Дети и классическая музыка: советы от Михаила Семеновича Казиника
Как приучить ребенка к классической музыке? Спросили у Михаила Казиника, знаменитого музыканта, искусствоведа и педагога.
Мой ребенок целыми днями играет с планшетом , мой сын слушает ужасную музыку , моя дочь деградирует — подобные родительские жалобы раздаются каждый день по многу раз. Оставим за скобками вопрос, действительно ли современные развлечения плохи или просто сменилась эпоха. И все же тысячи мам и пап хотят привить малышу хороший вкус с детства, желают, чтобы дитя не примитивные хиты слушало, а вечную классику.
Что нужно сделать, чтобы дочь или сын полюбили Баха или Моцарта? Вариант насильно заставлять точно не подходит (особенно в версии запихнуть в музыкальную школу ). Многим малышам тяжело долго сидеть на одном месте, а классическая музыка быстрыми ритмами обычно не отличается, а часто и вовсе мрачная и тяжелая. Никому ещё не удавалось заставить кого-то что-то искренне полюбить. Нередко такие дети, вырастая, начинают классику просто ненавидеть.
И всё же есть способы … Читайте и берите на вооружение!

Здесь проходит целая серия спектаклей Классика для самых маленьких . Самый известный из них — Жизель . Сокращенный до 40 минут, он ненавязчиво знакомит юных зрителей с прекрасной музыкой из великого балета. Сюжет переделан, постановка — это набор музыкальных ассоциаций. Кстати, детям предлагают не только посмотреть спектакль, но и поучаствовать в нём — ведь он интерактивный.

Две волшебные буквы ЗD способны привлечь внимание даже зрителя, совершенно не интересующегося симфоническими произведениями. Добро пожаловать не на концерт, но на приключение. Проект стартовал этой весной, но уже приобрел популярность. Немудрено: шедевры мировой классики в сопровождении мощной и впечатляющей трехмерной визуализации — как такое может не понравиться. А кто не любит зрелищные эффекты так, как их любят дети? В Концертном зале имени Чайковского проходят концерты Классика в 3D , а еще бывает балет в 3D — удивительно гармоничное сочетание традиционного искусства и современных технологий.

Фотография: РИА Новости
Только не нужно слишком стараться. Если вы просто негромко включите красивую музыку, велика вероятность, что ребенок сам спросит, кто это и захочет послушать еще. А если симфония или опера станет греметь на всю квартиру, готовьтесь к всплескам ненависти и злости. Можно поискать специальные подборки вроде Классики для малышей , можно самому ставить то, что нравится — но навязывать ни в коем случае нельзя.
Мы также поговорили с известным скрипачом и педагогом Михаилом Казиником и задали ему несколько важных вопросов по теме.

С какого возраста можно начать водить детей на классику?
Лучше начинать еще с внутриутробного развития плода. Одним из важнейших дел своей жизни я считаю создание двойного диска с записями музыки с комментариями.
В нем всё расписано по неделям и месяцам, что связано с этапами развития плода и изменениями состояния мамы по мере этого развития. Так, например, музыку величайшего музыкального архитектора эпохи барокко Арканжело Корелли я предлагаю слушать в период формирования у плода вестибулярного аппарата. А музыку Бетховена в период установления личностного контакта между мамой и ребёнком для глубинного постижения мамой и через неё ребёнком аполлонического и дионисийского, то есть, гармонии между разумом и эмоцией, между мыслью и чувством.
Предложенная мной музыка Гайдна — сильнейший антидепрессант, записанный на дисках Вивальди создаёт ощущение тепла и света, а музыка Моцарта лучше подходит последним месяцам беременности, когда нужно принять решение, чтобы ребенок вошел в мир Моцарта, а не жестокости и агрессии.
Письма, полученные мною от мам, слушавших во время беременности эти диски, подтверждают мою правоту: их дети в любом возрасте готовы воспринимать самую замечательную классическую музыку и разительно отличаются от прочих детей.
Также первые звуки музыки барокко и венских классиков могут негромко звучать во время кормления, засыпания, пеленания, а затем и первых шагов ребёнка. А когда ребёнку исполнится три года, очень хорошо организовать вечером моцартовские 10 минут и сделать их ежевечерним ритуалом. Наибольший эффект достигается, когда мама, папа и ребёнок сидят рядом, и в полумраке (при свечах или при свете торшера) слушают музыку Моцарта (или композиторов эпохи барокко). Композиторов-романтиков и последующих (кроме некоторых произведений Клода Дебюсси) лучше исключать, чтобы не перевозбуждать систему восприятия ребёнка). Исключение — Детский альбом Чайковского. А водить на концерты желательно на ту музыку, которая уже звучала дома. Тогда у ребёнка появится радость узнавания музыки и дополнительный эффект прослушивания привычной и полюбившейся музыки вместе с другими людьми.
Творчество каких композиторов ребенок лучше всего воспринимает?
Корелли, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Скарлатти, хоральные прелюдии И. С. Баха….Стоит учитывать индивидуальность, впечатлительность, тип темперамента ребёнка. Конечно, сказка Петя и волк Прокофьева. Годам к пять-семи — Путеводитель по оркестру Бриттена, балетные фрагменты Чайковского. Но подробности — тема для отдельного разговора.
Я выпустил диски с музыкой для трёх- четырёхлетних. И далее по мере взросления. Родители рассказывают, что первый диск Приключения петушка дети 2–3 лет готовы слушать до бесконечности. И мои разговоры-фантазии, и саму музыку.
Что вы думаете об адаптированной классике для детей? Это правильно или искажает их представление о ней?
Всё должно начинаться не с вторичной обработки, а с оригиналов, созданных великими композиторами. Именно оригиналы, записанные гениями, есть доказательство принадлежности Человека к Высшему космическому разуму. Гении считывают информацию вечности и передают гармонию бытия.
Если ребенку совсем не нравится классическая музыка, нужно ли ему ее подсовывать или пусть сам к ней придет?
Не нужно действовать дидактически и, тем более, заставлять. Принцип хитрой лисы или кривой козы безотказен. Ты можешь поиграть с игрушками, а мы с папой сейчас послушаем нашу любимую музыку. Или сочетать классику со сказками (читать или сочинять самим).
Если ребенок ходит в музыкальную школу, ему нужно чаще ходить на классику (для развития) или реже (т. к. уже много классики слушает в школе)?
Это сложный вопрос, поскольку многие школы не прививают любовь к великой музыке, а отворачивают от неё. Многое зависит от индивидуальности учителя, от степени контакта, доверия и любви учителя к ученику и наоборот. Видимо, если ребёнок, обучаясь в музыкальной школе, подаёт все признаки нелюбви к этому занятию, то слушанье музыки дома выполнит более важную функцию для формирования личности ребёнка, чем общение с музыкой в музыкальной школе.
Среди глубоких слушателей музыки есть многие, никогда не игравшие на музыкальных инструментах. То, о чём я пишу, связано не с конкретными музыкальными школами, а с проблемами слабого образования вообще и музыкального в частности. Восприятие классической музыки осмелюсь назвать более важным аспектом, чем обучение игре на музыкальных инструментах. Естественно, возможны и существуют исключения.
Кто больше любит классическую музыку — мальчики или девочки?
Мой опыт показывает, что девочки, но по мере знакомства с классической музыкой и тех, и других обнаруживается, что девочки больше тянутся к красивым мелодиям, гармониям, ассоциациям, а мальчиков начинает притягивать музыкальная конструкция. Условно говоря, девочкам ближе мелодии Чайковского и Моцарта, а мальчикам — структуры сонатной формы или фуги. Осмелюсь сказать, что девочки легче приобщаются к классической музыке, но мальчики, приобщившись, становятся не только слушателями, но и исследователями.
С этим моим утверждением можно спорить, но пока мой опыт свидетельствует именно о таком распределении.
Лучше водить детей на обычные симфонические концерты или на оперу/балет?
Это очень индивидуально. Главное, подготовиться к посещению, и сейчас у всех есть такая возможность.
Что касается оперы, то перед походом лучше подробно обсудить либретто. Ребёнок должен знать, что в отличие от кинофильма или театрального спектакля, опера требует предварительного знания сюжета. Условно говоря, убийство Ленского Онегиным на дуэли и исцеление Иоланты не должны стать сюрпризами для детей.
Подводя итоги, хочу сказать, что основной вопрос отношения ребёнка к классике чаще всего и эффективнее всего решается в семье. И второе, не менее важное: классическая музыка нужна не только для заполнения досуга (есть масса других занятий). Её необходимость для формирования личности давно доказана. Классическая музыка приводит в баланс обе доли мозга, помогает мышлению в области точных наук, формирует панорамное сознание и мышление, выполняет терапевтическую функцию.
Узнать больше о Михаиле Казинике, о его книгах, дисках и проектах можно на персональном сайте артиста.