Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Методы семейного воспитания своих детей

Методы семейного воспитания своих детей

Весьма важным для родителей является знание правил применения методов и стилей воспитания, которые А.С. Макаренко называл ;инструментом прикосновения к личности ;.

Методы семейного воспитания своих детейУ всех методов воспитания учёные выделяют психофизиологическую основу, или тот механизм, который действует на уровне подсознания. Его игнорирование может привести к совершенно непредсказуемому результату, поэтому родителям необходимо отчётливо представлять себе, как применяемый ими метод может отразиться на сознании и поведении ребёнка.

К самым распространённым методам воспитания детей относятся положительный пример, рассказ, беседа, диспут, приучение, упражнение, поощрение и наказание.

В советской педагогике наиболее эффективными считались методы убеждения — рассказ, беседа, диспут, иначе называемые словесными. Доверяя такой рекомендации учёных родители наивно полагали, что после нравоучительных нотаций непослушное чадо непременно исправится.

Дети же воспринимали нудные наставления как выматывающее душу занятие, причём внешняя реакции ;объекта воспитания ; совсем не отражала внутреннего отношения. Ребёнок может демонстрировать показное внимание, но, как утверждают психологи, если при этом он смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями, фантазиями; если — вниз, то в душе яростно спорит, отвергает доводы родителей, а если глядит прямо в глаза и даже согласно кивает, то просто хитрит, являя собой прообраз будущего подхалима. Хотя в этом случае достучаться до сознания детей всё же легче.

Возникает справедливый вопрос: так что, совсем не говорить с ребёнком?

Конечно, говорить надо, но реально оценивая возможности слов и учитывая психофизиологическую основу методов формирования сознания, как их сейчас называют. Установлено, что под влиянием слов, которые должны обязательно нести новую информацию, в сознании детей происходит опережающий анализ возможных действий и поступков, проще говоря, планирование поведения с учётом знаний о последствиях. Именно на последствиях и должен сосредоточить внимание родитель, общаясь с ребёнком в соответствии с его возрастными особенностями.

Для детей 6—11 лет лучше всего подходит рассказ, когда взрослый доступно и увлекательно рисует картину привлекательности поступков, одобряемых обществом, и наоборот. Для подростков предпочтительнее беседа, в которой они участвуют наравне со взрослыми, а для юношей и девушек — дискуссия.

Итак, можно и нужно говорить о нравственных проблемах с дошкольником и младшим школьником, пока он слушает с раскрытым ртом и горящими глазами, с подростком — пока он задаёт вопросы; с юношей или девушкой — пока они отстаивают свою позицию. Как только ребёнок начал отвлекаться, подросток перестал спрашивать, а юноша или девушка — спорить, лучше прекратить наставления, потому что ничего нового из речи родителей ребёнок не узнает.

Только так можно избежать распространённой ошибки взрослых, которые повторяют избитые истины и чьи слова превращаются в тот самый горох, отскакивающий от стенки. Конечно, речь не идёт о случаях, когда слово используется для наказания: общеизвестно, что ранить словом можно больнее, чем оружием. Но здесь действуют уже иные правила.

Раньше других методов воспитания на детей начинает воздействовать пример.

Они часто копируют своих близких, и у спокойных родителей даже грудные дети меньше плачут. Недаром известный римский философ Сенека, многие изречения которого до сих используются как пословицы, говорил: ;Трудно привести к добру нравоучением, легко — примером ;.

Действие примера основывается на заложенной от природы в живых существах склонности к подражанию, которая и является психофизиологической основой примера как метода воспитания . Эта склонность у животных иногда приводит к комическим ситуациям. Учёные обнаружили явление ;импринтинга ;, когда, например, вылупившиеся из яйца птенцы запечатлевают образ первого движущегося существа или предмета, как правило, родительницы. Далее малыши следуют за ней, копируя все действия и так получая необходимые навыки. А комизм ситуация приобретала тогда, когда подопытные птенцы первыми видели испытателей, которых потом считали мамашей, требуя соответствующего отношения.

У животных подражательность носит бессознательный характер, а у людей со временем переходит в осознанную, что является одним из 4 направлений в её развитии. Ещё подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. Для детей игра — очень серьёзное дело, имитация будущего. И поэтому в самой распространенной игре ;дочки-матери ; дети не только копируют реальную обстановку своего дома, стиль взаимоотношений, но и практикуются в создании модели собственной будущей семьи.

Так происходит полоролевая идентификация: ребёнок готовится к выполнению одной из трёх важнейших социальных ролей — роли семьянина. Следовательно, понаблюдав за играми детей, родители могут увидеть себя, как в кривом зеркале. А дальше можно попытаться что-то исправить, ненавязчиво давая материал для дальнейших игр: что-то прочитать, рассказать или даже включиться в игру.

Причём, и для девочек, и для мальчиков важно не только участие матери, воплощающей эмоциональное начало, но и отца, носителя рациональной, дисциплинирующей составляющей. И если сын просто копирует отца, тренируясь в будущей роли, то у девочки формируется образ спутника жизни, который она будет в дальнейшем примерять на молодых людей. Заметное в настоящее время приобщение представителей сильного пола к воспитанию детей свидетельствует о положительных сдвигах в гендерном равенстве.

Следующей особенностью подражательности является её развитие от подражания близким образцам к подражанию далёким. Учитывая эту особенность, родителям следует помнить, что, во-первых, их поведение наиболее значимо для детей в смысле калькирования. Ибо если рядом с ними не будет подающего пример близкого человека, то в дальнейшем от них сложно ожидать нормального поведения. Во-вторых, бесполезно пытаться настраивать маленького ребёнка на следование примеру какого-нибудь положительного книжного или даже реального героя. К таким образцам в качестве идеала потянется разве что подросток, когда задумается о самовоспитании.

Наконец, подражательность изменяется от подражания внешнего к внутреннему и от копирования всего поведения — к передаче отдельных черт. Но и эти особенности проявляются позже, когда ребёнок будет в состоянии анализировать сложные процессы, и тоже связаны с самовоспитанием.

Методы семейного воспитания своих детей

Пытаясь опереться в воспитании на положительные примеры, взрослые могут допустить ошибки в своей методике воспитания. Например, иногда в качестве образца предлагается тот, кто совсем не нравится ребёнку, имеющему свои критерии оценки. И если родители станут часто повторять, как хорошо учится соседская дочка или же какой воспитанный у них сын, то собственный ребёнок просто возненавидит хвалёных соседских детей. Тем более, что никто не в состоянии стать точной копией другого человека, личность уникальна, а повторять можно действия и поступки. Именно их родителям следует предлагать в качестве образца для подражания, при этом обязательно внушая ребёнку веру в свои силы.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Особенности воспитания мальчика в неполной семье — Центр социальной помощи семье и детям тополь

По статистике, в нашей стране половина семей – неполные, и в большинстве из них мамам приходится в одиночку воспитывать детей. Помимо возможных материальных трудностей возникают сложности иного порядка.

Методы воспитания детей в разных странах мира — Woman s Day

Кнут и пряник: как воспитывают детей в разных странах К 1 июня, Всемирному дню защиты детей, мы решили поинтересоваться: как же обстоят дела с воспитанием в других странах? Поделиться своими наблюдениями WDay.

Методы воспитания детей в приёмной семье, советы приёмным родителям, Контент-платформа

Методы воспитания детей в приёмной семье, советы приёмным родителям Методы воспитания детей в приёмной семье. СОВЕТЫ ПРИЁМНЫМ РОДИТЕЛЯМ Журнал «Приёмная семья» № 2 от 2009 г. ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ И ЕЩЕ РАЗ ТЕРПЕНИЕ! Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения.

Методы воспитания детей в приемной семье

Качества личности родителей-воспитателей ДДСТ (или вообще приемных родителей) являются определяющими для всей дальнейшей судьбы этой необычной семьи, ибо от этого зависит общая атмосфера дома, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи.

7 ошибок воспитания, которые мешают детям стать лидерами

7 ошибок воспитания, которые мешают детям стать лидерами Родители часто сами того не ведая допускают ошибки при воспитании детей. Тим Элбор рассказал о 7 ошибках родителей, которые мешают их детям стать лидерами.

Методы воспитания детей — современные методы воспитания детей

Все любящие и заботливые родители хотят, чтобы их ребёнок вырос достойным человеком. В этот термин можно вкладывать разный смысл, но он неизменно будет оставаться положительным.

7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиться успеха, Психология

7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиться успеха. Какие семь ошибок делают родители в воспитании детей? Тим Элмор, известный американский психолог, в одной из работ определил семь типичных ошибок, совершаемых родителями, в воспитании детей.

7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха — Фактрум

7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха Фактрум рекомендует всем настоящим и будущим родителям ознакомиться со статьей Элмора, чтобы не совершать этих промахов.

Методы воспитания детей – общий обзор и рекомендации методов воспитания детей

Методы воспитания детей – общий обзор и рекомендации Методы воспитания детей зависят от многих критериев и в каждом индивидуальном случае они могут быть очень разными, но приносить одинаково положительные результаты.

Воспитания детей и как правильно необходимо наказывать ребенка

Извечная проблема воспитания детей – поиск золотой середины. Как не перегнуть палку, воспитав избалованного капризулю или забитого волчонка. Как правильно наказать ребенка , не навредив его хрупкой психике? Современные тенденции воспитания детей предлагают политику невмешательства.

Методы воспитания детей

Каждый ответственный родитель желает своему ребенку счастья, здоровья, благополучия, хорошего положения в обществе и т.д. Родители пытаются передать опыт и знания своему ребенку.

Методики воспитания детей, методика воспитания детей, методы воспитания детей

Правильное воспитание ребенка одна из главных миссий его родителей. От этого зависит, кем Ваш малыш станет, какие черты характера будут присущи ему, будет ли он любить и почитать старшее поколение.

Методики воспитания детей

Современные методики воспитания детей направлены на максимальное раскрытие потенциальных способностей ребенка с раннего возраста. Научно-технический прогресс меняет окружающий нас мир с невероятной скоростью и воспитывать детей необходимо таким образом, чтобы они адекватно воспринимали окружающую реальность и без затруднений могли усваивать колоссальную информационную нагрузку.

Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье

Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей среднего дошкольного возраста.

Традиции украинского этнического воспитания детей, Стиль жизни, The Kiev Times

Сегодня украинское общество занято проблемами нестабильной экономики, политики и сложностями своего финансового положения. Все это ведет к деградации гуманности, дезинтеграции внутреннего мира и вакууму духовности.

Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.

Традиции воспитания детей разных стран, Блогер zima-leto на сайте 28 августа 2011, СПЛЕТНИК

На планете проживает огромное количество наций и народов, совершенно не похожих друг на друга. Традиции воспитания детей разных стран зависят от религиозных, идеологических, исторических и других факторов.

Методика — Родительский семинар, Ошибки воспитания, приводящие к невротизации детей — Настольная книга практического психолога

Психолог может организовать для родителей постоянно действующий семинар для обсуждения психологических особенностей детей дошкольного возраста, проблем семейного воспитания, обучения родителей дидактическим играм и занятиям с детьми.

Мамины дочки: проблемы воспитания детей в неполной семье

Мамины дочки: проблемы воспитания детей в неполной семье Воспитание детей — обязанность обоих родителей. И все же молодые семьи часто распадаются, причем в большинстве случаев это случается уже после рождения ребенка.

Традиции воспитания детей разных народов мира

Мы воспитываем наших детей так, как воспитывали нас родители, а их наши бабушки и дедушки. И кажется, что лучше методики воспитания не придумаешь. Садик, школа, институт, бабушки и дедушки в помощь - традиционное детство украинского ребенка.

Курсовая: Особенности тревожности детей в зависимости от воспитания (в неполной семье)

Особенности тревожности детей в зависимости от воспитания (в неполной семье) Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи 1.1 Роль семьи в воспитании ребенка 1.2 Причины, виды неполных семей, и особенности воспитания ребенка в неполной семье Вывод по первой главе Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей развития ребенка в неполной семье 2.1 Результаты исследования Выводы по второй главе Семья во все времена находилась в центре внимания общественности.

Курсовая работа (теория): Особенности воспитания капризных детей

. ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА .1 Характеристика понятия «детские капризы» в психолого-педагогической литературе .2 Ошибки семейного воспитания как причина детских капризов . ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ .1 Пути преодоления детских капризов .2 Методы работы воспитателя с капризными детьми .1 Цели и задачи исследования .2 Методика организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов Дети любого возраста бывают капризными.

Традиции воспитания детей

В прошлом народные традиции в воспитании детей были определяющими. В современном мире границы между культурами стираются и различия уже не так заметны. Однако и сегодня воспитание детей в разных странах может сильно отличаться.

Краткая история общественного воспитания детей

Воспитание детей в период первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального строя и эпохи возрождения. Воспитание имеет классово-исторический характер. Его задачи, содержание и методы изменяются под влиянием условий общественной жизни.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->