Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Методы семейного воспитания своих детей

Методы семейного воспитания своих детей

Весьма важным для родителей является знание правил применения методов и стилей воспитания, которые А.С. Макаренко называл ;инструментом прикосновения к личности ;.

Методы семейного воспитания своих детейУ всех методов воспитания учёные выделяют психофизиологическую основу, или тот механизм, который действует на уровне подсознания. Его игнорирование может привести к совершенно непредсказуемому результату, поэтому родителям необходимо отчётливо представлять себе, как применяемый ими метод может отразиться на сознании и поведении ребёнка.

К самым распространённым методам воспитания детей относятся положительный пример, рассказ, беседа, диспут, приучение, упражнение, поощрение и наказание.

В советской педагогике наиболее эффективными считались методы убеждения — рассказ, беседа, диспут, иначе называемые словесными. Доверяя такой рекомендации учёных родители наивно полагали, что после нравоучительных нотаций непослушное чадо непременно исправится.

Дети же воспринимали нудные наставления как выматывающее душу занятие, причём внешняя реакции ;объекта воспитания ; совсем не отражала внутреннего отношения. Ребёнок может демонстрировать показное внимание, но, как утверждают психологи, если при этом он смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями, фантазиями; если — вниз, то в душе яростно спорит, отвергает доводы родителей, а если глядит прямо в глаза и даже согласно кивает, то просто хитрит, являя собой прообраз будущего подхалима. Хотя в этом случае достучаться до сознания детей всё же легче.

Возникает справедливый вопрос: так что, совсем не говорить с ребёнком?

Конечно, говорить надо, но реально оценивая возможности слов и учитывая психофизиологическую основу методов формирования сознания, как их сейчас называют. Установлено, что под влиянием слов, которые должны обязательно нести новую информацию, в сознании детей происходит опережающий анализ возможных действий и поступков, проще говоря, планирование поведения с учётом знаний о последствиях. Именно на последствиях и должен сосредоточить внимание родитель, общаясь с ребёнком в соответствии с его возрастными особенностями.

Для детей 6—11 лет лучше всего подходит рассказ, когда взрослый доступно и увлекательно рисует картину привлекательности поступков, одобряемых обществом, и наоборот. Для подростков предпочтительнее беседа, в которой они участвуют наравне со взрослыми, а для юношей и девушек — дискуссия.

Итак, можно и нужно говорить о нравственных проблемах с дошкольником и младшим школьником, пока он слушает с раскрытым ртом и горящими глазами, с подростком — пока он задаёт вопросы; с юношей или девушкой — пока они отстаивают свою позицию. Как только ребёнок начал отвлекаться, подросток перестал спрашивать, а юноша или девушка — спорить, лучше прекратить наставления, потому что ничего нового из речи родителей ребёнок не узнает.

Только так можно избежать распространённой ошибки взрослых, которые повторяют избитые истины и чьи слова превращаются в тот самый горох, отскакивающий от стенки. Конечно, речь не идёт о случаях, когда слово используется для наказания: общеизвестно, что ранить словом можно больнее, чем оружием. Но здесь действуют уже иные правила.

Раньше других методов воспитания на детей начинает воздействовать пример.

Они часто копируют своих близких, и у спокойных родителей даже грудные дети меньше плачут. Недаром известный римский философ Сенека, многие изречения которого до сих используются как пословицы, говорил: ;Трудно привести к добру нравоучением, легко — примером ;.

Действие примера основывается на заложенной от природы в живых существах склонности к подражанию, которая и является психофизиологической основой примера как метода воспитания . Эта склонность у животных иногда приводит к комическим ситуациям. Учёные обнаружили явление ;импринтинга ;, когда, например, вылупившиеся из яйца птенцы запечатлевают образ первого движущегося существа или предмета, как правило, родительницы. Далее малыши следуют за ней, копируя все действия и так получая необходимые навыки. А комизм ситуация приобретала тогда, когда подопытные птенцы первыми видели испытателей, которых потом считали мамашей, требуя соответствующего отношения.

У животных подражательность носит бессознательный характер, а у людей со временем переходит в осознанную, что является одним из 4 направлений в её развитии. Ещё подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. Для детей игра — очень серьёзное дело, имитация будущего. И поэтому в самой распространенной игре ;дочки-матери ; дети не только копируют реальную обстановку своего дома, стиль взаимоотношений, но и практикуются в создании модели собственной будущей семьи.

Так происходит полоролевая идентификация: ребёнок готовится к выполнению одной из трёх важнейших социальных ролей — роли семьянина. Следовательно, понаблюдав за играми детей, родители могут увидеть себя, как в кривом зеркале. А дальше можно попытаться что-то исправить, ненавязчиво давая материал для дальнейших игр: что-то прочитать, рассказать или даже включиться в игру.

Причём, и для девочек, и для мальчиков важно не только участие матери, воплощающей эмоциональное начало, но и отца, носителя рациональной, дисциплинирующей составляющей. И если сын просто копирует отца, тренируясь в будущей роли, то у девочки формируется образ спутника жизни, который она будет в дальнейшем примерять на молодых людей. Заметное в настоящее время приобщение представителей сильного пола к воспитанию детей свидетельствует о положительных сдвигах в гендерном равенстве.

Следующей особенностью подражательности является её развитие от подражания близким образцам к подражанию далёким. Учитывая эту особенность, родителям следует помнить, что, во-первых, их поведение наиболее значимо для детей в смысле калькирования. Ибо если рядом с ними не будет подающего пример близкого человека, то в дальнейшем от них сложно ожидать нормального поведения. Во-вторых, бесполезно пытаться настраивать маленького ребёнка на следование примеру какого-нибудь положительного книжного или даже реального героя. К таким образцам в качестве идеала потянется разве что подросток, когда задумается о самовоспитании.

Наконец, подражательность изменяется от подражания внешнего к внутреннему и от копирования всего поведения — к передаче отдельных черт. Но и эти особенности проявляются позже, когда ребёнок будет в состоянии анализировать сложные процессы, и тоже связаны с самовоспитанием.

Методы семейного воспитания своих детей

Пытаясь опереться в воспитании на положительные примеры, взрослые могут допустить ошибки в своей методике воспитания. Например, иногда в качестве образца предлагается тот, кто совсем не нравится ребёнку, имеющему свои критерии оценки. И если родители станут часто повторять, как хорошо учится соседская дочка или же какой воспитанный у них сын, то собственный ребёнок просто возненавидит хвалёных соседских детей. Тем более, что никто не в состоянии стать точной копией другого человека, личность уникальна, а повторять можно действия и поступки. Именно их родителям следует предлагать в качестве образца для подражания, при этом обязательно внушая ребёнку веру в свои силы.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Олег Торсунов: 2 основы правильного воспитания ребёнка

Олег Торсунов: 2 основы правильного воспитания ребёнка Часто при воспитании детей родители сталкиваются с тем, что ребёнок ведёт себя плохо. В основном, мама с папой должны терпеть, но в какой-то момент нужно прервать такое поведение.

Общая характеристика семейного воспитания

Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.

Как сохранить золотую середину в воспитании детей? Медицинский консультант

Большинство молодых девушек, если не открыто, то в глубине души мечтают встретить того единственного, который подарит им свою любовь, внимание, уважение, заботу, защиту и опору в жизни, станет хорошим отцом детям.

Как приучить девочку к горшку – Всё о воспитании детей

Ищете эффективный способ приучить девочку к горшку? Тогда задержитесь на минутку и прочтите эту статью, так как здесь Вы обнаружите кладезь полезных советов, связанных с обучением малышек правилам пользования горшком.

Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка или поиск решения – Готуємось до батьківських зборів – Вчитель вчителю – Каталог статей – Вчитель вчителю, учням та батькам

Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка или поиск решения Цель собрания: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка или поиск решения. 1) Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.

Как не допустить ошибку в воспитании детей, Женский журнал

Все родители время от времени совершают ошибки в воспитании. Это факт, с которым приходится мириться. Следует лишь стараться, чтобы эти ошибки не повлекли за собой серьезных проблем в развитии личности вашего ребенка и не нанесли ему психологическую травму.

О наказании как средстве воспитания

Лариса Валентиновна Каганова «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» Цель каждого из нас – родителя, воспитателя, педагога, – помочь детям стать достойными, уважаемыми людьми.

Золотая середина в воспитании детей, Камала Вана, Харьковский Центр Ведической Астрологии Джйотиш, ов

Взгляд с точки зрения Ведической психологии и Ведической Астрологии Джйотиш. Формула позитивного родительства или воспитания детей состоит из пяти элементов: Первое – ребёнок может быть другим (в том числе отличаться и от родителей). Второе – ребёнок может совершать ошибки.

Ного воспитания

1. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ 7 1.1. Сущность, структура и функции семьи 7 1.1.1.Понятие семьи 7 1.1.2.Функции семьи 7 1.1.3.Структура семьи 9 1.2. Роль отца и матери в семье 9 1.3. Принципы и содержание семейного воспитания 13 1.4. Стили родительского поведения 15 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 17 2.1. Организация и методы экспериментального исследования 17 2.1.1.Шкала Дж. Тейлора 17 2.1.2.Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина). 18 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 20 2.2.1.Шкала Дж. Тейлора 20 2.2.2.Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина) 20 Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Допустимы ли телесные наказания при воспитании детей?

Допустимы ли телесные наказания при воспитании детей? Телесное наказание телесному наказанию рознь. Одно дело - воспитательный шлепок по мягкому месту, другое - регулярные побои.

Неполная семья: проблемы воспитания

Ранее неполные семьи, в основном, состояли из матери-одиночки и ребенка (или нескольких детей). Сегодня наметилась другая тенденция: все больше отцов воспитывают своих чад самостоятельно.

Главный секрет в воспитании детей, на который вы потратите 5 минут в день – Счастливая женщина

Главный секрет в воспитании детей, на который вы потратите 5 минут в день Все заботливые родители хотят воспитать своих детей успешными личностями. Среди сотен методик известных и не очень педагогов и психологов, сложно выбрать простую и подходящую именно вам.

Главные ошибки родителей при воспитании детей – Счастливая женщинаСчастливая женщина

Ребёнок воспринимает мир через родителей. Поэтому именно на родителях лежит ответственность за то, каким будет воспринимать этот мир ребенок – открытым и дружелюбным или опасным и жестоким.

Главные ошибки родителей в воспитании детей – психолог Лариса Суркова – Woman s Day

Все мамы и папы мечтают, чтобы их дети были успешными и счастливыми. Но откуда же тогда берутся озлобленные и закомплексованные люди? Все очевидно: родители сами ломают своего ребенка.

Неполная семья: особенности воспитания, Все для мам

Жизнь вносит коррективы и семья меняет свою структуру. Сейчас она нередко состоит только из одного родителя. Как правило, это мама. Как не допустить ошибок и воспитывать ребенка счастливым человеком? Сразу оговоримся: нельзя ставить знак равенства между неполной семьей и несчастливой семьей.

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) – Психолого-педагогические исследования – 2011

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) 1745 Full Text (PDF, 348 kb) Citation Google Scholar Воспитание детей в обществе, переходящем от детоцентристской модели семьи к супружеской, которая характеризуется предпочтением супругами личных ценностей (автономией), малодетностью при обязательном планировании деторождения, плюрализмом типов семьи, значительно усложняется за счет изменения ценностных ориентаций, ведущих мотивов создания семьи и специфики взаимоотношений в ней.

Незрелость личности или инфантильность: ошибки воспитания

Незрелость личности или инфантильность: ошибки воспитания Незрелость личности или инфантильность: ошибки воспитания Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность.

Главные ошибки в воспитании детей

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

Наказания как способ воспитания, как правильно наказывать

Наказания как способ воспитания, как правильно наказывать. Ближе к году, когда ребенок учится самостоятельно ходить, он начинает пытаться отстаивать свою независимость и доказать свою значимость совершая различные поступки (не всегда хорошие), за некоторые из них ему потом приходится отвечать.

Главное в воспитании детей – терпение Алена Апина

День рождения: 23.08.1964 года Оригинальное имя: Елена Евгеньевна Лёвочкина Original name: Elena Levochkina Главное событие для Алены Апиной этой осенью – дочь пошла в первый класс.

Наказание, поощрение, прощение как методы домашнего воспитания

Наказание, поощрение, прощение как методы домашнего воспитания В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

Бабушки и дедушки в воспитании детей: как предотвратить конфликты

Бабушки и дедушки в воспитании детей: как предотвратить конфликты Бабуля, бабуся, бабулечка, баба, бабка…. Все эти синонимы отражают степень теплоты и привязанности, возникших между представителями старшего и младшего поколений.

Наказание как форма воспитания ребёнка

Наказание как метод воспитания применялся иногда очень широко. Воспитание старого образца включало наказание. Фактически воспитание было равнозначно наказанию. Воспитание нового образца исключает наказание.

Афоризмы про детей, о воспитании, родителях

Приветствуем всех наших читателей! Много было написано о детях хороших статей и мыслей. А вы любите детишек? Тогда эти афоризмы про детей для вас. Они напомнят вам, о радости любить их, об ответственности воспитать хорошими людьми.

Рейтинг@Mail.ru