Не пропусти
Главная » Воспитание ребенка » Ленивый ребенок что делать, Мы

Ленивый ребенок что делать, Мы

Интересно было бы провести опрос среди родителей на тему: «Когда они впервые заметили проявления лени в своем ребенке?». Кто-то датирует первые ростки лени возрастом поступления в школу. Кто-то – начинает замечать такие проявления в ребенке в детсадовском периоде развития. И, наверняка, найдутся родители, которые найдут проявления лености даже у малыша 2-3 лет. Но, скорее всего, день рождения лени у конкретного ребенка будет совпадать с тем днем, когда у него появись обязанности.

То, что лень – это вредное свойство человеческой натуры знают все. О вредных последствиях лени в жизни человека тоже никому не нужно рассказывать – это все взрослые отлично знают по собственному опыту. А вот откуда лень берется, и что делать для профилактики ее возникновения задумываются немногие родители. Чаще, проблема лени встает пред родителями в полный рост в подростковый период развития ребенка, когда уже непросто что-либо изменить, да и менять это «что-либо» должны уже не родители, а сам взрослеющий человек. Поэтому, как и при решении многих других педагогических проблем: лучше профилактика, чем лечение.

Сначала разберемся в самом явлении. Итак, что же такое лень? Википедия пишет о лени следующее: «Лень — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности». Другие определения лени: «лень – это потребность в экономии энергии», «лень – это стойкое нежелание совершать волевое усилие», «это стремление отказаться от преодоления трудностей». Традиционно в обществе лень рассматривается, как порок.

Все эти представления о лени хорошо нами усвоены, поэтому взрослые могут считать ленивым ребенка тогда, когда он борется за свое свободное время, отлынивает от дел, порученные дела выполняет вполсилы, не желает напрягаться и пытается избегать трудностей.

Вроде бы все понятно. Есть порок, ; надо найти способы его искоренить (подавить, вылечить, заменить, перевоспитать и т.д.). Но если копнуть глубже и посмотреть на внутренние причины, которые скрываются за проявлениями лени, то вопрос окажется гораздо сложнее.

Попробуйте посмотреть на лень, как на симптом. Симптом, за которым скрывается сложная запутанная причинно-следственная цепочка ситуаций, состояний и последствий.

Итак, что скрывается за ленью?

Ленивый ребенок что делать, МыПервое, это – недостаток мотивации. Известный космонавт Герман Титов говорил: «Отношение к работе как к обязанности, а не как к творческому процессу приводит к тому, что работа становится в тягость…». Действительно, принуждение может испортить отношение к любому делу даже у взрослых. Что же говорить про ребенка, у которого только происходит становление волевых процессов? Очень грустно, когда ребенок имеет мало опыта взаимодействия с людьми, которые могут увлечь, заинтересовать, вдохновить его на творческое отношение к делу. Обычно, такими педагогическими талантами обладают люди, которые сами умеют зажечь в себе творческий огонь. При недостатке такого опыта происходит снижение мотивационной энергии: человеку становится трудно ставить цели и стремиться к ним, а иногда даже трудно порадоваться результату, потому что очень много сил уходит на процесс. Ребенок, редко испытывающий вдохновение, часто говорит о том, что ему скучно, что он не знает чем заняться, и ждет от взрослых, чтобы те придумают ему какое-то дело или развлечение.

Мотивация может быть не только недостаточной, она может быть отрицательной. Т.е. ребенок может сознательно не хотеть что-либо делать. Часто это происходит в семьях, где взрослые делают свои дела потому, что «надо», а не потому, что им этого «хочется». С детства наблюдая эту картину, ребенок вообще может отказаться от такого стиля жизни, как вредного для себя: «я так жить не хочу и не буду!». А чего «хочу и буду» он еще не придумал, поэтому зависает в состоянии бездействия, а иногда и активного безделья. Родителям такого ребенка полезно чаще задавать себе вопросы: «а чего я действительно хочу?», «хочу ли я делать то, что делаю?», «часто ли я испытываю состояние радости, счастья?». И если ответы не удовлетворяют, значит, пора что-то менять.

Нежелание что-либо делать может быть бессознательным. Т.е. ребенок говорит: «я хочу это уметь», «я буду это делать», но на практике не доводит дело до конца, забывает об обещаниях, просыпает, опаздывает, а потом не может объяснить, Ленивый ребенок что делать, Мыпочему такое произошло. В таких ситуациях за ленью скрывается сопротивление. Сопротивление – это такая форма психологической защиты, которая неявным способом выводит человека из нежелательной для него ситуации и позволяет ему быть самим собой. Сопротивление помогает ребенку не вступать в открытый конфликт со взрослыми, потому что все видят, что он – хороший, он не хотел, просто так случайно вышло. Сопротивление может проявляться даже в форме болезней и травм: «только действительно собрался это сделать, но… заболел». Один из самых ярких примеров сопротивления – это частые заболевания ребенка при поступлении в детский сад. Т.е. ребенок болеет не потому, что у него слабый иммунитет или непривычная нервная нагрузка, а потому что он действительно не хочет туда ходить. Снять сопротивление может только искренний диалог с ребенком о его настоящих побуждениях. Понять малыша, позволить ему испытывать и выражать отрицательные эмоции, рассказать о своих переживаниях, найти вместе общее решение – это тот путь, который не только гасит сопротивление, но и развивает способность к самоанализу и эмпатии.

За ленью может скрываться мотивация избегания неудач. Если малыш не уверен в себе, застенчив, психологически сильно зависим от родителей, то он может по-настоящему бояться каких-то дел, поступков и обязанностей. Родители, которые злоупотребляют выражениями типа «ты, что такое простое дело не можешь сделать – это же элементарно!» рискуют создать условия для развития заниженной самооценки у ребенка. Даже нам взрослым не хочется браться за дела, в которых мы чувствуем себя «слабаками», «троечниками» и «неспособными». А избегание ребенком таких дел влечет за собой последствия в виде приклеивания родителями к нему ярлыка лентяя: «ничего делать не хочет – вот лентяй!» Великий русский психолог П.Я.Гальперин говорил о том, что вначале развития любого умения (способности) стоит формирование мотивации, и это проблема педагога, а не ребенка. Именно родители должны заинтересовать ребенка каким-то занятием, и помочь ему пройти несколько кризисов падения мотивации, чтобы у него сформировалась настоящее собственное внутреннее желание этим заниматься. Если это получиться, то ребенка не просто не надо будет заставлять – вы его оттянуть от этого занятия не сможете.

Такую проблему как неорганизованность и неумение планировать тоже нередко называют ленью, а это разные вещи! Способность к организации своего пространства и времени, умение планировать дела не являются врожденными и наследственными качествами. Эти качества ребенок может демонстрировать самостоятельно, только если он подражает любимому взрослому или его кто-то этому обучил. Неорганизованность действительно может быть очень похожа на лень. Дело в том, что в жизни каждого человека всегда присутствует конкуренция дел и занятий. Взрослые разбираются с этой проблемой путем построения иерархии и планирования своих дел. Если не иметь в голове этой иерархии и не строить планы, то нас уведут в сторону более легкие занятия, которые приносят удовольствие прямо сейчас. Каждому знакомо, когда вместо того, чтобы писать работу, делать генеральную уборку и т.д. мы пьем кофе с шоколадкой, сидим за компьютером, вяжем, лежим в ванне, готовим еду, а потом уже и времени ни на что не остается.

В некоторых случаях лень может выполнять действительно полезную – защитную функцию для нашего организма. Т.е. лень становится защитой от перегрузок, усталости и плохого самочувствия. Чаще такое бывает со взрослыми, но встречаются дети, которым свойственны гиперответственность, контроль, честолюбие и перфекционизм. Такой ребенок тоже может перегружаться и «загонять» себя, не замечая потери сил. Неожиданный «приступ лени» может накрыть такого ребенка в самый неподходящий момент. Если перегрузки ; обычное явление в жизни ребенка, то его «лень» может быть даже похожа на апатию или депрессию.

Лень может быть следствием игрового и двигательного дефицита в жизни ребенка. Такое случается, когда из ребенка слишком рано делают взрослого, не давая малышу насытить свои нормальные возрастные потребности в игре и движении.

Лень заразительна. Поэтому ребенок может просто впитывать подобный жизненный стиль в своей собственной семье. Если это так, то это – не его лень.

И, наконец, лень – это нормальное состояние всех живых организмов, преодолеть которое можно только по очень уважительным причинам. Именно о создании таких причин (мотивов) родителям и следует позаботиться.

Слово «мотивация» происходит от латинского корня «двигать» и означает внутреннее побуждение, интерес, стремление к чему-либо. Существует и обратный процесс – демотивация, что значит уменьшение мотивации вплоть до ее исчезновения.

Итак, чтобы победить лень – надо, во-первых, не мешать развитию мотивов к действию у ребенка, а во-вторых, помогать ему развивать такие мотивы. И существуют особо вредные ошибки родителей на этом пути:

  1. Такой родительский стиль, как потворствующая гиперопека создает для ребенка почти «внутриутробные условия»: ешь, пей, расти, а остальное мы за тебя сделаем. Несколько лет такого воспитания потребуют и несколько лет перевоспитания.
  2. Контролирующая гиперопека – тоже приводит к развитию лени, только другим путем. Когда родители не прислушиваются к желаниям ребенка, а руководствуются принципом «надо и все!», ребенок учится что-либо делать по принуждению, а не по собственной инициативе.
  3. В период раннего детства, когда у всех детей горят глаза, их личную инициативу нередко тормозит лень родителей. Если ребенок хочет помочь маме вымыть посуду, постучать вместе с папой молотком, покопаться на огороде вместе с бабушкой – не стоит прогонять его словами «если хочешь мне помочь – не мешай!» или «мал еще!». Пусть в малыше зреют ростки активности, инициативы и трудолюбия.
  4. Безрадостный и изнуряющий труд родителей – тоже не лучший пример для подражания. Более того, это скорее, антипример.
  5. Иногда родители просто не знают, как развиваются волевые качества у ребенка. Поэтому поиск знаний для повышения своей родительской компетенции в этой области – хороший опыт для развития собственных волевых качеств.
  6. Типичной ошибкой родителей является недостаточное понимание ими возрастных особенностей и возможностей ребенка. Переоценка и недооценка родителями детских возможностей дезориентирует ребенка – он не понимает своих задач и путей их решения.
  7. В процессе обучения ребенка у родителей всегда возникают поводы для критики и недовольства. Иногда полезно представить на месте своего ребенка какого-нибудь чужого малыша, чтобы ваша критика стала более тактичной и деликатной.
  8. Избыток в педагогическом арсенале родителей «кнутов» и «пряников» тоже приводит к угасанию мотивации. Совместные дела, чувство юмора, интерес и творческий подход – отлично заменяют подачки и наказания.
  9. Родителям важно научиться творчески подходить к задаче организации семейного досуга, потому что «ленивые» способы заполнения свободного времени усваиваются ребенком, как жизненная норма.
  10. Приклеивание ярлыков типа «ты такой же ленивый как твой отец» совсем не стимулируют ребенка к тому, чтобы срочно начать с ленью бороться, а наоборот, создают внутреннюю уверенность в том, что бороться бесполезно, потому что «такой же».

В лени есть и позитивные свойства. Например:

; Лень – двигатель прогресса: «Если ты ленив и упорен – ты непременно чего-нибудь добьешься» ; Фейдо Ж.

; Честность: «Лентяй – человек, который не делает вид, что работает» ; Альфонс.

; Изобретательность: «Особенно трудную задачу поручи лентяю – он найдет наиболее легкое решение» ; закон Хлади.

; Средство психологической защиты: «Лень простого русского человека — это не грех, а совершенно необходимое средство нейтрализации кипучей активности руководящих им дураков» ; С. Янковский.

; Внимание к собственным желаниям: «Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем» ; Тацит.

; Умение мечтать: «Глупо думать про лень негативно, и надменно над нею смеяться: лень умеет мечтать так активно, что мечты начинают сбываться» ; И.Губерман.

; Умение оставаться ребенком: «Безделье – счастье детей и несчастье стариков» ; В.Гюго.

Используйте позитивные свойства лени для того, чтобы даже из этого вроде бы вредного качества выжать максимум пользы. И, в своем обращении к ребенку, заменяйте слово «ленивый» на все что имеет более позитивное значение: изобретательный, мечтательный, честный, хитрый и т.д..

А подход к проблеме лени, как и всегда в родительской практике, начинайте с себя. Не осуждайте ребенка за леность, дайте ему понять, что и вам и всем другим людям это качество знакомо не понаслышке. С ленью не надо бороться – из нее надо вырастать. Для этого существуют некоторые полезные родительские приемы:

Ленивый ребенок что делать, Мы ; не доделывать дела за ребенка,

; не гасить его инициативу,

; не прилеплять к нему ярлык лентяя,

; включать соревновательные моменты,

; выделять специальное время для лени,

; не злоупотреблять такими ленивыми видами отдыха, как компьютер и телевизор.

; закрепить за ребенком ряд посильных дел,

; не использовать труд в качестве наказания,

; помогать ребенку искать и находить интересные для него занятия.

И если ваш ребенок с головой «ушел» в решение какой-то важной задачи, забросив на время другие дела – не переживайте, потому что вы уже победили лень.

«Ленью очень часто оборачивается душевное бездорожье: необретение или потеря жизненного направления, когда человек не знает, ради чего и к чему стремиться, куда жить и зачем делать то, что вроде бы делать надо».

В. Леви «Лекарство от лени»

  1. Амонашвиили «Гуманно-личностная педагогика»
  2. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
  3. Леви В. «Лекарство от лени»
  4. Соловейчик С. «Учение с увлечением»

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Капризный ребенок: почему так и что делать маме?

Здравствуйте, дорогие мамы! Сегодня я хочу продолжить тему капризов детей до 5-7 лет. Как понять выходки малышей? Что делать, если ребенок стал капризным без каких-либо причин? Разумеется, совсем без причин малыш не может капризничать.

Капризный ребенок: 5 вариантов успешного решения проблемы

Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрасте Многие родители жалуются, что у них излишне капризный ребенок.

Мама, купи мне друга! Ребенок и домашние животные

Сколько себя помню - всегда мечтала о собаке. Сначала о маленьком пуделе, потом о продолговатой таксе, а затем о голубом доге. Хотя по большому счету порода собаки не имела для меня особого значения - важно было просто иметь ее. Но родители находили массу уважительных причин, почему мы не можем завести четвероногого друга (маленькая жилплощадь, аллергия у папы, и т.д.). Сейчас я их понимаю, но в детстве мне казалось, что они ведут себя несправедливо по отношению ко мне и специально выдумывают доводы против домашнего животного.

МАМА и МАЛЫШ — животные в доме с ребенком — рекомендации ВОЗ

Малыши очень любят котят, но кошка - не игрушка, а живое существо; ее нельзя сегодня купить, а завтра - выбросить на улицу. Поэтому решение о покупке кошки должна принимать именно мама (отцы, как правило, предоставляют заниматься кошкой другим членам семьи, в частности - маме). Лучше брать маленького котенка (примерно 9 недель от роду). Породу (если решили заводить породистого котенка) будущего питомца надо обсудить всем вместе: длинношерстные кошки спокойнее своих короткошерстных собратьев, но убирать за ними шерсть - тяжелая работа.

Капризный ребенок, Журнал — По-женски

Получайте раз в неделю полезные советы Цветы жизни – наши дети. Сначала мы детей наших балуем, а потом удивляемся, почему они у нас такие капризные. Но бывает и не баловали, и ребенок рос, не капризничая по пустякам.

Капризный ребенок — что делать? Советы родителям

Кубики, из которых малыш старательно возводил домик, рассыпались. От обиды он расплакался, а мама спешит его утешить. Кубики плохие, и ты плохая , - кричит сквозь слезы кроха, вырываясь из маминых рук.

Мама для мам: Я не жадина! Как помочь ребенку научиться делиться

В каждой семье, где растет малыш 2-3 лет, бывают подобные ситуации: Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) другому, при этом с удовольствием беря у того ведерко (куклу, лопатку). И уговоры мамы: Дай мальчику велосипед посмотреть, ведь он тебе дал машинку , часто оказываются напрасны.

Капризный ребенок — причины и тактика поведения с ним взрослых

Капризный ребенок - причины и тактика поведения с ним взрослых Здравствуйте, Надежда! Конечно, капризный и непослушный характер ребенка большая проблема, как для родителей, так и для самого ребенка.

Мама для мам: Ребенок боится купаться

Ситуация, когда новорожденный (грудной) ребенок боится купаться, скорее исключение из правил, нежели норма. Новорожденные дети воды не боятся. Девять долгих месяцев кроха плавал в околоплодных водах.

Капризный ребенок — не приговор: способы решения проблемы

Капризный ребенок ; не приговор: способы решения проблемы Ваш ребенок проявляет непослушание, отворачивается от еды, пытается делать все самостоятельно, прыгает с дивана, кажется, он сошел с ума, а с ним начинает сходить с ума вся его семья.

Мама для мам: Застенчивый ребенок

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых.

Мама для мам: Если ложимся с ребенком в больницу

Если врачи считают, что малышу нужно лечение в стационаре, смело собирайтесь в больницу вместе с ним. Согласно законодательству РФ (ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ) родитель или другой родственник имеет полное право находиться с ребенком в медучреждении.

Какой телефон лучше купить ребенку, правила выбора

Автор: Евгений middot; Опубликовано 05.06.2016 middot; Обновлено 17.03.2017 Сколько семей, столько и методов воспитания. Некоторые родители опекают детей вплоть до совершеннолетия, другие же более лояльно относятся к ранней самостоятельности ребенка.

Мам, мне страшно! »: теперь ясно, что делать, если ребенок боится темноты

«Мам, мне страшно!»: теперь ясно, что делать, если ребенок боится темноты Боязнь темноты – одна из самых распространенных детских фобий. По статистике, с этим страхом сталкивается каждый третий малыш.

Какой смартфон купить ребенку школьнику в году

Сегодня трудно увидеть ребенка, который хотя бы раз не держал в руках сенсорный телефон. Еще пару лет назад средний детский возраст владения первым мобильным телефоном был около 10-11 лет.

Малоактивный, флегматичный ребенок — Гиперактивные и проблемные дети — Форум сайта

Нравится Не нравится Фрутто-мама 12 окт. 2006 За 5 минут приема невропатолог всегда говорил, что все хорошо, здоров. Ребенок супер спокойный. Но он малоактивен, на улице иногда может стоять и «тупить» минут по 15, просто стоять и смотреть на других детей… Ходит в основном спокойно, не бегает.

Маленький ребенок кусается

В Вашем доме растет маленький кусака и Вы не знаете, что делать? С этим сталкиваются все семьи. В каждом возрасте маленький ребенок кусается по разным причинам. Если Вы кормите своего кроху грудью, то наверняка сталкивались с тем, что он прикусывает сосок.

Какое домашнее животное купить ребенку?

Дай, Джим, на счастье лапу мне, или как выбрать домашнее животное для ребенка Практически все дети просят у родителей разрешения завести домашнего питомца. Это может быть кролик, кошка, хомячок или попугай.

Каким должен быть ребенок, БебиКлад

Детство – это самое счастливое и беззаботное время в жизни, ; любят повторять взрослые. Однако вряд ли с этим утверждением согласятся те дети, к которым родители предъявляют завышенные требования, стремясь воспитать идеального ребенка.

Маленький ребенок и кошки

Хочу спросить совета. У меня всегда были кошки, и сейчас живет 3 кота, я их очень люблю. Месяц назад родила ребенка. И вот родственники просто замучали, говорят что котов надо срочно отдать, мол они всякую заразу переносят, могут поцарапать, и вообще кошки и ребенок в одном помещении недопустимо и т. п. Какую заразу? По-моему единственная реальная опасность для человека - глисты, но я регулярно делаю им профилактику.

Маленький ребенок и кошка, – Семейный Интернет-журнал

Ребенок и кошка. Возможен ли такой союз в пределах одной, отдельно взятой, квартиры? Желателен ли такой союз? Допустим, на момент рождения малыша кошка в доме уже жила.

Какие могут быть последствия, если часто кричать на ребенка

Какие могут быть последствия, если часто кричать на ребенка Уделяйте как можно больше внимания своим детям! Всех родителей очень уж умиляет такие события, как первый смех, первый зубик, первые шаги.

Маленький ребенок и кошка в доме: 5 правил безопасности — Статьи — Семья — Дети

Могут ли малыш и кошка счастливо жить вместе? Могут, если родители позаботились о безопасности и комфорте их совместной жизни. Часто молодые родители принимают непростое решение отдать домашнего питомца в добрые руки, ведь он может «принести» в дом инфекцию или агрессивно повести себя по отношению к ребенку.

Какие книги читает ваш ребенок, Мысли человека

Если мать попросит его помочь сделать что-нибудь по дому, то это разрушит сладкие грезы. И ребенок либо проигнорирует эти просьбы, либо, вернувшись с заоблачных высот, выполнит их с сердитым и раздраженным видом.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->