Весьма важным для родителей является знание правил применения методов и стилей воспитания, которые А.С. Макаренко называл ;инструментом прикосновения к личности ;.
У всех методов воспитания учёные выделяют психофизиологическую основу, или тот механизм, который действует на уровне подсознания. Его игнорирование может привести к совершенно непредсказуемому результату, поэтому родителям необходимо отчётливо представлять себе, как применяемый ими метод может отразиться на сознании и поведении ребёнка.
К самым распространённым методам воспитания детей относятся положительный пример, рассказ, беседа, диспут, приучение, упражнение, поощрение и наказание.
В советской педагогике наиболее эффективными считались методы убеждения — рассказ, беседа, диспут, иначе называемые словесными. Доверяя такой рекомендации учёных родители наивно полагали, что после нравоучительных нотаций непослушное чадо непременно исправится.
Дети же воспринимали нудные наставления как выматывающее душу занятие, причём внешняя реакции ;объекта воспитания ; совсем не отражала внутреннего отношения. Ребёнок может демонстрировать показное внимание, но, как утверждают психологи, если при этом он смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями, фантазиями; если — вниз, то в душе яростно спорит, отвергает доводы родителей, а если глядит прямо в глаза и даже согласно кивает, то просто хитрит, являя собой прообраз будущего подхалима. Хотя в этом случае достучаться до сознания детей всё же легче.
Возникает справедливый вопрос: так что, совсем не говорить с ребёнком?
Конечно, говорить надо, но реально оценивая возможности слов и учитывая психофизиологическую основу методов формирования сознания, как их сейчас называют. Установлено, что под влиянием слов, которые должны обязательно нести новую информацию, в сознании детей происходит опережающий анализ возможных действий и поступков, проще говоря, планирование поведения с учётом знаний о последствиях. Именно на последствиях и должен сосредоточить внимание родитель, общаясь с ребёнком в соответствии с его возрастными особенностями.
Для детей 6—11 лет лучше всего подходит рассказ, когда взрослый доступно и увлекательно рисует картину привлекательности поступков, одобряемых обществом, и наоборот. Для подростков предпочтительнее беседа, в которой они участвуют наравне со взрослыми, а для юношей и девушек — дискуссия.
Итак, можно и нужно говорить о нравственных проблемах с дошкольником и младшим школьником, пока он слушает с раскрытым ртом и горящими глазами, с подростком — пока он задаёт вопросы; с юношей или девушкой — пока они отстаивают свою позицию. Как только ребёнок начал отвлекаться, подросток перестал спрашивать, а юноша или девушка — спорить, лучше прекратить наставления, потому что ничего нового из речи родителей ребёнок не узнает.
Только так можно избежать распространённой ошибки взрослых, которые повторяют избитые истины и чьи слова превращаются в тот самый горох, отскакивающий от стенки. Конечно, речь не идёт о случаях, когда слово используется для наказания: общеизвестно, что ранить словом можно больнее, чем оружием. Но здесь действуют уже иные правила.
Раньше других методов воспитания на детей начинает воздействовать пример.
Они часто копируют своих близких, и у спокойных родителей даже грудные дети меньше плачут. Недаром известный римский философ Сенека, многие изречения которого до сих используются как пословицы, говорил: ;Трудно привести к добру нравоучением, легко — примером ;.
Действие примера основывается на заложенной от природы в живых существах склонности к подражанию, которая и является психофизиологической основой примера как метода воспитания . Эта склонность у животных иногда приводит к комическим ситуациям. Учёные обнаружили явление ;импринтинга ;, когда, например, вылупившиеся из яйца птенцы запечатлевают образ первого движущегося существа или предмета, как правило, родительницы. Далее малыши следуют за ней, копируя все действия и так получая необходимые навыки. А комизм ситуация приобретала тогда, когда подопытные птенцы первыми видели испытателей, которых потом считали мамашей, требуя соответствующего отношения.
У животных подражательность носит бессознательный характер, а у людей со временем переходит в осознанную, что является одним из 4 направлений в её развитии. Ещё подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. Для детей игра — очень серьёзное дело, имитация будущего. И поэтому в самой распространенной игре ;дочки-матери ; дети не только копируют реальную обстановку своего дома, стиль взаимоотношений, но и практикуются в создании модели собственной будущей семьи.
Так происходит полоролевая идентификация: ребёнок готовится к выполнению одной из трёх важнейших социальных ролей — роли семьянина. Следовательно, понаблюдав за играми детей, родители могут увидеть себя, как в кривом зеркале. А дальше можно попытаться что-то исправить, ненавязчиво давая материал для дальнейших игр: что-то прочитать, рассказать или даже включиться в игру.
Причём, и для девочек, и для мальчиков важно не только участие матери, воплощающей эмоциональное начало, но и отца, носителя рациональной, дисциплинирующей составляющей. И если сын просто копирует отца, тренируясь в будущей роли, то у девочки формируется образ спутника жизни, который она будет в дальнейшем примерять на молодых людей. Заметное в настоящее время приобщение представителей сильного пола к воспитанию детей свидетельствует о положительных сдвигах в гендерном равенстве.
Следующей особенностью подражательности является её развитие от подражания близким образцам к подражанию далёким. Учитывая эту особенность, родителям следует помнить, что, во-первых, их поведение наиболее значимо для детей в смысле калькирования. Ибо если рядом с ними не будет подающего пример близкого человека, то в дальнейшем от них сложно ожидать нормального поведения. Во-вторых, бесполезно пытаться настраивать маленького ребёнка на следование примеру какого-нибудь положительного книжного или даже реального героя. К таким образцам в качестве идеала потянется разве что подросток, когда задумается о самовоспитании.
Наконец, подражательность изменяется от подражания внешнего к внутреннему и от копирования всего поведения — к передаче отдельных черт. Но и эти особенности проявляются позже, когда ребёнок будет в состоянии анализировать сложные процессы, и тоже связаны с самовоспитанием.
Пытаясь опереться в воспитании на положительные примеры, взрослые могут допустить ошибки в своей методике воспитания. Например, иногда в качестве образца предлагается тот, кто совсем не нравится ребёнку, имеющему свои критерии оценки. И если родители станут часто повторять, как хорошо учится соседская дочка или же какой воспитанный у них сын, то собственный ребёнок просто возненавидит хвалёных соседских детей. Тем более, что никто не в состоянии стать точной копией другого человека, личность уникальна, а повторять можно действия и поступки. Именно их родителям следует предлагать в качестве образца для подражания, при этом обязательно внушая ребёнку веру в свои силы.