Как таковых причин запрета лактации во время насморка нет. Насморк не опасен для матери, если его вовремя начать лечить. Если у кормящей наблюдается прогрессирование болезни из-за отсутствия лечебных действий, могут появиться осложнения или заразится ребенок. Поэтому необходимо более тщательно следить за своим организмом, ведь при грудном вскармливании мама несет ответственность за здоровье свое и своего ребенка.
При усугублении болезни у кормящей матери при отсутствии лечения могут появиться осложнения или заразится ребенок.
Насморк может возникнуть как самостоятельный симптом, а может проявляться с другими заболеваниями. К основным причинам появления насморка относят:
Причины выявить можно только с помощью лечащего врача, который может назначить сдачу общих анализов.
Первые проявления простудных заболеваний, в том числе насморк, при появлении весьма пугают кормящую. Часто насморк может приобретать хроническую форму из-за нарушения гормонального фона. Но наряду с таким симптомом обычно не болит горло и не повышается температура.
При попадании в организм вируса может появиться насморк. Это обусловлено тем, что иммунная система пытается побороть вредные микроорганизмы и очистить от них организм. Если насморк появляется вследствие попадания в организм вируса, могут быть такие симптомы:
Выделяют две стадии развития насморка.
Известный факт, что болезнь проходит за неделю. Но многие прекращают лечение при первых же улучшениях, что является ошибкой. Вирусы могут размножаться и вызывать осложнения. Не зря врачи настоятельно рекомендуют лечиться минимум пять дней, чтобы очистить полностью организм от вредных микроорганизмов.
Чем лечить насморк кормящей маме? Этим вопросом задаются многие, потому что опасные вещества могут попасть с молоком в организм ребенка, причинив ему вред. Медицина все больше развивается и в продаже мы видим разнообразные лекарства. Среди них можно найти такие, что подойдут беременным и кормящим, не неся вреда малышу.
Но не стоит забывать о народной медицине, средства которой несут общеукрепляющий эффект для всего организма. Прежде всего, стоит помнить об основных правилах лечения:
Народная медицина имеет в своем багаже множество способов, помогающих эффективно бороться с насморком. Но перед потреблением нужно все равно проконсультироваться с врачом, чтобы избежать появления аллергических реакций.
Сюда можно отнести:
Насморк во время грудного вскармливания повышает тревожность матерей. Часто они начинают паниковать, потому что боятся навредить малышу медикаментозными способами лечения. И эта тревога не без причин, так как опасные вещества, попадая с молоком в организм малыша, несут для него некую опасность. Поэтому применение аптечных препаратов нужно начинать лишь после консультации с врачом.
По возможности следует обойтись лечением с помощью народной медицины, которая несет более щадящий эффект. Но если она не помогает и болезнь прогрессирует, необходимо подключать аптечные препараты.
Главное место в жизни молодой матери занимают профилактические меры для предотвращения насморка. Это могут быть:
Грудное вскармливание можно продолжать, если насморк не подкреплен другими симптомами. С молоком малыш получает антитела, вырабатываемые маминым организмом. Они являются важным элементом для ребенка, так как укрепляют его организм, способствуя борьбе с вирусами.
Даже в случае повышения температуры кормление грудью можно продолжать, чтобы избежать образования лактостаза (застоя молока).
Защита грудного ребенка при насморке у кормящей мамы
Существует несколько правил защиты грудничка от заражения:
- важно не прерывать период кормления грудью, потому что мамино молоко дает грудничку защитные антитела;
- при кормлении грудью мама должна надевать маску, чтобы не передавать воздушно-капельным путем вирусы;
- желательно для ребенка отвести отдельную комнату, чтобы он не находился в зараженной среде;
- как можно чаще ребенка нужно выводить на прогулку;
- проводите хотя бы пару раз в день влажную уборку квартиры.
Насморк при лактации не несет особой опасности, если его вовремя начать лечить. Не поленитесь надеть марлевую повязку перед грудным вскармливанием, чтобы уменьшить риск заражения младенца. Вылечить заболевание можно как народными методами, так и аптечными. Но обязательно нужно проконсультироваться с лечащим врачом, который назначит вам наиболее подходящее лекарство.
Гиперопека приводит к тому, что ребенок боится родителей и вырастает безвольным. Особенно часто это происходит в семьях без отца
Может ли быть такое, чтобы ребенок боялся самого близкого человека –свою маму, которая произвела его на свет? Оказывается, может. Почему так бывает, и как это преодолеть мы расскажем в этой статье.
Часто бывает, что в благополучной семье ребенок испытывает страх перед родителями.
Самая распространенная причина – это когда родители слишком критичны к ребенку. Они сами себя назначили на роль босса, а ребенку отвели роль исполнителя, которого надо постоянно поправлять. Они ждут от ребенка совершенства, хотя знают, что ребенок просто не в силах все делать идеально. Постоянная критика вселяет в него страх перед неудачей. Поэтому, необходимо не только ругать и поправлять ребенка, но и хвалить его. Большинство родителей думают, что это похвала избалует их ребенка. Они даже говорят: «А чего его нахваливать? Он и так должен это делать». Однако, похвала ; это очень простое поощрение, которое ничего не стоит родителям, зато побуждает ребенка стараться больше. Тогда исчезают ситуации, при которых ребенок боится родителей.
Существует большое количество семей, где воспитанием детей занимаются только матери. В таких случаях, когда мама вынуждена нести все жизненные тяготы, она становится издерганной и излишне раздражительной. Она окружает ребенка усиленной опекой и предъявляет к нему слишком критические требования, но эти требования непоследовательны и, часто, противоречивы. В итоге ребенок просто теряется, он не знает что будет. За один и тот же проступок его могут и отругать, и отшлепать, и пожалеть и просто не заметить оплошность. Это приводит к тому, что ребенок начинает либо манипулировать своей матерью, «давить на жалость», или же находить другой подход, при котором она сменит гнев на милость. У малыша может развиться сильная тревожность ; Ребенок боится маму. И в итоге формируется выученная беспомощность ; когда человек просто не знает, как вести себя в сложных ситуациях.
Самое страшное в формировании выученной беспомощности – непоследовательность воспитательных требований. Особенно, в совокупности с чрезмерной заботой. Ребенок просто перестает понимать, что именно от него хотят, ведь, чтобы он не сделал, все равно не так.
Мама всегда знает как лучше, мама всегда позаботится и скажет, как и что делать. С кем дружить, что одевать, что есть. А при попытках сопротивляться, например, ходить по морозу без шапки, мама сильно расстраивается и даже сердится. Ребенок сразу становится плохим, его наказывают, ругают. В таком случае малыш принимает единственно верное решение – не делать ничего. Так безопаснее. Самое простое жизненное правило ; «инициатива наказуема» ; дети усваивают слишком рано. Он понимает, что до его мнения никому нет дела, теряет жизненный интерес. В глубине души, он мечтает об успехе, но при этом думает, что этот успех ему организует кто-нибудь другой, как раньше всегда делала мама.
Осень – по-своему, прекрасная пора. Повсюду разнообразие желтых, красных и оранжевых красок, опавшие шуршащие под ногами листья, последние теплые дни. Но, помимо этого, осень приносит с собой и первые холодные лужи, промокшие ноги, насморк и простуды.
Хоть осень только началась, мы уже успели заработать свой первый в новом сезоне насморк. В поликлинику пошли не специально из-за насморка, а на плановую ежемесячную аудиенцию, но, раз уж так совпало – расспросили врача и о насморке.
С участковым педиатром, я считаю, нам повезло. Толковая, квалифицированная и отзывчивая женщина. Правда, не очень разговорчивая, но в этот раз она нас удивила. Несмотря на приличную очередь, она нашла время обратить наше внимание на самые важные моменты, связанные с лечением насморка у ребенка, наверное, тема действительно актуальная. То, что она рассказала, вроде как очевидно, я это не раз слышала, но не обращала должного внимания, полагая, что насморк можно вылечить простыми сосудосуживающими каплями. Она же рассказала, как лечить насморк без лекарств, не навредив ребенку, в быстрые сроки.
Такая ее открытость и важность полученных знаний натолкнула на написание этого поста, дабы поделится с вами, уважаемые читатели, этой, несомненно, полезной и нужной каждой маме информацией.
Насморк – явление неприятное, но неминуемое, думаю, семьи, в которую никогда не приходил этот гость, наверное, не существует. Причин возникновения насморка много, в зависимости от этого можно квалифицировать насморк на:
С первой, третьей и четвертой разновидностями, думаю, все понятно. Насморк при прорезывании зубов вызван усилением кровообращения в челюстной области, что в свою очередь, усиливает кровообращение и в носовой, вызывая, таким образом, насморк (по этому же принципу можно иногда наблюдать и красные щечки у малышей при прорезывании первых зубиков .Физиологический насморк проходит за пару дней. Как сказала педиатр, у нас, скорее всего он и есть, так как ребенка кроме насморка беспокоят только зубы, и температура тела остается в норме.
Передаю дословно, что нам сказала врач. Главной задачей родителей в ситуации, когда у ребенка насморк это НЕ «включить обогреватель» и НЕ «скорее закапать в нос сосудосуживающие капли», а не дать соплям засохнуть !
Не вдаваясь в медицинские подробности, вышеуказанное правило сводится к следующему: если сопли жидкие – все отлично, они или сами вытекут, или их легко можно будет удалить механически с помощью специального аспиратора или клизмочки. В такой ситуации есть все шансы, что насморк пройдет быстро и безболезненно. Если же сопли засохнут – очевидно, что будет невозможно прочистить нос, затруднится дыхание и существенно увеличится риск возникновения осложнений, так как слизь может опуститься в нижние дыхательные пути и впоследствии стать причиной бронхитов и даже воспаления легких!
На этом очевидном правиле и строится все лечение насморка. для этого подходят все средства, нацеленные на увлажнение слизистой носа и поддержания нужной температуры воздуха в помещении во избежание засыхания слизи. Таким образом, к основным лекарствам от насморка относятся следующие:
- Физиологический раствор или морская вода для промывания носа. Физиологический раствор можно купить в аптеке, а можно сделать самому: чайная ложка соли на литр кипяченой воды. Морская вода продается в аптеке (Аквамарис, Хьюмер (аэрозоль) и пр.). Единственное что, перед использованием аэрозоля, обязательно обратите внимание на возраст ребенка, с которого можно использовать аэрозоль. Это очень важно, так как если использовать аэрозоль раньше допустимого срока можно создать избыточное давление в области носоглотки, а это чревато нежелательными последствиями;
- Клизмочки и специальные аспираторы для механического удаления соплей (актуально для маленьких детей, которые еще не умеют самостоятельно сморкаться);
- Ребенка обильно поить;
- Обеспечить свежий, чистый и холодный воздух в помещении (включить увлажнитель, часто проветривать, делать влажную уборку);
- Больше гулять на улице;
Часто при насморке мамы капают деткам сосудосуживающие капли, считая их единственными возможными лекарствами от насморка. Но к таким каплям следует отнестись с осторожностью, они не такие безобидные, как кажутся!
Дело в том, что сосудосуживающие капли имеют довольно таки много побочных эффектов и вызывают привыкание, поэтому от их использования в большинстве случаев лучше воздержаться. Случаи, при которых такие капли применять необходимо четко определены. К своему стыду, я их не знала, поэтому записала прямо в кабинете у врача:
Случаи, при которых необходимо капать сосудосуживающие капли:
На этом, пожалуй, все о лечении насморка. Как видите, оно сводится к регулярному промыванию носа, увлажнению воздуха в помещении и обильному питью. Все очень просто, но в тоже время очень важно для здоровья ребенка.
Крепкого здоровья вам и вашим малышам!
Почему ребенок боится. Страхи у детей. Детские страхи
Что такое детские страхи. повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых?
На этот вопрос нам и предстоит ответить. И давайте попробуем отнестись к проблеме серьезно: понять причины детских страхов — значит помочь нашим детям избавиться от них.
Большинство взрослых, как это ни странно, считает детские страхи выдумками малышей, их капризами и не уделяет им должного внимания. «Не выдумывай! — говорит ребенку рационально мыслящий отец. — Никаких Бармалеев в природе не существует, поэтому немедленно ложись спать и закрывай глаза!»
И неудивительно, что после таких слов страх у ребенка не только не исчезает, но и усиливается, а постоянное ожидание того, что сейчас в комнате появится злой Бармалей, может привести к хроническому нарушению сна и даже к неврозам.
В каком возрасте возникают детские страхи и чего боится ребенок?
Не стоит воспринимать ребенка как игрушку или как ничего не смыслящее существо. Уже в четыре месяца малыш эмоционально отзывается на присутствие или отсутствие близких ему людей. В семь месяцев он чутко реагирует на уход матери, начинает беспокоиться, испытывает. страх. Да-да, именно страх, СТРАХ ПЕРЕД ОДИНОЧЕСТВОМ. Рядом с матерью ребенок чувствует поддержку, он знает, что она защитит его, теплые руки и ласковый голос матери внушают уверенность, а ее отсутствие становится травмирующим фактором. И если мать не сможет должным образом отреагировать на такое проявление страха у ребенка. оно может перерасти в страх перед одиночеством, страх потери близкого человека.
Почему возникает страх перед одиночеством? Даже когда ребенок уже появился на свет, он все еще связан с матерью пуповиной, теперь уже эмоциональной. Мать и самого себя малыш воспринимает как единое, неразрывное целое. Когда же матери нет рядом, он перестает чувствовать поддержку и заботу, а вследствие этого возникает беспокойство, переходящее в страх.
Ребенок растет и к двум годам начинает осознавать себя в этом мире как личность и понимать свое отличие от других людей. Страх перед одиночеством притупляется, становится не таким острым, но все же остается. «Мама, не уходи, я боюсь!» — плачет двухлетний малыш, а мать просто не представляет себе, чего он может испугаться. А на самом деле он просто боится оказаться в одиночестве, лицом к лицу с таким враждебным и страшным миром.
Очень рано, в возрасте восьми месяцев, появляется страх перед незнакомыми людьми. Малыш старается прижаться к матери, отворачивается от незнакомцев, беспокоится, плачет. Этот страх связан с инстинктом самосохранения. Подсознательно ребенок боится чужих людей, которые могут причинить ему зло. И только когда он понимает, что незнакомый человек не доставит ему неприятностей, страх постепенно проходит.
Ребенок подрастает, и инстинктивный страх перед незнакомцами перестает быть таким острым. Уже в год и четыре месяца он не так беспокойно воспринимает чужих людей, но страх не пропадает полностью. Если ваш малыш очень эмоционален, реакцией на появление незнакомых людей может быть смущение или застенчивость.
Приблизительно в возрасте трех лет ребенок активно знакомится с окружающей средой — взрослые читают ему книги, он смотрит мультфильмы и рассматривает картинки. В это время страх перед чужими людьми может стать следствием страха перед сказочными персонажами, перед неведомым, все еще не познанным миром.
Если страх одиночества скорее всего связан с социальным аспектом — боязнью быть отвергнутым обществом, то страх перед неведомым миром и сказочными персонажами основан в большей степени на инстинкте самосохранения. Ребенок инстинктивно опасается за свою жизнь и здоровье.
Этот страх испытывают практически все дети. Но при правильном воспитании и доброжелательной поддержке взрослых он быстро проходит. При неблагоприятном стечении обстоятельств — наличии тревоги и страхов у взрослых, окружающих ребенка, их пренебрежении к его эмоциональному состоянию, — тревога перерастает в тревожность, а страх — в боязливость, которые впоследствии формируются в устойчивые черты характера.
Если дети до трех лет испытывают чаще всего инстинктивные страхи, то страхи детей более старшего возраста уже осмысленны и конкретизированы.
Любой родитель или воспитатель может с ходу назвать множество детских страхов. Один ребенок боится кататься с горки, взбираться на что-либо, другой до истерики боится воды и ни за что не соглашается плавать в бассейне, третий приходит в ужас при виде незнакомой собаки, четвертый начинает плакать, как только услышит слова «врач» или «укол».
В три-пять лет дети боятся также сказочных персонажей или животных, чему немало способствуют взрослые. Не раз и не два можно услышать, как мама, укладывая малыша спать, говорит ему: «Закрывай скорее глаза, а то сейчас Баба Яга придет!» Причем своей интонацией мать показывает, что и сама боится этой ужасной Бабы Яги. Что уж говорить о малыше! Поначалу он копирует страх матери, сам при этом не испытывая его, так как не знает, как выглядит эта самая Баба Яга и как она может кому-то навредить. Но когда он увидит соответствующие картинки в книге сказок, посмотрит мультфильмы «с участием» Бабы Яги и наслушается рассказов взрослых о том, какая эта Баба Яга злая и как она поступает с непослушными детьми, малыш начинает ее бояться по-настоящему.
Для детей этого возраста также характерны боязнь плохих сновидений, страх перед некоторыми животными, боязнь глубины, огня, страх перед наказанием.
В пяти-шестилетнем возрасте дети наиболее часто испытывают страх перед смертью. Что и говорить, даже взрослому трудно понять, как мир будет существовать без него, и смириться с этим фактом. Ребенку это сделать еще сложнее. Почему страх смерти появляется именно в этом возрасте? Это обусловлено особенностями интеллектуального развития малыша. Он узнает смысл таких слов, как «время», «возраст*, «жизнь», а вместе с ними появляется и страх смерти. Ребенку еще не понятна до конца тайна рождения, но вот осознание того, что концом всему является смерть, уже приходит и вызывает у него ни с чем не сравнимый ужас.
Родителям не стоит думать, что страх смерти в этом возрасте — патология. Такой страх является аффективно-заостренным выражением инстинкта самосохранения. Он, как и вообще все страхи, в большей степени присущ эмоциональным детям. У детей же с задержкой психического развития, с расторможенным и агрессивным поведением, а также у детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом, страх смерти не развивается.
Как же определить наличие у ребенка страха смерти? Нередко этот страх может быть выражен через наличие других, тесно связанных с ним страхов — боязни нападения, болезни, природных стихий (воды, огня, пожара).
Эти страхи присущи и взрослым людям, но в меньшей степени. У детей же они чаще всего связаны со страшными персонажами из сказок. Например, боязнь огня может выражаться в ужасе перед огнедышащим Змеем Горынычем.
Однажды на прием к врачу пришла мать с сыном, который панически боялся Змея Горыныча. Когда врач попросил конкретизировать, чего именно боится малыш, он сказал: «Змей такой страшный: дыхнет, и все горит!» То есть боязнь сказочного персонажа в данном случае была не чем иным, как ужасом перед пожаром и, возможно, боязнью смерти.
Со страхом смерти связана также и боязнь животных: «Боюсь собаку, она меня загрызет!», «Боюсь червяка, он похож на змею, а она кусается», — жалуются дети. Все то, что не понято ими или ассоциируется со смертью, может вызвать болезненный ужас.
Пяти-шестилетние дети очень боятся лечебных процедур, также связывая их с болью, а иногда и со смертью. В поликлинике можно нередко наблюдать зареванного малыша у дверей прививочного кабинета. Мама уговаривает ребенка: «Ну что ты, такой большой мальчик! Раньше-то ты уколов не боялся!» — не ведая, что страх перед шприцем вызван пониманием ребенка, что он может умереть (боль может привести к смерти).
В этом возрасте ребенок тяжело переносит болезнь или смерть близких ему людей или животных. Это даже не сочувствие им, а ярко выраженный детский страх. что подобное может произойти и с ним.
Появление страха смерти должно говорить родителям о том, что ребенок взрослеет. Сама жизнь уже воспринимается пяти-шестилетним человечком таким образом, что категория смерти признается им как нечто неизбежное. Страх же смерти возникает из нежелания признать эту неизбежность, из эмоционального неприятия необходимости умереть.
Когда ребенок начинает посещать школу, страх перед смертью постепенно проходит. Дело в том, что чувство это уже оказывается пережитым: в сознании ребенка жизнь и смерть выстраиваются в единую концепцию существования. К тому же он переключается на школьные занятия, где все для него внове, все интересно. Неудивительно, что его внимание переходит с осознания того, что он смертен, на разнообразные школьные проблемы.
Когда ребенок идет в первый класс, страх смерти уже перестает быть навязчивым и больше не вызывает панику. Но, к сожалению, это происходит не со всеми. Эмоционально чувствительные дети все еще испытывают страх смерти, который в этом возрасте выражается как боязнь покойников, скелетов, кладбищ и чертей.
Если в пять лет дети боятся собственной смерти, то в более старшем возрасте они больше боятся потерять родителей. Смерть родителей означает для ребенка, что он останется один; отсюда активизация страха одиночества.
Боязнь остаться в одиночестве тесно связана со страхом оказаться нелюбимым. Не случайно ребенок часто повторяет: «Мама, а ты меня любишь?» Для него это способ удостовериться в том, что все идет нормально, что его не оставят наедине с этим огромным, непознанным и страшным миром. Страх быть отвергнутым говорит о том, что ваш ребенок взрослеет, все более и более вникает в сущность жизни, понимая, что одному (и вдобавок нелюбимому) жить несладко.
Наличие страхов зависит от многих причин. Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше, чем у их сверстников, живущих с обоими родителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, чем на мальчиках, по причине того, что дети, как правило, остаются жить вместе с матерью, и тогда мать с дочерью образуют однополую диаду общения, что позволяет девочке уверенно себя чувствовать и не испытывать многих страхов. Мальчики же, оставшись без отца, не получают необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и — как следствие — на увеличении количества страхов.
Ученые также сравнили, кто наиболее подвержен страхам ; дети из отдельных или из коммунальных квартир? Результаты получились ошеломляющими. Больше страхов оказалось у детей, живущих в отдельных квартирах. Те же дети, которые проживают в коммунальных квартирах, испытывают меньше страхов, так как имеют больше возможности для общения со своими сверстниками.
Однако вне зависимости от того, воспитываются ли дети в полных или неполных семьях, проживают в отдельных или коммунальных квартирах, они испытывают больше страхов, если их родители часто ссорятся между собой. Особенно это относится к четырех-пятилетним малышам, уже понимающим, что такое конфликт между близкими им людьми, и эмоционально переживающим его. Беспокойство, возникающее при этом, вскоре перерастает в страхи, которые возникают еще и потому, что ребенок не имеет возможности влиять на исход конфликта родителей, а значит, ощущает свою беспомощность. Кстати, девочки более эмоциональны, чем мальчики, и поэтому обнаруживают большую чувствительность к конфликтам родителей и в связи с этим больше страдают от страхов.
В ходе исследований ученые также обнаружили тесную связь между количеством страхов у детей и их родителей. Страхи, как оказалось, могут даже передаваться по наследству! Речь, конечно, идет не о генетической их передаче, а об определенной склонности к чувству беспокойства по тому или иному поводу. Если мать в детстве до ужаса боялась темноты, этому же страху может быть подвержена и ее дочь. К тому же если взрослый человек испытывает тот или иной страх, ребенок это очень чутко чувствует и непроизвольно начинает бояться того же.
Нужно помнить и о том, что родитель, который постоянно испытывает чувство тревоги, подсознательно старается оградить от подобного психику малыша. Он и не подозревает, что тем самым он оказывает ему медвежью услугу, так как ребенок в этом случае воспитывается в искусственной среде, а следовательно, не вырабатывает в себе навыков психологической защиты: избегает всего, что вызывает страх, вместо того чтобы научиться активно преодолевать его.
Чрезмерная опека также может сказаться на формировании страхов ребенка. Рассмотрим такой пример.
Мама родила Мишу поздно, уже в 35 лет, после того как в течение десяти лет безнадежно пыталась забеременеть. Естественно, что она испытывала постоянное беспокойство по поводу реальных и мнимых опасностей, грозящих здоровью ее сына. Она чрезмерно опекала его, все время приглашала врачей, ужасно волновалась при малейшем ушибе или царапине, без конца спрашивала малыша о том, как он себя чувствует. Понятно, что ребенку непроизвольно, в процессе повседневного общения, передавались страхи матери. Миша тоже стал бояться всего на свете. Он отказывался играть с мальчиками и девочками в песочнице («Вдруг они меня побьют?»), боялся принимать лекарства («Я знаю, мне будет больно!»), по ночам просыпался с криками: «Меня заберет от мамы злой ЭяЭя» На фоне активизирующихся страхов у мальчика развился невроз, а причиной этого явилось поведение его собственной матери, думающей, что она желает ему только добра.
И психологу, прежде чем начать помогать четырехлетнему Мише избавиться от страхов, пришлось сначала провести разъяснительную беседу с матерью.
На основе рассмотренного случая сделаем вывод, что чрезмерная забота, гиперопека не идут ребенку на пользу, они могут стать причиной возникновения различных страхов. Однако подчеркнем, что, если родители, напротив, не проявляют любви к своему малышу, эмоционально не воспринимают ребенка, у него также могут развиться разнообразные страхи. Ребенок не чувствует защищенности, ему не к кому обратиться, когда он испытывает эмоциональный дискомфорт, и он начинает чувствовать враждебность окружающей среды. Таким образом, зная об отношениях в семье, можно констатировать большую или меньшую выраженность страхов у детей.
Нередко родители и сами, не задумываясь над последствиями, внушают ребенку страх различными угрозами: «Будешь себя плохо вести — позову милиционера», «Не станешь слушаться — отдам тебя в детдом», «Не будешь кашу есть — сделаю тебе укол». Иными словами, порой они намеренно вызывают детский страх. а потом удивляются: «И что это моя Машенька стала вскрикивать по ночам?» «Почему это мой Петечка отказывается гулять во дворе, если я не держу его за руку?»
Подобные угрозы чреваты и другими последствиями. Ведь если у детей дошкольного возраста угрозы старших вызывают страхи (так как ребенок верит в реальность слов взрослых), то дети постарше реагируют иначе: чувствуют себя оскорбленными, униженными, что подрывает их веру в себя и свои силы.
Ни в коем случае взрослые не должны также произносить «пожелания» типа «Ах, чтоб ты подавился!», «Чтоб тебя разорвало!», поскольку подобные слова соотносятся с темой жизни и смерти, вызывая у ребенка обострение соответствующих мыслей и как следствие ; страх перед возможными бедами.
Страхи у малыша могут возникать также при подражании сверстникам. Маленький ребенок безотчетно копирует других людей и таким образом осваивает мир. Когда малыш приходит домой и сообщает вам «новость»: «Катя боится Змея Горыныча, и я тоже его боюсь», — знайте, что перед вами — типичный пример страха-подражания.
Все вышеперечисленные факторы влияют на возникновение страхов у детей. Отдельно отметим, что страхи могут возникнуть в связи с реально пережитой опасностью, испугом. Если на ребенка было совершено нападение, он был сильно избит или его покусала собака, все это в той или иной степени отражается на его дальнейшем эмоциональном развитии. При событиях, представляющих реальную угрозу жизни ребенка, в его памяти фиксируется сильный испуг. Зачастую он не проходит, а возникает систематически при обстоятельствах, схожих с первоначальным случаем, вызвавшим у малыша страх.
Детские страхи. основанные на реально произошедших с ним событиях, требуют еще более пристального внимания родителей, а нередко и специальной помощи психолога.
Как уже упоминалось, страхи и ночные кошмары бывают практически у каждого ребенка. При этом они еще не являются показателем того, что нервная система малыша расшатана или что его здоровье не в порядке. Но в любом случае страхи и кошмары — явление негативное, и ваша задача — помочь ребенку побыстрее справиться с ними. Каким образом это сделать?
Прежде всего наладьте тесный контакт с малышом, он должен вам доверять и верить в то, что вы его любите. Спокойствию ребенка также способствуют нормальные внутрисемейные отношения. Даже если невозможно полностью устранить конфликты в семье, выясняйте отношения только тогда, когда малыша нет поблизости, а с ним самим придерживайтесь неизменно ровного и ласкового тона. При этом помните, что внимание и понимание отца для ребенка не менее важны, чем доброжелательные отношения с матерью. Ваши правильные действия облегчат его напряженное состояние и будут способствовать тому, что он перестанет бояться.
Ну а если страхи остаются? Обязательно ли нужно обращаться к специалистам? Если ребенок не болен, нейтрализовать их возможно и дома. Для этого была разработана специальная программа, которая и предлагается вашему вниманию.
Программа состоит из нескольких этапов, первым из которых является РИСОВАНИЕ СТРАХОВ.
Все дети любят рисовать. Даже двухлетний малыш тянется к карандашам и бумаге, стремясь «выразить себя в творчестве». А после трех лет рисование становится одним из любимых занятий ребенка, что свидетельствует о развитии у него образного мышления. К тому же через рисование ребенок осуществляет потребность в выражении своих чувств и эмоций. Психологи заметили, что рисунки детей передают их интересы, увлечения, особенности темперамента, являются зеркалом их внутренних переживаний.
Преобладание в рисунках малыша серых и черных тонов может означать отсутствие жизнерадостности, постоянное плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика справиться не может. Когда же в рисунках преобладают яркие, сочные краски — это скорее всего является свидетельством жизненной активности, хорошего настроения, оптимизма.
Прежде чем начать изображать страхи, нужно увлечь ребенка процессом рисования. Попросите его нарисовать что-то на нейтральные темы: «На улице», «Моя семья», «Любимые животные». При этом тема «Моя семья» имеет особое значение. Ребенок должен нарисовать всех членов семьи. Это поможет вам понять, как ребенок воспринимает внутрисемейные отношения. Посмотрите, где он разместил себя, как близко расположил родителей. Если он нашел себе место в центре картинки, а рядом — родителям, значит, отношения в семье ровные и страхи малыша не связаны с внутрисемейными конфликтами. Наоборот, сигналом тревоги может являться тот факт, что ребенок нарисовал себя в стороне от родителей или же рядом только с одним из них. Это означает, что в семье не все ладится. Стоит обратить внимание и на краски, которыми он пользовался. Если он одним цветом нарисовал себя и маму, а отца — другим, значит, малыш больше контактирует с мамой, и наоборот.
Следующей темой рисования может быть: «Что страшное мне снится и чего я боюсь».
Сначала поговорите с ребенком по душам, выясните, чего он боится больше всего, составьте список страхов («Боюсь медведя, Бабы Яги, смерти, пауков, врачей, огня»), затем дайте задание нарисовать их. Если он отказывается рисовать страхи, это еще не значит, что их нет. Скорее всего он отрицает их, и, значит, ему будет трудно их преодолеть. Если же он изобразил на рисунке какие-то пугающие его предметы или явления, значит, он готов к преодолению своего страха.
Не думайте, что графическое изображение усиливает страх. Наоборот, при рисовании снижается напряжение от тревожного ожидания чего-то ужасного. В рисунке страх не такой острый, он изображен как что-то уже случившееся, реализованное, а значит, менее страшное.
Рисование не должно длиться более 20—30 минут. Ребенок может изобразить несколько страхов, а может и всего один — то явление, которого он боится сильнее всего.
Большое значение имеет также и атмосфера, в которой малыш занимается рисованием. Поддержка родителей, их одобрение помогают ему приобрести уверенность в себе, преодолеть страх.
Важно выразить одобрение по поводу нарисованного, сказать, что вы гордитесь им, ведь он теперь не боится этого. Похвала повысит чувство собственного достоинства ребенка, его активность и уверенность в себе. Не нужно говорить малышу, что теперь, после рисования, вы уверены, что все страхи пропадут. Лучше скажите ему, что он отлично справился с заданием.
Если ребенок не уверен, как нарисовать тот или иной страх, можно подсказать ему, как его изобразить (но только в самых общих чертах). Помните, что тему смерти нужно исключить, потому что она наиболее трудна для понимания и изображения. После того как все страхи будут нарисованы, обязательно обсудите рисунки с ребенком. Хорошо, когда такое обсуждение проводится совместно с другими детьми, эффект подражания поможет каждому из них быстрее справиться со своими собственными страхами.
Покажите ребенку его собственный рисунок, с юмором опишите, что на нем изображено. А потом спросите, боится ли он теперь. Отрицание страха обязательно закрепите похвалой. Даже если страх сохраняется, он становится не таким сильным, так как малыш чувствует ваше понимание и поддержку.
Если страхи остались, предложите нарисовать их снова, но теперь пусть он изобразит себя небоящимся. Если в первом рисунке был изображен только объект страха, теперь ребенок рисует себя в момент противостояния ему. Такая позиция действует в качестве косвенного внушения и дополнительного стимула преодоления страха.
Заключительной темой рисунков может быть: «Кем я хочу стать». Это вносит оптимистическую нотку, придает уверенность в своих силах, помогает справиться с проблемами. Малыш рисует свое будущее, а в нем нет места страхам. Тем самым они нейтрализуются.
Достигнутые через рисование успехи в преодолении страхов необходимо закрепить в процессе игры. Поиграйте с ребенком в игру: «Кто расскажет лучшую сказку». Начните вы, придумав историю, в которой главный герой чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Затем попросите пофантазировать малыша. Пусть и он сочинит сказку, в которой герой легко справляется с трудностями и преодолевает боязнь. Главным действующим лицом в этой истории может быть как сам ребенок, так и вымышленный персонаж.
Если у малыша не получается, помогите ему. Причем помните о главном страхе, который мучит ребенка, и используйте его в сочиняемой сказке.
Воздействие такой истории на малыша можно усилить, инсценировав ее с помощью кукол и мягких игрушек, — и пусть ребенок сам распределит роли. Этот маленький спектакль можно дополнить масками, костюмами, песенками и стихами. Проигрывая один и тот же сюжет, связанный с преодолением страха, ребенок и сам перестает бояться, так как страх в большинстве случаев вызывает лишь неизведанное. А если он доподлинно разобрался, что представляет собой страх и как с ним можно бороться, ему становится уже не так страшно.
Когда ребенком проиграны условные истории, можно переходить к инсценировке реальных событий, которые случились с малышом или с тем человеком, которого он знает. Инсценировать также можно сценки из жизни. Например, предложите малышу сыграть в то, как вы укладываете его спать, он будет мамой, а роль малыша возьмите на себя (в роли малыша может выступить и мягкая игрушка или кукла). Объясните малышу, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы не испытывать страха. Ребенок же, почувствовав себя взрослым и взглянув на свои страхи со стороны, может просто рассмеяться, настолько забавно это выглядит. Даже глубоко укоренившийся страх легко побороть с помощью такого заключительного упражнения.
Как вы успели убедиться, проблема детских страхов весьма актуальна. И если ваш ребенок подвержен страхам и ночным кошмарам, ваша задача помочь ему справиться с ними и почувствовать уверенность в себе. Необходимо установить причину детских страхов и попытаться устранить ее. Если беспокойное состояние ребенка связано с напряженными отношениями в семье, то, чтобы он перестал бояться, вы должны наладить внутрисемейный мир, научиться быть доброжелательным с ним.
Если же страхи зашли очень далеко и наряду с ними малыш испытывает ряд других проблем психологического характера, помочь ему может. только специалист, который и посоветует, как действовать в том или ином случае. В большинстве же своем при понимании и поддержке со стороны родителей ребенок вполне может самостоятельно преодолеть все свои страхи.
Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога
Стоит ли оберегать чадо от всех возможных страхов или заставлять преодолевать боязнь, несмотря ни на что? Рассуждает Анна Арутюнян, психолог-консультант .
; Детские страхи ; не всегда однозначно зло. Справляясь с ними, ребёнок приобретает опыт, учится преодолению, взрослеет. Но объём и сила страхов должны быть посильны для психики конкретного ребёнка, иначе это выльется в психическую травму, которая испортит ему жизнь, когда он вырастет. И тогда даже специалисту нелегко будет установить, откуда возникли проблемы со здоровьем, неврозы, бессонница.
Где этот переносимый предел, могут подсказать знание закономерностей развития ребёнка и здравый смысл самих родителей, хорошо знающих своего отпрыска. Если ребёнок боится засыпать без света или оставаться один, не нужно упираться и заставлять его спать в темноте, запирать дома одного ; только потому, что ему уже исполнилось 8 лет и других детей-ровесников это не пугает. Так вы превратите его в невротика. Важно понять, реально ли ребёнок боится или он так манипулирует родителями. Например, потому, что ему хочется больше внимания и почаще быть с мамой. Если это так, надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Но при этом уделять ему достаточно внимания. Ни один родитель никогда не сможет удовлетворить все потребности ребёнка ; ему нужно научиться самостоятельности.
Важно понять причину. Есть реальный страх чего-то конкретного, а есть тревога, ни с чем на первый взгляд не связанная. Постарайтесь вспомнить вместе, что могло её вызвать ; страшный мультфильм, происшествие в школе, на улице. Страх может возникать при недостатке информации. А пробел заполняется страшилками. Таково свойство психики: думать сначала о плохом. Вспомните самих себя. Если ребёнок задержался из школы, мы сразу начинаем думать, что его сбила машина или напали хулиганы. А то, что он с друзьями хорошо проводит время, почему-то в голову не приходит.
Часто сами родители ; авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься.
Предупреждаем: Этот мальчик хулиган . Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: Я боюсь. .
Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.
Ребенок боится: что делать? Как избавиться от детских страхов? Консультация детского психолога.
Все, кто участвовал в Мастерской игр в апреле 2013 года, помнят Наталью Михайловну по ее замечательным видеоматериалам «Добрые игры для развития эмпатии (сочувтсвия)» и «Экологические игры».
Для новичков проекта представлю Баринову Наталью Михайловну подробнее:
Я попросила Наталью ответить на самые часто встречающиеся в моей почте вопросы от читателей «Родной тропинки». Сегодня я публикую первую из цикла ее статей, написанных специально для участников нашего проекта.
Страх – боязнь, робость, сильное опасение,
тревожное состояние души от испуга,
от грозящего или воображаемого бедствия.
В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»
Опыт работы детского психолога за последние годы высвечивает условный топ-10 детских страхов
Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?
По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.
Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.
Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:
От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.
От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.
От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.
Существуют также и внушенные и социальные страхи.
Давайте проанализируем причины возникновения страха:
; Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).
; В нушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги ; под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».
; Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.
; Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-
; Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.
Если ребенок боится ; что делать? Типичные ошибки и правильные варианты.
Родителям очень важно правильно говорить с ребенком о его страхах.