Найдена область мозга, ответственная за социальную память
Исследователи Медицинского Центра при Колумбийском Университете (англ. Columbia University Medical Center; CUMC) выяснили, что небольшая область гиппокампа, известная как CA2 имеет важное значение для социальной памяти, способности животного узнавать животное того же вида, сообщает karantin.net. Улучшенное понимание работы CA2 может оказаться полезным для изучения и лечения расстройств, характеризующихся изменениями социального поведения. К ним относятся: аутизм, шизофрения и биполярное расстройство.
Ученые уже давно поняли, что гиппокамп — парная структура, расположенная в медиальных височных отделах полушарий – играет важную роль в способности запоминать людей, места и время из нашей повседневной жизни. Недавние исследования показали, что различные подобласти гиппокампа имеют различные функции. Например, зубчатая извилина отвечает за различение похожих мест, в то время как CA3 позволяет вспоминать разные реплики. А область CA1 играет важную роль для всех форм памяти.
;Тем не менее, роль CA2, относительно небольшой области гиппокампа, зажатой между CA3 и CA1, оставалась в большей степени неизвестной ;, — заявил Стивен А. Сигельбаум, ведущий автор исследования, доктор философии, профессор неврологии и фармакологии, заведующий кафедрой неврологии, член Mortimer B. Zuckerman Mind Brain Behavior Institute и Kavli Institute for Brain Science и Howard Hughes Medical Institute Investigator. Несколько проведенных исследований показали, что CA2 может иметь отношение к социальной памяти, так как эта область имеет высокий уровень экспрессии рецептора вазопрессина, гормона, отвечающего за сексуальное влечение, привязанность и другие моменты социального поведения.
Чтобы узнать больше об этой части гиппокампа, исследователи создали трансгенных мышей, у которых нейроны CA2 могут быть выборочно отключены. После того, как происходило отключение нейронов, мыши проходили серию поведенческих тестов. ;Мыши выглядели вполне нормально, пока мы не обратили внимание на социальную память ;, — сказал автор Фредерик Л. Хитти, аспирант в лаборатории доктора Сигельбаума, где была создана трансгенная мышь. ;Обычно, мыши любопытны по отношению к другим незнакомым мышам, чем знакомым. Однако, в нашем эксперименте, мыши с деактивированной CA2 не проявили явного интереса к новой мыши, что указало на отсутствие социальной памяти ;.
В двух отдельных экспериментах на распознавание новых особей, CA2-дефицитные мыши показали нормальное предпочтение к объектам, с которыми они ранее не сталкивались, показав, что у мышей нет глобального отсутствия интереса к новинке. В другом эксперименте, исследователи проверили, могла ли неспособность сформировать социальные воспоминания иметь отношение к дефициту уровня обоняния, которое крайне важно для нормального социального взаимодействия. Однако, мыши не показали потери способности отличать социальные или несоциальные запахи.
У человека, важность гиппокампа для социальной памяти можно подчеркнуть случаем известного всему миру Генри Молейсона, у которого большая часть гиппокампа была удалена хирургами в 1953 году, с целью излечить эпилепсию. После чего, Молейсон перестал узнавать людей, т.е. он полностью лишился возможности запоминать. Ученые отметили, что повреждения гиппокампа ухудшают социальную память как у людей, так и у грызунов.
МИНИСТР СОЦРАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА ОЗАБОЧЕН ПРОБЛЕМАМИ ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ
Решение проблем, связанных с аутизмом, должно лежать в русле государственных программ. Об этом сказал министр социального развития Кудайберген Базарбаевна встрече с родителями детей-аутистов, сообщает пресс-служба Минсоцразвития.
Кроме того, сообщается, что министр соцразвития заверил, что максимально будет привлекать внимание общества к данной проблеме, в том числе в рамках запланированных акций для детей с ограниченными возможностями, которые в этом году планируется провести во всех регионах.
НГУ готовит группу специалистов в области аутизма
Группа специалистов в области прикладного анализа поведения в будущем станет основным кадровым резервом для Центра по работе с детьми-аутистами, который планируется создать в Новосибирском госуниверситете в текущем году.
В рамках образовательной программы этой группы сегодня в НГУ состоялся обучающий семинар по прикладному анализу поведения, который провели специалисты международной организации Autism Partnership. В ближайшие четыре дня они же проведут для студентов программы НГУ по ABA интенсивный тренинг, который станет продолжением обучения практическим навыкам по использованию методов прикладного анализа поведения.
О важности и результативности обучения методам прикладного анализа поведения рассказала одна из докладчиков семинара директор Британского филиала Autism Partnership, сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA), магистр нейронаук Зайра Али : «Сегодня достаточно много людей получают диагноз аутизм. Конечно, помимо аутизма существуют другие заболевания, в том числе и опасные для жизни, но как показали исследования и опыт аутизм можно победить. Можно дать детям шанс вести нормальную жизнь, такую же, как у нас. И мы не можем игнорировать это, мы должны дать им возможность вести эту нормальную жизнь».
В группу обучения входят родители, преподаватели университета, выпускники и студенты факультета психологии, а также специалисты, которые сталкиваются с особыми детьми в своей деятельности. Слушатели были зачислены на программу после вступительного собеседования. К обучению группа приступила в октябре прошлого года. Программа включает очные и дистанционные лекции, семинары и тренинги. Лекторы – сертифицированные поведенческие аналитики из США, а также российские специалисты в области прикладного анализа поведения и детской психиатрии. Ожидается, что в итоге будет подготовлена целая группа специалистов в области прикладного анализа поведения, которые будут обладать как теоретическими знаниями, так и практическими навыками.
«Безусловно, мы намерены развивать новую образовательную программу по работе с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра. И обязательно откроем Центр по работе с такими детьми. В создании этого центра кроме факультета психологии обязательно будет участвовать и медицинский факультет, чтобы совместно изучать проблему аутизма», – отметил ректор НГУ Михаил Федорук .
«Будущий Центр по работе с детьми-аутистами будет не только оказывать практическую помощь детям и их родителям, но и взаимодействовать с институтами Академгородка, а также выходить на университеты США, которые реализуют исследовательские программы, связанные с аутизмом. В этом центре нам хотелось бы осуществлять многоступенчатую подготовку специалистов. И здесь один из вариантов – открытие магистратуры на базе факультета психологии НГУ. Мы надеемся, что среди сотрудников центра будет немало сегодняшних слушателей нашей образовательной программы» , – отмечает декан факультета психологии НГУ Ольга Первушина .
Одна из представительниц инициативной группы родителей Наталья Бондарь в свою очередь добавила: «Самое важное то, что при своевременной и ранней работе именно методами прикладного анализа поведения, результаты потрясающие. Базовые знания о прикладном анализе поведения полезны любому человеку, это такая очень жизненная наука, просто, если использовать ее системно, то можно достичь большего. Каждый родитель аутистичного ребенка должен обладать базовыми знаниями прикладного поведения. Хочется, чтобы как можно больше людей знало, как помогать таким деткам».
Стратегии адаптации ребенка с аутизмом в средней школе.
1). Начните работу по подготовке ребенка к средней школе настолько заранее, насколько это возможно. Задумайтесь об организационных и академических вопросах ДО перехода ребенка в среднюю школу, желательно в период, когда он учится в 4-ом или 5-ом классе. Поговорите с методистами в средней школе или с родителями детей, находящихся в средней школе, чтобы выяснить, какими навыками должен обладать учащийся к моменту перехода в среднее звено. Используйте эту информацию для подготовки целей ИПО (от БФ: вероятно, это ;индивидуальный план обучения ;, также известный как ;индивидуальный учебный план ;. Не путайте с IPO), работу над которыми можно начинать в 4-ом или 5-ом классе. Пригласите кого-либо из преподавательского или руководящего состава средней школы к участию в собрании по ИПО. Убедитесь в том, что на данном собрании будут присутствовать педагоги общей программы образования. Проведите ребенку экскурсию по школе за неделю до начала занятий. Желательно, чтобы это происходило не в день открытых дверей, когда в школе будет многолюдно, а на индивидуальной основе.
2). Организационные вопросы зачастую являются наиболее сложной частью обучения в средней школе для аутичных детей. Уточните, может ли ребенок вести одну тетрадь для всех предметов вместо того, чтобы иметь отдельную тетрадь для каждого из них. Такая тетрадь может иметь предметные разделители с карманами между секциями для различных предметов. Один из карманов может использоваться для тех предметов, которые необходимо будет забрать домой: задания, записки для родителей и т.п., а второй карман будет предназначаться для того, что нужно отнести в школу: домашние задания, записки учителям и др. Тетрадь с прозрачной обложкой также может оказаться полезной, поскольку в нее можно будет вложить расписание, таким образом, его будет видно снаружи, и ребенок сможет обращаться к нему, когда возникнет необходимость.
3). Индивидуализируйте расписание. Большинство средних школ, как правило, имеет очень сложное расписание, которое обычно не предполагает одного и того же порядка уроков для различных дней недели. Для того чтобы помочь ребенку разобраться в этом, необходимо составить четкое, доступное для чтения и понимания расписание, включающее все дни недели, и поместить его под обложку основной тетради у ребенка. Вы также можете отметить индивидуальным цветом каждый предмет, например, выбрать зеленый цвет для естествознания, голубой для английского и т.п. В расписание можно включить время, когда ребенку необходимо сходить к своему шкафчику или в уборную. Для этого необходимо выяснить, в каких классах проводятся присутствующие в расписании уроки, чтобы понять, когда ребенку будет удобнее остановиться у своего шкафчика или зайти в туалет. Иногда встречаются учителя, готовые разрешить учащемуся посещать уборную или шкафчик во время урока, что поможет ему избежать встречи с большим скоплением людей в этих местах на переменах.
4). Шкафчики также можно адаптировать к потребностям конкретного ребенка. Иногда в школах для запирания шкафчиков и кабинок используются кодовые замки с вращающимся механизмом. Для некоторых детей такой тип замка может оказаться серьезным препятствием, поэтому может возникнуть необходимость в обсуждении со школой возможности использования другого типа замка на шкафчике у ребенка. Расположение кабинки также может иметь большое значение. Постарайтесь добиться получения шкафчика, который находится с краю, чтобы с обеих сторон от ученика не было других детей, поскольку это может затруднить его доступ к своему шкафчику. Если нужно, организуйте шкафчик, чтобы позволить ребенку быстрее находить в нем все необходимое. На внутреннюю сторону двери также можно прикрепить схему шкафчика, чтобы ребенок мог обратиться к ней, если это потребуется. Также можно добавить информацию о том, что следует класть в шкафчик, и что следует забирать из него во время каждого визита. На переменах между уроками зона возле шкафчиков зачастую бывает очень шумной, что может представлять собой сложность для учащегося, имеющего проблемы с сосредоточением в присутствии отвлекающих факторов.
5). Сложной задачей может оказаться сбор необходимых домашних заданий, книг и тетрадей перед уходом домой. Чтобы решить эту проблему, можно попросить о дополнительном комплекте учебников для дома. Этот пункт можно включить в часть модификаций в ИПО у ребенка. В случае учащихся, которые испытывают сложности с приносом соответствующих учебников для занятий из дома в школу, школьные учебники можно хранить в классе в безопасном месте, выбранном учителем и доступным для учащегося. Подчеркивание важного материала в книгах также может играть важную роль для аутичного ребенка: таким образом, ему легче будет разобраться в том, какая информация в главе является основной для подготовки, например, к тестированию. Родители также могут помочь ребенку в выделении главной информации.
6). Многие из модификаций, доступных для учеников с различными преградами для обучения, могут оказаться подходящими и для аутичных учащихся. В некоторых школах предполагается присутствие дополнительного учителя, приписанного к классам, в которых обучаются дети с особыми потребностями: он переходит от класса к классу по мере того, как в нем возникает необходимость. Важно, чтобы учителя в школе были готовы вносить различные изменения в академический процесс для особых учащихся.
7). Социальные трудности могут быть проблемой для средней школы. Многие дети с аутизмом бывают пассивными и социально отстраненными. С другой стороны, часто встречаются такие дети, которые ведут себя очень социально и нуждаются в признании со стороны своих сверстников. Иногда среди сверстников аутичных детей встречаются дети, которые проявляют к ним интерес и искренне готовы помочь. Можно поговорить с методистами о том, чтобы на некоторых уроках такие ученики находились поблизости от аутичного ребенка, если это возможно. Кроме того, можно предложить ребенку нескольких друзей из тех детей, которые действительно способны оказать поддержку и помочь аутичному ребенку в процессе обучения.
8). Для некоторых аутичных детей наиболее сложную социальную ситуацию в средней школе представляют собой уроки физического воспитания. У них часто наблюдается отставание моторного развития, что усложняет занятия спортом и делает их «мишенью» для шуток других детей. Процесс переодевания в раздевалке часто вызывает особые трудности, и зачастую в этой социальной ситуации не хватает контроля со стороны взрослых, которые могли бы защитить интересы аутичного ребенка. Можно договориться о том, чтобы ребенку разрешили не заходить в раздевалку, или же вовсе освободить его от занятий физкультурой. Для этого необходимо будет написать заявление на имя директора школы и приложить к нему письмо от педиатра или специалиста по развитию, который знаком с ребенком и опытен в вопросах расстройств аутистического спектра. Однако такой вариант стоит рассматривать только в случае, когда ребенок не получает никакого положительного опыта от уроков физического воспитания и не будет нуждаться в выполнении определенных спортивных нормативов для окончания школы.
9). Коммуникация имеет большое значение в период обучения ребенка в средней школе, и к сожалению, родителям обычно намного сложнее общаться с учителями средней и старшей школы, чем с учителями начальной школы. Родителям гораздо труднее предоставить учителям всю необходимую информацию об аутизме, когда у их ребенка семь или восемь учителей, вместо одного. У педагогов могут быть сотни других учеников ежедневно, и им бывает сложно выделить время для систематического взаимодействия с родителями. До начала учебного года необходимо организовать встречу с участием максимального количества учителей аутичного ребенка, а также, возможно, привести и его самого для знакомства. В течение учебного года также стоит искать с ними встречи, чтобы быть в курсе всего, что происходит на уроках у ребенка. Как правило, учителя часто проводят собрания коллектива, и, возможно, вам удастся договориться о том, чтобы поприсутствовать на одной из таких встреч. С этим вам могут помочь методисты или завучи по учебной части. Если у вас будет хотя бы один учитель, заинтересованный в том, чтобы помочь в адаптации вашего ребенка, он наверняка поможет вам выстроить коммуникацию и с другими учителями, а также будет сообщать обо всех возникающих поводах для беспокойства. Кроме того, у учителей должен быть надежный источник информации об аутизме, возможно, педагог специального образования, с которым они смогут связаться, если у ребенка возникнет серьезная проблема поведения, или же при появлении вопросов касательно аутизма.
10). Обратная связь от ребенка в отношении событий в школе также имеет очень большое значение. Многие аутичные дети, как правило, предпочитают не инициировать разговор о том, как прошел их школьный день, и родители часто буквально «допрашивают» их по приходу домой. Если они не задают им правильных вопросов, дети обычно не рассказывают о важных событиях, которые с ними произошли. Во-первых, необходимо обучиться тому, как помочь ребенку с аутизмом рассказывать о школе. Во-вторых, следует напоминать учителям о том, что ребенок не очень охотно делится тем, что происходит с ним школе, и что на него не стоит полагаться при передаче какой-либо важной информации для родителей. Через какое-то время дети зачастую обучаются тому, в какой именно информации о школе нуждаются их родители, и этот процесс постепенно отлаживается.
Помните о том, что даже самые типичные учащиеся средней школы переживают такие времена, когда они могут испытывать трудности с самоорганизацией, с установлением дружеских отношений и с академической нагрузкой. Это сложный период для всех подростков. Персонал всех школ должен быть готов к этим событиям и обладать необходимыми стратегиями помощи своим ученикам. Роль родителей заключается в формировании хороших рабочих взаимоотношений со школой и учителями, что даст им возможность объединить свои знания и опыт для того, чтобы сделать годы обучения аутичного ребенка в средней школе максимально успешными.