Для чего ребенку хорошие манеры? Вопрос простой, но ответить на него не так-то легко. Чтобы нам не было за него стыдно? Чтобы он нравился окружающим людям? Можно ответить и так. Но скорее — это пропуск в мир хороших людей и добрых, цивилизованных человеческих отношений.
Как сделать обучение детей правилам поведения и хорошим манерам эффективным? Пожалуй, главное — это отсутствие назойливых нотаций и нудных нравоучений. Не будем заставлять малыша быть воспитанным, а сделаем так, чтобы ему захотелось быть опрятным, вежливым и обходительным! Обычно ему и в самом деле этого хочется, да только мы это желание сами же и убиваем постоянными окриками, замечаниями и одергиванием…
Всевозможных правил поведения для детей много: при встрече и прощании, в гостях, за столом, в общественных местах (на улице, в театре, музее, кинотеатре, поликлинике, кафе и др.), во время телефонного разговора… Их и перечислить-то все сложно! И уж, конечно, не стоит ждать, что ребенок сразу усвоит все правила поведения и станет каждый раз поступать в соответствии с этикетом. Наберитесь терпения. Чтобы хорошие манеры вошли у крохи в привычку, их нужно повторять многократно, и не от случая к случаю, а изо дня в день, при любых обстоятельствах! С чего же и в каком возрасте стоит начинать обучение?
На самом деле мы начинаем учить кроху хорошим манерам и правилам поведения практически с самого рождения. Двухлетний малыш обычно уже знает, что нужно мыть руки после прогулки и перед едой, здороваться и прощаться при встрече и при расставании, говорить спасибо, если чем-то угостили. А чему еще мы можем обучить своего кроху? Прежде всего, правилам поведения за столом. Конечно, пока не всем, а только тем, которые доступны ребенку по возрасту. О мытье рук мы уже говорили. Дальше учим ребенка правильно пользоваться ложкой, вилкой, а после трех лет и ножом. Заведите специально для малыша набор детских столовых приборов и пусть они всегда присутствуют на столе во время еды. Держать вилку и ложку правильно у ребенка получится не сразу — его маленькие пальчики пока еще слишком неумелы. Но постепенно все получится. Пусть пробует резать ножом любую подходящую еду в своей тарелке. Обычно, малышам очень нравится такое занятие, оно дает им ощущение взрослости: «Я сам! Я — как мама (или папа)!»
Пусть на вашем столе всегда стоят бумажные салфетки в специальной подставке. Покушал — возьми салфетку и вытри руки и рот. Если в процессе еды кроха то и дело норовит вытереть грязные пальцы об одежду, не ругайте его, а спокойно протяните салфетку и предложите вытереть руки об нее. Сделал все правильно — похвалите! Постепенно кроха к этому привыкнет. И даже станет удивляться, если у кого-то в гостях не обнаружит на столе салфеток.
Следите, чтобы малыш не чавкал во время еды и не говорил с набитым ртом. Делайте замечания спокойно и обязательно объясняйте, почему этого делать не стоит. Ребенку вообще лучше все пояснять. Согласитесь, трудно смириться с необходимостью делать что-то только потому, что так сказали мама или папа. Можно придумать какую-нибудь незамысловатую сказочку. Например, о поросенке, который так чавкал и «свинячил» за столом, что все его друзья разбежались. Подобные истории обычно производят на малышей впечатление, они их запоминают. Потом достаточно будет лишь напомнить расшалившемуся ребенку о том самом поросенке: «Мы с тобой не будем чавкать, и разбрасывать еду по столу. Мы же не поросята!» И замечание тут же возымеет свое действие.
2-3 года — самый подходящий возраст, чтобы начать запоминать всевозможные вежливые слова и правильно их употреблять. «Здравствуйте», «до свидания», «добрый день», «спокойной ночи», «пожалуйста», «спасибо», «извините», «разрешите», «будьте здоровы»… Объясняйте малышу, кому уместно говорить «привет», а кому «здравствуйте». И непременно расскажите, что же это за слово такое — «здравствуй». Зачем мы его употребляем? Таким способом мы желаем человеку «здравствовать», т.е. «быть здоровым», а он желает нам здоровья в ответ. Употребляя в своей речи вежливые слова, мы желаем людям добра, и добро непременно возвратится к нам обратно.
По мере взросления ребенка продолжаем обучать его новым «премудростям» этикета на практике. Для этого почаще выходите с ребенком «в люди». Поездки на транспорте, походы в магазины и детские центры, посещение музеев, театров, кинотеатров — вот замечательные способы научить сына или дочурку правилам поведения в общественных местах. Рассказывайте малышу, что в местах, где есть другие люди, нельзя толкаться, кричать (если, конечно, это не футбольный матч на стадионе или, скажем, детский игровой центр), необходимо быть вежливым, нужно подождать своей очереди и т.п. Причем, любые замечания делайте не в форме запретов («не кричи», «не балуйся», «не вытирай руки об себя»). Детская психика устроена парадоксальным образом. Частица «не» в подобных запретах обычно не воспринимается. И маленький человечек получает подсознательную команду: кричи, балуйся! Старайтесь перестраивать фразу-запрет таким образом, чтобы в ней не было частицы «не». Говорите ребенку не что ему нельзя, а что ему можно. Вместо «не кричи» в музее — «говори, пожалуйста, тише (или не так громко)». Вместо «не балуйся» в кафе — «пойди, посмотри, какие там пирожные продаются». И не забывайте доходчиво пояснять ребенку, почему не стоит делать то или это…
Примерно лет с 3-4 наступает пора детских дней рождения. Мамы и папы устраивают праздники для своих маленьких принцесс и рыцарей, приглашая в гости других ребятишек и придумывая веселую праздничную программу. И это просто замечательно! Потому что это отличный повод познакомиться с культурой поведения в гостях, «подарочным» этикетом и возможность во всем этом попрактиковаться. И, конечно, непременно устраивайте детские праздники у себя дома. Поход в гости — это одно, а умение правильно принимать гостей — совсем другое! Нужно и порядок в доме навести, и одеться красиво, и стол накрыть, и угощение приготовить, и вежливо всех встретить, и не забывать уделять внимание каждому гостю, а не только лучшему другу… А ваш малыш знает, как правильно принимать подарки? Необходимо сразу же подарок распаковать, посмотреть и выразить благодарность дарителю. Впрочем, непосредственные малыши обычно так и поступают.
Обучение детей правилам поведения и хорошим манерам на собственном примере
У англичан есть одна мудрая поговорка: «Воспитывать детей бесполезно, они все равно вырастут похожими на вас. Воспитывайте себя». И это правда! Взрослым достаточно самим быть людьми культурными и воспитанными, показывая во всем пример малышу.
Хотите вырастить из сына настоящего джентльмена? Учите правилам поведения детей с самого раннего возраста уважительно относиться к девочкам и женщинам! Это совсем не сложно! Например, просите мальчика всякий раз уступать женщинам место в транспорте. «Посмотри, вот женщина стоит с большой тяжелой сумкой. Она, наверное, устала. Давай уступим ей место! Ты же у меня рыцарь! Настоящий мужчина!» Конечно, речь не идет о совсем маленьком ребенке. Но пятилетний парень уже вполне сможет постоять несколько остановок. Привычка, как известно, вторая натура, и для мальчика, с детства воспитанного таким образом, уступить место будет совершенно естественным делом.
Проанализируйте свое собственное поведение. Всегда ли вы здороваетесь с соседями, когда выходите из дома, улыбаетесь ли им? Если да, то со временем точно так же будет поступать и ваш ребенок. Стараетесь ли порадовать близких и друзей приятными подарками в праздники и просто так и сами искренне радуетесь подаркам? Да? Прекрасно! Значит, и ваш малыш с раннего детства усвоит науку «подаркодарения» на отлично. Каков стиль вашего общения с людьми, насколько вы терпимы, позволяете ли грубые и неуважительные высказывания в адрес других? Хочется нам того или нет, но ребенок станет точь-в-точь копировать наше поведение, наше отношение к людям и жизни вообще.
Есть и еще один очень важный момент, который мы нередко упускают из виду. Если мы хотим, чтобы наш ребенок рос вежливым, чтобы он относился к нам и другим людям с уважением, мы должны быть вежливыми и по отношению к нему. Говорим ли ребенку «с добрым утром», желаем ли «спокойной ночи» перед сном, интересуемся ли, как прошел его день в детском саду, благодарим ли за помощь, используем ли слово «пожалуйста» или предпочитаем лишь требовать и приказывать? А ведь достаточно просто уважать малыша как личность, относиться к нему с искренней любовью и заинтересованностью. Можно отдать ребенку приказ «Убери игрушки!», а можно попросить: «Убери свои игрушки, пожалуйста! Помоги мне сделать наш дом чистым и красивым». Разница огромная!
Лучше усвоить хорошие манеры крохе помогут простые сюжетные игры с любимыми игрушками. Пожалуй, это один из лучших способов обучения. При помощи игрушек можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации, подкорректировать некоторые сложности в его поведении.
Например, можно поиграть в игру «Знакомство». Пусть, как будто, зайка (его озвучивает малыш) играет в песочнице, а мишка (за него говорите вы) хочет с ним познакомиться. Покажите малышу возможные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Потом поменяйтесь ролями, пусть первым «знакомится» малыш. Объясните крохе, что предлагая кому-то дружбу, нужно непременно улыбнуться этому человеку. Если подойти к девочке или мальчику с угрюмым и сердитым лицом и пробубнить что-то типа: «Давай дружить», вряд ли это возымеет должный эффект. Уместно вспомнить сказку о крошке-еноте и его замечательной улыбке, которая помогла подружиться даже с «тем, кто сидел в пруду». Проиграйте разные ситуации. Что, если на предложение познакомиться, другой ребенок ответил отказом? Нужно рассердиться? Обидеться? Конечно, нет! Просто сказать ему: «Если захочешь поиграть со мной, приходи. У меня есть интересные игрушки…» А как поступить, если, скажем, зайка качается на качелях, а мишка тоже хочет покачаться. Что делать? Прогнать ли зайку с качелей, попросить ли уступить место, подождать или, может, предложить покататься вместе?
Используйте с малышом и другие сюжеты для игр. В игре «Зайка идет на день рождения к мишке» можно проиграть этикет вручения подарков и правила поведения в гостях. Игра «Чаепитие у куклы» поможет повторить культуру поведения за столом. Пусть за столом обязательно найдется кто-то из зверушек, который не умеет себя правильно вести. Попросите малыша (в лице другой игрушки) сделать ему замечания. А еще ваши игрушки могут пойти в музей или театр, проехаться на общественном транспорте, говорить друг с другом по телефону… Пусть мама-медведица разговаривает со своей подругой тетей лисой, а маленький медвежонок все время маму перебивает. Может, в нетерпеливом медвежонке ваш малыш узнает себя?
Пожалуй, один из самых ненавязчивых способов обучения ребенка хорошим манерам — это чтение ему всевозможных сказок и историй, посвященных «вежливым» правилам. Талантливое художественное произведение сильно облегчает родительскую задачу — оно доносит до малыша важные вещи в доступной и, главное, ненавязчивой форме.
Например, очень поучительна сказка Ш. Перро «Подарки феи». Прочитайте ее ребенку, и ему сразу станет понятно, почему быть вежливым и добрым лучше. И дело даже не в том, что от грубости у тебя могут начать сыпаться изо рта лягушки (хотя и это, конечно, тоже аргумент в пользу вежливости). Просто вежливый человек — красив и приятен людям, а грубиян — нет…
То же самое можно сказать и о мультфильмах. Особенно незаменима в этом смысле старая отечественная классика. Только смотреть мультфильмы нужно непременно вместе с ребенком. А потом, после просмотра, обсудить сказку, еще раз разобрать показанную ситуацию. «Птичка Тари», «Просто так!», «Мой друг зонтик» — просто шедевры о вежливости и дружбе. Даже в мультфильме «Ну, погоди!» можно отыскать множество поучительных ситуаций, которые помогут донести до малыша важные правила культуры поведения. Чего только стоит серия о музее! В современных мультиках, так любимых малышами, вроде «Смешариков», «Лунтика», «Барбоскиных», «Маши и медведя» тоже просматриваются поучительные ситуации. Отыщите их и используйте на благо воспитания.
Ваши усилия не пропадут даром, и вы сможете по праву гордиться своим маленьким рыцарем или юной леди. Ведь хорошие манеры и доброе сердце всегда были и будут востребованы, в каком бы обществе и в какие бы времена мы не жили…