Сегодня украинское общество занято проблемами нестабильной экономики, политики и сложностями своего финансового положения. Все это ведет к деградации гуманности, дезинтеграции внутреннего мира и вакууму духовности. Как никогда важно обратиться к предкам, которые даже в самые сложные времена помнили о важности сохранения семейного очага и воспитания будущего поколения. Их обряды и традиции актуальны и сегодня. Когда взрослые следуют моральному и духовному наследию, дети растут в любви и согласии, сами впоследствии создают крепкие семьи ; по примеру своих родителей.
Рождение ребенка занимает одно из важнейших мест в древней украинской традиции. Его появление на свет сопровождалось традиционными обрядами, дошедшими до наших дней.
Закрепление принадлежности к определенному полу малыша происходило сразу же после рождения, повитуха брала отрезанную пуповину и клала ее на полено, топор – если родился мальчик, чтоб хозяином был. А если девочка, то на гребень, чтоб пряла, мастерицей была. Обрядное закрепление пола происходило и тогда, когда ребенка закутывали в рубашку отца или матери, смотря к какому полу принадлежал малыш. Такая рубашка должна была быть обязательно старой, ношеной. Этим обрядом передавалась идея наследственности, блага и ценностей от одного поколения к другому.
Своеобразным было и купание новорожденного: так, девочкам в ванночку добавлялся отвар ромашки (чтоб румяная была), калины (чтоб красивая выросла). В купель мальчику кидали веточку дуба (чтоб крепкий был), корень любистка (чтоб девушки любили). На Подолье в ванночку для девочки добавляли лепестки с первого раскрывшегося пиона. Его обязательно стерегли, чтоб никто чужой не сорвал, потому что могли вместе с пионом счастье украсть.
Ополаскивание ребенка тоже было важным ритуалом, так, мальчику в воду добавляли яблоки и мед, а девочке – материнское молоко. После вытирали чистой отцовской вышитой сорочкой. Отец после купания обязан был первым поцеловать малыша, и только после этого его отдавали на руки матери.
До семи лет дети обоих полов играли совместно, одевали их также одинаково ; в длинные рубашки. Когда же наступал седьмой день рожденья, мальчикам надевали штанишки – они становились погонщиками мелкого рогатого скота, а девочкам поверх сорочки ; запаску, их с этого момента называли прялями, потому что прясть учились. Одежда была одним из способов усиления половой идентификации.
После достижения определенной самостоятельности, которая в украинском обществе наступала с 15-16 лет, девушки и парни уже могли посещать вечерицi, где они присматривались друг к другу, и выбрать себе пару.
Большое внимание уделялось воспитанию моральных ценностей молодежи, так, люди открыто смеялись с парня, который любил и чорнявую и бiлявую, а женился на рудiй препоганiй. Девушек, которые открыто перебирали парнями жестоко наказывали, их ловили, задирали до головы сорочку, завязывали и так пускали по улице домой.
Считалось, что девушка, родившая не в браке (покрытка), приносила несчастье всему селу. Поэтому ее голову покрывали платком. Вину за ненадлежащее поведения молодых девушек и парней приписывали, в первую очередь, их родителям, которые не смогли привить правильные ценности своим детям.
Осуждению предавалось нежелание молодой женщины иметь детей. Для этого она, в первый раз садясь в новом доме за стол, клала под себя правую руку.
Широко используемое нами название первого месяца в браке медовый пошло от того, что молодые прекращали употребление алкоголя, заменяя его медом, так как именно в это время чаще всего происходило зачатие их первенца.
Именно поведение родителей, в первую очередь, обеспечивает у детей формирование основ полового воспитания и поведения. Они закладывают фундамент духовных и моральных ценностей для будущей жизни и счастливого брака своих детей.