Страх – естественная реакция человека на явление окружающей среды, которое вызывает ощущение опасности и угрозы жизни. Если взрослые люди могут справиться с собственными опасениями, то у малышей частыми становятся различные детские страхи, порой фантастической направленности. Диагностика по выявлению причин позволит определиться с методами коррекции и ответить на вопрос, как справиться с детскими переживаниями.
Абсолютно каждый родитель сталкивался с тем, что ребенок чего-то боялся. Дети могут бояться чего угодно:
- Темноты.
- Страшных существ под кроватью.
- Посторонних людей.
- Насекомых.
- Шумных звуков и пр.
Причин для страха у ребенка может быть большое количество. Если взрослый человек уже умеет справляться с собственными переживаниями, то ребенку это трудно сделать. Если вспомнить, как переживается страх, то такие ощущения остро и ярко испытываются детьми. Если у родителей есть желание помочь своим чадам, тогда можно пройти первую консультацию на сайте психологической помощи psymedcare.ru.
Что такое детские страхи? Это ответная эмоциональная реакция на возбудитель, который возникает в реальной ситуации или в воображении детей. Нередко страхи бывают навеянными в результате чуткого воспитания родителей. Если постоянно чем-то запугивать ребенка, то можно вскоре вызвать у него определенные переживания.
Однако не следует относиться к детским страхам пренебрежительно. Они возникают по тем же причинам, что и у взрослых людей. Что-то представляется опасным для ребенка, поэтому он начинает от этого отгораживаться, сторониться, избегать. Ребенок подвержен своему инстинкту, который присущ всем людям – оберегать себя, свою жизнедеятельность и благополучие. Неадекватной становится реакция взрослых, которые начинают принижать значение страха или смеяться над ребенком.
Страх помогает человеку выжить. Данная эмоция заложена в каждого, чтобы в первую очередь человек занимался самовыживанием. Попадая в ситуацию, которая пугает или кажется опасной, человек естественным образом начинает предпринимать все меры, чтобы сохранить свое здоровье и выжить. Лучше убегать, чем подвергать свою жизнь смерти. Поэтому к страхам следует прислушиваться, поскольку они могут быть полезными.
В большинстве своем детские страхи имеют такие же причины для своего появления, что и страхи у взрослых. Страх возникает в ответ на конкретную ситуацию, которая кажется опасной для здоровья и жизни человека. Это может быть что угодно, начиная от громких звуков и кончая угрозами физической расправы. Однако детские страхи более разнообразные из-за того, что ребенок просто не знает, что он может чего-то не бояться.
В младенчестве ребенок может бояться остаться в одиночестве. Это связано с инстинктом самосохранения, когда присутствие рядом мамы гарантирует ему выживание. Он плачет и кричит, если мамы нет, чтобы она услышала и пришла к нему.
В 3-летнем возрасте могут возникать страхи после увиденных снов. Страшные сны могут настолько пугать, что заставляют ребенка не засыпать.
В возрасте 3-5 лет начинают возникать страхи перед темнотой, страшными существами и замкнутым пространством. Также сюда подключается страх одиночества и смерти своей, близких. Это связано с верой в нечто несуществующее, а также реальными примерами, когда родители покидают, уходят надолго или болеют.
В младшем школьном возрасте детские страхи приобретают социальный окрас. Здесь возникает страх несоответствия: ученик старается получить те отметки, которые родители желают видеть, понравиться учителям, получить одобрение от сверстников. Сюда подключаются страхи мистической направленности. Ребенок постепенно увлекается потусторонними тематиками, просматривает различные фильмы-ужастики. Популярными здесь становятся различные страшилки.
В подростковом возрасте детские страхи усиливаются. Теперь ребенок желает получать одобрение от взрослых и ровесников, успевать по учебе, а также соответствовать стандартам внешней привлекательности. Если он стал свидетелем какого-то происшествия, то это может его напугать. Невротические страхи представляют из себя боязнь за неспособность контролировать собственные действия и чувства.
У всех детей возникают страхи. Причинами их являются:
- Отношение родителей к тем или иным явлениям, что передается ребенку, который их копирует.
- Взаимоотношения в семье, где ребенка может что-то пугать.
- Завышенные требования, которые ребенок в силу своей неспособности не может реализовать.
- Авторитарное воспитание, где ребенок обучается все оценивать с точки зрения правильности и неправильности.
- Конфликтные отношения со сверстниками.
перейти наверх
Чтобы помочь ребенку избавиться от его страхов, необходимо провести диагностику. Она направлена на выявление детских страхов, определения их характера, а также выделение причин возникновения. Разделяют такие виды страхов:
- Реальные, которые возникают в ответ на реальную внешнюю угрозу.
- Невротические, которые проявляются в результате нарушения работы психики.
- Свободные, которые возникают, когда человек постоянно находится в ожидании чего-то страшного.
В качестве методик выявления страхов могут выступать рисование, лепка, беседа с ребенком, методика Спилбергера, тест определения школьной тревожности Филлипса, проективные методики, «Страхи в домиках» и пр. Выделяют типы детских страхов:
- Немые – когда ребенок не рассказывает о своих страхах, но родители видят их. Например, страх посторонних людей, животных, чужих мест.
- Страхи-«невидимки» ; когда ребенок осознает свои переживания, однако родителям они незаметны. Это могут быть такие страхи:
- Быть наказанным за совершенный поступок. Часто проявляется в семье, где присутствует авторитарное воспитание, нарушена коммуникация между родителями и ребенком.
- Страх крови. Возникает из-за незнания анатомических особенностей организма.
- Страх смерти близких. Часто навеян самими родителями.
перейти наверх
Рассматривая тему преодоления детских страхов, речь заходит о необходимости вырабатывать в ребенке смелость. Данное качество помогает не поддаваться на эмоции, а действовать и жить успешно.
Смелость необходима в борьбе со страхами, поскольку многие из них лишены реальной подоплеки и являются абсолютно бессмысленными. Человеку не угрожает реальная опасность, а он боится. В данном случае он предпочитает ничего не делать, забиваться в угол, сидеть ниже травы и пр. Это мешает жить успешно и полноценно.
Смелость считается положительным качеством, которое необходимо каждому человеку, желающему не поддаваться своим эмоциям. Смелый человек тоже может бояться. Смелость – это не отсутствие страхов, а способность человека справиться с собственными страхами.
Страхи возникают у каждого, независимо от пола и возраста. Однако коррекции больше поддаются дети дошкольного возраста. Понимание причин их появления и правильное отношение к ребенку помогает в исправлении сложившейся ситуации.
Многое зависит от того, как сами родители будут себя вести, пытаясь привить ребенку смелость:
- Не следует его наказывать за промахи.
- Следует самим не бояться, поскольку данные страхи передаются ребенку.
- Следует относиться к страху как к нормальной человеческой реакции.
- Следует обучать ребенка методам преодоления страха.
- Нужно ребенка всегда поддерживать.
- Следует выдвигать требования, посильные ребенку.
- Смешно представлять себе ситуацию страха.
перейти наверх
Работа по коррекции детских страхов проходит в несколько этапов. На первом этапе следует выявить страх, что может быть достаточно сложно. Ребенок, к примеру, может не понимать, что его пугает, или бояться об этом рассказывать. Его можно попросить нарисовать то, что пугает, или начать обсуждение темы с того, какие страхи имеются у родителей. Если ребенок отказывается от объяснения того, что его пугает, то настаивать не следует.
Если ребенок рассказал о своем страхе, то предложите ему его осмеять, сделать смешным. Можно дорисовать пушистые ушки или розовый носик, представить в пушистых тапочках и с тортом в руках. В качестве коррекции могут подойти такие методики, как сказкотерапия, игротерапия, шепчущая и групповая терапии.
Во время работы не следует смеяться над ребенком, называть его трусом. Страх – это естественная эмоция, к которой следует относиться спокойно. Также не следует создавать ситуаций, где малыш должен будет проявить смелость. Страх иррационален, поэтому под действием паники человек уже забудет о своей смелости.
Эффективным способом борьбы с детскими страхами является игра. Данная деятельность используется для того, чтобы обучить ребенка удачно справляться с собственными эмоциями, осознавать собственный страх, управлять им, снимать психическое напряжение, а также адекватно поступать в пугающей ситуации.
В комплекс мероприятий можно включить элементы пугающей ситуации. Опасность будет проявляться не полностью, а частично. К примеру, искать клад в приглушенном свете (чтобы побороть страх темноты) или играть в прятки (чтобы побороть страх одиночества). Можно с малышом разучить какие-то утвердительные аффирмации, которые будут его поддерживать, когда он снова начнет бояться.
В качестве профилактических мер подойдут такие:
- Не следует детей пугать различными людьми, вещами или явлениями. Дети безоговорочно поверят в то, что им угрожает опасность.
- Не следует рассказывать страшные истории в присутствии детей.
- Не рекомендуется рассказывать о том, чего вы сами боитесь, и демонстрировать свой страх, поскольку дети его переймут. Лучше родителям самим проявлять уверенность и бесстрашие, что поможет малышам развивать в себе подобные качества.
перейти наверх
Когда в семье царит крепость и идиллия, тогда ребенку легче справиться с собственными страхами. Детские переживания являются следствием отсутствия стабильности в отношениях с родителями, которые могут чего-то не давать ребенку или сами находиться на грани развода. Итогом страха является развитие невротических качеств, когда ребенок будет вынужден искать способы избежать своих переживаний.
Если малыш боится, следует к этому относиться нормально. Успокойте его и помогите расслабиться, а в будущем справиться со своими переживаниями. Не пугайте малыша еще больше и не высмеивайте его, поскольку это только усугубит проблему. Если не получается помочь ребенку самостоятельно, тогда необходимо воспользоваться помощью психолога.