорить как можно больше на английском языке и расширять знания об англоговорящих странах.

Язык новорожденных, младенцев и маленьких детей — Как нам? Женский портал обо всем!

Дети уже с момента своего появления на свет начинают знакомиться с окружающей средой и общаться с помощью жестов, звуков и мимики. Вместо речи они используют язык тела, с помощью которого выражают свои эмоции, и желания.

Причины кризиса 7 лет у детей

Через кризис 7 лет у детей проходит подавляющее большинство родителей. Что же делать с ребенком в такой ситуации и как себя с ним правильно вести, чтобы не травмировать психику? Сейчас узнаем! Ваш ребенок просто стал немного старше, потеряв ту свою непосредственную импульсивность, которая выражалась в одном лишь единственном слове «хочу». Сейчас же он начинает понимать и уже осмысливать свое поведение, поступки и даже реакции.

Я с — верхнего этажа — Вопрос к мамам детей, не ходивших в гос

Старшего сына отдали в лучший в районе садик (чего нам это стоило!). Не идет у нас. Был конфликт с воспитателем, теперь сын напрчь не хочет туда идти. Хотя мальчик очень контактный, легко заводит знакомства.

Причины истерик у детей 10 лет Советы врачей Клиники и врачи

Как правильно реагировать на истерики ребенка 2 – 3 лет Рано или поздно почти все родители сталкиваются с проблемой детских истерик. Маленький человек сначала требует удовлетворения своих потребностей (в еде, тепле, сне и комфорте), а затем и удовлетворения своих желаний (малышу, во что бы то ни стало нужна Ваша пудреница, или ему захотелось схватить важный документ с письменного стола папы). Специалисты выделяют несколько причин детских истерик.

Я ненавижу детей! Я ненавижу!

Дети с пеленок и до примерно 9-10 лет ; наглые и самодовольные. Они считают, что все должны их любить и принимать такими, какие они есть, при всем при том, что они (отпрыски рода человеческого) ничего не будут делать и заслуживать такое отношение не будут.

Причины замкнутости маленьких детей

Дети - это цветы жизни, достаточно часто мы слышим подобную фразу. Хорошо, когда эти цветы открываются и цветут. А что делать, когда цветы-дети постоянно замкнуты и находятся в своем собственном мире? Причины замкнутости детей исследовали многие психологи, но так и не пришли к единому выводу.

Причины возникновения страха темноты у детей и избавление от него

Страх темноты – один из наиболее распространенных детских страхов. Через это проходят практически все дети, и большинство из них со временем перерастают эту проблему.

Я ненавижу беременных женщин и новорожденных детей: консультация психотерапевта

Вопрос психотерапевту: я ненавижу беременных женщин и новорожденных детей Здравствуйте, мне 19 лет, не замужем, детей не имею. Моя проблема в том, что я ненавижу беременных женщин и новорожденных детей.

Я не хочу быть лузером! Как родителям научить детей преодолевать неудачи

Я не хочу быть лузером! Как родителям научить детей преодолевать неудачи Страх потерпеть неудачу способен загубить самый настоящий талант и отбить желание что-либо менять в своей жизни.

Причины агрессивного поведения у детей

Если агрессивное поведение у всех детей проявляется примерно одинаково, то причины агрессивности могут существенно различаться. Условно принято разделять причины агрессивности на биологические (те, которые обусловлены наследственными факторами) и социальные (связанные со стилем воспитания и общения в семье, в детском саду и школе и пр.). Возможно ли объяснить агрессивность ребенка только генетически запрограммированными качествами? За рубежом существуют различные научные теории, в которых основной и единственной причиной агрессии называются врожденные качества человека.

Я не люблю школу три раза, за себя и за каждого из своих детей

Я не люблю школу три раза, за себя и за каждого из своих детей. Но если в сад можно было не ходить, то школу «обойти» нам не удалось никак. Хотя, как раз в школу мой ребенок очень хотел идти, он готов был общаться с детьми, ему нравилось учиться, ведь в этот сензитивный период дети готовы к обучению и общению.

Юмор для родителей Прикольные бесплатные тесты онлайн для детей и взрослых, логические задачи

- Дочь, мне сказали, что ты куришь! - Та-а-ак, ну и с какой из бабок я не поздоровалась? - Мам, забеременею и брошу. - Кури, дочка, кури. - Что это ты читаешь ребёнку? - А ведь если подумать: Волк съел бабушку! Какой кошмар! Кто только пишет такие сказки детям!? Сегодня подзываю своего восьмилетнего сына к компьютеру, говорю: - Сынок, хочешь, я тебе твою школу со спутника покажу? Вот она - как на ладони! Ребёнок с интересом смотрит, что-то прикидывает и с плохо скрываемой надеждой выдаёт: - Папа, а теперь удар со спутника можешь нанести? - Закрой пасть и доедай батон, а то выбью и последний зуб! - Папа, папа, давай играть! Тот на минуту смотрит на них затравленно, и вдруг его осеняет: - Ладно, дети.

Приучаем к аккуратности детей

Очень важный момент в воспитании аккуратности – умение следить за своей внешностью: поправить воротничок, колготки, штанишки, следить, чтобы пуговицы пальто были правильно застёгнуты и т д. – всё это по силам 3-4-летнему малышу.

Юлия Гиппенрейтер: «Физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей&raquo

Юлия Гиппенрейтер: «Физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей» Что делать, если ребенок, несмотря ни на какие ухищрения, не подчиняется? От недоразумений никто не застрахован, и может настать момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение.

Приметы весны для детей: весенние идеи для дошкольного обучения

Приметы весны для детей: весенние идеи для дошкольного обучения Весна приносит нам новую жизнь, изменчивую погоду и, конечно же, праздники. Воспитатели в детском саду могут использовать эти темы на своих занятиях, а также в проектах по декоративно-прикладному искусству.

Этому надо научить наших детей, чтоб защитить их от опасностей: ladaria

Этому надо научить наших детей, чтоб защитить их от опасностей. 1. Сразу и точно решите хотите вы, чтобы ваш ребёнок имел не хуже прочих или хотите, чтобы вырос человеком? Если первое продолжайте зарабатывать деньги в яростном поте морды, видясь с ребёнком по утрам за завтраком.

Приметы весны для детей и взрослых

Кроме общеизвестной приметы весны, связанной с возвращением из теплых краев перелетных птиц, существуют сотни других народных весенних поверий. Прогнозы о том, когда ожидать потепления, какой будет предстоящая весна и что она оставит после себя, благодаря мудрости предков вы можете проверить уже сейчас! Чтобы в наше время древняя примета считалась актуальной, она должна нести полезную информацию, например, предсказывать раньше, чем синоптики, климатические изменения, прогнозировать стихийные бедствия, определять время прихода того или иного времени года.

Этикет поведения детей за столом: правила столового этикета для детей

К воспитанию детей нужно подходить с раннего детства. В частности это касается правил поведения за столом. Наверно, почти каждый может вспомнить малыша, который за столом ковырялся в каше, размазывая ее по тарелке.

Пример для детей: в чем дети нас копируют, Смелость быть настоящей

Блог о самовыражении, свободе быть собой и осознанной жизни Как часто вы осуждаете людей, которые беззаботно пьют на скамейках пиво, а их чада носятся вокруг своих непутевых родителей? И если не осуждаете, то хотя бы замечаете? Думаете ли о том, какой пример подают своим детям такие родители? Мне периодически приходится слышать как знакомые и не знакомые мне люди горделиво говорят, что не употребляют алкоголь, не курят и не ругаются матом, а значит, подают своим детям хороший пример.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->