Не пропусти
Главная » Развитие детей » Юлия Гиппенрейтер: «Физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей&raquo

Юлия Гиппенрейтер: «Физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей&raquo

Юлия Гиппенрейтер: «Физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей»

Юлия Гиппенрейтер: «Физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей&raquo

Что делать, если ребенок, несмотря ни на какие ухищрения, не подчиняется?

От недоразумений никто не застрахован, и может настать момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение.

Обычно много споров вызывает вопрос о физических наказаниях. Лично я определенно против них. Они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше, чем негативного. Единственный вариант физического воздействия, который не вызывает сомнения, – это обуздание разбушевавшегося ребенка.

Однажды мне довелось быть свидетелем именно такой сцены.

Дело было в Америке. Тринадцатилетний Джон, поджидая мать в машине около дома, захотел завести мотор. Машина, стоявшая на включенной скорости (это он упустил из виду), дернулась, проломила забор и стукнулась в ствол дерева. Все произошло так неожиданно и молниеносно!

Подросток, весь красный и дрожащий, выскочил из машины и влетел в дом, бормоча под нос: «Что я наделал!», «Что я наделал!». Его младшая сестра, видевшая все из окна, встретила его каким-то едким замечанием – и была отброшена на пол.

На ее крик появилась мать. Увидев состояние Джона, она схватила его за руки и резко усадила на диван.

– Пусти, – вырывался Джон.

– Нет, – твердо говорила мать, – я буду тебя держать, пока ты не придешь в себя.

– Нет, пусти, – бился Джон, – не имеешь права! Это насилие!

– Нет, Джон, – спокойно, но внушительно говорила мать, продолжая крепко его держать. – Я не могу отпустить тебя сейчас, я сделаю это, как только ты будешь способен себя контролировать. Сейчас ты этого пока не можешь.

– Но ты не знаешь, что я наделал! (К тому времени из коротких фраз окружающих мать поняла, что случилось.)

– Знаю, Джон. Ты сломал забор и стукнул машину. Но это не самое главное. Для меня главное сейчас, чтобы ты взял себя в руки. Я тебя не наказываю, а помогаю прийти в себя. Когда ты успокоишься, мы поговорим о машине.

Признаться, для меня это был запоминающийся урок мудрого и достойного обращения матери с подростком в острой ситуации.

Вы скажете, что здесь нет никакого наказания. Да, пожалуй. Хотя здесь описан именно такой случай, когда наказание приходит в голову родителю прежде всего. Однако в той ситуации Джон был наказан случившимся, а мать увидела свою роль в том, чтобы помочь ему извлечь из этого урок.

Таким образом, мы снова встретились с вопросом об отрицательных результатах действий ребенка: стоит или не стоит их допускать? Мы уже говорили, что стоит, чтобы ребенок мог учиться на ошибках. Теперь можем прибавить: стоит, ради воспитания уважения к дисциплине.

Естественное следствие непослушания – это один из видов наказания, исходящего от самой жизни, и тем более ценный, что винить в подобных случаях ребенку некого, кроме самого себя.

Малыш, оцарапанный кошкой, или школьник, получивший «двойку» за невыученный урок, может быть впервые почувствуют смысл и жизненную необходимость родительского требования.

Один такой опыт стоит десятка словесных наставлений. К тому же мы все равно никогда не сможем «постелить соломку» всюду, где наш ребенок может «упасть». Зато потом, когда его постигнет неудача, можно очень помочь ему.

Активное слушание здесь незаменимо. Напомню вам, что оно помогает ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося.

Хотя порой родителю и хочется сказать: «Я же тебя предупреждал…», «Не послушался – пеняй на себя». Этого делать не стоит. Во-первых, ребенок прекрасно помнит о вашем предупреждении, во-вторых, он сейчас расстроен и глух к любым разумным замечаниям; в-третьих, ему тяжело признаться в своей ошибке, и он готов оспаривать вашу правоту.

Второй тип наказания – более привычен, он исходит от родителя. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а кончается выполнением обещанного. Например: «Если ты не прекратишь грубить, я поставлю тебя в угол»; «Если ты не уберешь комнату, не пойдешь гулять».

Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению.

Как к ним относиться? Думаю, их все равно не избежать. Однако прежде всего важно обсудить, в чем родители видят смысл наказания и «механизм» его действия.

Начнем с ошибочного взгляда. Очень распространено мнение, что наказание нужно для того, чтобы вызвать отрицательную эмоцию (боль, обиду, страх). Тогда случай запомнится, и ребенок впредь не будет себя так вести. А если будет, наказание надо усилить.

Эта точка зрения пустила глубокие корни в сознании людей и в практике воспитания. К сожалению, иногда ее подтверждают «научно», ссылаясь на теорию условных рефлексов, в которой говорится о необходимости «подкрепления» (в том числе отрицательного) для научения.

Но поведение человека – не набор рефлексов, а воспитание – не их выработка.

Может ли наказание человека исправить его поведение? Конечно, нет! Достаточно посмотреть на этот вопрос совсем широко и обратить внимание на результаты пребывания людей в колониях и тюрьмах. Называть эти учреждения «исправительными» все равно, что черное называть белым.

Но не будем уходить так далеко. Вернемся к исправлениям ребенка. Бывает, что под страхом наказания он действительно перестает делать то, что ему запрещено. Однако чаще он подстраивается или маскируется – делает вид, что послушался, то есть идет на обман. Бывает, что он ведет себя «правильно» при одном родителе и распускается при другом. Типичный пример можно было видеть в одной семье.

Старший мальчик девяти лет постоянно задирает и обижает шестилетнюю сестру. Это при матери. С приходом отца атмосфера резко меняется: сын становится «как шелковый». Больше того, как не без гордости сообщает отец, при его появлении сына начинает «трясти». Примерно раз в неделю отец порет мальчика ремнем. Он уверен, что это очень правильная мера, именно поэтому сын его боится, «а без страха не может быть дисциплины».

Большую часть дня дети проводят с матерью. При ней сын не только продолжает обижать сестру, но и делает многие другие недозволенные вещи – грубит, устраивает беспорядок, не делает уроки. Что еще хуже — последний год появились серьезные проблемы в школе: мальчик стал очень агрессивным. Учителя и родители других детей стали требовать «убрать» его из класса. И тогда родители пошли на крутую меру: сдали мальчика в интернат на пятидневку.

Каждый понедельник он с криком и мольбами, уцепившись за ручку двери, просит, чтобы его не отвозили в интернат. Но вера родителей в «выработку рефлексов» настолько прочна, что такая форма «воспитания» продолжается не один год – и безуспешно!

Теперь мы обратимся к другой, более правильной точке зрения на наказание. Согласно ей:

Наказание – это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка.

Смысл его – сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.

Ведь дети слишком легко пропускают слова родителей мимо ушей, особенно когда им что-то не нравится. Хотя наказание может огорчить ребенка, дело не в том, чтобы его обидеть, расстроить или напугать, а в том, чтобы дать ему возможность задуматься над проступком, понять что́ именно он нарушил и почему это плохо.

Такой взгляд на роль наказания предполагает установку на воспитание сознания и личности ребенка, а не на исправление его внешнего поведения. Стоит еще раз подчеркнуть: при таком подходе родитель оказывается в позиции проводника и защитника жизненного правила или моральной ценности, а не фигуры, диктующей свою волю.

Родитель – защитник моральной ценности, а не фигура, диктующая свою волю.

Это должно выражаться и в соответствующих словах: «В нашей семье это не принято…», «У нас такой порядок…», «Так надо…». Заметьте, что в этих фразах отсутствует «Я» родителя («Я сказал…», «Я требую…»). Они, так сказать, безличны и воспринимаются не как диктат взрослого, а просто как должное.

Обобщая, перечислим правила того, что нельзя делать, и о чем, напротив, надо помнить и делать, если возникло желание наказать ребенка.

Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.

Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно – сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.

Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

Важно помнить, что смысл наказания – сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.

Нужно объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать что конкретно от него ждут.

Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.

* Отрывок из книги «Поведение ребенка в руках родителей»,

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Кризис ребенка в год — Здоровье моих детей

Кризис ребенка в год – своеобразный переход крохи от младенчества к раннему детству. В это время малыш начинает ходить и говорить первые слова. Кризис ребенка в год обусловлен тем, что родители не понимают мимики и жестов крохи, не дают ему то, что он просит.

В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные секции для детей, Happy Lady, Счастливая женщина

В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные секции для детей Спортивные секции для детей заложат фундамент здоровья ребенка, укрепят его характер, научат жить в условиях конкуренции, добиваться своего в этом непростом мире.

Причины тревожности и страхов у детей младшего дошкольного возраста и новорожденных

Страх и тревожность у ребенка — это душевные состояния и способы поведения, диктуемые, как правило, определенными переживаниями. Боязливость может усилиться, если боязливы родители.

Языковые лагеря для детей и подростков в Канаде – изучение английского и французского языков, Espanglish

Не знаете, как выбрать? Оставьте нам заявку, и мы бесплатно подберем Вам подходящую программу по прямым ценам лагерей без дополнительных комиссий. Что мы представляем себе, когда думаем о Канаде? Это, конечно же, кленовый лист, хоккей, Ниагарский водопад… Канада поистине уникальная страна.

Языковые лагеря для детей > купить путевку

Лагерь, различные тематические смены которого всегда объединены одной целью – дать ребятам возможность говорить как можно больше на английском языке и расширять знания об англоговорящих странах.

Язык новорожденных, младенцев и маленьких детей — Как нам? Женский портал обо всем!

Дети уже с момента своего появления на свет начинают знакомиться с окружающей средой и общаться с помощью жестов, звуков и мимики. Вместо речи они используют язык тела, с помощью которого выражают свои эмоции, и желания.

Причины кризиса 7 лет у детей

Через кризис 7 лет у детей проходит подавляющее большинство родителей. Что же делать с ребенком в такой ситуации и как себя с ним правильно вести, чтобы не травмировать психику? Сейчас узнаем! Ваш ребенок просто стал немного старше, потеряв ту свою непосредственную импульсивность, которая выражалась в одном лишь единственном слове «хочу». Сейчас же он начинает понимать и уже осмысливать свое поведение, поступки и даже реакции.

Я с — верхнего этажа — Вопрос к мамам детей, не ходивших в гос

Старшего сына отдали в лучший в районе садик (чего нам это стоило!). Не идет у нас. Был конфликт с воспитателем, теперь сын напрчь не хочет туда идти. Хотя мальчик очень контактный, легко заводит знакомства.

Причины истерик у детей 10 лет Советы врачей Клиники и врачи

Как правильно реагировать на истерики ребенка 2 – 3 лет Рано или поздно почти все родители сталкиваются с проблемой детских истерик. Маленький человек сначала требует удовлетворения своих потребностей (в еде, тепле, сне и комфорте), а затем и удовлетворения своих желаний (малышу, во что бы то ни стало нужна Ваша пудреница, или ему захотелось схватить важный документ с письменного стола папы). Специалисты выделяют несколько причин детских истерик.

Я ненавижу детей! Я ненавижу!

Дети с пеленок и до примерно 9-10 лет ; наглые и самодовольные. Они считают, что все должны их любить и принимать такими, какие они есть, при всем при том, что они (отпрыски рода человеческого) ничего не будут делать и заслуживать такое отношение не будут.

Причины замкнутости маленьких детей

Дети - это цветы жизни, достаточно часто мы слышим подобную фразу. Хорошо, когда эти цветы открываются и цветут. А что делать, когда цветы-дети постоянно замкнуты и находятся в своем собственном мире? Причины замкнутости детей исследовали многие психологи, но так и не пришли к единому выводу.

Причины возникновения страха темноты у детей и избавление от него

Страх темноты – один из наиболее распространенных детских страхов. Через это проходят практически все дети, и большинство из них со временем перерастают эту проблему.

Я ненавижу беременных женщин и новорожденных детей: консультация психотерапевта

Вопрос психотерапевту: я ненавижу беременных женщин и новорожденных детей Здравствуйте, мне 19 лет, не замужем, детей не имею. Моя проблема в том, что я ненавижу беременных женщин и новорожденных детей.

Я не хочу быть лузером! Как родителям научить детей преодолевать неудачи

Я не хочу быть лузером! Как родителям научить детей преодолевать неудачи Страх потерпеть неудачу способен загубить самый настоящий талант и отбить желание что-либо менять в своей жизни.

Причины агрессивного поведения у детей

Если агрессивное поведение у всех детей проявляется примерно одинаково, то причины агрессивности могут существенно различаться. Условно принято разделять причины агрессивности на биологические (те, которые обусловлены наследственными факторами) и социальные (связанные со стилем воспитания и общения в семье, в детском саду и школе и пр.). Возможно ли объяснить агрессивность ребенка только генетически запрограммированными качествами? За рубежом существуют различные научные теории, в которых основной и единственной причиной агрессии называются врожденные качества человека.

Я не люблю школу три раза, за себя и за каждого из своих детей

Я не люблю школу три раза, за себя и за каждого из своих детей. Но если в сад можно было не ходить, то школу «обойти» нам не удалось никак. Хотя, как раз в школу мой ребенок очень хотел идти, он готов был общаться с детьми, ему нравилось учиться, ведь в этот сензитивный период дети готовы к обучению и общению.

Юмор для родителей Прикольные бесплатные тесты онлайн для детей и взрослых, логические задачи

- Дочь, мне сказали, что ты куришь! - Та-а-ак, ну и с какой из бабок я не поздоровалась? - Мам, забеременею и брошу. - Кури, дочка, кури. - Что это ты читаешь ребёнку? - А ведь если подумать: Волк съел бабушку! Какой кошмар! Кто только пишет такие сказки детям!? Сегодня подзываю своего восьмилетнего сына к компьютеру, говорю: - Сынок, хочешь, я тебе твою школу со спутника покажу? Вот она - как на ладони! Ребёнок с интересом смотрит, что-то прикидывает и с плохо скрываемой надеждой выдаёт: - Папа, а теперь удар со спутника можешь нанести? - Закрой пасть и доедай батон, а то выбью и последний зуб! - Папа, папа, давай играть! Тот на минуту смотрит на них затравленно, и вдруг его осеняет: - Ладно, дети.

Приучаем к аккуратности детей

Очень важный момент в воспитании аккуратности – умение следить за своей внешностью: поправить воротничок, колготки, штанишки, следить, чтобы пуговицы пальто были правильно застёгнуты и т д. – всё это по силам 3-4-летнему малышу.

Приметы весны для детей: весенние идеи для дошкольного обучения

Приметы весны для детей: весенние идеи для дошкольного обучения Весна приносит нам новую жизнь, изменчивую погоду и, конечно же, праздники. Воспитатели в детском саду могут использовать эти темы на своих занятиях, а также в проектах по декоративно-прикладному искусству.

Этому надо научить наших детей, чтоб защитить их от опасностей: ladaria

Этому надо научить наших детей, чтоб защитить их от опасностей. 1. Сразу и точно решите хотите вы, чтобы ваш ребёнок имел не хуже прочих или хотите, чтобы вырос человеком? Если первое продолжайте зарабатывать деньги в яростном поте морды, видясь с ребёнком по утрам за завтраком.

Приметы весны для детей и взрослых

Кроме общеизвестной приметы весны, связанной с возвращением из теплых краев перелетных птиц, существуют сотни других народных весенних поверий. Прогнозы о том, когда ожидать потепления, какой будет предстоящая весна и что она оставит после себя, благодаря мудрости предков вы можете проверить уже сейчас! Чтобы в наше время древняя примета считалась актуальной, она должна нести полезную информацию, например, предсказывать раньше, чем синоптики, климатические изменения, прогнозировать стихийные бедствия, определять время прихода того или иного времени года.

Этикет поведения детей за столом: правила столового этикета для детей

К воспитанию детей нужно подходить с раннего детства. В частности это касается правил поведения за столом. Наверно, почти каждый может вспомнить малыша, который за столом ковырялся в каше, размазывая ее по тарелке.

Пример для детей: в чем дети нас копируют, Смелость быть настоящей

Блог о самовыражении, свободе быть собой и осознанной жизни Как часто вы осуждаете людей, которые беззаботно пьют на скамейках пиво, а их чада носятся вокруг своих непутевых родителей? И если не осуждаете, то хотя бы замечаете? Думаете ли о том, какой пример подают своим детям такие родители? Мне периодически приходится слышать как знакомые и не знакомые мне люди горделиво говорят, что не употребляют алкоголь, не курят и не ругаются матом, а значит, подают своим детям хороший пример.

Этикет за столом для детей: помощь, обучение, ошибки и советы

Под этикетом принято понимать нормы поведения в обществе. Объяснить правила этикета ребенку следует как можно раньше. Причем вводить его в курс дела не пятиминутным уроком, а уделять этому вопросу постоянное внимание каждый день.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->